Раннее обучение чтению детей с тяжелой речевой патологией
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Раннее обучение чтению детей с тяжелой речевой патологией
Нарушения устной речи и чтения – результат воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося причиной нарушения и составляющего его патологический механизм. Для детей с нарушением звукопроизношения, недоразвитием фонематического восприятия, а особенно с лексико – грамматическими нарушениями речи, как правило, характерны трудности в освоении чтения и даже дислексии. Замена слов при чтении может обусловливаться не только фонетическим сходством, неправильным произношением или неразличением отдельных звуков, но и трудностями установления синтаксических связей в рамках предложения. В этих случаях у детей отсутствует направленность на морфологический анализ слов, да и сам морфологический анализ затруднён. Смысловая догадка либо отсутствует, либо играет отрицательную роль, так как является причиной большого количества специфических ошибок. У таких детей при чтении наблюдаются аграмматизмы, обусловленные нарушениями связей слов, трудностями восприятия тонких грамматических значений.
Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного, так как понимание читаемого обусловливается уровнем языкового развития ребёнка, степенью и характером овладения не только значением слова, но и пониманием связи слов и предложений.
Кроме того, тяжёлые нарушения речи, особенно алалия, характеризуются несформированностью речевой деятельности, но и наблюдается недоразвитие ряда моторных и психических функций. Часто выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, другие, наоборот, заторможенные, инертные.
У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.
В ряде случаев у детей с ОНР развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряжённое состояние, повышенная раздражительность, обидчивость.
В большей или меньшей степени проявляется бедность логических операций, нарушение мышления, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции.
В процессе обучения преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения. Формируются грамматические навыки, развивается связная речь, расширяется словарь, ведётся работа над слоговой структурой слова и т. д. А так же развиваются процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составляют необходимый фундамент для речевого развития.
Общее недоразвитие речи – это сложный диагноз, и работа по его исправлению должна начинаться как можно раньше в стенах детского сада и обязательно продолжаться в школе.
Сравнительно рано начинают обучать таких детей грамоте, это расширяет их речевые возможности. Можно отметить большую лёгкость овладения письменной речью и понимания её по сравнению с устной, а также преобладание зрительного восприятия речи при диагнозе ОНР над слуховым. Прочитанный и записанный материал лучше закрепляется, обеспечивается формирование речевой деятельности. Грамота помогает ребёнку осваивать структуру слов и фраз, через чтение и письмо он контролирует и корригирует свою речь. Обучение чтению детей с тяжёлыми речевыми нарушениями требует удлинения сроков и использования специальных приёмов. При овладении письменной речью выявляется вторичная дисграфия и дислексия, что также требует усиленной профилактики и напряжённого труда по исправлению.
Начинается обучение чтению в средней группе для детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» вместе с обучением грамоте во 2 –й половине года.. Основные задачи по чтению в этом возрасте – это запомнить несколько букв, соотносить их со звуками, «читать» гласные нараспев, тянуть их, петь, а согласные произносить так, как соответствующие этим буквам звуки. На протяжении всего дошкольного обучения чтению не следует говорить с ребёнком о названиях букв алфавита. Для этого очень важно проводить обучающую работу с родителями. Дети изучают только те буквы, звуки к которым они легко произносят. Поэтому подбор букв может варьироваться, как и их количество для изучения в среднем возрасте. Обычно от 7 до 9 букв. Работа над этими задачами продолжается и в старшем возрасте, опираясь на фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия по обучению грамоте.
Существует много разнообразных приёмов, помогающих детям запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвочек, раскрашивать, а в более старшем возрасте
вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках. Ещё можно находить в средней группе нужную букву на листе бумаги, среди других букв, а в старшем возрасте подчёркивать или зачёркивать в тексте. Этот приём развивает не только зрительную память, но и внимание, что крайне важно для наших детей. В подготовительной группе уже возможно задание следующего типа: - Букву К подчеркнуть, а букву Х зачеркнуть, что позволяет закреплять образы смешиваемых на письме букв.
После того, как дошкольник хорошо запомнил несколько букв, можно поиграть с ним в следующие игры.
Какой буквы не стало?
Взрослый раскладывает на столе карточки с 3-4 буквами (или меньше, в зависимости от уровня развития ребёнка). Предлагает ребёнку назвать буквы и запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает 1 букву. Требуется угадать, какой буквы не стало.
Вариант 1. Поменять буквы местами. Ребёнок должен воспроизвести первоначальный вариант.
Вариант 2. Взрослый добавляет ещё 1 букву. Обучаемый должен назвать её.
Угадай, какая буква.
- Завязать ребёнку глаза. Затем на его ладони обратной стороной ручки или карандаша взрослый пишет букву. Ребёнок отгадывает.
- Обучаемый на ощупь определяет, какие буквы лежат перед ним на столе (или находятся в мешочке). Для этой игры подходят пластмассовые буквы или большие картонные.
- На фанере спицей выдавить очертания букв. Ребёнок на ощупь определяет их.
- Дошкольник карандашом в воздухе рисует букву, а взрослый угадывает её. Можно и наоборот, но, учитывая сложность задачи, надо предоставить ребёнку варианты выбора букв. Например: - Это А или У? – Это О или П?
Дорисуй букву.
Логопед пишет несколько одинаковых узнаваемых букв, у каждой из которых не хватает какого-то небольшого элемента. Ребёнок дорисовывает.
Вариант. Все буквы разные, но без различных элементов. Нужно не просто дорисовать, но предварительно угадать, что это за буква.
Д/игра «Какая буква правильная?».
Обвести правильно написанные буквы в кружок, неправильно написанные (зеркально) – зачеркнуть. Начиная со средней группы, должна проводиться постоянная работа вместе с воспитателями и родителями по обучению детей ориентации в пространстве, на себе и на листе бумаги. Это позволит избежать зеркальности на письме.
Выкладывание контура букв семечками арбуза под контролем взрослого во избежание травм.
Демонстрация букв в разном положении.
Нахождение букв в геометрических фигурах. Чтобы легче было увидеть букву, можно предварительно выложить букву из палочек.
На втором этапе обучения начинается процесс слияния букв в слоги. Как известно, в процессе чтения условно можно выделить две стороны: техническую (соотнесение букв с соответствующими звуками, их прочитывание) и смысловую (соотнесение звуковой формы слова с его значением). В тех случаях, когда у ребёнка не сформирована техническая сторона, его внимание будет акцентироваться на самом процессе чтения слова. Поэтому он не сможет понять его значение. Будет читать механически, по нескольку раз возвращаясь к началу. В таких случаях не стоит ставить перед ребёнком непосильную задачу – одновременно с овладением техникой чтения требовать понимания прочитанного. Лучше делать это постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться навыки в плавном послоговом чтении. Такие навыки лучше всего отрабатывать у детей дошкольного возраста в игровой форме, чтобы сохранить интерес к пока не очень понятному содержанию прочитанного. Существует много игр, в которые рекомендуется включать элементы соревнований, что важно и интересно для детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.
- Чтение слога и придумывание слов на заданный слог. Усложнение: меняется позиция слога в слове.
САни САхар САлют | лиСА коСА полоСА | поСАдка уСАдьба расСАда |
- Чтение слов по слоговым таблицам. При этом шрифт должен быть крупным и чётким, на начальном этапе можно добавить знаки подсказки и гласные выделить красным цветом. Дуга – это согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком.
- Работа с таблицами типа
. А . У . Ы . О | С . М . К . П . |
Какой слог можно составить? В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного звука нет слога.
4.Игра «Живые буквы».
Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).
5.Чтение слогов с помощью «Умной лягушки». Преимущество этого метода в том, что лягушка вызывает интерес и яркие положительные эмоции. Кроме того, дети видят различия между гласными и согласными звуками. Гласные читаются с открытым ртом лягушки, то есть препятствий во рту нет, а согласные читаются с шумом, который вызывают различные препятствия во рту.
6. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца. Например, даны картинки, на которых изображены апельсин и машина. Дети выделяют первые звуки и составляют слог АМ. Картинки меняются местами, и составляется новый слог. Можно составить слова с полученными слогами так, чтобы они были в начале, в конце и в середине слова.
МАма, МАшина, МАска, МАльва, МАгазин…
панаМА, пуМА, пижаМА…
коМАр, ТаМАра, заМАзать…
7. «Прочитай, угадай, какой слог лишний?»
МУ ВУ ПО КУ НУ
ОТ ОС ОЛ УД ОЗ
УК ОК АК ИК КЫ
- Д/игра «Какого слога не стало?».
Выложить на стол 3-4 карточки со слогами и прочитать их несколько раз с установкой на запоминание. Ребёнок закрывает глаза, взрослый убирает 1 слог. Требуется угадать, какого слога не стало.
Вариант 1. Поменять слоги местами. Ребёнок должен воспроизвести первоначальный вариант.
Вариант 2. Добавить ещё 1 карточку. Ребёнок должен назвать её.
- На столе лежат 3-4 карточки со слогами. Например: НА, ПА. ВА, ЛА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слова.
Ворона, Марина, корона, Галина, дубина.
Папа, лампа, нерпа, репа, недотёпа.
- Д/игра «Подбери картинки».
Игроков несколько. На столе лежат предметные карточки вниз изображениями. Названия картинок начинаются с ударных слогов. В руках ведущего карточки со слогами вниз написанным.
Он раздаёт карточки детям. Дети читают и запоминают свои слоги. Далее ведущий показывает по одной карточке с изображением предметов. Дети по очереди смотрят, подходит ли им карточка. Выигрывает тот, кто первым соберёт 3 карточки, в которых 1- й слог задан ему.
- Д/игра «Слоговое домино».
На каждой половине карточек написаны слоги. Дети читают слоги, играют в домино, но прежде, чем положить свою карточку, нужно придумать слово с данным слогом.
Таким образом, учитывая, что суть коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи, и в частности у детей – алаликов состоит в том, чтобы вместо естественных базисных функций, которые легко развиваются при отсутствии речевой патологии в процессе естественного овладения языком, найти запасные опоры, не разрушенные патологией, и сделать их на время ведущими. Иначе говоря, пострадавшее звено речи нужно восполнить другим, необычным способом, например, развить способность освоить произнесение слова через его графический вариант, т. е. через написанное слово, через чтение. При дефектности одних нервных связей другие могут усиливаться. Замечательный отечественный психолог Л.С.Выготский назвал это явление гиперкомпенсацией. В любом виде патологии речи расчёт на гиперкомпенсацию немалый. Поэтому раннее обучение чтению детей со сложной речевой патологией нужно, требует дополнительных педагогических приёмов, индивидуального подхода, нуждается в слаженной работе всех людей, участвующих в коррекции речевых нарушений дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: « Развитие речи через театрализованную деятельность, фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.
Предполагаемая программа поможет нашим малышам в занимательной игровой форме развить речь, с помощью художественных произведений познакомить ребенка с окружающей действительностью, удовлетворит его по...

Программа кружковой работы "АБВГДЕЙКА" раннего обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Программа обучения чтению детей старшего дошкольного возраста....
Презентация к родительскому собранию по раннему обучению чтению детей младшего возраста
В презентации для родителей представлена структура преподнесения материала по методике Зайцева по раннему обучению чтению...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...

Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи. Практический материал.
В статье предложены этапы работы по обучению чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, к каждому этапу подобран практический речевой материал, который может быть использован в работе....

Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда для детей с тяжелой речевой патологией
Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда для детей с тяжелой речевой патологией...
ПРОГРАММА «Играя читаем» РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ, дошкольного возраста от 5-7 лет
Программа «Играя читаем» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Она способствует развитию речи и направлена на обучение чтению в игровой форме. Эта программа основана на ме...
