составление рассказа по картине Мы копаем картошку с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
конспект поможет составить ход занятия по составлению рассказа по картине "Мы копаем картошку"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 748.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида
Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Конспект
Занятия по развитию речи
детей подготовительной к школе группы
«Составление творческого рассказа по картине «Мы копаем картошку»
Подготовила и провела
тифлопедагог
Ушакова Ольга Владиславовна
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2024 г.
Цель: формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине, с включением диалога.
Задачи:
- Обучающие:
- Продолжать формировать умение детей составлять диалог, соответствующий сюжету картины.
- Развивающие:
- Упражнять в использовании сложных предложений.
- Воспитательные:
- Воспитывать желание взаимодействовать друг с другом, свободно общаться со сверстниками и педагогом в ходе образовательной деятельности (с использованием элементов сингапурской технологии общения детей).
- Воспитывать уважение друг к другу, формировать умение дослушивать товарища до конца, вежливо указывать на возможные ошибки.
- Коррекционные:
- Развивать внимание, мышление, память, речь.
- Развивать творческое воображение.
Предварительная работа:
- индивидуальная и групповая работа по рассматриванию картины педагогами группы (учитель-дефектолог-тифлопедагог, учитель-логопед);
- тематические занятия по теме «Овощи – фрукты»
- посадки лука и чеснока на зелень с рассматриванием земли, ее свойств
- составление диалогов с использованием игрушек
Пособия, материалы и оборудование:
- стойки-подставки для работы в парах;
- стулья для детей;
- фланелеграф с сюжетным изображением картины «Мы копаем картошку»;
- набор фигур-героев картины по количеству детей;
- карточки с названиями частей рассказа: «начало», «середина», «конец»
- карточки символы для напоминания, о чем говорить в каждой части рассказа (для выстраивания алгоритма рассказывания) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и 2
Ход образовательной деятельности:
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Вводная часть (организационный момент) Игра с картофелинами «Себе – тебе» 2мин. | Дети входят в группу, стоят свободно, рядом с педагогом | - ребята, давайте вспомним игру «Себе – тебе», только будьте внимательны темп игры увеличивается, задания быстро сменяются | Дети выполняют правила игры под диктовку взрослого |
Давайте соберем картофель в ведро, но положить свою картофелину вы сможете только, после того как назовете характеристику «картофелина какая?» | Ответы детей: - красная - желтая - маленькая - большая -шершавая - гладкая - бугристая - сырая -гнилая - округлая… | ||
Основная часть Уточняющие вопросы 2мин | Дети сидят полукругом перед педагогом, картина перед глазами детей | Игра с мячом Вопросы, направленные на то, чтобы дети вспомнили основные детали сюжета картины. | |
- как можно сказать про осень на картине, она какая | - золотая, ранняя, сентябрьская, теплая, дивная… | ||
- как можно сказать про осенний день, при условии хорошей погоды | - солнечный, хороший, теплый, отличный, безоблачный, ясный… | ||
- как можно сказать про семью, в которой все дружат и весело общаются | - дружная, веселая, сплоченная, активная, любящая, крепкая, классная, открытая… | ||
- как называется домохозяйство (поселение) из одного или нескольких домов, которое находится на некотором отдалении от деревни. | - такое поселение называется хутор | ||
- как можно сказать про землю на картофельном поле или огороде по цвету и по | - черная, коричневая, серая…; - сыпучая, комковатая, легкая, тяжелая, сухая, сырая, жирная… | ||
Физкультурная пауза Игра со сменой поз рук 1мин | Дети стоят свободно Показывают «Лопата - картофель» | ||
Основная часть Постановка задачи 8мин | Дети свободно размещаются перед фланелиграфом, на котором размещена картина и слова «начало», «середина», «конец» (эти слова являются для детей символами частей рассказа) | - мы сегодня с вами будем составлять рассказ по картине «Мы копаем картошку» Напомните мне из каких частей состоит рассказ (педагог указкой показывает на слова символы) | Дети называют: - «начало», «середина», «конец» |
- что обычно нужно сказать в начале (выставляются картинки символы – осень, солнечный денек…) - как можно сказать, где и когда происходит дело на нашей картине, начните свой ответ со слов однажды или это было (сначала слово надо дать более успешному в составлении рассказов, ребенку) Педагог все время наводящими вопросами стимулирует детей называть прилагательные | -где и когда происходило событие — Это было на хуторе золотой осенью. День был теплый. или - Однажды осенью на хуторе выдался теплый денек | ||
Что мы скажем в середине рассказа (картинки символы – семья, копаем картошку, изображение папы, мамы, детей) Правильно в этой части расскажем о семье, как они дружно вышли на огород, как работали, кто, что делал (что делал папа, мама, брат, сестра). | О том как семья выкапывала картофель | ||
А еще ребята мы добавим диалог героев. Что это такое. При диалоге люди обращаясь друг к другу называют собеседника по имени или ласково Как могут обращаться друг к другу дети Как могут обращаться друг к другу родители | - диалог — это когда герои разговаривают друг с другом - братик, сестричка, по имени (Алена, Светик.., Андрюша, Егор…), ласково Ежик, Лисичка… По имени или ласково (дорогой, любимая…) | ||
Как вы думаете, кто с кем может в данный момент общаться. О чем может поговорить мама с папой О чем могут разговаривать дети Педагог всегда поддерживает предложения детей Когда будете создавать диалог, не забудьте уточнять кто сказал и кто ответил – это называется слова автора в диалоге. Например: Мама папе сказала: - Дорогой, наши дети очень хорошо потрудились, мы можем устроить праздник с печеной картошкой. Я с тобой согласен – ответил папа. | Мама с папой; Брат с сестрой - о том, что будет на обед - о том, что надо порадовать детей - …. - попросить о помощи - о прогулке после окончания работы - о … | ||
О чем нужно сказать в конце | О том чем все закончилось. | ||
Составлять рассказы вы будете парами. Выберите себе героя на столе. Кто выбрал изображение мамы в пару ищете того, кто взял изображение папы; кто взял изображение брата - сестру | Дети выбирают героя и разбиваются на пары. | ||
Основная часть Самостоятельная работа 8 мин | Педагог подходит к парам, помогает, тем кто не может начать, поправляет при необходимости правильность построения фразы. | Дети выбирают себе место, чтобы было видно картину, но, чтобы им никто не мешал. | |
Основная часть Выслушивание рассказов (если в группе 12 детей, то будет составлено 6 рассказов, на одном занятии их выслушать невозможно, поэтому педагог предлагает сначала выслушать рассказ самой сильной пары (выступает как образец) и самой слабой пары с помощью педагога (дети могут забыть, что придумали) Остальные рассказы можно постепенно выслушать в процессе других режимных моментов. 6мин. | Дети возвращаются в общий полукруг | Педагог предлагает прослушать рассказы | Дети парами рассказывают |
Рефлексия | Панно со смайликами с разными настроениями | - Отметьте напротив своей фотографии, какое у вас настроение после занятия и почему. | Дети отмечают. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерный сюжетный рассказ по картине «Мы копаем картошку»
Карточки – символы
Наступила золотая осень. | |
День был теплый. | |
На хуторе дружная семья из 4 человек встала рано, потому что пришло время копать картошку. | |
Картофель у них был посажен разных сортов: красный и желтый. | |
Папа выкапывал картошку. Земля была сухая и копать было легко. | |
Мама собирала картофель в ведра. Работала мама быстро и ловко. | |
Маме помогала дочка Аленка. У нее было маленькое желтое ведро, но даже его было тяжело носить. Аленка очень старалась. | |
Мама и Аленка переносили ведра к Алеше. Он сортировал картофель, раскладывал в разные мешки. | |
Аленка подошла к Алеше и сказала: - мама попросила тебе помочь перебирать картошку, что нужно делать? Алеша ответил: - желтую клади в мешок, а красную оставляй на клеенке. А если попадется гнилая, откидывай. | |
А в это время мама папе сказала: - наши дети очень хорошо и дружно работают, давай их порадуем и устроим праздник. Давай – ответил папа. | |
После того как семья выкопала картошку и перевезла ее домой, они отдохнули. А вечером у них был праздник. Всем было весело. |
Список используемой литературы:
- Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием, для слепых детей, с тяжёлыми нарушениям речи, фонетико-фонематическими нарушениями речи, задержкой психического развития и иными ограниченными возможностями здоровья) ГБДОУ детского сада № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа с использованием мнемотаблицы на тему «Весна красна» (подготовительная к школе группа)
Составление рассказа с использованием мнемотаблицы на тему «Весна красна»...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Речевое развитие» Составление рассказа по репродукции картины «Лиса с лисятами».
Составление рассказа по репродукции картины«Лиса с лисятами». (с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...

Конспект НОД по развитию связной речи "Составление рассказов по картинкам на тему «Зимние забавы» , для подготовительной к школе группы.
Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: Составление рассказов по картинками на тему "Зимние забавы", для подготовительной к школе группы....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие», тематический блок «Развитие речи» тема: Весна (составление рассказов с наглядной опорой на серию сюжетных картинок) (подготовительная к школе группа компен
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «СЕМЬЯ»
Конспект занятия "Составление рассказа по картине "Семья"...
восприятие картины детьми подготовительной к школе группы Мы копаем картошку
конспект предназначен для составления хода занятия по рассматриванию картины "Мы копаем картошку"...
восприятие картины детьми подготовительной к школе группы Мы копаем картошку 2
конспект предназначен для составления хода занятия по рассматриванию картины "Мы копаем картошку"...


















