Конспект занятия "Голоса окружающего мира" для детей с нарушениями слуха.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Столярова Екатерина Александровна

Данный конспект занятия "Голоса окружающего мира" предназначен для учителей-логопедов, воспитателей и сурдопедагогов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Конспект представляет собой подробный план занятия, направленного на знакомство детей с разнообразием звуков окружающего мира, развитие слухового восприятия (при наличии остаточного слуха), а также развитие коммуникативных навыков.

 

Разработка содержит адаптированные методы и приемы обучения, учитывающие особенности детей с нарушениями слуха, с акцентом на использование визуальных, тактильных и вибрационных средств. В конспекте представлены конкретные цели и задачи, подробное описание хода занятия, перечень необходимых материалов и оборудования, а также рекомендации по адаптации конспекта под индивидуальные потребности детей.

 

Данный конспект будет полезен также студентам педагогических вузов, специализирующихся на дефектологии (сурдопедагогике), родителям детей с нарушениями слуха, методистам образовательных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ, и авторам учебных пособий и методических рекомендаций для детей с нарушениями слуха. Он представляет собой ценный ресурс для создания эффективных и интересных уроков, способствующих развитию и социализации детей с нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golosa_okruzhayushchego_mira.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей с нарушениями слуха по теме "Голоса окружающего мира".

Автор конспекта: учитель-логопед

Столярова Екатерина Александровна

    Конспект адаптирован для детей с нарушениями слуха, с акцентом на визуальные, тактильные и вибрационные методы обучения.

    Цель: Познакомить детей с разнообразием звуков окружающего мира, развить слуховое восприятие (при наличии остаточного слуха), научить различать и классифицировать звуки по источнику и характеру, а также развивать коммуникативные навыки.

Задачи:

•  Образовательные:

  •  Познакомить с различными источниками звуков в окружающей среде (природа, животные, транспорт, бытовые приборы).

  •  Научить различать и классифицировать звуки по группам (например, звуки животных, звуки природы).

  •  Обогатить словарный запас словами, обозначающими звуки и их источники (лай, мяуканье, шум дождя, гудок машины).

•  Коррекционно-развивающие:

  •  Развивать слуховое восприятие (при наличии остаточного слуха) с использованием слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов.

  •  Развивать зрительное восприятие и наблюдательность.

  •  Развивать тактильные ощущения и вибрационную чувствительность.

  •  Развивать умение соотносить звук и его источник.

  •  Развивать коммуникативные навыки (жестовая речь, дактилология, устная речь, если возможно).

•  Воспитательные:

  •  Воспитывать интерес к окружающему миру и бережное отношение к природе.

  •  Развивать умение слушать и слышать (при наличии остаточного слуха).

  •  Развивать умение работать в группе и сотрудничать.

    Возраст: 5-7 лет (адаптируйте в зависимости от уровня развития детей)

Материалы и оборудование:

•  Картинки с изображением различных источников звуков: животные (собака, кошка, корова, птица), природа (дождь, ветер, гром), транспорт (машина, поезд, самолет), бытовые приборы (пылесос, стиральная машина, телефон).

•  Аудиозаписи с различными звуками (можно использовать звуки природы, голоса животных, звуки транспорта и т.д.).

•  Музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокольчик, свисток.

•  Вибрирующие предметы: вибрирующая подушка, вибрирующий телефон.

•  Предметы, издающие звуки: колокольчик, свисток, игрушечный телефон, музыкальная шкатулка.

•  Карточки со словами: "звук", "голос", "шум", "животное", "природа", "транспорт" (с картинками и жестовым обозначением).

•  Листы бумаги, карандаши, фломастеры.

•  Клей, вата, цветная бумага (для аппликации).

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут):

•  Приветствие (учитель приветствует каждого ребенка индивидуально, используя имя и жест).

•  Проверка готовности к занятию (визуальная проверка наличия материалов).

•  Установление контакта (учитель улыбается, показывает картинку с улыбающимся лицом, чтобы создать позитивное настроение).

•  Повторение правил поведения на занятии (учитель показывает карточки с правилами: "смотреть на говорящего", "поднимать руку", "быть тихим").

2. Актуализация знаний (5 минут):

•  Учитель спрашивает детей (жестами, дактилологией или устно, в зависимости от возможностей детей), что они слышат вокруг себя.

  •  Пример: "Что ты слышишь сейчас?" (учитель показывает на ухо).

•  Учитель показывает картинку с ухом и объясняет, что уши помогают нам слышать звуки.

•  Учитель показывает карточку со словом "звук" и объясняет его значение (с использованием жестового обозначения).

3. Введение в тему (10 минут):

•  Учитель показывает картинки с разными источниками звуков (животные, природа, транспорт, бытовые приборы).

•  Учитель спрашивает детей, какие звуки издают эти предметы и явления.

  •  Пример: "Собака что говорит?" (учитель показывает на картинку с собакой).

  •  Пример: "Дождь какой звук делает?" (учитель показывает на картинку с дождем).

•  Учитель воспроизводит аудиозаписи с различными звуками и просит детей угадать, что это за звук.

  •  Если у детей есть остаточный слух, используйте слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

  •  Для детей с глубокой потерей слуха используйте вибрационные методы (например, приложите колонку с записью к столу, чтобы дети почувствовали вибрацию).

4. Исследовательская деятельность (15 минут):

•  Игра "Угадай звук". Учитель показывает детям различные предметы (колокольчик, свисток, игрушечный телефон, музыкальная шкатулка) и просит их закрыть глаза. Затем учитель издает звук одним из этих предметов, а дети должны угадать, что это за предмет.

  •  Для детей с глубокой потерей слуха используйте вибрирующие предметы (например, вибрирующий телефон или вибрирующую подушку).

•  Классификация звуков. Учитель предлагает детям разделить картинки с источниками звуков на группы: "Звуки животных", "Звуки природы", "Звуки транспорта".

  •  Дети могут раскладывать картинки на столе или приклеивать их на большие листы бумаги, разделенные на соответствующие секции.

5. Физкультминутка (5 минут):

•  Учитель предлагает детям поиграть в игру "Повтори за мной".

  •  Учитель имитирует звуки различных животных (лай, мяуканье, мычание) и просит детей повторить эти звуки (если возможно) или жесты, соответствующие этим животным.

  •  Учитель имитирует звуки природы (шум дождя, ветер) и просит детей изобразить эти явления движениями.

  •  Учитель использует музыкальные инструменты (барабан, бубен, колокольчик) и просит детей двигаться в ритм музыки.

6. Творческая деятельность (15 минут):

•  Аппликация "Голоса окружающего мира". Учитель предлагает детям сделать аппликацию на тему "Голоса окружающего мира".

  •  На листе бумаги дети рисуют или приклеивают изображения различных источников звуков (животные, природа, транспорт).

  •  Рядом с каждым изображением дети пишут (или приклеивают карточку) название звука, который издает этот источник (лай, мяуканье, шум дождя).

  •  Дети могут использовать вату, цветную бумагу и другие материалы для создания объемных элементов аппликации.

7. Закрепление материала (5 минут):

•  Учитель показывает карточки со словами: "звук", "голос", "шум", "животное", "природа", "транспорт" и просит детей повторить жесты и слова (если возможно).

•  Учитель задает вопросы по теме занятия.

  •  Пример: "Какие звуки издают животные?" (учитель показывает на картинку с животными).

  •  Пример: "Какие звуки можно услышать в природе?" (учитель показывает на картинку с природой).

•  Учитель хвалит детей за работу и поощряет их.

8. Завершение занятия (2 минуты):

•  Учитель собирает работы детей и выставляет их на видном месте.

•  Прощание (учитель прощается с каждым ребенком индивидуально, используя имя и жест).

Важные моменты для детей с нарушениями слуха:

•  Визуальная поддержка: Используйте много картинок, жестов, мимики.

•  Тактильные ощущения: Дайте детям возможность потрогать предметы, почувствовать вибрацию.

•  Адаптированный язык: Говорите медленно и четко, используйте простые предложения.

•  Индивидуальный подход: Учитывайте возможности каждого ребенка.

•  Повторение: Повторяйте новые слова и понятия несколько раз.

•  Положительное подкрепление: Хвалите детей за их усилия и достижения.

•  Сотрудничество с родителями/сурдопедагогом: Обсудите с ними особенности обучения детей и получите рекомендации.

•  Используйте жестовый язык: Адаптируйте урок, используя жестовый язык для объяснения понятий и общения с детьми.

•  Вибрационная стимуляция: Используйте вибрирующие предметы для усиления восприятия звуков.

Дополнительные идеи:

•  Прогулка на улицу (если позволяет погода) для наблюдения и слушания звуков окружающего мира.

•  Создание "звуковой карты" класса или группы, где дети отмечают различные источники звуков.

•  Использование интерактивных игр и упражнений на компьютере или планшете.

•  Чтение коротких стихотворений о звуках (с жестовым переводом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с нарушением слуха старшей группы «Пауки»

Цель. Формировать представление о том,  что в природе нет неинтересных, ненужных животных. Рассказать о пауках. Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину в лесу, не убива...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим для детей с нарушениями слуха подготовительной к школе группы. «Профессия - спортсмен».

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим  для детей с нарушениями слуха  подготовительной к школе группы.«Профессия - спортсмен»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей с нарушением слуха с учетом особенностей и коррекции недостатков развития с ОВЗ Тема: «Фрукты и овощи»

Цель: Формирование умения общаться у детей с ОВЗ (задержкой психического развития и легкими  нарушениями слуха) младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Всестороннее развитие ребёнка по различным...

Конспект дидактической игры для детей с нарушением слуха: «Поможем кукле Тане».

Данный материал будет полезен для работы с детьми с нарушением слуха....

Конспект дидактической игры для детей с нарушением слуха: «Поможем кукле Тане».

Данный материал будет полезен для работы с детьми с нарушением слуха....

Конспект фронтального занятия для детей с нарушением слуха.Тема "Транспорт"

Конспект фронтального занятия для детей с нарушением слуха по теме "Транспорт"...