Использование картинок-символов при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Тукиш Татьяна Федоровна

          Материал предназначен для использования на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо показать ребенку на наглядных образцах, так как ведущими формами мышления в дошкольном возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

           В  игре с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Пособие разработано для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения и способы образования слов. Применение игр и упражнений на занятиях позволяют наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Использование картинок-символов для формирования грамматического строя речи

у детей с ОНР

На  занятиях по формированию лексико-грамматических категорий очень важно использовать наглядность. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо показать ребенку на наглядных образцах, так как ведущими формами мышления в дошкольном возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

В игре с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Наглядность необходима  для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения и способы образования слов. Применение игр и упражнений на занятиях позволяют наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.

Интересным вариантом наглядности являются пособия – символы.

 Имея некоторое количество символов для игр, всегда можно создавать новые символы - картинками и дидактические игры. Каждый символ имеет цель, оборудование, ход игры.

Как можно использовать картинки-символы.

1 вариант использования: картинки- символы крепятся на липучках к кубику, согласно конспекту занятия. С помощью кубика можно определять, в какую игру играть сначала, а в какую потом.

2 вариант использования: картинки - символы крепятся на магнитах к доске. Между ними рисуется дорожка. Детям нужно преодолеть все остановки – игры, чтобы добраться до нужного места.

Вот некоторые символы:

1.Символ «Кубик» - Д/игра «Весёлый счёт» (или «1,2,5»).

Цель: упражнять детей в согласовании числительных один, два, пять с существительными в роде и числе; актуализировать словарный запас по теме.

Оборудование: картинки с цифрами 1,2.5, предметы или картинки по теме.

 2.Символ «Человек-действие» - Д/игра «Назови действие».

Цель: развивать умение активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Оборудование: картинки или предметы по теме.

 3.Символ «Дом». Д/игра «Один, много».

Цель: дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

 4.Символ «Курица с яйцом» - Д/игра «Назови детеныша».

Цель: закрепление умения детей образовывать существительные, обозначающие детёнышей животных (птенцов), дифференцировать суффиксы.

Оборудование: картинки животных или птиц.

 5.Символ «Клоун» - Д /игра «Скажи наоборот».

Цель: закреплять умение подбирать слова с противоположным значением к разным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы); активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух.

Оборудование: картинки противоположностей.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Описывается система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:" Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) использованием метода наглядного моделирования

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,  учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и напра...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...