составление рассказа по картине Мы копаем картошку с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

конспект поможет составить ход занятия по составлению рассказа по картине "Мы копаем картошку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine_my_kopaem_kartoshku.docx748.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида

Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Конспект

Занятия по развитию речи

детей подготовительной к школе группы

«Составление творческого рассказа по картине «Мы копаем картошку»

Подготовила и провела 

тифлопедагог

Ушакова Ольга Владиславовна

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2024 г.

Цель: формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине, с включением диалога.

Задачи: 

  1. Обучающие:
  • Продолжать формировать умение детей составлять диалог, соответствующий сюжету картины.
  1. Развивающие:
  • Упражнять в использовании сложных предложений.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать желание взаимодействовать друг с другом, свободно общаться со сверстниками и педагогом в ходе образовательной деятельности (с использованием элементов сингапурской технологии общения детей).
  • Воспитывать уважение друг к другу, формировать умение дослушивать товарища до конца, вежливо указывать на возможные ошибки.
  1. Коррекционные:
  • Развивать внимание, мышление, память, речь.
  • Развивать творческое воображение.

Предварительная работа:

  • индивидуальная и групповая работа по рассматриванию картины педагогами группы (учитель-дефектолог-тифлопедагог, учитель-логопед);
  • тематические занятия по теме «Овощи – фрукты»
  • посадки лука и чеснока на зелень с рассматриванием земли, ее свойств
  • составление диалогов с использованием игрушек

Пособия, материалы и оборудование:

- стойки-подставки для работы в парах;

- стулья для детей;

- фланелеграф с сюжетным изображением картины «Мы копаем картошку»;

- набор фигур-героев картины по количеству детей;

- карточки с названиями частей рассказа: «начало», «середина», «конец»

- карточки символы для напоминания, о чем говорить в каждой части рассказа (для выстраивания алгоритма рассказывания) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и 2

Ход образовательной деятельности:

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Игра с картофелинами «Себе – тебе»

2мин.

Дети входят в группу, стоят свободно, рядом с педагогом

- ребята, давайте вспомним игру «Себе – тебе», только будьте внимательны темп игры увеличивается, задания быстро сменяются

Дети выполняют правила игры под диктовку взрослого

Давайте соберем картофель в ведро, но положить свою картофелину вы сможете только, после того как назовете характеристику «картофелина какая?»

Ответы детей:

- красная

- желтая

- маленькая

- большая

-шершавая

- гладкая

- бугристая

- сырая

-гнилая

- округлая…

Основная часть

Уточняющие вопросы

2мин

Дети сидят полукругом перед педагогом, картина перед глазами детей

Игра с мячом

Вопросы, направленные на то, чтобы дети вспомнили основные детали сюжета картины.

- как можно сказать про осень на картине, она какая

- золотая, ранняя, сентябрьская, теплая, дивная…

- как можно сказать про осенний день, при условии хорошей погоды

- солнечный, хороший, теплый, отличный, безоблачный, ясный…

- как можно сказать про семью, в которой все дружат и весело общаются

- дружная, веселая, сплоченная, активная, любящая, крепкая, классная, открытая…

- как называется домохозяйство (поселение) из одного или нескольких домов, которое находится на некотором отдалении от деревни.

 - такое поселение называется хутор

- как можно сказать про землю на картофельном поле или огороде по цвету и по  

- черная, коричневая, серая…;

- сыпучая, комковатая, легкая, тяжелая, сухая, сырая, жирная…

Физкультурная пауза

Игра со сменой поз рук

1мин

Дети стоят свободно

Показывают «Лопата - картофель»

Основная часть

Постановка задачи

8мин

Дети свободно размещаются перед фланелиграфом, на котором размещена картина и слова «начало», «середина», «конец» (эти слова являются для детей символами частей рассказа)

- мы сегодня с вами будем составлять рассказ по картине «Мы копаем картошку»

Напомните мне из каких частей состоит рассказ (педагог указкой показывает на слова символы)

Дети называют: - «начало», «середина», «конец»

- что обычно нужно сказать в начале

(выставляются картинки символы – осень, солнечный денек…)

- как можно сказать, где и когда происходит дело на нашей картине, начните свой ответ со слов однажды или это было

(сначала слово надо дать более успешному в составлении рассказов, ребенку)

Педагог все время наводящими вопросами стимулирует детей называть прилагательные

-где и когда происходило событие

— Это было на хуторе золотой осенью. День был теплый.

или

- Однажды осенью на хуторе выдался теплый денек

Что мы скажем в середине рассказа

(картинки символы – семья, копаем картошку, изображение папы, мамы, детей)

Правильно в этой части расскажем о семье, как они дружно вышли на огород, как работали, кто, что делал (что делал папа, мама, брат, сестра).

О том как семья выкапывала картофель

А еще ребята мы добавим диалог героев. Что это такое.

При диалоге люди обращаясь друг к другу называют собеседника по имени или ласково

Как могут обращаться друг к другу дети

Как могут обращаться друг к другу родители

-  диалог — это когда герои разговаривают друг с другом

- братик, сестричка, по имени (Алена, Светик.., Андрюша, Егор…), ласково Ежик, Лисичка…

По имени или ласково (дорогой, любимая…)

Как вы думаете, кто с кем может в данный момент общаться.

О чем может поговорить мама с папой

О чем могут разговаривать дети

Педагог всегда поддерживает предложения детей

Когда будете создавать диалог, не забудьте уточнять кто сказал и кто ответил – это называется слова автора в диалоге.

Например:

Мама папе сказала: - Дорогой, наши дети очень хорошо потрудились, мы можем устроить праздник с печеной картошкой.

Я с тобой согласен – ответил папа.

Мама с папой;

Брат с сестрой

- о том, что будет на обед

- о том, что надо порадовать детей

- ….

- попросить о помощи

- о прогулке после окончания работы

- о …

О чем нужно сказать в конце

О том чем все закончилось.

Составлять рассказы вы будете парами.

Выберите себе героя на столе.

Кто выбрал изображение мамы в пару ищете того, кто взял изображение папы; кто взял изображение брата - сестру

Дети выбирают героя и разбиваются на пары.

Основная часть

Самостоятельная работа

8 мин

Педагог подходит к парам, помогает, тем кто не может начать, поправляет при необходимости правильность построения фразы.

Дети выбирают себе место, чтобы было видно картину, но, чтобы им никто не мешал.

Основная часть

Выслушивание рассказов (если в группе 12 детей, то будет составлено 6 рассказов, на одном занятии их выслушать невозможно, поэтому педагог предлагает сначала выслушать рассказ самой сильной пары (выступает как образец) и самой слабой пары с помощью педагога (дети могут забыть, что придумали)

Остальные рассказы можно постепенно выслушать в процессе других режимных моментов.

6мин.

Дети возвращаются в общий полукруг

Педагог предлагает прослушать рассказы

Дети парами рассказывают

Рефлексия

Панно со смайликами с разными настроениями

- Отметьте напротив своей фотографии, какое у вас настроение после занятия и почему.

Дети отмечают.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный сюжетный рассказ по картине «Мы копаем картошку»

Карточки – символы

Наступила золотая осень.

День был теплый.

На хуторе дружная семья из 4 человек встала рано, потому что пришло время копать картошку.

Картофель у них был посажен разных сортов: красный и желтый.

Папа выкапывал картошку. Земля была сухая и копать было легко.

Мама собирала картофель в ведра. Работала мама быстро и ловко.

Маме помогала дочка Аленка. У нее было маленькое желтое ведро, но даже его было тяжело носить. Аленка очень старалась.

Мама и Аленка переносили ведра к Алеше. Он сортировал картофель, раскладывал в разные мешки.

Аленка подошла к Алеше и сказала: - мама попросила тебе помочь перебирать картошку, что нужно делать?

Алеша ответил: - желтую клади в мешок, а красную оставляй на клеенке. А если попадется гнилая, откидывай.

А в это время мама папе сказала: - наши дети очень хорошо и дружно работают, давай их порадуем и устроим праздник.

Давай – ответил папа.

После того как семья выкопала картошку и перевезла ее домой, они отдохнули.

А вечером у них был праздник. Всем было весело.

Список используемой литературы:

  1. Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием, для слепых детей, с тяжёлыми нарушениям речи, фонетико-фонематическими нарушениями речи, задержкой психического развития и иными ограниченными возможностями здоровья) ГБДОУ детского сада № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Речевое развитие» Составление рассказа по репродукции картины «Лиса с лисятами».

Составление рассказа по репродукции картины«Лиса с лисятами». (с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...

Конспект НОД по развитию связной речи "Составление рассказов по картинкам на тему «Зимние забавы» , для подготовительной к школе группы.

Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: Составление рассказов по картинками на тему "Зимние забавы", для подготовительной к школе группы....

восприятие картины детьми подготовительной к школе группы Мы копаем картошку

конспект предназначен для составления хода занятия по рассматриванию картины "Мы копаем картошку"...

восприятие картины детьми подготовительной к школе группы Мы копаем картошку 2

конспект предназначен для составления хода занятия по рассматриванию картины "Мы копаем картошку"...