Мастер – класс для родителей «Развиваемся, играя» по сенсорному развитию во второй младшей группе для детей с задержкой психического развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Антропова Елена Эдуардовна

Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.

Сенсорное развитие имеет прямое влияние на развитие речи детей. Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. 

Цель:

 Повысить  педагогическую  грамотность родителей в вопросах сенсорного развития детей второй младшей группы с ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs._rod._sobranie_master._klass.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 88 компенсирующего вида»

Мастер – класс для родителей

«Развиваемся, играя»

 по сенсорному развитию во второй младшей группе с задержкой психического развития

Составители:

Антропова Елена Эдуардовна  – учитель-дефектолог, первая квалификационная категория.

Мазурова Ирина Михайловна  – воспитатель, высшая квалификационная категория.

Панкратова Екатерина Владимировна  – воспитатель,  высшая квалификационная категория.

г. Каменск-Уральский

2025г

Содержание:

1. Содержание……………………………………………………………………2

2. Введение……………………………………………………………………......3

3. Ход мастер-класса………………………………………………………….…..5

4. Приложение 1 …………………………………………………………………8

5. Приложение 2…………………………………………………………………10

Введение

Тема: Мастер-класса для родителей детей второй младшей группы с ЗПР  – «Развиваемся, играя».

Анализ образовательной ситуации:

На начало 2025-2026 учебного года мы набрали вновь прибывших детей второй младшей группы с задержкой психического развития. После проведенной диагностики было замечено, что сенсорное развитие детей недостаточно и отстает от целевых ориентиров, описанных в АООП ФГОС ДО к данному возрасту. У воспитанников отсутствует речь, они плохо ориентируются в пространстве. Совместно с педагогами группы было решено заняться проблемой сенсорного развития; Привлечь родителей к данной теме, помочь в обогащении предметно-пространственной среды группы, посредством изготовления сенсорных игр.

Актуальность темы:

Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения). Сенсорное развитие имеет прямое влияние на развитие речи детей. Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире.  

Новизна сенсорных игр дома заключается в применении разнообразных материалов и простых действий для развития чувств и моторики ребенка.

Цель:

 Повысить  педагогическую  грамотность родителей в вопросах сенсорного развития детей второй младшей группы с ЗПР.

Задачи:

- Заинтересовать родителей  актуальностью данной темы.

- Привлечь родителей  к сотрудничеству и организации предметно-пространственной среды группы.

- Актуализировать знания  родителей о значении различных видов деятельности в развитии.

Ожидаемые результаты мастер-класса по сенсорным играм дома включают в себя повышение осведомленности родителей о пользе сенсорных игр для развития ребёнка, освоение практических навыков для организации таких игр дома, а также повышение их уверенности в создании развивающей среды для детей. Родители должны уйти с мастер-класса, зная, как использовать доступные материалы для игр, которые стимулируют мелкую моторику, координацию, логическое мышление и познавательную активность детей. 

Предварительная работа:

- Разработка долгосрочного проекта по сенсорному развитию во второй младшей группе «Ощущая - познаю» для детей с ЗПР.

- Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми).

- Информационные буклеты «Общие рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».

- Подготовка презентации для родителей по сенсорному развитию во второй младшей группе для детей с задержкой психического развития.

Оборудование:

3 контейнера с макаронами, мелкие игрушки – 10 штук. 3 контейнера с бусами разной формы и цвета, 3 шнурка с деревянным наконечником, 3 шнурка с пластмассовым наконечником. 2 комплекта цветных камешков, карточки к ним. 2 комплекта цветных прищепок, 2 солнышка, 2 тучки, 2 ежика. 3 контейнера с водой, силиконовые резиночки, 6 деревянных палочек, 6 цветных пластмассовых чашек.

Ход мастер - класса

1.Организационная часть.

      Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашем

мастер – классе, «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».

- Скажите, а вы знаете, что такое сенсорное развитие? (ответы

родителей).

 

 2. Теоретическая часть. 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия ребенка и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

    Оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность; способствует усвоению сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, и в школе.

Ранний и младший дошкольный возраст – самый благоприятный период для сенсорного воспитания.

- Работа по сенсорному развитию ребенка должна вестись планомерно и систематически, как в детском саду, так и в домашних условиях. И сегодня, уважаемые родители, мы хотим предложить Вам очень простые, но в тоже время, очень интересные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома.

   Игры развивают не только сенсорные способности ребенка, но и мелкую моторику рук, так как эти виды деятельности неразрывно связаны друг с другом. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для них послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.  

3. Практическая часть.

Игры с крупами «Найди игрушку»

Дети очень любят игры с крупами, это приятные тактильные ощущения , самомассаж, развитие речи, воображения, мышления и координации движений. Здесь очень важно помнить о технике безопасности. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому лучше всего использовать более крупные крупы, например, фасоль.

Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль

и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто,

приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка,

шарик, кубик и т.п.), поверьте, восторгу не будет предела! После того, как

ребенок найдет то, что было Вами спрятано, спросите его: Что он нашел?,

Какого цвета?, Какой формы?, На что похоже?

Игра «Бусы для кулы».

Деревянные бусы – это отличный творческий материал для маленьких детей.

Детали разной формы можно нанизывать на нитку и делать бусы. Можно

попросить ребенка сделать бусы из деталей только одного цвета, или

нанизывать бусы в определенной последовательности. Давайте немного

потренируемся и сделаем бусы для наших кукол. Можно сделать бусы из различного материала (крупные макароны, пластмассовый конструктор -геометрические фигуры).

Игра «Мозаика из камешков».

Разноцветные камешки приятные на ощупь, так как они имеют прорезиненную структуру. Состоят они из разных по цвету, форме, величине деталей. Вместе с детьми мы выкладываем рисунки, пирамидки, дорожки.

После того, как ребенок научится выполнять задание без помощи, педагог предлагает ему придумывать свои варианты рисунков. Предлагаем вам немного пофантазировать и выложить свою композицию.

«Игры с прищепками».

Такой незамысловатый предмет, как прищепка, который также

найдется в любом доме, можно использовать для игры с детьми. Для этого

понадобится цветной картон, ножницы, цветные прищепки и Ваша фантазия.

Если, например, вырезать круг из картона желтого цвета и прицепить к нему

прищепки вместо лучиков, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое?

– круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме

мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А если подключить

Вашу фантазию и воображение, можно придумать множество предметов, а

недостающие детали дополнить прищепками, подобрав их по цвету

(иголочки к елке, дождик к тучке, хвост и плавники к рыбке и т.д.).

Игра с водой «Рыбалка».

Игры с водой способствуют развитию мелкой моторики. Вода способствует снятию напряжения и улучшению настроения у детей. В ёмкость с водой опускаются разноцветные резиночки. Детям предлагаем взять палочку и с помощью ее выловить резиночку или несколько резинок. Можно усложнить задание; сортировать резиночки по цвету. Для тех ребят, кому трудно поймать «рыбку» палочкой, предлагаем ловить руками. А сейчас попробуйте сами поймать рыбок.

Игра для родителей  с мячом. Сейчас мы Вам предлагаем вспомнить в какие сенсорные игры вы играете дома с детьми. Расскажите о них. У кого в руках мяч, тот рассказывает.

   

Сегодня мы познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, это его не утомит.

    Побуждайте ребенка к игре, играйте с малышом в развивающие и веселые

игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

        И в заключении, предлагаем Вам поучаствовать в групповом творческом конкурсе «Лучшая игра по сенсорному развитию». Это изготовление сенсорных игр сделанными своими руками. Для совершенствования развивающей предметно – пространственной среды по сенсорному развитию  в группе (кабинете). Предлагаем познакомиться с положением конкурса. (Приложение 1).

Примеры игр, описание к ним смотрите презентацию слайд №10 по №15.

     Хотим вам вручить памятку (Приложение 2), в которой Вы найдете описание многих других игр, и общие рекомендации для развития мелкой моторики у дошкольников.

 Вручение памяток.

  Если у вас есть вопросы, можете задать их сейчас.

4. Рефлексия

Итак, уважаемые родители, благодарим Вас за участие в мастер-классе, мы хотели бы узнать Ваше мнение, была ли информация актуальна и полезна для Вас.

На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – информация непригодна.

(Родителям предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе, и прикрепить карточку на мольберт.)

Желаем удачи и до новых встреч!

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

конкурса  «Лучшая игра по сенсорному развитию»

1. Общие положения

 1.1 Настоящее Положение регламентирует организацию и порядок проведения смотра - конкурса  «Лучшая игра по сенсорному развитию» (далее – Конкурс) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 88 компенсирующего вида».

 1.2. Организаторами Конкурса являются: педагоги группы «Золотой ключик».  «Детского сада № 88 компенсирующего вида».

1.3. Конкурс проводится в период с 10 ноября по 8 декабря 2025 года.

2. Цели и задачи конкурса

 Цель Конкурса: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста, привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи Конкурса:

  •   совершенствование развивающей предметно – пространственной среды по сенсорному развитию  в группе (кабинете) «Золотой ключик», приведение  в соответствие с требованиями ФГОС ДО  и образовательной программой дошкольного образования; 
  •   создание условий для формирования у детей знаний систем сенсорных эталонов;
  •   привлечение родителей к участию в  образовательной деятельности, сотрудничество ДОУ и семьи в совершенствовании сенсорного развития детей;
  •   трансляция лучшего опыта работы  по сенсорному развитию  в ДОУ.

3. Участники конкурса:

3.1. В конкурсе принимают участие родители (законные представители),  дети второй младшей группы «Золотой ключик».

4. Организация и проведение Конкурса

4.1. Конкурс проводится в период с 10 ноября по 8 декабря 2025года.

4.2. Для участия в Конкурсе необходимо – изготовить игры по сенсорному воспитанию по следующим направлениям:  

1. Коробочка с тканями (хлопок, лен, шерсть, флис, велюр, трикотаж); мягкая игрушка из тактильного материала, с шуршащими элементами или разнообразными подвесками.  

2. Коробочка запахов (апельсин, лимон, корица, гвоздика, перец, гель для душа и т.д.).

3. Игра с застежками (полотно, безбород, книга). Замки молнии, застежки, пуговицы, шнурки, липучки,  пробки от бутылок, щеколды, колесики и т.д.

4. Игра с прищепками; с бусами.

5. Игра «Чудесный мешочек» (мелкие игрушки).

6. Игры на сортировку по цвету, форме, размеру.  

7. Сухой бассейн (гречка, рис, фасоль, макароны, горох). Можно покрасить в пищевой краситель.

     Необходимо выбрать направление. Одно направление могут выбрать не более двух семей.  

     Придумать название, описание (карточка формат А5, шрифт -Times New Roman, размер - 14), продемонстрировать ход игры в домашних условиях с помощью фото или видео ролика.  

     Готовые игры сдать в группу. Фото и видео материалы отправить на почту irina.mazurova2015@yandex.ru 

5. Жюри Конкурса

5.1 Состав жюри конкурса:

Мазурова И.М. – воспитатель высшей квалификационной категории;

Панкратова Е.В. – воспитатель высшей квалификационной категории;

Антропова Е.Э. – учитель-дефектолог первой квалификационной категории.

5.2 Жюри оценивает Конкурс в соответствии с конкурсными критериями.

5.3. Жюри определяет победителей и лауреатов Конкурса.

6. Критерии к оцениванию

6.1. Оценка Конкурса «Лучшая игра по сенсорному развитию» осуществляется по следующим критериям:

  • эстетичность, безопасность;
  • динамичность, мобильность и многофункциональность игры, соответствие возрасту детей.
  • наличие и разнообразие необходимых материалов, пособий  и оборудования.
  • наличие описания хода игры и фото-отчета дидактических игр и пособий.
  • наличие элементов новизны и творчества.

7. Подведение итогов Конкурса

7.1. Определение победителей Конкурса происходит согласно разработанным критериям.

7.3. Каждый участник (родители, дети) Конкурса получает сертификат «Участника конкурса». Победители и лауреаты Конкурса награждается дипломами.

Приложение 2.

Консультация для родителей

Тема«Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении».

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело.

Существуют задачи сенсорного воспитания. Главными являются:

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через: Чтение познавательной литературы. 

Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.)

2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:

  • Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
  • Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
  • Учим ребёнка выявлять части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны:

Цвет (красный, зелёный, синий, жёлтый).

Форма (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)

Величина (большой, маленький, самый маленький и т. д.)

Вкус (сладкий, кислый, горький, солёный).

Обоняние (запах гари, аромат духов и т. д.)

Звук (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)

Время (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)

Пространственные представления (вверх, вниз, право, влево и т. д.)

Осязание (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:

Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.

Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т. д.

Игра. с/р  «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.

Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например«Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например яблоко: форма - круглое, окраска - жёлтое, на вкус - сладкое, на запах - душистое, на ощупь - гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия.

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"(развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему" Мамин праздник"

Занятие разаработано для детей среднего возраста с задержкой психического развития. В основу занятия вошел метод мнемотехники, что облегчает программу планирования высказывания для данной категории де...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".

Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...

Занятие по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему: составление рассказа по картине "Аккуратный митя"

Занятие составлено для детей средней группы с ЗПР. В основу разработки занятия вошел метод наглядного моделирования. К занятию прилагается картина "Аккуратный Митя, также схемы предложений к картине....

«Мир большого спорта» Конспект сюжетно-ролевой игры «Фигурное катание» в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития

Конспект и презентация к сюжетно-ролевой игре "Фирурное катание".Цель: обогащение знаний о зимнем виде спорта Фигурное катание, развитие желания у детей использовать в сюжетно-ролевых играх Олимпийску...