Мастер – класс для родителей «Развиваемся, играя» по сенсорному развитию во второй младшей группе для детей с задержкой психического развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Сенсорное развитие имеет прямое влияние на развитие речи детей. Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире.
Цель:
Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах сенсорного развития детей второй младшей группы с ЗПР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 88 компенсирующего вида»
Мастер – класс для родителей
«Развиваемся, играя»
по сенсорному развитию во второй младшей группе с задержкой психического развития
Составители: |
Антропова Елена Эдуардовна – учитель-дефектолог, первая квалификационная категория. |
Мазурова Ирина Михайловна – воспитатель, высшая квалификационная категория. |
Панкратова Екатерина Владимировна – воспитатель, высшая квалификационная категория. |
г. Каменск-Уральский
2025г
Содержание:
1. Содержание……………………………………………………………………2
2. Введение……………………………………………………………………......3
3. Ход мастер-класса………………………………………………………….…..5
4. Приложение 1 …………………………………………………………………8
5. Приложение 2…………………………………………………………………10
Введение
Тема: Мастер-класса для родителей детей второй младшей группы с ЗПР – «Развиваемся, играя».
Анализ образовательной ситуации:
На начало 2025-2026 учебного года мы набрали вновь прибывших детей второй младшей группы с задержкой психического развития. После проведенной диагностики было замечено, что сенсорное развитие детей недостаточно и отстает от целевых ориентиров, описанных в АООП ФГОС ДО к данному возрасту. У воспитанников отсутствует речь, они плохо ориентируются в пространстве. Совместно с педагогами группы было решено заняться проблемой сенсорного развития; Привлечь родителей к данной теме, помочь в обогащении предметно-пространственной среды группы, посредством изготовления сенсорных игр.
Актуальность темы:
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения). Сенсорное развитие имеет прямое влияние на развитие речи детей. Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире.
Новизна сенсорных игр дома заключается в применении разнообразных материалов и простых действий для развития чувств и моторики ребенка.
Цель:
Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах сенсорного развития детей второй младшей группы с ЗПР.
Задачи:
- Заинтересовать родителей актуальностью данной темы.
- Привлечь родителей к сотрудничеству и организации предметно-пространственной среды группы.
- Актуализировать знания родителей о значении различных видов деятельности в развитии.
Ожидаемые результаты мастер-класса по сенсорным играм дома включают в себя повышение осведомленности родителей о пользе сенсорных игр для развития ребёнка, освоение практических навыков для организации таких игр дома, а также повышение их уверенности в создании развивающей среды для детей. Родители должны уйти с мастер-класса, зная, как использовать доступные материалы для игр, которые стимулируют мелкую моторику, координацию, логическое мышление и познавательную активность детей.
Предварительная работа:
- Разработка долгосрочного проекта по сенсорному развитию во второй младшей группе «Ощущая - познаю» для детей с ЗПР.
- Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми).
- Информационные буклеты «Общие рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».
- Подготовка презентации для родителей по сенсорному развитию во второй младшей группе для детей с задержкой психического развития.
Оборудование:
3 контейнера с макаронами, мелкие игрушки – 10 штук. 3 контейнера с бусами разной формы и цвета, 3 шнурка с деревянным наконечником, 3 шнурка с пластмассовым наконечником. 2 комплекта цветных камешков, карточки к ним. 2 комплекта цветных прищепок, 2 солнышка, 2 тучки, 2 ежика. 3 контейнера с водой, силиконовые резиночки, 6 деревянных палочек, 6 цветных пластмассовых чашек.
Ход мастер - класса
1.Организационная часть.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашем
мастер – классе, «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
- Скажите, а вы знаете, что такое сенсорное развитие? (ответы
родителей).
2. Теоретическая часть.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия ребенка и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность; способствует усвоению сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, и в школе.
Ранний и младший дошкольный возраст – самый благоприятный период для сенсорного воспитания.
- Работа по сенсорному развитию ребенка должна вестись планомерно и систематически, как в детском саду, так и в домашних условиях. И сегодня, уважаемые родители, мы хотим предложить Вам очень простые, но в тоже время, очень интересные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома.
Игры развивают не только сенсорные способности ребенка, но и мелкую моторику рук, так как эти виды деятельности неразрывно связаны друг с другом. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для них послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
3. Практическая часть.
Игры с крупами «Найди игрушку»
Дети очень любят игры с крупами, это приятные тактильные ощущения , самомассаж, развитие речи, воображения, мышления и координации движений. Здесь очень важно помнить о технике безопасности. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому лучше всего использовать более крупные крупы, например, фасоль.
Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль
и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто,
приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка,
шарик, кубик и т.п.), поверьте, восторгу не будет предела! После того, как
ребенок найдет то, что было Вами спрятано, спросите его: Что он нашел?,
Какого цвета?, Какой формы?, На что похоже?
Игра «Бусы для кулы».
Деревянные бусы – это отличный творческий материал для маленьких детей.
Детали разной формы можно нанизывать на нитку и делать бусы. Можно
попросить ребенка сделать бусы из деталей только одного цвета, или
нанизывать бусы в определенной последовательности. Давайте немного
потренируемся и сделаем бусы для наших кукол. Можно сделать бусы из различного материала (крупные макароны, пластмассовый конструктор -геометрические фигуры).
Игра «Мозаика из камешков».
Разноцветные камешки приятные на ощупь, так как они имеют прорезиненную структуру. Состоят они из разных по цвету, форме, величине деталей. Вместе с детьми мы выкладываем рисунки, пирамидки, дорожки.
После того, как ребенок научится выполнять задание без помощи, педагог предлагает ему придумывать свои варианты рисунков. Предлагаем вам немного пофантазировать и выложить свою композицию.
«Игры с прищепками».
Такой незамысловатый предмет, как прищепка, который также
найдется в любом доме, можно использовать для игры с детьми. Для этого
понадобится цветной картон, ножницы, цветные прищепки и Ваша фантазия.
Если, например, вырезать круг из картона желтого цвета и прицепить к нему
прищепки вместо лучиков, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое?
– круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме
мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А если подключить
Вашу фантазию и воображение, можно придумать множество предметов, а
недостающие детали дополнить прищепками, подобрав их по цвету
(иголочки к елке, дождик к тучке, хвост и плавники к рыбке и т.д.).
Игра с водой «Рыбалка».
Игры с водой способствуют развитию мелкой моторики. Вода способствует снятию напряжения и улучшению настроения у детей. В ёмкость с водой опускаются разноцветные резиночки. Детям предлагаем взять палочку и с помощью ее выловить резиночку или несколько резинок. Можно усложнить задание; сортировать резиночки по цвету. Для тех ребят, кому трудно поймать «рыбку» палочкой, предлагаем ловить руками. А сейчас попробуйте сами поймать рыбок.
Игра для родителей с мячом. Сейчас мы Вам предлагаем вспомнить в какие сенсорные игры вы играете дома с детьми. Расскажите о них. У кого в руках мяч, тот рассказывает.
Сегодня мы познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, это его не утомит.
Побуждайте ребенка к игре, играйте с малышом в развивающие и веселые
игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
И в заключении, предлагаем Вам поучаствовать в групповом творческом конкурсе «Лучшая игра по сенсорному развитию». Это изготовление сенсорных игр сделанными своими руками. Для совершенствования развивающей предметно – пространственной среды по сенсорному развитию в группе (кабинете). Предлагаем познакомиться с положением конкурса. (Приложение 1).
Примеры игр, описание к ним смотрите презентацию слайд №10 по №15.
Хотим вам вручить памятку (Приложение 2), в которой Вы найдете описание многих других игр, и общие рекомендации для развития мелкой моторики у дошкольников.
Вручение памяток.
Если у вас есть вопросы, можете задать их сейчас.
4. Рефлексия
Итак, уважаемые родители, благодарим Вас за участие в мастер-классе, мы хотели бы узнать Ваше мнение, была ли информация актуальна и полезна для Вас.
На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – информация непригодна.
(Родителям предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе, и прикрепить карточку на мольберт.)
Желаем удачи и до новых встреч!
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
конкурса «Лучшая игра по сенсорному развитию»
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение регламентирует организацию и порядок проведения смотра - конкурса «Лучшая игра по сенсорному развитию» (далее – Конкурс) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 88 компенсирующего вида».
1.2. Организаторами Конкурса являются: педагоги группы «Золотой ключик». «Детского сада № 88 компенсирующего вида».
1.3. Конкурс проводится в период с 10 ноября по 8 декабря 2025 года.
2. Цели и задачи конкурса
Цель Конкурса: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста, привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи Конкурса:
- совершенствование развивающей предметно – пространственной среды по сенсорному развитию в группе (кабинете) «Золотой ключик», приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования;
- создание условий для формирования у детей знаний систем сенсорных эталонов;
- привлечение родителей к участию в образовательной деятельности, сотрудничество ДОУ и семьи в совершенствовании сенсорного развития детей;
- трансляция лучшего опыта работы по сенсорному развитию в ДОУ.
3. Участники конкурса:
3.1. В конкурсе принимают участие родители (законные представители), дети второй младшей группы «Золотой ключик».
4. Организация и проведение Конкурса
4.1. Конкурс проводится в период с 10 ноября по 8 декабря 2025года.
4.2. Для участия в Конкурсе необходимо – изготовить игры по сенсорному воспитанию по следующим направлениям:
1. Коробочка с тканями (хлопок, лен, шерсть, флис, велюр, трикотаж); мягкая игрушка из тактильного материала, с шуршащими элементами или разнообразными подвесками.
2. Коробочка запахов (апельсин, лимон, корица, гвоздика, перец, гель для душа и т.д.).
3. Игра с застежками (полотно, безбород, книга). Замки молнии, застежки, пуговицы, шнурки, липучки, пробки от бутылок, щеколды, колесики и т.д.
4. Игра с прищепками; с бусами.
5. Игра «Чудесный мешочек» (мелкие игрушки).
6. Игры на сортировку по цвету, форме, размеру.
7. Сухой бассейн (гречка, рис, фасоль, макароны, горох). Можно покрасить в пищевой краситель.
Необходимо выбрать направление. Одно направление могут выбрать не более двух семей.
Придумать название, описание (карточка формат А5, шрифт -Times New Roman, размер - 14), продемонстрировать ход игры в домашних условиях с помощью фото или видео ролика.
Готовые игры сдать в группу. Фото и видео материалы отправить на почту irina.mazurova2015@yandex.ru
5. Жюри Конкурса
5.1 Состав жюри конкурса:
Мазурова И.М. – воспитатель высшей квалификационной категории;
Панкратова Е.В. – воспитатель высшей квалификационной категории;
Антропова Е.Э. – учитель-дефектолог первой квалификационной категории.
5.2 Жюри оценивает Конкурс в соответствии с конкурсными критериями.
5.3. Жюри определяет победителей и лауреатов Конкурса.
6. Критерии к оцениванию
6.1. Оценка Конкурса «Лучшая игра по сенсорному развитию» осуществляется по следующим критериям:
- эстетичность, безопасность;
- динамичность, мобильность и многофункциональность игры, соответствие возрасту детей.
- наличие и разнообразие необходимых материалов, пособий и оборудования.
- наличие описания хода игры и фото-отчета дидактических игр и пособий.
- наличие элементов новизны и творчества.
7. Подведение итогов Конкурса
7.1. Определение победителей Конкурса происходит согласно разработанным критериям.
7.3. Каждый участник (родители, дети) Конкурса получает сертификат «Участника конкурса». Победители и лауреаты Конкурса награждается дипломами.
Приложение 2.
Консультация для родителей
Тема: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении».
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело.
Существуют задачи сенсорного воспитания. Главными являются:
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через: Чтение познавательной литературы.
Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.)
2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:
- Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
- Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
- Учим ребёнка выявлять части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны:
Цвет (красный, зелёный, синий, жёлтый).
Форма (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)
Величина (большой, маленький, самый маленький и т. д.)
Вкус (сладкий, кислый, горький, солёный).
Обоняние (запах гари, аромат духов и т. д.)
Звук (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
Время (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
Пространственные представления (вверх, вниз, право, влево и т. д.)
Осязание (гладкий, колючий, пушистый и т. д.)
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:
Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т. д.
Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.
Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например яблоко: форма - круглое, окраска - жёлтое, на вкус - сладкое, на запах - душистое, на ощупь - гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия.
1. Разнообразная содержательная детская деятельность.
2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"(развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему" Мамин праздник"
Занятие разаработано для детей среднего возраста с задержкой психического развития. В основу занятия вошел метод мнемотехники, что облегчает программу планирования высказывания для данной категории де...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".
Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...
Занятие по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему: составление рассказа по картине "Аккуратный митя"
Занятие составлено для детей средней группы с ЗПР. В основу разработки занятия вошел метод наглядного моделирования. К занятию прилагается картина "Аккуратный Митя, также схемы предложений к картине....
Занятие по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему: составление рассказа по серии катин "Как мышонок Пик обхитрил кота Рыжика"
Занятие составлено по серии из 4-х картин для детей средней группы. В приложении приложена серия картин....

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с задержкой психического развития на тему: "В гости к медведю Мише"
Цель: формировать понятия Один - Много....

«Мир большого спорта» Конспект сюжетно-ролевой игры «Фигурное катание» в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития
Конспект и презентация к сюжетно-ролевой игре "Фирурное катание".Цель: обогащение знаний о зимнем виде спорта Фигурное катание, развитие желания у детей использовать в сюжетно-ролевых играх Олимпийску...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
- Мне нравится (1)
