Диагностика диспраксии
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Внаровская Ирина Владимировна

Диагностика артикуляционной диспраксии

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon diagnostika_dispraksii.pdf1.19 МБ
Файл diagnostika.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Материал подготовила:

                                                                                                  Внаровская И.В.

                                                                                  учитель-логопед МДОБУ

                                                                             «Детский сад №15» Тополёк»

Диагностика артикуляционной диспраксии

Диагностические пробы:

«Следы» Инструкция: Наступай на следы.

Когда ребенок входит, то сразу перед ним стоит задача: «Наступай на следы»

«Препятствия» Инструкция: Переступай.

Здесь важно дифференцировать, по какой причине ребенок не смог переступить эти 4 бревнышка.

Ребенок не смог сфокусировать свою ногу и пространство под ней?

Или ему просто не хватило сил поднять ногу?

К артикуляционной диспраксии нас приводит только первый вариант.

«Лесенка»

Примерно с 3х лет ребенок идет по лестнице, попеременно переставляя ноги, при наличии опоры.

«Позы»

Попросить ребенка повторить цепочку из 2-3х поз для рук (н-р: руки на пояс, руки на плечи)

 Или несимметричное положение рук (н-р: одна рука на носу, а другая на поясе)

А еще лучше с переносом через среднюю линию (н-р: одна рука на голове. А другая на противоположном ухе)

Приблизительные ориентиры:

1 уровень: симметричная поза, н-р: руки на пояс.

2 уровень: асимметричная поза статическая, н-р: одна рука на голове. А вторая на поясе.

3 уровень: смена 2х симметричных поз.

4 уровень: смена 2х асимметричных поз, н-р: одна рука на голове, а другая на поясе, меняем руки.

5 уровень: смена 3х поз. Для совсем умненьких.

Около 2х лет ребенок может достаточно точно выполнять симметричную позу и показать свою часть тела.

3х летний ребенок уже достаточно точно выполняет задания 2го уровня.

Ребенку 3,5-4 лет достаточно хорошо даются задания 3 уровня.

Ближе к 5 годам можно предлагать уровни 4 и 5.

«Прыжки»

В норме ребенок должен уметь:

2года: прыжки на 2х ногах.

3года: ноги вместе-ноги в стороны.

4 года: прыжки на одной ноге.

5 лет: ноги в стороны-ноги на крест со сменой передней ноги.

«Пирамидки»

Кроме мышления проверяем зрительно-моторную координацию.

Ребенку предлагаем 2 неокрашенные пирамидки. В данной пробе диагностируем захват детали, попадание на стержень, переключение моторной программы.

Инструкции: Надевай сначала круг, потом квадрат (треугольник).

Надевай этой рукой круг, а потом этой рукой квадрат ( с переносом через среднюю линию тела)

Надевай круг этой рукой, потом хлопай! Потом квадрат этой рукой, хлопай! Продолжай!

Также смотрим, может ли ребенок закончить моторную программу (перестал надевать детали, когда закончился стержень)

«Гномики»

Изначально эта проба направлена на выявление уровня сформированности операций классификации по цветам. Но! Практически все дети. Имеющие диспраксию проявляют ее на этой пробе. Сначала мы предлагаем ребенку найти домик каждого гномика, а потом из этих домиков сделать шапки. Здесь задействуется двуручная деятельность, прекрасно иллюстрирующая нарушения праксиса.

«Кубики»

Задача этой пробы проверить зрительно-моторную координацию, ритм и визуально-ритмический ряд.

С 2х лет ребенку доступен ряд 1:1. Для этого нужны кубики 2х цветов. Сначала навык проверяется в вертикале «Строим башню/дом», а потом в горизонтали «Строим дорогу». Если ребенок справился, то можно проверить ряд 1:1 на круглом подносе и там же подключить цепочку из 2х слогов          (моторное переключение)

«Артикуляционный и оральный праксис»

Мы готовим материал на тарелке с отсеками, на которых лежат: сушки/ баранки разных размеров; коктельные трубочки; винные пробки; долька лимона или яблока; орешки фундук или другие примерно такого же размера; свеча.

С помощью этих предметов проверяем, как ребенок плюет, высовывает язык, совершает латеральные движения языком, способность вытягивать губы вперед, верхний подъем языка.

«Коробочки»

Это последняя из основных проб на артикуляционную диспрксию. В коробочки прячутся предметы, обозначающие слова первой слоговой структуры. Надо смотреть, как ребенок открывает эти коробки.

«Игры с мячом»

Это отличный способ посмотреть, как ребенок подстраивает позу рук под летящий мяч, как он расчитывает расстояние до летящего мяча.

Иногда  можно увидеть, что ребенок вообще никак не отреагировал, т.е. даже не шелохнулся, видя летящий в лицо мяч. В этом случае! Можно говорить об интеллектуальном снижении, нарушение коммуникации, детской депрессии- требуется консультация психиатра. Но, надо убедиться, что ребенок не отвлекся в этот момент. И не делать вывод по одной пробе!!!

В другом случае ребенок раньше или позже времени сомкнет руки. В этом случае можно смело говорить о нарушении зрительно-моторной координации.

К предыдущему пункту также можно отнести ситуацию, в которой поза рук ребенка не соответствует размеру мяча.

Что мы хотим увидеть в том или ином возрасте:

С 2х лет ребенок подстраивает позу рук и ловит достаточно большой мяч с небольшого расстояния, летящего прямо в руки.

С 3х лет ребенок способен поймать мяч среднего размера с более дальнего расстояния, летящий прямо в руки.

С 4х лет ребенок способен поймать мяч среднего размера и переместиться по необходимости.

С 5 лет ребенок хорошо подстраивает позу рук и тела под летящий мяч.

Здесь мы также  можем посмотреть способен ли ребенок ударить ладошкой по мячу, который стоит. Такая манипуляция доступна детям до года. Более сложный вариант- попасть по мячу рукой, который катится.

«Ходьба»

Для детей с 4х лет хорошим показателем нарушения праксиса будет  проба на умение ходить приставным шагом. В этом возрасте ребенок умеет ходить на носочках и пяточках.

Ближе к 5 годам идти вперед, подставляя пятку к носку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Диспраксия развития"

  В практике логопедической работы встречаются недостатки произношения, которые имеют длительную и сложную динамику устранения.  При этом недостатки произношения носят различный харак...

Технологии коррекции мануальной диспраксии как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) наряду с недоразвитием всех речевых компонентов отмечаются проблемы психомоторного развития, которые характеризуются как мануальная диспраксия. Одним из ...

Диспраксия. Симптомы и причины

quot;Синдром неуклюжего ребенка"...

Артикуляционная диспраксия у детей

Артикуляционная диспраксия - особая форма парциального недоразвития речи, имеющая самостоятельные, отличные от других речевых расстройств механизмы, а также специфическую, присущую только ей симптомат...

Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей

Этого нарушения нет ни в клинико-педагогической, ни в психолого-педагогической классификациях. Но она описана многими специалистами дефектологического направления: Корневым А.Н., Леонтьевым А.Н., Визе...

Коррекционная работа с неговорящим ребенком при артикуляционной диспраксии

Рассмотрим основные этапы формирования речи при АД...