Коробки "поощрений" или как усадить аутичного ребёнка на занятие
консультация по коррекционной педагогике

Данилова Елена Николаевна

Мы называем поощрениями любые ощутимые предметы, которые нравятся и могут мотивировать ребёнка (ученика) выполнить задачу, если он знает, что получит этот предмет после завершения задачи. В данном случае задача — это быстрый переход к новому занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korobka_pooshchreniy.docx393.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                     детский сад №67 «Аистёнок»                                                                                      Старооскольского городского округа

Консультация                                                                                                      «Коробки поощрений: как «усадить» аутичного ребёнка на занятие»

Подготовила: Данилова Е.Н.,

воспитатель

   Переход к новому занятию, особенно чему-то нелюбимому, может быть связан с проблемами для детей с аутизмом. У педагогов, обычно очень много дел в течение дня, и важно, чтобы дети следовали своему расписанию и быстро, и эффективно приступали к новому занятию или задаче. Так что же мы можем сделать, если у ребёнка есть тяжелые проблемы с переходом от одной задачи к другой?

   Так называемые «переходные предметы» — это прекрасный метод для облегчения перехода. Попросите ребёнка «помочь» вам — дайте ему поручение и попросите помочь что-то принести для следующего занятия. Это поможет облегчить для него переход.

   Например, ребёнок может нести карточку расписания, которую он прикрепит на столе для занятия, или какие-то заранее упакованные материалы для занятия. Также переходным предметом могут стать предметы, которые являются поощрением для ребёнка. Это поможет быстро облегчить переход к занятию.

   Что такое «коробки поощрений» для переходов?

   Мы называем поощрениями любые ощутимые предметы, которые нравятся  и могут мотивировать ребёнка (ученика) выполнить задачу, если он знает, что получит этот предмет после завершения задачи. В данном случае задача — это быстрый переход к новому занятию.

 «Коробка поощрений» -это контейнер, в который кладутся предметы-поощрения. Это может быть картонная коробка, на которой написано, что это коробка поощрений, или даже целый мешок с предметами, которые любит ребенок. Пластиковые контейнеры для продуктов- отличная идея для такой коробки.  В них легко положить небольшие предметы для каждого, и ребенок сразу видит, что находится внутри. Они часто встречаются в продаже, и их можно купить по очень дешевой цене. Если ребёнок (ученик) видит, что находится внутри, то это повысит его мотивацию получить коробку.

   Как использовать эту коробку?

 Используя коробку или контейнер- это позволяет облегчить переход к новому занятию для ребенка (ученика). Как только ребёнок (ученик) завершил переход, он получает возможность поиграть с предметами внутри коробки. Важно, чтобы вы позволяли ребенку играть с предметами из коробки только на месте занятия, куда должен прийти ребенок, и больше нигде. Коробки поощрений обычно нужны для того, чтобы помочь детям привыкнуть к рутине и расписанию.

   Рекомендации о том, как можно использовать коробки поощрений для переходов в группе (классе):

  • Определите предметы, которые являются позитивными поощрениями для ваших детей (учеников).
  • Для облегчения переходов убедитесь, что, когда вы говорите ребёнку (ученику) перейти к нежелательному для них занятию, они могут видеть коробки.
  • Только после того, как они начнут следовать рутине без проблем, вы можете постепенно уменьшать использование ощутимых поощрений.

   Например, сначала вы позволяете ребенку достать желанный предмет из коробки и держать его во время всего занятия (урока).  

   Затем он должен будет положить предмет на(стол) парту, чтобы ответить на один вопрос или выполнить одно быстрое задание.

   Затем ему нужно будет отложить предмет на время занятия(урока).

  В конечном итоге ребёнок будет получать желанный предмет только на 2 минуты после занятия (урока).

   Что можно положить в коробки поощрений?

Вот некоторые примеры тех предметов, которые могут находиться в коробках:

  • Маленькие, но не ломающиеся игрушки вроде детских призов в ресторанах.
  • «Сенсорные» игрушки с нитями.
  • Маленькие контейнеры с мягким пластилином.
  • «Пружинки».
  •  Индивидуальные поощрения
  • Любые другие ощутимые поощрения, которые не пачкаются и не шумят.

         

   Рекомендовано использовать пластиковые контейнеры для еды в качестве небольших коробок поощрений для каждого ребёнка (ученика). У них есть крышки, и в них прекрасно можно положить до 5–6 предпочитаемых предметов. Иногда их можно найти в магазинах дешевых мелочей, в некоторых случаях их продают наборами по несколько штук по сниженной цене.

   Сделайте надпись (картинку) с именем конкретного ученика для каждого контейнера

   Для индивидуальной коробки подойдут маленькие, но прочные игрушки вроде призов из ресторанов, карточки, фигурки персонажей мультфильмов, сенсорные игрушки, «мялки» или «фиджеты». Честно говоря, в них можно класть почти что угодно.

   Время, когда важно индивидуально мотивировать каждого ученика на переход к занятию и сделать его менее стрессовым. Такие коробки помогут конкретному ученику быстро привыкнуть к переходу за парту в классе. Также используйте такие коробки и для индивидуальной работы с учеником один на один. После того, как ученик выполнит задание, он получит доступ к коробке поощрений.

Поощрения для маленькой группы

   При работе с маленькой группой из 2–3 детей (учеников) можно использовать общую коробку поощрений для конкретного занятия, чтобы облегчить переход к нему и мотивировать детей на совместную работу.

   У каждого аутичного ребёнка (ученика) есть свои поощрения и нет универсальных поощрений «для детей с аутизмом». Тем не менее есть популярные предметы вроде сенсорных игрушек, теста для лепки и вполне можно подобрать что-то, что понравится 2–3 детям одновременно. Подойдет все, что не потребует дополнительной уборки. Так что подходят любые небольшие предметы, а рисование или доступ к компьютеру лучше припасти как поощрение для другого случая.

   В коробку для маленькой группы обычно кладется 10–12 предметов. Держите ее отдельно от индивидуальных коробок поощрений. Сделайте надпись для коробки по названию совместного занятия или просто назовите ее «поощрения для маленькой группы».

Поощрения для всей группы (класса)

   Вы можете сделать большую коробку для общих занятий вашей группы (класса). Ее можно использовать, чтобы мотивировать учеников вашего собраться за одним столом или на общий урок. Некоторые педагоги используют в таких ситуациях ощутимые предметы, другие же готовят съедобные поощрения.

   Если вы используете съедобные поощрения, то убедитесь, что их легко можно разделить на маленькие части и быстро съесть. Это повысит вероятность, что ученик выполнит несколько заданий на целевой навык. В любом случае следите за тем, чтобы после использования этого поощрения можно было легко убраться.

Как снизить применение коробки поощрений

   Не забудьте заранее запланировать, как вы будете уменьшать применение коробки поощрений. Например, вы можете:

  • Сначала использовать коробку, чтобы усадить детей за рабочий стол.
  • Затем позволять им использовать коробку только после того, как они сели за стол. (Если ребёнок не сидит, то предмет у него забирается.)
  • Затем предмет из коробки выдается только на первые 10 минут.
  • Затем только на первые 5 минут.
  • Затем только на 1 минуту.

   После того, как ребёнок (ученик) адаптировался к расписанию и переходам к занятиям, вы можете решить, что лучше использовать коробку в течение одной минуты в начале урока и одну последнюю минуту в конце урока в течение остального учебного года.

Заключение

Цель применения коробок поощрений в том, чтобы помочь детям (ученикам) успешно справляться с переходом к занятиям либо помочь им выполнить учебные задания. У некоторых детей такие коробки поощрений могут кардинально изменить поведение.

Я надеюсь, что и вы добьетесь успеха с такими коробками в своей группе (классе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общаться с аутичным ребёнком: как?

Из опыта работы педагога-психолога. В статье сформулированы некоторые практические принципы психологической работы, позволяющие установить контакт с ребёнком-дошкольником, страдающим РДА....

Аутичный ребёнок. Какой он?

Что понимают под термином аутизм? Причины аутизма. Формы проявления аутизма. Подходы к коррекции РДА. Правила работы с аутичными детьми. Игры которые могут послужить началом коррекционной работы....

Организация сна аутичного ребёнка

Нарушение сна-это серьёзный стресс для всей семьи. Терпение родителей часто подвергается суровому ожидаю, порой несколько часов, пока ребёнок уснёт. Несколько советов по организации сна аутичного ребё...

Как уменьшить вокализации аутичного ребёнка

Консультативный материал для педагогов и родителей работающих с детьми с РАС....

Реакции аутичного ребёнка

Консультативный материал для педагогов и родителей которые столкнулисьс проблемой РАС...

Конспект индивидуального занятия с безречевым аутичным ребёнком в подготовительной к школе группы

Индивидуальное занятие направлено на становление мыслительных прцессов, коммуникатвных навыков, речевых элементов....