Адаптированная образовательная программа логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с общим недоразвитием речи III уровня Петров Илья
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Логопедическое сопровождение ребенка ОНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийский район
«Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»
Адаптированная образовательная программа логопедического сопровожденияребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
с общим недоразвития речи III уровня
Петров Илья
Воспитатель: Девяткова Е.В.
Учитель-логопед: О.В. Вознюковская
Сентябрь 2023 г.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
Общее недоразвитее речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
Для III уровня общего недоразвития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использованиепростых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений часто нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка мотлит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца). В высказываниях появляются слова, состоящие; из трех-пяти слогов («акваиюм» —аквариум, «таталист» — тракторист, «вадапавод» — водопровод). Отмечаются существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («коёбкалезитподстула» — коробка лежит под стулом). Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи ребёнок употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «ключит свет»). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики, либо отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед»). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением,незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра») «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, ребёнок используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений он опускает или переставляет отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что ребёнок с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Логопедическое представление на ребенка.
ФИО ребёнка Азанов Илья
Дата рождения 09.12.2017 г.
Возрастная группа Старшая-подготовительная группа комбинированной направленности.
- Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата.
Строение ОАА без видимой патологии. Отсутствуют верхние передние зубы. Движения губ неточные, в неполном объеме,движения языка имеют недостаточный объём и амплитуду движений. Испытывает затруднение в переключении ОАА с одного движения на другое, недостаточно развита мышечная мускулатура лица.
- Состояние дыхательной и голосовой функции – в норме.
- Звукопроизношение.
Голос тихий, речь невнятная, невыразительная, малопонятная. Нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов.
- Фонематическое восприятие.
Навыки фонематического анализа и синтеза не сформированы, звуки не дифференцирует.
- Состояние словаря.
Понимает обращенную речь, но не в полном объеме понимает словесные инструкции.Обиходно-бытовая лексика, отстающая от возрастной нормы.
- Грамматический строй речи.
Не соответствует возрастной норме, не умеет пользоваться способами словообразования, согласования, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок; предложно-падежные конструкции нарушены.
- Связная речь.
В составлении рассказа использует простые предложения, передавая увиденное, не используется художественное описание; нет эмоционального окрашивания рассказа.
- Общая моторика.
Нарушения координации – движения выполняет неточно, затруднения в переключаемости движений, двигательное беспокойство. Плохо развита мелкая моторика рук.
Предварительное логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровень.
Цель программы:
Построение коррекционно-развивающей работы в условиях логопедического пункта, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития ребенка и обеспечивающая всестороннее гармоничное его развитие.
Основные задачи коррекционного обучения.
1.Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.
3.Формирование грамматического строя речи.
4.Развитие связной речи дошкольника.
5.Развитие коммуникативных навыков, как основ успешности в общении.
Концептуальность программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов
-принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов, средств обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов ребенка.
-принцип партнерского взаимодействия с семьей;
Форма логопедического воздействия – индивидуальная, подгрупповая.
Методы логопедического воздействия:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические.
Направления реализации программы
• Логопедическая диагностика.
• Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи ребёнка.
Работа с родителями
Формы работы с родителями:
- Индивидуальные консультации.
- Открытые индивидуальные логопедические занятия.
- Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка.
Сроки динамического контроля: январь, май.
Организация коррекционно-развивающей работы с ребенком
с III уровнем развития речи
Коррекционная работа с ребенком с III уровнем развития речи подразумевает проведение занятий как в индивидуальной, так и в подгрупповой формах.
Занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 раз в неделю — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; 1 раз в неделю — по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке обучению грамоте. Количество индивидуальных занятий может варьироваться по усмотрению логопеда в зависимости от речевого уровня и речевых возможностей ребенка. Годовое обучение условно подразделяется на 3 периода:
I период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период обучения: декабрь, январь, февраль
III период обучения: март, апрель, май.
Перспективный план работы
I период: сентябрь, октябрь, ноябрь | |
Развитиелексико-грамматических средств языка | Формирование умения вслушиваться в обращенную речь. Формирование умения выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Формирование умения преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Обучение использованию в самостоятельной речи притяжательных местоименияй «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах. Обучение некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы). |
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи | Закрепление навыка составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: • существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»; • существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах:«Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом». Формирование навыка составления короткого рассказа. |
Формирование произносительной стороны речи | Уточнение произношения сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [ц]. Вызывание отсутствующих звуков:[ш], [ж], [ч], [щ], [р], [р’], [л], [л’] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. Формирование умения различать на слух гласные и согласные звуки. Формирование умения выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. |
Лексические темы | "Овощи", "Фрукты", "Сад-огород", " Осень", "Деревья", " Грибы ", "Игрушки", "Человек","Посуда","Продукты питания". |
IIдекабрь, январь, февраль | |
Формирование лексико-грамматических средств языка | Уточнение представлений об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. Формирование умения различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. |
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи | Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширение навыка построения разных типов предложений. |
Формирование произносительной стороны речи | Закрепление навыка правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Закрепление навыка практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. Формирование фонематического восприятия. Коррекция следующих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [р’], [л], [л’]. Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. |
Лексические темы | "Одежда", "Мебель", "Зима, зимние забавы", "Новый год","Зимующие птицы", "Дикие животные", "Домашние животные", "Домашние птицы","Животные Севера", " Наш город ","23 февраля. День защитника Отечества","8 марта. Женские профессии", " Семья", "Профессии". |
III март, апрель, май | |
Формирование лексико-грамматических средств языка
| Закрепление навыка употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.). Формирование умения употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.). |
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи | Формирование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: Расширять значения предлогов: к – употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. (я хочу, чтобы!..). |
Формирование произносительной стороны речи | Использование в самостоятельной речи звуки: [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [р’], [л], [л’], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. |
Лексические темы | "Транспорт", "Перелетные птицы", "Животные жарких стран", "Весна", "9 мая. День Победы", "Родина", "Насекомые", "Цветы". |
В итоге логопедической работы ребенок должен научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Литература
- Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. /Специальная литература/ СПб. Изд-во «Лань», 1999г.
- Жукова Н.С. и др. Преодоление ОНР у дошкольников: Кн. /Для логопедов/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В.Филичева, 2-е изд. Перераб. Москва: Просвещение, 1990.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. 3-й уровень. Пособие для логопедов. М.: Гном-Пресс, 2000.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М.: Секачёв В. Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: Союз, 1999.
- Нищева Н.В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». «Изд. Детство-Пресс», 2011
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: «Детство - Пресс», 2008
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе. СПб: «Детство - Пресс», 2004
- Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Сост. Г.Ф.Марцинкевич, 2000.
- Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001.
- Ткаченко Т.А. В первый класс без - дефектов речи: Метод. Пособие. СПб.: Детство – Пресс, 1999.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.: Акцидент, 1997.
- Ткаченко Т. А. Логопедические тетради. СПб.: Детство-Пресс, 1998 .
- Ткаченко Т.А. Тетрадь для дошкольника. Логопедические упражнения для развития речи. СПб.: Детство – Пресс, 2000.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: "Просвещение", 2008.
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, звуки получаем. СПб.: Изд-во «Лань» 1999.
- Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. СПб.: Акцидент, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. «Развитие коммуникативных навыков посредством элементов экспериментирования в коррекционно-развивающей работе с целью социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих общее недоразвитие речи ».
Развитие коммуникативных навыков способствует социализации у детей...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год
Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешнойсоциализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, ча...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. В статье раскрывается вопрос использования инновационныхобразовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оп...




