Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе "Поможем весне"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие свзной речи, расширеие представлений о весенних изменениях в природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Поможем весне»
Цель: расширение представлений детей о весенних изменениях в природе.
Коррекционно-образовательные задачи:
- пополнять и обогащать словарь по теме «Весна»;
- продолжать формировать знания о признаках весны;
- совершенствовать навык звукового анализа слов;
- совершенствовать умения делить слова на слоги;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам);
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, закрепление правильного употребления слов в единственном и множественном числе, согласование существительных с прилагательными).
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать диалогическую и монологическую речь детей, словообразование;
- продолжать развивать умения отвечать на вопросы полным предложением;
- совершенствовать умения грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- развивать умения составления описательных рассказов;
- развивать моторику рук, общую моторику;
- формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- способствовать формированию интереса детей к природе;
- обучать умению слушать и слышать окружающих;
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность;
- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
- развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей.
2. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
3. Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями.
Предварительная работа: наблюдения детей за природой, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, составление предложений по схемам, словесные игры, составление предложений по заданным словам, чтение художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.
Методы: игровой, наглядный, словесный.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, работа в подгруппах, беседа, загадывание загадок, словесные игры.
Оборудование: сундучок с письмом и капельками, муляж замка, фишки для обозначения звуков, картинки для разделения на слоги, картинки с признаками весны, картинка солнышко (грустное и весёлое) с лучиками, буквы (М,О,Л,О,Д,Е,Ц, !), раскраски «Цветы»
Ход ООД:
1. Органзационный момент.
- Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, гости! (руки к гостям)
- Ребята, сегодня утром у двери нашей группы я нашла сундучок с замочком. Что там находится – я не знаю. А как вы думаете, что там? (ответы детей). Вы хотите открыть его? (ответ детей) Тогда мне нужна ваша помощь.
Пальчиковая гимнастика «Замок» | |
На сундучке висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали Покрутили Потянули И открыли! | (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы) (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их) (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью) (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны) |
- Замок, мы открыли, молодцы! (Педагог переворачивает на другую сторону муляж замка)
II. Основная часть.
- Ой, ребята, а здесь письмо! Чтобы узнать от кого, нам нужно разгадать загадку.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …(Весна)
- Правильно. Это письмо от Весны. Давайте прочитаем его.
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца - Зима, 3 месяца - Весна, 3 месяца - Лето и 3 месяца - Осень. Но однажды зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Забеспокоились Лето и Осень. А Весна сказала: «Не печальтесь! Я отправлю письмо детям в детский сад и они мне обязательно помогут победить Зиму, но для этого детям надо выполнить мои задания. А какие задания, вам расскажут мои капельки, которые вы найдёте в сундучке».
- Давайте поможем весне и порадуем весну своими знаниями! Посмотрите, она оставила нам капельки с заданиями.
1 капелька – Отгадайте загадки и сделайте звуковой анализ отгаданных слов (назовите первый и последний звук отгаданных слов).
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел… (Апрель)
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край,
Нас теплом встречает… (Май)
- Молодцы, дети. Справились с заданием. Для вас весна оставила небольшую награду (Буква О).
2 капелька
- Весна предлагает поиграть в игру «Один и много». Я называю один предмет, а вы много этих же предметов. Начали:
Лес-леса
Дождь - дожди
Почка - почки
Гнездо - гнезда
Сосулька - сосульки
Лист - листья
Ветка - ветки
Облако - облака
Подснежник - подснежники
Насекомое - насекомые
Туча - тучи
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Награда – Буква Ц.
3 капелька –
- Дети, мы общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются? (Слоги!)
- Повторим стихотворение о слогах:
Сколько в слове гласных, столько и слогов
Это знает каждый из учеников.
- Весна просит разделить слова на слоги и определить их количество, которые изображены на картинках (лист, ручей, скворец, трава, туча, росток, почка, грач, дерево, солнце, подснежник, скворечник)
Награда – Буква Л.
4 капелька – Поиграть в игру «Кто самый внимательный?»
- Нужно присесть, когда услышите слово, которое относится к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, купаться, апрель, ярче, мороз, набухают,
улетают, январь, капель, снегопад.
- А теперь все вместе к солнышку потянулись и друг другу улыбнулись.
Физкультминутка (Речевая разминка – чистоговорка)
- Сейчас, ребята, повторите за мной, пожалуйста.
Ла-ла-ла – к нам пришла весна (качают головой).
Пло-пло-пло – на дворе тепло (поднимают и опускают плечи).
Пель-пель-пель – капает капель (повороты корпусом).
Ля-ля-ля – расцветай, Земля (поднимают руки вверх и вращают «фонарики»).
- Молодцы, порадовали Весну, справились с заданием. (Педагог дает букву М)
5 капелька – Расскажи о весне.
- Вот еще одно задание. Составьте предложения о признаках весны по картинкам. Каждое предложение должно начинаться со слова «Весной» (например, «Весной ярко светит солнце»).
Весной появляются ручьи.
Весной появляются проталины.
Весной тают сосульки, слышна капель.
Весной прилетают перелетные птицы.
Весной птицы строят гнёзда, выводят птенцов.
Весной просыпаются от зимней спячки дикие животные (медведь, барсук и ёж).
Весной появляются подснежники.
Весной река освобождается от льда.
Весной идёт дождь.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки.
Весной появляются росточки.
- Все весенние признаки назвали правильно.
- Молодцы, справились с заданием. (Педагог дает букву Д)
6 капелька – Назови ласково. (На доске прикреплено солнце без лучиков.)
- Весна пишет нам, что солнышко совсем загрустило и не светит, и не греет. Чтобы наше солнышко засияло и улыбнулось, нам нужно сказать слова ласково. Поможем солнцу, чтобы зима совсем отступила, согреем ласковыми словами?
Слова: Солнце, птица, ветка, капля, лужа, дождь, сосулька, грач, гнездо, белый цветок, узкая река, скворец-скворушка (скворчонок).
- Молодцы! Солнышко наше заулыбалось. Держите вашу букву – буква Ы.
7 капелька – Опиши картинку
- Ещё задание от весны. Она прислала картинки. Нужно описать, что же изображено на картинке.
- Рассмотрите картинку.
- Какое время года изображено на картине? (Весна.)
- Почему вы так думаете?
- Какой выдался день?
- Где гуляют дети?
- Чем заняты дети?
- Что можно сказать о настроении детей?
- А что делают мальчик с папой?
- Почему они решили сделать скворечник? (Скворечник пришёл в негодность за зиму)
- Какие стоят кусты? А деревья? А дома?
- Кто летает над деревьями?
- Что можно увидеть среди травы?
- Какое название можно придумать для этой картинки?
- Молодцы, порадовали Весну, справились с заданием. (Получают последнюю букву О).
8 капелька – Расставь слова по порядку так, чтобы получились предложения:
Воробей из воду пьёт лужи.
Дети по шлёпают лужам.
Приходит весна зимы после.
Набухают деревьях почки на.
Заяц шубу на поменял серую.
Вылез медведь берлоги из.
Носят грачи клюве в веточки.
Птицы нам вернулись к весной.
- Все предложения составили правильно, справились с заданием. Мы помогли весне! (Получают «!»).
- Что же за послание вам оставила Весна? Давайте сложим буквы. (МОЛОДЦЫ)
Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
III. Итог ООД.
- Вы все рассказали правильно про весну. Выполнили все задания, помогли Весне!
- Что вам сегодня показалось трудным?
- Что вам понравилось больше всего?
- Молодцы дети, вы все были сегодня активны, все старались!
А чтобы весна пришла и в вашу группу, для вас она приготовила цветочки, которые вы можете раскрасить, вырезать и украсить группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Заяц серый, куда бегал»
Программные задачи: Учить детей придумывать сказки, развивать творческое воображение, связную речь. Активизировать словарь. Воспитывать желание придумывать свой сюжет сказки. Материал: Доск...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада «Пересказ сказки «Хитрый козел»
Тезисы,програмное содержание,материалы для занятия,конспект....

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект НОД по развитию связной речи. Пересказ рассказа "Три весны" по Л.Н.Смирновой
Конспект фронтальной деятельности. Перессказ рассказа "Три весны" По Л.Н. Смирновой....

Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе «Весна».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №24 комбинированного вида» Конспект занятия...
конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе "Ранняя весна"
конспект НОД по развитию связной речи...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"
Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....
