Тема образовательной деятельности: «Я и моя любимая семья». (образовательная область речевое развитие)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» пгт Тужа Кировской области
Технологическая карта образовательной деятельности.
Тема образовательной деятельности: «Я и моя любимая семья».
(образовательная область речевое развитие)
Вершинина Ирина Александровна
учитель-логопед, старший воспитатель
пгт Тужа, Кировской области
2025
Актуальность: в условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
Формировать у дошкольников семейные ценности на мой взгляд возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение нашей проблемы.
Взаимодействие педагога с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В образовательной программе дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.
Образовательная область, вид деятельности: речевое развитие (развитие речи).
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Лексическая тема: «Я и моя любимая семья».
Цель: Формирование представлений о семье как о любящих друг друга людях, живущих вместе и заботящихся друг о друге; повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: учить уважать старших, заботиться о младших, продолжать учить проявлять заботу о близких людях, учить создавать простейшее генеалогическое древо, уточнить знания детей о родственных отношениях в семье; учить детей подбирать определения к существительным, пополнять активный словарь по лексической теме «Семья».
Коррекционно-развивающие задачи: развивать логическое мышление, мелкую моторику, ориентацию в пространстве, развивать навыки грамматического строя речи, связную речь.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям, трепетное отношение к семейным традициям, формировать доброжелательное отношение к окружающим.
Интеграция образовательных областей: “Речевое развитие”, “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.
Основные понятия: семья, традиция, генеалогическое дерево
Форма организации образовательной деятельности: подгрупповая.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, активизация словаря, индивидуальная деятельность, дифференцированный подход.
Предварительная работа: анализ содержания пословиц по теме «Семья»; работа со словами, обозначающими степень родства; рассматривание иллюстраций с изображением членов семьи; объяснение понятий «традиции», «семья», «генеалогическое дерево», чтение произведений о семье, рисование на тему «Моя семья», использование дидактической игры «Опиши маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку».
Оборудование: мольберт, ноутбук, презентация на тему «Семья и семейные традиции», демонстрационный материал по теме, раздаточный материал по теме, дидактические пособия «Хорошо - плохо», «Рассели семейку», шаблон генеалогического дерева.
Планируемые результаты: Имеют первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляют уважение к своему и противоположному полу. Соблюдают элементарные общепринятые нормы, имеют первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремятся поступать хорошо; проявляют уважение к старшим и заботу о младших. Достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, используют речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения. Делают выводы, опираясь на личный опыт, имеющиеся знания. Умеют подвести итоги проделанной работе.
№ | Этапы образовательной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Время |
1 | Организационный этап. Постановка и принятие детьми цели занятия | Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех. Приветствие «Поделись добротой с друзьями» (дети становятся в круг и говорят слова - приветствие, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души.) - Сегодня мы вами отправимся с вами в гости! Педагог читает детям стихотворение: Терем, терем, теремок, Он и светел и высок. Счастлив каждый будет в нём Это наш родимый… ( «Дом») Кто живёт в нём? Расскажите. Кто там счастлив? Подскажите. Это … (папа), … (мама), … (Я). Это вся моя … (семья). | Дети здороваются. Дают друг другу руки. Дети слушают стихотворение, договаривают слова | 5 минут. |
- Ребята, вы догадались к кому в гости мы отправимся? - Верно, в гости к семье. - Вы знаете, кого называют семьёй? Что это такое? Рассматривание презентации слайды 2-6 | Дети отвечают на вопросы, концентрируют внимание, проявляют интерес, рассуждают. - Ответы детей. Рассматривают слайды, показывают и называют членов семьи, отвечают на вопросы педагога. | |||
2 | Основной этап. Проектирование решения возникшей проблемной ситуации и собственно выполнение действий Актуализация знаний. «Открытие» детьми новых знаний, способов действий Самостоятельное применение нового знания на практике либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение работы). Включение нового знания в систему знаний детей и повторение | - А у вас есть семья? - Кто живёт в вашей семье? Дидактическая игра «Засели семейку» - Скажите, какая ваша семья? Какие качества характера важны в вашей семье? Игра с мячом «Какой? Какая?» Мама – добрая красивая, ласковая….. Папа – сильный, смелый, храбрый… Семья – большая, дружная, крепкая…. Бабушка – любимая, добрая, заботливая… Дедушка – умный, сильный, веселый….. Дидактическая игра «Кто кем приходится?» -Кто девочка для папы? - Кто мальчик для папы? -Кто папа для бабушки? -Кто мама для папы? -Кто девочка для бабушки? -Кто мальчик для дедушки? -Кто папа для мамы? -Кто мальчик для девочки? - Какими бы словами ты описал идеальную семью? Демонстрирует сюжеты из жизни семьи. Игровое упражнение «Хорошо – плохо» Совместная уборка дома – это во многих семьях хорошая семейная традиция. А вы знаете, что это такое? Семейные традиции – это принятые в семье нормы, правила поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Например: рассматривание слайдов 7-13. А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка «Семейная зарядка» Осенью, весной, летом и зимой. Мы во двор выходим дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку, Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает, Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. А я сам бегу трусцой И качаю головой. Д/упр «Отгадай загадку» Отгадай загадку и скажи, кто делал зарядку? Кто научит гвоздь забить, Даст машиной порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята, Это наш любимый... Днем работает она, Вечером она — жена, Если праздник, она — дама, Кто же это? Моя… Кто всю жизнь работал, Окружал заботой Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии уж много лет Нестареющий наш… Свяжет носочки и сварит обед, Знает варенья старинный секрет, Часто печёт пироги и оладушки Наша хорошая, добрая … Совсем недавно в магазине Родители мои купили Мне не машинку и не книжку, Вовсе не плюшевого мишку, Не мяч, не водный пистолет, Нет, не игрушку, не конфет. Купили классную девчонку – Мне настоящую … Дать совет всегда уместный, Он всегда помочь мне рад: Добрый, умный и чудесный, Самый лучший в мире... Практическое упражнение «Моя семья» оформление генеалогического дерева. -Ребята я предлагаю вам заполнить генеалогическое дерево вашей семьи, на котором мы увидим всех ваших родных и близких. | Ответы детей. Дети заселяют свои дома членами своей семьи, рассказывают о них. Дети дают полные ответы какой должна быть семья. Дети встают в круг, ловят мяч и подбирают определения к членам своей семьи. Ответы детей: Девочка для папы дочь. Мальчик для папы сын. Папа для бабушки сын. Мама папина жена. Девочка бабушкина внучка. Мальчик дедушкин внук. Папа мамин муж. Мальчик брат девочки. Ответы детей (это семья, в которой все любят друг друга и помогают). Анализируют содержание сюжетов, дают свою оценку, высказывают мнение, формулируя его полным ответом. Дети дают свою оценку изображённым на карточках ситуациям поведения детей с помощью фишек (красная – отрицательная оценка, зелёная – положительная) Ответы детей. Дети внимательно рассматривают, ведут продуктивный диалог с педагогом, другими детьми, опираясь на свой жизненный опыт. Дети: Хлопки руками. Маршируют на месте. Взявшись за руки, образуют круг Руки поднять вверх и опустить. Присесть и встать. Руки на пояс, повороты туловища. Бег на месте. Наклоны головы вправо-влево. Дети отгадывают загадки. ПАПА МАМА ДЕД БАБУШКА СЕСТРУ БРАТ Дети оформляют генеалогическое дерево своей семьи, самостоятельно выбирая всех её членов. | 14 минут 10 минут
|
3 | Заключительный этап. Итог образовательной деятельности. | В завершение, совместно с детьми организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Что было сложно?», «Что узнали нового?», «Что понравилось?». Учитель-логопед отмечает: «Все молодцы, хорошо потрудились, справились с заданиями». | Дети отвечают на вопросы, выражают своё мнение. Дают оценку своей работе. Делятся впечатлениями о том, что понравилось, что было трудно. | 1 минута |
Рефлексия. | Посмотрите, какие замечательные деревья у вас получились. Обязательно возьмите и покажите своей семье. | Ответы детей. |
Список использованных источников:
- Косинова, Е. М. Лексическая тетрадь № 2 для занятий с дошкольниками / Е. М. Косинова. М. : Издательство ТЦ Сфера, 2009. – 32 с.
- Рындина, Е. В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР / Е. В. Рындина. СПб. : ООО Издательство Детство-Пресс, 2014. – 176 с.
- Селихова, Л. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет / Л. Г. Селихова: М. Издательство Мозаика – Синтез, 2008. – 96 с.
- Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду / Л. Н. Смирнова: М. Издательство Мозаика – Синтез, 2007. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по познавательно-речевому развитию на тему "Ветерок"
Цель: в игровой форме познакомить детей с некоторыми осенними явлениями.Задачи: познакомить с явлением листопада; учить выполнять движения по показу в соответствии с текстом стихотворения; тренировать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по познавательно-речевому развитию на тему "Зимушка-Зима!"
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи:Познакомить и рассмотреть с детьми снежинку (легкая, воздушная, белая).Уточнить понятия «высоко» - «низко»...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира в области познавательного развития в подготовительной к школе группе с использованием презентации на тему: «Космическое путешествие».
Программное содержание: 1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе, Дне Космонавтики, Юрии Алексеевиче Гагарине. Вызвать познавательный интерес к космосу и...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» (ФЦКМ) (организованная образовательная деятельность с детьми среднего возраста по направлению познавательно – речевое развитие).
путешествие в зимнем лесу...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет по познавательно – речевому развитию «Воспитание детей в казачьих семьях»
МБДОУ д/с № 51 «Красная шапочка» Конспектнепосредственно – образовательной деятельностидля детей 6 – 7 летпо познавательно – речевому развити...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы в области «Речевое развитие» «Наша Таня громко плачет»
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3 – 4 лет) в области «Речевое развитие» «Наша Таня громко плачет» (с исп...
