Рукодельное искусство как способ развития детского творчества.
статья по коррекционной педагогике
В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Содержание образовательной области “Художественно-эстетическое развитие” направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 432.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рукодельное искусство как способ развития детского творчества
Автор: учитель дефектолог государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №36 Пушкинского района Чиж Алеся Вячеславовна.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев,…Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума…
В.А. Сухомлинский.
В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Содержание образовательной области “Художественно-эстетическое развитие” направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Этот даёт нам возможность обратить особое внимание на развитие детского творчества, потому как в этом направлении педагог может реализовать свой потенциал, что будет способствовать формированию разносторонне-развитой личности ребёнка.
Что поможет педагогам в реализации задачи по развитию детского творчества?
Для реализации данной задачи необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, особенно у детей с нарушением речи.
По мнению И.П. Павлова: "Речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга". Развитие речи детей напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук и, исходя из этого, тренировка движений пальцев является одним из главных факторов. Ввиду того, что в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речи, можно считать проблему развития координации движения пальцев рук - актуальной.
Одним из способов развития детского творчества, способствующего совершенствованию тонкой мускулатуры рук, является, такие виды рукодельного искусства как валяние шерсти, квиллиг, декупаж и т.п. К тому же интересен не только процесс изготовления поделок с помощью выше указанных видов рукоделия, но и сама история их возникновения.
Валяние шерсти - это рукодельная техника создания из непряденой шерсти игрушек, одежды и др. предметов. Для валяния используют только натуральную шерсть, потому что именно она обладает качеством сваливания при механической или тепловлажной обработке.
Как получаются валяные вещи? В основе валяния из войлока лежит принцип переплетения, спутывания и сцепления шерстинок. Валять можно только из натуральной шерсти, искусственная шерсть для этого не годится. Поверхность натуральных шерстинок покрыта маленькими чешуйками, при воздействии на шерсть воды и мыла (щелочной среды) чешуйки сцепляются друг с другом, в результате получается материал – войлок. Слово «войлок» переводится с тюркского, как «покров».
По легенде первая валяная вещь появилась в Ноевом ковчеге… Овцы, плывшие в ковчеге, стояли в тесных стойлах. Их шерсть падала на пол и намокала, овечки копытами сбивали и стаптывали её. Когда же животные покинули ковчег, на полу остался лежать шерстяной коврик.
В России валяние из шерсти появилось вместе с приходом татаро-монгольского ига и благодаря суровым зимам отлично прижилось. Самое знаменитое валяное изделие на Руси, конечно же, валенки!
Существует два основных способа валяния из шерсти: сухое валяние – с помощью игл и мокрое валяние, которое в свою очередь можно разделить на мокрое валяние вручную и валяние в стиральной машине.
Сухое валяние больше напоминает лепку, шерсть уплотняется специальными иглами с насечками. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти. Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти. Втыкая иглы в шерсть, расположенную на губке, - шерсть уплотняют (сваливают), добиваясь необходимой формы (при объемном валянии) или толщины шерстяного слоя (при валянии плоских деталей). Таким способом можно изготовить объёмные предметы из войлока: игрушки, украшения и др.
Мокрое валяние - валяние руками с помощью воды и мыла. При этом способе валяния - шерсть, разложенную слоями, пропитывают мыльным раствором и поглаживают (трут) руками, постепенно увеличивая усилия. При этом, под воздействием щелочной среды и рук, волокна шерсти плотно переплетаются и получается войлок. Тонкий войлок называют фетром. Способом мокрого валяния можно изготавливать шарфики, коврики, полотно и некоторые объемные изделия, например бусины, цветы и валенки.
Обладая умениями валяния шерсти вы можете изготовить как очень простые вещи, например, бусы, так и очень сложные: сумки, картины, одежду. Все зависит лишь от вашего желания и фантазии!
Вы сможете потом научить этому искусству даже вашего ребенка, валять из шерсти могут даже очень маленькие дети, например - бусины или толстые веревочки, из которых, с помощью взрослых, можно сделать игрушку или украшение. Время, проведенное в таком совместном творчестве очень полезно для психики и для развития моторики ребенка.
Задачи:
- Познакомить ребят со способами получения шерстяной ткани методом валяния;
- Научить валять шерсть мокрым способом;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать чувство вкуса.
Оборудование: плёнка упаковочная с пузырьками размером 20×20 см; кусок тюлевой ткани размером 20×20 см; жидкое мыло; вода; мотки разноцветной шерсти, вискоза.
Этапы изготовления:
- Позволить детям выбрать любой понравившейся цвет нетканой шерсти.
- На пленку выложить ворсинки шерсти в горизонтальном и вертикальном направлении.
- Аккуратно накрыть тюлевой тканью.
- Тщательно мочить теплой водой поверхность заготовки.
- Выдавить капельку жидкого мыла в центр.
- Круговыми движениями ладоней начинаем валяние, образуя обильную пену.
- После образования ткани, снять тюль и продолжить валять до жесткой поверхности материала.
- Промыть полученную ткань под теплой проточной водой.
- Для валяния бусин, выкладываем шерсть в виде горки ворсинок.
- Катаем шар сначала сухим, уменьшая в размере до 3-х раз
- Затем катаем шар, намочив в мыльном растворе, до плотности бусины.
- Из полученных материалов делаем бусы, цветы и т.д.
Квиллинг – (анг. Qulling – от слова quill (птичье перо) – искусство бумагокручения в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Задачи:
- Познакомить с новым видом рукодельного творчества, объяснив его происхождение;
- Развивать мелкую моторику, глазомер, цветоощущение;
- Развивать эстетический вкус и воображение;
- Пополнить словарный запас;
- Воспитывать усидчивость и самостоятельность.
Оборудование: Полоски двухсторонней цветной бумаги длинной 20-25 см шириной 5-7 мм; клей-карандаш; трафареты; цветной картон; зубочистки.
Этапы изготовления аппликации методом квиллинга:
- Нарезать полоски двухсторонней цветной бумаги шириной 3-5 мм (можно использовать устройство для уничтожения документов - шредер).
- На зубочистку закрутить полоску в спираль, снять спиральку с зубочистки и раскрутить до нужного размера, приклеив край, для избегания дальнейшего раскручивания.
- Полученные заготовки, наклеить на заготовленный эскиз рисунка.
- Аппликацию поместить в рамочку и использовать по назначению.
Декупаж: (от французского decoupage- существительное, «то, что вырезано») – это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью бумажных мотивов. Самый популярный материал для декупажа – это трехслойные салфетки.
Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.
Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.
Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и её придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции.
В Англии декупаж вошёл в обиход широких слоёв населения в Викторианскую эпоху, когда в большом количестве появились доступные листы с отпечатанными коллекциями для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.
Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д. В России интерес к декупажу возник в начале XXI века,и эта техника в нашей стране получила подлинно массового распространения.
Задачи:
- Познакомить с новым видом творчества;
- Развивать внимание и аккуратность;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать творческое мастерство.
Оборудование: пластиковые стаканы, трехслойные салфетки, подарочный пакет с различными рисунками, акриловые краски, клеевой гель, вода, кисти, губки.
Этапы изготовления:
- Разделить 3-хслойные салфетки на части, если использовать бумажный мотив, то необходимо его размочить в воде и скатать белый слой, чтобы получилась более тонкая заготовка.
- На поверхность заготовки наносится клей ПВА, или клей развести с водой и закрасить бумажный мотив кистью по верху рисунка.
- Поролоновой губкой по контуру мотива нанести акриловую краску, скрывая переход от поверхности бумажного слоя и декорируемого образца.
- С помощью блестящего клеевого геля украсить изделие, и дать время для высыхания.
- Полученное изделие, использовать по назначению.
Как видно из описанного выше, в каждом из видов рукодельного искусства требуется усидчивое внимание ребёнка, аккуратность в изготовлении изделий и точная координация движения пальцев рук. Основываясь на этом, можно сделать вывод о том, что применение художественно-эстетических мастер-классов в дошкольных образовательных учреждениях по декупажу, валянию шерсти, квиллигу и т.п. помогают детям дошкольного возраста развивать свои творческие способности. К тому же красота и привлекательность изделий, сделанные руками детей, пусть даже с помощью взрослого, намного ценнее, чем те, которые приобретены в магазине.
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. науч. трудов. – М., 1982.
- Дженкинс Джейн «Трехмерный квиллинг», издательство КОНТЭНТ, 2011г.
- Патриция Наве Черутти «Декупаж. Декоративная отделка предметов интерьера, посуда, аксессуаров»
- Сайт: школа рисования для взрослых, Artерия: artery-scool.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского творчества на занятиях по рисованию нетрадиционными способами
Каждый ребенок по своей природе фантазер и волшебник. Он может превратить старую табуретку в красивый замок, сделать Бабу Ягу доброй, победить Бармалея волшебным мечом....

Тренинг «Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте»
Тренинг "Способы развития детского речевого творчества в старшем дошкольном возрасте"...

«Развитие детского творчества детей дошкольного возраста через разнообразные виды искусств»
«Художественно - эстетическое развитие творчества дошкольников через продуктивные виды деятельности и музыку.»...
Сценарий семинара-практикума для воспитателей. Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества».
Цель семинара: 1. Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского творчества.2....

Влияние народного искусства на развитие детского творчества
В статье представлен опыт работы по развитию детского творчества в ДОУ....

Презентация "Влияние народного искусства на развитие детского творчества"
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....
Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»
Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...




