«Использование игровой технологии–камешки Марблс в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Лачкова Татьяна Алексеевна

Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков. С камешками Марблс можно организовывать коллективные, подгрупповые, индивидуальные формы работы с детьми. Камешки  Марблс  помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий. Игры с шарами Марблс – это физическое и умственное развитие детей, в связи с этим, актуальным становится применение нетрадиционных игр с использованием камней Марблс  в целях всестороннего развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровой технологии–камешки Марблс в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков.

 Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические Марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей.

Стеклянный шарик Марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные).

Камешки Марблс (в переводе «шляпка от гвоздя») – удобны в применении, они не перекатываются. Они также берут свое начало от игрушек древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, соль, пыль, янтарь и каплю воды.

Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность Марблс вызывает интерес у современных детей, несмотря на богатый выбор новейших, высокотехнологичных игрушек.

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой-"мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Камешки Марблс – это универсальная игра для всех возрастных категорий детей. В магазинах предлагается широкий выбор наборов камешков, которые могут быть использованы в работе разных специалистов ДОО.

С камешками Марблс можно организовывать коллективные, подгрупповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Камешки  Марблс  помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, но и также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня и стали камешки Марблс.

Использование нетрадиционных методов в работе воспитателя повышает эффективность познавательного процесса, речевого и сенсомоторного развития у детей. Новым подходом в организации образовательного процесса является то, что в ходе игровых заданий и упражнений с одной стороны, решением сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности. Выбранная нами тема является актуальной, ведь всестороннее развитие воспитанников в обучении происходит через игру.

Игры с шарами Марблс – это физическое и умственное развитие детей, в связи с этим, актуальным становится применение нетрадиционных игр с использованием камней Марблс  в целях всестороннего развития дошкольников.

Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, средством повышения работоспособности головного мозга". Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Игры с камнями оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Работа с разноцветными камнями вызывает положительную реакцию ребенка: радость, улыбку, положительные эмоции. В силу радостных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным, с её помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.

Задачи работы с применением Марблс :

-развивают сенсорику, обследовательские действия;

-расширяют представления об окружающей действительности и словарный запас;

- способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;

- развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;

- развивают навыки порядкового и количественного счета;

- способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

-развивают чувство ритма, цвета, композиции;

- развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;

- способствуют развитию воображения и творчества;

Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс обязательно следует соблюдать ряд рекомендаций:

- Следует соблюдать гигиену рук;

- Следует соблюдать осторожность при игре, так как камешки хрупкие;

- Следует соблюдать безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого;

- Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.

Камешки «Марблс» можно  широко применять в образовательной области «Познавательное развитие».

Например, с целью формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине мы обычно предлагаем игру «Мозаика» из Марблс, где нужно выложить узор по образцу с обязательным использованием шаблонов к заданию и словесным обозначением цвета, формы и величины камешка.

С этой же целью я  предлагаю выкладывать камешки в определенной последовательности: например, разложить их по размеру от маленького к большому или наоборот, или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Далее ребенок сам должен придумать свой «узор» и продолжить ряд.

Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, геометрические фигуры.

В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» я использую различные игры, одной из которых является игра «Хорошо или плохо!». Детям предлагаются картинки с различными ситуациями, где они с помощью красного камешка отмечают, что это плохо, с помощью зеленого камешка, что это хорошо.

В речевом развитии в младшей группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.

В художественно-эстетическом развитии камешки марблс я использую следующим образом : дети выкладывают различные предметы окружающего мира (цветы, животных и т. д.) по контуру, по схемам. Это способствует развитию зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, воображения.

В физическом развитии мы тоже используем камешки «Марблс». Вариантов множество, например, нужно выполнить столько приседаний или прыжков, сколько камешков дети видят на столе (такие задания можно использовать во время динамической паузы на занятиях).

Также с целью развития мелкой моторики рук и воздействия через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, появления ощущения легкости, радости, мы учим детей выполнять самомассаж с помощью марблс. Эта процедура очень нравится детям и доставляет им удовольствие.

При целенаправленном использовании камешков на занятиях у детей развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, формируется интерес, стремление к самостоятельности. Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии. По многочисленным наблюдениям коллег использование в работе камешков Марблс имеет благоприятный прогноз в дальнейшем обучении. Дети более успешны в общении со сверстниками и взрослыми, имеют хороший запас знаний и умений, у них лучше развиты психические процессы, у многих детей повышается общий уровень познавательного развития.

Камешки Марблс - настоящий клад, благодаря которому детство наших детей будет особенным и счастливым. Набор таких чудесных камней – палочка выручалочка для педагогов и родителей. С ними можно организовать интересную и увлекательную деятельность с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

ДОКЛАД: Использование малых форм фольклора в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ        Все что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего на...

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

В статье  «Взаимодействие  учителя-логопеда и специалистов ДОУ  с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» р...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с национальным, культурным и историческим наследием страны.

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, материал может быть использован при подготовке квеста для воспитанников....

Мастер-класс по использованию игровой ширмы по ПДД в работе с детьми младшего дошкольного возраста

В младшей  группе для обогащения и развития ППРС была создана игровая ширма по ПДД и сшиты чехлы на стулья «Машины специального назначения». Данные  пособия  привлекает дете...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал раскрывает особенности организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность проблемы обосновывается использованием игровых развив...