Конспект логопедического занятия по теме «Овощи» для детей старшей группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по теме «Овощи» для детей старшей группы (5-6 лет)
с общим недоразвитием речи, заикание.
/подгрупповая форма работы/
Цель: Закреплять умение пользоваться шёпотной речью с формированием правильного речевого дыхания. Закрепление знаний об овощах.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять умение детей классифицировать предметы по теме "Овощи»;
- приобщать детей к здоровому образу жизни. Формировать представление о том, что овощи и фрукты содержат в себе витамины, и употребление их в пищу полезно для здоровья;
Развивающие:
- Развивать речевое дыхание.
- Вырабатывать навык говорить весь речевой материал в шёпотном режиме.
- Формировать правильный ритм речи. Работа над передачей правильной восклицательной интонации в речи.
- Развивать грамматический строй речи. Словообразование. Повторить знания о родственных словах.
- Закреплять знания звуко-слоговой структуры слова. Закреплять умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение хорового проговаривания стихотворного текста.
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать связную речь используя наглядный материал.
- Развивать мимическую моторику, мелкую и общую.
- Развивать образное мышление, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, уважение к своим товарищам.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, художественное слово, игра.
Оборудование и материалы: цветные карандаши, шаблоны овощей, рисунки огорода, иллюстрации с изображением овощей, корзина с муляжами овощей, мешок, резиновые мячи, разрезные картинки с изображением овощей.
Методы и приемы: психологический настрой, мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и вопросы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕРГИЕВ ПОСАД «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» /ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ /
Выполнила: учитель-логопед
Южанина София Анатольевна
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по теме «Овощи» для детей старшей группы (5-6 лет)
с общим недоразвитием речи, заикание.
/подгрупповая форма работы/
Цель: Закреплять умение пользоваться шёпотной речью с формированием правильного речевого дыхания. Закрепление знаний об овощах.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять умение детей классифицировать предметы по теме "Овощи»;
- приобщать детей к здоровому образу жизни. Формировать представление о том, что овощи и фрукты содержат в себе витамины, и употребление их в пищу полезно для здоровья;
Развивающие:
- Развивать речевое дыхание.
- Вырабатывать навык говорить весь речевой материал в шёпотном режиме.
- Формировать правильный ритм речи. Работа над передачей правильной восклицательной интонации в речи.
- Развивать грамматический строй речи. Словообразование. Повторить знания о родственных словах.
- Закреплять знания звуко-слоговой структуры слова. Закреплять умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение хорового проговаривания стихотворного текста.
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать связную речь используя наглядный материал.
- Развивать мимическую моторику, мелкую и общую.
- Развивать образное мышление, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, уважение к своим товарищам.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, художественное слово, игра.
Оборудование и материалы: цветные карандаши, шаблоны овощей, рисунки огорода, иллюстрации с изображением овощей, корзина с муляжами овощей, мешок, резиновые мячи, разрезные картинки с изображением овощей.
Методы и приемы: психологический настрой, мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и вопросы.
Весь ревой материал на занятии проговаривается учителем-логопедом и детьми шёпотом в неторопливом темпе на выдохе.
I этап
I. Организационный момент:
Релаксационная минутка.
Звучит спокойная релаксационная мелодия по выбору логопеда. Дети заходят в кабинет и ложатся на ковёр, закрывают глаза и стараются максимально расслабиться.
Логопед: Нам хорошо и спокойно. Ручки отдыхают, ножки отдыхают и спокойный язычок расслаблен у себя в «домике».
- Ребята, открываем глаза. Скажите, какие правила речи вы помните.
Дети: говорить на выдохе, плавно, нараспев, говорить шёпотом.
Логопед: на этой неделе мы говорим только шёпотом, не только на занятии, но и дома с членами семьи. Кто правильно выполняет наши правила на занятии, того за каждый правильный ответ ждёт приз.
Логопед: Послушайте загадку, отгадайте ее:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Дети: Осенью!
II этап
II. Вводная часть:
Логопед: Правильно, это осень. А как вы догадались что это время года осень? Осень — это прекрасная пора. Она нам дарит много подарков.
Логопед: Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?
(Собирают урожай.)
Осенью люди собирают много овощей.
III. Ход занятия:
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Логопед: Послушайте, я вам расскажу еще одну историю:
Вот однажды овощи,
Нарушили все порядки.
Перемешались и спрятались.
И я даже знаю, где они спрятались. Они спрятались вот в этот чудесный мешочек. Вы будете искать их на ощупь, не подглядывая в наш чудесный мешочек. Доставать их и класть в корзинку.
(Дети на ощупь находят овощи, называют и показывают всем. Называют его цвет. Все остальные проверяют и дополняют или исправляют). Будьте внимательны!
- Развитие лексики. Закрепление знаний об овощах.
Логопед: Раздаются детям картинки с изображением овощей. При необходимости помогает.
Дети: По очереди называют овощи, обводя их по контуру пальцем, далее подходящим по цвету цветным карандашом.
У меня помидор, это овощ.
У меня огурец, это овощ. И так далее.
- Развитие ритмичности речи/хоровое проговаривание.
Логопед: произнося считалки выкладываются муляжи овощей на стол.
Дети: Берут мяч, вслед за логопедом произносят считалку и ударяют мячом об пол (на первую строку – пять ударов мяча, на остальные - по три).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем овощи считать:
Лук, редиска, кабачок,
Помидор и чесночок.
- Развитие речевого дыхания, воображения, зрительной памяти.
Овощи - толстушки и овощи-худышки.
И.п.: о.с. 1 – на выдохе втянуть щёки (овощи-худышки);
2 – на выдохе надуть щёки (овощи-толстушки).
Повтор 3-4 раза.
Логопед: Какие овощи можно назвать толстушками, а какие худышками?
Отгадайте загадку.
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковка)
Тянем морковь.
И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены.
1 – наклонить туловище вниз (вдох);
2- «тянем морковку», на выдохе, произносить: «У-у-у-х!».
Повтор3-4 раза.
Дед в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Чистим лук и плачем.
И.п.: о.с. 1 – имитировать чистку лука (вдох);
2 – тереть глаза, на выдохе произносить: «Ой-е-е-е-ой!».
Повтор 3-4 раза.
- Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, мелкой моторики, мышления.
Дети: Садятся за столы. Складывают картинку с изображением овоща из 6-7 частей.
Логопед: представь свой овощ.
Дети: «Я сложил помидор и т.д.»
- Развитие мимики, умение пользоваться побудительной интонацией в речи. Интонирование монологической речи. Развитие творческого воображения. Развивать умение эмоционально показывать настроение героя.
Детям одеваются шапочки с изображением овощей.
Монолог овощей (речевой материал подготовлен дома).
Логопед: Сейчас изобразим, что думает каждый из представленных овощей на грядке.
Дети: «Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох.
Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах».
Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»
Огорчённые овощи.
Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдёргивает!»
Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»
- Развитие артикуляторной моторики и слухового внимания.
Логопед: Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием.
Ребята, давайте вспомним где растут овощи? (в огороде)
Дети: Садятся на стульчики перед зеркалом.
Логопед: Что ребята, поможем выкопать картошку, выкопаем её?
Что для этого нам нужно?
Дети: Лопата.
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимается и опускается, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи ка-свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная грядка в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Игра «Я не я».
Опустить кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке.
Логопед: у меня корзинка с изображением огорода, сюда мы будем
класть овощи произнося: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец»,
«Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т.д.
- Развитие общей моторики, образного мышления, слухового внимания, навыка словообразования, уточнение грамматических форм речи.
Дидактическая игра «Выбери правильно»
Дети: по одному подходят берут овощ из корзинки.
Логопед: Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием.
Послушайте отрывок из стихотворения про фрукты и овощи.
Знают точно все ребятки:
Лук, морковь растут на грядке.
Овощи для всех важны –
И полезны, и вкусны!
(И. Толмачева)
Логопед: Молодцы, ребята! А вы знаете, чем полезны овощи и фрукты? (Выслушиваются и обобщаются ответы детей)
Физ. минутка: «В огород».
В огород мы пойдем, (маршируют на месте)
Урожай соберем.
Мы морковку натаскаем (имитировать, как таскают)
И картошку накопаем. (имитировать, как копают)
Срежем мы кочан капусты, (срезают)
Круглый, сочный,
Очень вкусный. (Показать руками)
Щавеля нарвем немножко (рвут)
И вернемся по дорожке. (маршируют на месте)
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Ребята, я буду вам бросать мяч и называть овощи, а вы мне возвращаете мяч и говорите его название ласково.
Логопед: огурец – огурчик; помидор –помидорчик; капуста- капустка… Молодцы! Садитесь за столы.
Работа детей за столами
Логопед: Ребята, отгадайте загадки:
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (лук)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (картофель)
Логопед : Ребята, у вас на столах лежат шаблоны овощей. Их надо собрать правильно и назвать.
Логопед: ребята, давайте посмотрим все ли справились с заданием правильно.
-Все справились с заданием?
-Ребята посмотрите на овощи. Какого они цвета? (белые)
-А разве бывают овощи белого цвета? (нет)
-У вас на столах стоят карандаши, давайте раскрасим их.
-Сделаем их яркими и красивыми.
(Дети раскрашивают картинки)
-Теперь овощи надо прикрепить к изображению огорода.
Логопед: Молодцы. Вы замечательно справляетесь!
III этап
IV. Подведение итогов:
Логопед: Посмотрите какой богатый урожай вырос у нас в огороде.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Где растут овощи?
- Какая польза в овощах?
Затем идёт оценка работы каждого ребенка, логопед отмечает лучших и обязательно подбадривает тех, у кого не все получается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развтитию речи в старшей группе детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу".
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей подгруппе для детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу." Итоговое открытое занятие по теме с элементами театрализации, логоритмики, псих...

«Что нам осень принесла?». Конспект НОД по теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста
«Что нам осень принесла?». Конспект НОД по теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка. Конспект НОД по теме "Посуда" для детей старшей группы с ОНР.
Развитие словаря, связной речи, грамматического строя, мелкой моторики....

Методическая разработка. Конспект НОД по теме "Зима" для детей старшей группы с ОНР.
Развитие связной речи, грамматического строя речи, развитие и активизация словаря....

Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР
Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНРЦель: образование однокоренных слов.Задачи:1) коррекционно-образовательные задачи:- закреплять пред...

План-конспект НОД на тему: "Овощи" для детей средней группы
Расширять представления детей об овощах, развивать умение рассматривать и отвечать на вопросы, уточнять словарь по теме "Овощи"...

Конспект НОД на тему: Осень для детей старшей группы с ЗПР
Занятие в детском саду для детей старшего дошкольного возраста. Начало осени.Краткое описание работы: данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Назначение материала:...
