«По родному краю»
методическая разработка (подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия педагога-психолога
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия педагога-психолога
«По родному краю».
Автор: Белоножко Мария Николаевна
Организация: МДОУ ИРМО «Смоленский детский сад»
Населенный пункт: с.Смоленщина Иркутская область
Подгруппа детей. ЗПР
Возрастная группа. Подготовительная к школе.
Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы через любовь к родной природе.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- обогащать представления детей о растительном и животном мире родного края;
- активизировать словарь, коммуникативные навыки;
- упражнять в словообразовании и словоизменении;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать общую и тонкую моторику, плавность и выразительность речи, речевой слух, речевую память;
- развивать способность принимать общее со сверстниками решение доступными детям способами;
- способствовать развитию любознательности и самостоятельности посредством экологически ориентированных игр и игровых упражнений;
- развивать целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
Коррекционно-воспитательные:
- накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным;
- способствовать развитию чувства гордости, любви, ответственности за родную природу;
- воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, доброжелательность.
Оборудование. Мультимедийное оборудование, презентация «Природа родного края». Аудиозапись: «Песня о Байкале» автор Владимир Ерошин, музыка и исполнение Ю.Бадалл., «Шум ветра», «Звуки природы». Набор камешков, корзинка, игрушки: нерпочка. Балансборды.
Предварительная работа. Проведение индивидуально-подгрупповых коррекционно-развивающих занятий: беседы о родном крае, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, альбомов, печатных изданий, просматривание мультимедийных презентаций экологической направленности.
Используемые средства и приемы:
- пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
- игры для развития словаря, словообразования, словоизменения, коммуникативных навыков;
- гимнастика для глаз для предупреждения утомления глазных мышц «Ветерок»;
- релаксационные упражнения;
- речевые, коммуникативные игры на проживание ребёнком событий, экологической направленности, являющихся основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных ситуациях.
Ход занятия.
Дети входят в зал, аудиозапись «Песня о Байкале» автор Владимир Ерошин, музыка и исполнение Ю.Бадалл. Слайд №1
Организационный момент.
Педагог-психолог: Ребята, давайте поздороваемся.
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
Ребята, мы все с вами живём на планете под названием? …..Земля. Слайд №2
А кто мне скажет как называется регион в котором мы живем? ….. Сибирь! Правильно. Слайд №2
Ну и конечно мы сегодня с вами поговорим о главной достопримечательности нашего края, о нашей жемчужине, озере?... Байкал! Слайд №3
Между гор и между скал
Блещет озеро Байкал.
Дует с северных низин
Сильный ветер Баргузин. Слайд №4
Волны бьются в берега,
А кругом гудит тайга.
Проступает сквозь туман
Великан Хамар-Дабан. Слайд №5
Дальше - белый, как старик,
Снеговой Мунку-Сардык. Слайд №6
С гор бегут вперегонки
Триста тридцать три реки. Слайд №7
А в средине-между скал
Блещет озеро Байкал. Слайд №8
(автор Молчанов Иван)
Ребята, я предлагаю отправится в путешествие и поближе познакомится с родной природой. Природа нашего края разнообразна — это леса, реки, равнины, болота. И везде живут различные животные и птицы, растут деревья и растения. Послушайте загадку и догадайтесь, куда мы отправимся сначала.
Позади аэродром.
Мы летим часа четыре.
Видим тундру под крылом,
А потом – леса Сибири.
Там зимой метет пурга.
Этот хвойный лес – ... (Тайга) Слайд №9
А поможет нам увидеть наши родные просторы байкальский ветер Баргузин. Мы будем путешествовать вместе с ним.
Основная часть.
Ведущий. Возьмитесь за руки, и дружно скажите:
Баргузин, подуй сильней! Унеси в Тайгу скорей! Аудиозапись «Шум ветра»
Педагог: 1,2,3,4,5 будем глазки закрывать, ветерок подул сильней, быстро в лес принёс детей. 1,2,3,4,5 глазки можно открывать.
Вот мы и очутились в Тайге. Беседа: Ребята, какое сейчас время года? (……). Какая тайга в это время года? (……). Какие краски преобладают в природе? Что происходит в природе с наступлением …….? Ребята, мы подошли к очень высокому дереву. Что за дерево такое? Послушайте и отгадайте загадку. Слайд №10
И девчонки, и мальчишки,
Знают что такое - шишки
На орешки очень щедр,
Богатырь – сибирский … (Кедр)
В Тайге не один кедр а много. Как называются эти деревья … (кедры). На кедре шишки. Какие это шишки? …. (кедровые шишки). Слайд №11
Далее: Пальчиковая игра «Шишки»
Если в лес гулять пойдем, шишек там мы наберем.
Большие пальцы рук поочерёдно соединяются в кольцо
с каждым пальцем и назад.
1, 2, 3, 4, 5 –шишки начали искать.
Указательный палец руки загибает поочерёдно пальцы на другой руке.
И на кедре (руки тянем вверх),
И под кедром (руки вытянуть вниз)
Шишки соберем с тобой (руки сжимаем и разжимаем в кулачки).
Звучит аудиозапись «Звуки природы»
Ребята прислушайтесь как поют птицы в лесу, они приветствуют фею природы Флору. А вот и она, выходит к нам на лесную тропинку.
В зал входит фея Флора.
Фея Флора: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются с феей Флорой) Я фея Флора – хранительница планеты Земля. Мои задачи – оберегать природу нашей планеты от всяких бед и учить людей бережно относится к ней.
ПП: А мы путешественники, любуемся красотой родной природы.
Игра «Дождь в лесу»
Фея Флора. Ребята, в Тайге очень много деревьев. Представьте, что мы с вами высокие деревья. В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носочках, поднимают руки вверх, перебирая пальцами). Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев рук касаются спины рядом стоящего товарища). Пошёл сильный дождь. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (поглаживающие движения ладонями по спине товарища). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. (дети делают стряхивающие движения кистями рук, обнимают себя за плечи скрещенными движениями рук)
ПП: А наше путешествие продолжается.
Возьмитесь за руки, закройте глаза и дружно скажите:
Ветерок, подуй сильней! Неси нас на Байкал скорей! Аудиозапись «Шум ветра»
1,2,3,4,5 глазки можно открывать.
Фея Флора: Ребята, а сейчас я хочу, чтоб вы угадали, кто встретит нас на Байкале? Посмотрите, у меня есть волшебный мешочек. Вам нужно на ощупь определить кто спрятался в мешочке и назвать этого байкальского жителя. (дети по очереди опускают руку в мешочек и делают свои предположения)
После этого, Фея достает из мешочка фигурку нерпы. Слайд №12
На Ушканьих островах нерпочки живут
Рыбу ловят, загорают и привет нам шлют! Слайд №13
Посмотрите-ка байкальская нерпочка передала мне для вас конвертик Ой, это же письмо. Давайте его откроем и посмотрим, что там? Это задания для детей. Нужно отыскать в песке все спрятанные байкальские камешки и составить из них, первую букву вашего имени. (Дети проходят к песочным столам, работают под тихую музыку).
Молодцы, ребята, а сейчас отгадайте, какую рыбу ловит на Байкале нерпа?
Что за рыбка-невеличка –
меньше вашей рукавички?
А на солнце рыбка тает,
рыбьим жиром истекает.
Служит нерпочкам приманкой
Озорная… (Голомянка) Слайд № 14
Я вас приглашаю поиграть в игру
Физкультминутка «Нерпенок и голомянки»» (выбирается один ребенок, ему одевается на голову маска с изображением нерпы, остальные дети изображают рыбок которые плавают вокруг него, при звуках музыки Нерпенок начинает ловить рыбку, задевая их ладонью. Те кого запятнали остается неподвижным. Когда музыка стихает Фея считает сколько рыбки удалось поймать нерпенку. Игра продолжается два-три раза, в конце выбирается самый удачливый нерпенок и самый самая ловкая голомянка (ребенок который ни разу не попался).
Фея Флора. Молодцы ребята, а наше путешествие продолжается. Догадайтесь, куда мы отправимся дальше.
Фея загадывает загадку:
От могучего Байкала,
К Енисею убежала
Дочка непокорная,
Реченька просторная...(Ангара.)
Да ребята, мы свами отправляемся на берег Ангары. Возьмитесь за руки, закройте глаза и дружно скажите:
Ветерок, подуй сильней! Неси нас к Ангаре скорей! Аудиозапись «Шум ветра»
1,2,3,4,5 глазки можно открывать. Слайд № 15
Вот мы и очутились на реке. Давайте поиграем в игру пальчиками:
«Рыбки»
Рыбки под водой резвятся, вместе плавают, кружатся.
Обе ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Волнообразными движениями ладоней изображать плывущих рыбок.
И ныряют – раз, два, три…, как им весело, смотри!
Ладонями делать ныряющие движения. (повторяют несколько раз)
Итог занятия.
ПП: Ребята, как вы думаете, вы сможем по Ангаре вернуться домой? Конечно, по реке можно доплыть на теплоходе до Иркутска, а из Иркутска в Смоленщину добраться на автобусе. Слайд № 16
А теперь, давайте вспомним, где вы сегодня побывали? (в лесу, который называется - тайга, на Байале, на реке - Ангаре). Что растёт в нашем лесу? Каких животных вы сегодня встретили? Что нового узнали?
Фея Флора: Леса, поляны, реки, озеро — это всё природа нашего родного края, она красива и разнообразна, и наша с вами задача – беречь её и любить.
В краю чудес – краю Сибирском –
Немало дива для гостей.
А нам здесь довелось родиться,
И всю Сибирь считать своей!
И не сыскать красивей в мире,
Таких богатых чудом мест:
Здесь и луга, и по́ля шири,
И буйный первозданный лес.
Фея Флора. Пришло время расставаться. Игровое упражнение «Палуба» Займите удобные места на палубе теплохода (дети берут балансборды, встают на них, широко расставив ноги) Стало палубу качать. Чтобы не упасть, нужно развести руки в разные стороны и стараться сохранить равновесие.
Стало палубу качать, ногу к палубе прижать.
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать её к полу, левая нога расслаблена. Качнуло палубу в другую сторону – перенести массу тела на левую ногу, правая расслаблена.
ПП: Ребята, наш корабль отходит от берега. Скажем Фее Флоре до свидания!
Фея Флора: В добрый путь!
Дети прощаются с феей Флорой, она дарит им на прощанье байкальские камушки и просит когда будут в детском саду, нарисовать на них то, что понравилось в путешествии большего всего. Дети выходят из зала под аудиозапись «Звуки природы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....
