ПРОГРАММА «Разные, но вместе» Приоритетное направление Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Мир детства удивителен и разнообразен. В нем есть место всем – и детям с расстройством аутистического спектра (РАС), и их нейротипичным сверстникам. Однако, для детей с РАС, у которых могут наблюдаться трудности с коммуникацией, социальным взаимодействием, пониманием эмоций, интеграция в среду сверстников может стать настоящим вызовом.
Программа "Разные, но вместе" – это инициатива, направленная на преодоление этих барьеров и создание инклюзивной среды, где дети с РАС и их сверстники могут учиться друг у друга, развиваться и строить прочные дружеские отношения.
Программа базируется на идее инклюзивных мероприятий, которые способствуют формированию навыков социальной коммуникации у детей с РАС и помогают сформировать толерантное отношение к различиям у всех участников процесса.
Программа "Разные, но вместе" предполагает организацию разнообразных игр, занятий, творческих проектов, где дети с РАС имеют возможность взаимодействовать со сверстниками из нормотипичных групп в комфортной и безопасной атмосфере.
Парциальная программа «Разные, но вместе» разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 30.04.2021);
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384);
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ
На основе образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«Детский сад №2”
630075 г. Новосибирск, ул. Танковая 31/1, тел: (383) -209-28-03
ПРОГРАММА
«Разные, но вместе»
Приоритетное направление
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Авторы разработчики: Казакова Екатерина Николаевна
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Захарченко Кристина Владимировна Программа реализуется:
На группах возраста № 8, №3
НОВОСИБИРСК 2024
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
1.1. Введение | |
1.2. Цель и задачи | |
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы | |
1.4. Методы формы и приемы организации образовательного процесса | |
1.5. Планируемые результаты освоения Программы | |
1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
2.1. Характеристика возрастных особенностей воспитанников | |
2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка (художественно-эстетическое развитие) | |
2.3. Формы и направления взаимодействия с детьми с педагогами, семьями воспитанников в реализации Программы | |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка | |
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды и материально-техническое обеспечение Программы | |
3.3. Кадровые условия реализации Программы | |
3.4. Планирование образовательной деятельности | |
3.5. | |
3.6. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержанию | |
3.7. Список методической литературы | |
Приложение №1 | |
Содержание Программы 1 год обучения (старшая группа) | |
Содержание Программы 2 год обучения (подготовительная группа) | |
Приложение №2 | |
Мониторинг |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Введение
Мир детства удивителен и разнообразен. В нем есть место всем – и детям с расстройством аутистического спектра (РАС), и их нейротипичным сверстникам. Однако, для детей с РАС, у которых могут наблюдаться трудности с коммуникацией, социальным взаимодействием, пониманием эмоций, интеграция в среду сверстников может стать настоящим вызовом.
Программа "Разные, но вместе" – это инициатива, направленная на преодоление этих барьеров и создание инклюзивной среды, где дети с РАС и их сверстники могут учиться друг у друга, развиваться и строить прочные дружеские отношения.
Программа базируется на идее инклюзивных мероприятий, которые способствуют формированию навыков социальной коммуникации у детей с РАС и помогают сформировать толерантное отношение к различиям у всех участников процесса.
Программа "Разные, но вместе" предполагает организацию разнообразных игр, занятий, творческих проектов, где дети с РАС имеют возможность взаимодействовать со сверстниками из нормотипичных групп в комфортной и безопасной атмосфере.
Парциальная программа «Разные, но вместе» разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 30.04.2021);
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384);
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ
На основе образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2.
1.2. Цели и задачи
Цель: Создание условий для успешной социализации детей с РАС через инклюзивные мероприятия, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС:
* Обучение детей с РАС невербальным и вербальным способам общения (мимика, жесты, слова).
* Формирование у детей с РАС навыков установления контакта, инициации и поддержания беседы, понимания эмоций и чувств других людей.
* Обучение детей с РАС способам выражения своих мыслей и чувств в разных ситуациях.
2. Развитие социальных навыков у детей с РАС:
* Обучение детей с РАС правилам поведения в группе, умению делиться игрушками, участвовать в совместной деятельности.
* Формирование у детей с РАС навыков кооперации, взаимопомощи, решения конфликтов.
* Создание условий для формирования у детей с РАС позитивного отношения к себе и своим особенностям.
3. Формирование толерантного отношения к различиям у всех участников программы:
* Повышение уровня информированности у детей из нормотипичных групп о РАС, его проявлениях и особенностях.
* Развитие у детей из нормотипичных групп эмпатии и понимания детей с РАС.
* Создание условий для успешной интеграции детей с РАС в коллектив сверстников.
Задачи программы реализуются через организацию инклюзивных мероприятий, которые проводятся с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Программа "Разные, но вместе" ориентирована на создание комфортной и безопасной атмосферы для всех участников.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа "Разные, но вместе" формируется на основе следующих принципов:
1. Инклюзивность:
Принцип равных возможностей: Программа обеспечивает равные условия для всех детей, как с РАС, так и без, создавая атмосферу взаимного уважения и принятия.
Интеграция: Программа направлена на интеграцию детей с РАС в коллектив сверстников, помогая им успешно адаптироваться к общественной жизни.
Сотрудничество: Важным элементом программы является сотрудничество специалистов, родителей и детей с целью достижения общих целей и решения общих задач.
2. Индивидуальный подход:
Учет особенностей: Программа учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с РАС, разрабатывая индивидуальные стратегии развития и социализации.
Гибкость: Программа предусматривает гибкость в организации занятий, чтобы создать комфортную атмосферу и удовлетворить индивидуальные потребности детей.
Позитивное подкрепление: Программа направлена на поощрение успехов и усилий детей, чтобы создать мотивацию к обучению и развитию.
3. Активность и игровая форма:
Практический подход: Программа использует практические методы обучения, включая игры, ролевые ситуации, творческие проекты, чтобы сделать процесс обучения занимательным и эффективным.
Игровая форма: Игра – естественная форма обучения для детей, поэтому в программе широко используются различные игры, которые способствуют развитию коммуникативных навыков и социальной адаптации.
Творчество: Программа поощряет творчество и самовыражение детей, используя разнообразные художественные техники и материалы.
4. Сотрудничество с родителями:
Информированность: Родители информируются о ходе программы и успехах детей.
Взаимодействие: Родители активно участвуют в программе, получают рекомендации по развитию ребенка и создают дома поддерживающую среду.
1.4. Методы, приемы формы и средства организации образовательного процесса
Программа "Разные, но вместе" использует инновационные и эффективные методы, приемы, формы и средства организации образовательного процесса, направленные на достижение целей и решение задач программы.
Методы:
- Игровые методы: Игры, ролевые игры, театрализованные игры, игры с правилами и без правил, дидактические игры. Игры позволяют сделать процесс обучения занимательным, активизировать детей, развивать коммуникативные навыки и социальную адаптацию.
- Проблемно-ориентированные методы: Создание ситуаций, требующих от детей решения проблем, способствует развитию мышления, творчества, критического мышления и способности к кооперации.
- Методы проектной деятельности: Реализация проектов позволяет углубить и расширить знания детей, развивать коммуникативные навыки, способность к работе в группе и принимать совместные решения.
- Методы художественной терапии: Использование искусства (рисование, лепка, музыка, театр) способствует развитию эмоциональной сферы, творческих способностей, коммуникативных навыков и социальной адаптации.
Приемы:
- Визуальная поддержка: Использование картинок, схем, символов, видеороликов для более наглядного представления информации.
- Позитивное подкрепление: Хвалить детей за усилия и успехи, использовать систему награждений для мотивации.
- Создание комфортной атмосферы: Создать спокойную и доверительную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя расслабленно и свободно.
- Индивидуальный подход: Учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с РАС, разрабатывая индивидуальные стратегии обучения и развития.
- Использование технологий: Использование интерактивных досок, компьютеров, мобильных приложений для улучшения качества обучения и развития интереса детей.
Формы:
- Занятия в группе: Занятия проводятся в небольших группах (5-7 человек) с учетом индивидуальных особенностей детей.
- Индивидуальные занятия: Проводятся с детьми, у которых есть специфические потребности или трудности в обучении.
- Игровые мероприятия: Организация тематических игр, конкурсов, фестивалей для активизации детей и развития коммуникативных навыков.
- Театрализованные постановки: Использование театра для развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и творческих способностей.
- Экскурсии и походы: Организация походов и экскурсий для расширения кругозора детей, развития навыков кооперации и взаимопомощи.
Средства:
- Игрушки: Разнообразные игрушки, используемые для игровых занятий и развития коммуникативных навыков.
- Дидактические материалы: Карточки, лото, мозаика, конструкторы, наборы для рисования, лепки и другие материалы, используемые для развития познавательных способностей и коммуникативных навыков.
- Музыкальные инструменты: Музыкальные инструменты используются для развития музыкального слуха, чувства ритма, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.
- Технологические средства: Компьютеры, интерактивные доски, мобильные приложения используются для улучшения качества обучения и развития интереса детей.
- Методическая литература: Специальная литература и материалы для специалистов, работающих с детьми с РАС.
Программа "Разные, но вместе" использует комбинацию различных методов, приемов, форм и средств организации образовательного процесса, что позволяет создать условия для успешной социализации детей с РАС и развития их коммуникативных навыков
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
(Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы)
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы:
1. Социально-коммуникативное развитие:
У детей с РАС:
Повышение уровня самостоятельности в общении с другими детьми.
Развитие навыков установления контакта, инициации и поддержания беседы, понимания эмоций и чувств других людей.
Умение выражать свои мысли и чувства вербально и невербально в разных ситуациях.
Развитие навыков кооперации, взаимопомощи, решения конфликтов в группе.
Повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим особенностям.
У детей из нормотипичных групп:
Повышение уровня информированности о РАС и его проявлениях.
Формирование толерантного отношения к различиям и готовности к взаимодействию с детьми с РАС.
Развитие навыков эмпатии и понимания особенностей детей с РАС.
2. Личностное развитие:
У детей с РАС:
Повышение уровня самостоятельности и уверенности в себе.
Развитие творческих способностей и самовыражения.
Повышение интереса к учебе и новым знаниям.
У детей из нормотипичных групп:
Развитие чувства ответственности и сострадания к другим людям.
Повышение уровня эмпатии и толерантности.
3. Инклюзивная среда:
Создание условий для успешной интеграции детей с РАС в коллектив сверстников.
Формирование положительной атмосферы взаимопонимания и принятия различий.
4. Взаимодействие с родителями:
Повышение уровня информированности родителей о РАС и способах помощи детям с РАС.
Создание условий для активного участия родителей в образовательном процессе.
Формирование партнерских отношений между специалистами и родителями.
Важно отметить, что планируемые результаты освоения Программы являются ориентировочными. Достижение каждого ребенка будет зависеть от его индивидуальных особенностей, уровня развития и мотивации.
1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
1. Коммуникативные навыки (невербальные):
- Инициация взаимодействия:
- 0 баллов - Ребенок не инициирует взаимодействие.
- 1 балл - Ребенок редко инициирует взаимодействие, обычно в ответ на действия взрослого.
- 2 балла - Ребенок иногда инициирует взаимодействие (жестами, взглядом, звуками), но не всегда последовательно.
- 3 балла - Ребенок часто инициирует взаимодействие (жестами, взглядом, звуками), используя разные способы.
- Реакция на инициативу взрослого:
- 0 баллов - Ребенок не реагирует на инициативу взрослого.
- 1 балл - Ребенок реагирует на инициативу взрослого только при неоднократном повторении.
- 2 балла - Ребенок реагирует на инициативу взрослого, но не всегда адекватно.
- 3 балла - Ребенок адекватно реагирует на инициативу взрослого, используя вербальные или невербальные способы.
- Использование жестов:
- 0 баллов - Ребенок не использует жесты для общения.
- 1 балл - Ребенок использует ограниченное количество жестов (обычно для выражения просьб).
- 2 балла - Ребенок использует несколько жестов для выражения разных потребностей, эмоций, желаний.
- 3 балла - Ребенок использует разнообразные жесты для общения, комбинирует их для передачи сложного смысла.
- Понимание невербальных сигналов:
- 0 баллов - Ребенок не реагирует на невербальные сигналы (выражение лица, жесты).
- 1 балл - Ребенок реагирует на некоторые невербальные сигналы (улыбка, агрессивный жест), но не всегда адекватно.
- 2 балла - Ребенок понимает и реагирует на невербальные сигналы, но иногда может испытывать затруднения.
- 3 балла - Ребенок легко понимает и реагирует на невербальные сигналы, используя их для общения.
2. Социальные навыки:
- Взаимодействие с другими детьми:
- 0 баллов - Ребенок не проявляет интереса к другим детям, играет отдельно.
- 1 балл - Ребенок наблюдает за другими детьми, но не вступает в контакт.
- 2 балла - Ребенок взаимодействует с детьми, но не всегда умеет делиться игрушками или следовать правилам игры.
- 3 балла - Ребенок активно взаимодействует с детьми, играет совместно, делится игрушками, следует правилам игры.
- Поведение в общественных местах:
- 0 баллов - Ребенок демонстрирует неадекватное поведение в общественных местах (кричит, бегает, не подчиняется просьбам).
- 1 балл - Ребенок подчиняется простым просьбам в общественных местах, но может испытывать трудности с выполнением сложных правил.
- 2 балла - Ребенок обычно следует правилам поведения в общественных местах, но может иногда демонстрировать неадекватные реакции.
- 3 балла - Ребенок легко следует правилам поведения в общественных местах, ведёт себя адекватно.
3. Приспособление к изменениям:
- Реакция на изменения:
- 0 баллов - Ребенок испытывает сильную тревогу и страх перед изменениями.
- 1 балл - Ребенок испытывает трудности с адаптацией к изменениям, но может справиться с помощью взрослого.
- 2 балла - Ребенок может адаптироваться к изменениям, но может испытывать дискомфорт.
- 3 балла - Ребенок легко адаптируется к изменениям.
4. Участие в инклюзивном взаимодействии:
- Проявление интереса к другим детям:
- 0 баллов - Ребенок не проявляет интереса к другим детям, предпочитает играть отдельно.
- 1 балл - Ребенок проявляет интерес к другим детям, но не всегда умеет взаимодействовать с ними.
- 2 балла - Ребенок проявляет интерес к другим детям, иногда взаимодействует с ними, но нуждается в помощи взрослого.
- 3 балла - Ребенок легко взаимодействует с другими детьми, проявляет интерес к совместной деятельности, демонстрирует желание быть частью группы.
Оценка:
- Каждый критерий оценивается по 4-балльной шкале.
- Суммарный балл по каждому разделу позволяет определить уровень развития ребенка в этой области.
- Регулярная диагностика поможет отследить прогресс ребенка и скорректировать программу обучения, чтобы создать для него наиболее комфортные и развивающие условия.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Характеристика возрастных особенностей воспитанников
На основном этапе дошкольного образования обучающихся с РАС социально-коммуникативное развитие согласно Стандарту направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с педагогическим работником и другими детьми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся и педагогических работников в организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Практически всем детям с РАС приходится начинать не с овладения социально-коммуникативными навыками, а с формирования предпосылок общения, с выполнения ряда обязательных условий, без которых полноценная коммуникация невозможна. Частично эти задачи могут быть решены на начальном этапе дошкольного образования обучающихся с РАС.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка (социально-коммуникативное развитие)
Ключевым аспектом в образовательной деятельности для детей с РАС является комплексный подход, который включает в себя игру, эмоциональную поддержку и вовлечение семьи, что способствует более эффективному социально-коммуникативному развитию.
Использование цифровых технологий и специализированных приложений может помочь в развитии языковых и коммуникативных навыков. Они могут предоставить интерактивные и визуальные способы обучения.
Пример:
Игра «Что ты хочешь?», где дети обмениваются предметами или игрушками, учатся задавать вопросы и понимать потребности других.
Использование речевой или альтернативной комуникации для облегчения общения.
Участие в совместной деятельности, создание плаката к празднику, украшение группы.
В целом, образовательная деятельность для детей с РАС в области социально-коммуникативного развития должна быть разнообразной, инклюзивной и адаптированной к индивидуальным потребностям каждого ребёнка.
2.3. Формы и направления взаимодействия с детьми с педагогами, семьями воспитанников в реализации Программы
Программа "Разные, но вместе" создана для обеспечения гармоничного и успешного развития детей с РАС, в том числе, за счет укрепления взаимосвязи между детским садом, педагогами и семьями воспитанников. Программа основывается на принципе инклюзивного подхода, где каждый ребенок с РАС получает индивидуальную поддержку и возможность развиваться в комфортной атмосфере.
1. Взаимодействие с детьми:
- Индивидуальный подход:
- Обучение педагогов: Педагоги проходят обучение специальным методам работы с детьми с РАС. Они узнают, как адаптировать задания и использовать визуальные подсказки, чтобы сделать обучение более доступным и понятным для каждого ребенка с РАС. Педагоги также учатся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с РАС, чтобы создать для него комфортные условия для обучения и развития.
- Индивидуальные занятия: Дети с РАС получают индивидуальные занятия с логопедом, психологом, специалистом по сенсорной интеграции и другими специалистами, которые помогают им развивать необходимые навыки и компенсировать трудности в развитии.
- Индивидуальные планы развития: Для каждого ребенка с РАС составляется индивидуальный план развития, в котором учитываются его особенности и потребности. План помогает определить цели развития ребенка и выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения.
- Групповые занятия:
- Игровые занятия: Групповые занятия строятся на игровой форме обучения, что делает их более интересными и доступными для детей с РАС. В игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивать коммуникативные и социальные навыки, учитывая особенности детей с РАС.
- Создание комфортной атмосферы: В группе создаются условия для комфортного взаимодействия с типично развивающимися детьми, что помогает детям с РАС адаптироваться к социальной среде и учиться взаимодействовать со сверстниками.
- Использование визуальных поддержек: В группе широко используются визуальные подсказки (картинки, символы). Это помогает детям с РАС лучше понимать инструкции, ориентироваться в пространстве и времени, управлять своим поведением и участвовать в общей деятельности.
- Использование визуальных поддержек:
- Обучение использованию визуальных подсказок: Программа включает обучение детей и педагогов использованию визуальных подсказок (картинки, символы). Дети учатся понимать и использовать визуальные подсказки для усвоения информации и выполнения заданий.
- Создание визуальных расписаний и графиков: Визуальные расписания и графики помогают детям с РАС предсказывать события и поддерживать порядок в своем дне. Это уменьшает тревожность и делает их жизнь более предсказуемой.
- Разработка визуальных материалов: Создаются специальные визуальные материалы для усвоения информации и выполнения заданий, которые делают обучение более доступным и интересным для детей с РАС.
2. Взаимодействие с педагогами:
- Повышение квалификации педагогов: Педагоги проходят постоянное повышение квалификации, чтобы получить новые знания и навыки работы с детьми с РАС. Они узнают о последних методах обучения, специальных технологиях работы с детьми с РАС и используют современные подходы в своей работе.
- Регулярные встречи и обсуждения: Педагоги регулярно встречаются и обсуждают прогресс детей, обмениваются опытом и практиками, совместно планируют образовательную деятельность.
- Создание банка методических материалов: Создается централизованный ресурс, где собираются специально подготовленные методические материалы для работы с детьми с РАС. В банке собраны образцы визуальных поддержек, методические рекомендации и разнообразные материалы, которые помогают педагогам более эффективно работать с детьми с РАС.
3. Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Индивидуальные консультации: Проводятся индивидуальные консультации с родителями по особенностям РАС и программе "Разные, но вместе". Родителям рассказывают об особенностях развития детей с РАС, об эффективных методах работы с ними, об индивидуальных планах развития их ребенка и предоставляют рекомендации по поддержке ребенка дома.
- Групповые встречи и мероприятия: Создаются клубы и групповые чаты для родителей, где они могут обмениваться опытом, получать дополнительную информацию, участвовать в совместных мероприятиях. Проводятся семинары и мастер-классы по особенностям РАС, методам работы с детьми с РАС, использованию визуальных поддержек и другим вопросам, связанным с развитием детей с РАС. Организуются совместные праздники и мероприятия, которые делают взаимодействие между детским садом и семьями более тесным и продуктивным.
- Информационное обеспечение родителей: Создается специальный сайт или страница в социальных сетях, где родители могут получить информацию о программе, о РАС, о методах работы с детьми с РАС, о мероприятиях и других полезных материалах. Распространяются брошюры и буклеты с информацией о программе, о РАС, о методах работы с детьми с РАС и рекомендациями по поддержке ребенка дома. Проводятся онлайн-вебинары по теме РАС, методам работы с детьми с РАС и реализации программы.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка
Психолого-педагогические условия реализации программы:
-уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
-защита детей от всех форм физического и психического насилия.
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды и материально-техническое обеспечение Программы
Развивающая предметно-пространственная среда для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) должна быть многофункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
Некоторые зоны, которые можно выделить в такой среде:
Игровая. Включает различный развивающий и игровой материал: кубики, мячи, конструкторы, куклы, сортеры, машинки, дидактические игры по лексическим темам и т. д.. Для каждого вида игрового материала отведено своё пространство (полка, ящик, контейнер, корзины), которое обозначено визуальной подсказкой.
Зона для индивидуальных занятий. Позволяет выполнять рекомендации узких специалистов (учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога), отрабатывать с ребёнком какие-либо задачи, повторять и закреплять пройденный материал.
Зона для проведения «Утреннего круга». Представляет собой пространство для организации времени и структурирования деятельности и социального окружения детей.
Зона для составления индивидуального визуального расписания.
Зона уединения и релаксации.
Обеденная зона.
Зона формирования культурно-гигиенических навыков и самообслуживания.
Некоторые элементы материально-технического обеспечения:
Визуальные средства и подсказки. Это могут быть фотографии, информационные таблички, карточки PECS, иллюстрации правил поведения, визуальное расписание.
Средства коммуникации. Например, настенный коммуникатор, который помогает детям с задержкой в речевом развитии выражать повседневные желания.
Сенсорные игры. Дают ребёнку новые зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения.
Место для досуга: в нём можно рисовать, собирать конструкторы, смотреть книги, отдыхать или заниматься с интерактивными гаджетами.
Утяжелённое одеяло. Используется для снятия тревоги и напряжения.
Гамак или качели для снятия сенсорного напряжения.
3.3. Кадровые условия реализации Программы
Для реализации программы «Разные, но вместе» необходимы:
Воспитатели групп (высшее или среднее профессиональное образование, соответствующей профилю программы) - 2 человека;
Тьюторы – 3 человека.
3.4. Планирование образовательной деятельности
- Диагностика навыков;
- Подготовка сценария праздников;
- Обучение детей танцевальным номерам совместно с преподавателем музыки;
- Обучение активным и настольным играм для похода в гости, в группу №3;
Тематическое планирование 1 год обучения (старшая группа).
Месяц, неделя | Тема | Описание | Кол-во часов |
Сентябрь 1 неделя | Диагностическая. | Диагностика навыков, составление индивидуального маршрута для каждого ребенка. |
1 |
Октябрь 1 неделя | Осень в гости просим | Праздник осени совместно с детьми из группы №3. Творческое задание украшения дерева листочками, активные игры (ручеек, птички - домики) музыкально - танцевальные номера. | 1 |
Ноябрь 3 неделя | День матери | Праздник для мамы. Совместная творческая работа "Открытка для мамы", активные игры (ручеек, птички - домики), танец с мамой. | 1 |
Декабрь 2 неделя | Вместе весело играть | Поход в гости в группу №3 для совместной игры "Скоростной дубликат" | 1 |
Декабрь 4 неделя | Зимний лес | Новогодний праздник совместно с группой №3. Совместное творческое задание изготовление гирлянды на елку, музыкально - танцевальные номера, поздравление Деда Мороза. | 1 |
Январь 3 неделя | Колядки | Поход в гости в группу №3 для совместной игры в ручеек, танца с маракасами, угощениями. | |
Февраль 4 неделя | День защитника отечества | Спортивная эстафета с ребятами из группы №3. | 1 |
Март 2 неделя | Весна красна | Праздник весны совместно с мамами и бабушками. Музыкально - танцевальные номера, подарок маме в виде открытки, а также совместный танец с мамой и бабушкой. | 1 |
Апрель 1 неделя | Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма | Совместный просмотр мультфильма об аутизме с ребятами из группы №3. Изготовление совместной подделки (синие птички). | 1 |
Апрель 3 неделя | Праздник пасхи | Совместное изготовление подделки (украшения яичек с помощью ткани), активная игра (солнце - тучки), угощения детей. | 1 |
Май 3 неделя | Моя семья - мое богатство | Совместное мероприятие с родителями. Мастер класс по изготовлению канопе. | 1 |
3.5. «Разные, но вместе» в перечне событий, праздников, мероприятий
2 октября - всемирный день улыбки
27 ноября - день матери
31 декабря – новый год.
21 января- Международный день объятий
23-февраля - День защитника отечества
8 марта - Международный женский день
1 апреля - День Смеха
2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
12 апреля- Всемирный день авиации и космонавтики
9 мая - День Победы
15 мая - Международный день семьи
3.6. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы
Внедрение новых технологий, расширение содержания программы, повышение качества образовательной деятельности, и расширение географии программы помогут сделать программу "Разные, но вместе" еще более эффективной и помочь детям с РАС достичь максимального успеха в жизни.
3.7. Список методической литературы:
1. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах :пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 176 с
2. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью» Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Фонд «Обнаженные сердца», Москва, 2018.–243с.
3. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 2015.– 227с.
4.Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. Григоренко Е.Л. — М.: Практика, 2018.– 281с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Капельки Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Направление: адаптация к условиям ДОУ для воспитанников: 2 – 3 лет Составитель: А.В. Жебровская, воспитатель.
Содержание:Паспорт программы...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!» в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗна тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетн...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ во второй младшей группе общеразвивающей направленности. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ во второй младшей группе общеразвивающей направленности Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие разные мальчики и девочки» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе.
Задачи приоритетной образовательной области:«Социально-коммуникативное развитие»: формирование умения понимать различия между мальчиками и девочками; развивать навыки общения мальчиков и д...

Рабочая программа по игровой деятельности «Учимся играя» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (для детей дошкольного возраста 4-7 лет)
Рабочая программа по игровой деятельности «Учимся играя»Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»(для детей дошкольного возраста 4-7 лет)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование основ безопасности у дошкольников» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Подготовительная группа № 26 К. Ю. Белая Воспитатель: И. Н. Кобзарева 2023-2024 уче
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование основ безопасности у дошкольников» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Подготовительная группа № 26 К. Ю. Белая ...
