Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (формирование монологической речи) в подготовительной группе «Путешествие по сказочному лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Цель: Развитие связной монологической речи дошкольников и творческого воображения и мышления, ознакомление детей с миром животных.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию (формирование монологической речи)
в подготовительной группе
«Путешествие по сказочному лесу.
Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».
Цель: Развитие связной монологической речи дошкольников и творческого воображения и мышления, ознакомление детей с миром животных.
Задачи:
Образовательные: Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов; учить регулировать силу голоса, различение ритма, темпа речи.
Развивающие: Развивать навыки целенаправленного восприятия, наглядно – образной, словесно – логической памяти дошкольников, воссоздающего воображения на основе интеллектуальных действий: анализа и синтеза объекта, внимания, нестандартного мышления в играх.
Воспитательные: Воспитывать уверенность в своих силах, чувства радости, успеха; воспитывать уважения к товарищу, побуждать слушать до конца не перебивая, оказывать помощь, радоваться за успехи товарищей.
Методы и приемы: Вопросы к детям, разгадывание и придумывание загадок, составление описательного рассказа, дидактическая игра «Созвучные слова», рассматривание, игра малой подвижности, сочинение сказки, продуктивная деятельность.
Словарная работа: Пугливый, трусливый, боязливый, храбрый, отважный, игольчатый.
Предварительная работа: Чтение сказки братьев Гримм «Еж и заяц», рассматривание картинок, разгадывание загадок о животных, дидактические игры «Добавь словечко», «Я начну, а ты продолжи», «Подбери похожее по смыслу слово».
Материал и оборудование: Игрушки: ёжик, зайчик, белка; картинки: ёжик, зайчик; шишки: еловые, сосновые; волшебная палочка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Ход деятельности:
Мотивация:
На экране изображение осеннего леса. Воспитатель обращает внимание детей, показывая осенний листок, на котором изображены еж и заяц.
Воспитатель: Ребята, посмотрите я нашла листочек, на нем нарисованы ежик и зайчик, мне кажется они грустные, может у них, что то случилось, вы хотите отправиться в путешествие и узнать, что же произошло у ежика и зайца?
Ответы детей
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку.
Звучит спокойная классическая музыка.
Дети открывают глаза.
Планирование деятельности
Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом, где то здесь должны быть ежик и заяц, вы их не видите? Может быть, они спрятались? Что же нам делать?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что нужно сделать: надо позвать ежа и зайца, но так как мы в сказке, то и позвать их надо не просто. Давайте вспомним загадки о еже и зайце. Попробуем?
Дети совместно с воспитателем вспоминают загадки. Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает.
Воспитатель: Молодцы, и вспомнили загадки и придумали, давайте, я вслух произнесу загадки, а вы мне поможете, и может быть еж и заяц появятся.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц).
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (Ёжик).
На экране появляются изображения ежа и зайца.
Воспитатель: Ребята, поздороваемся с ежиком и зайцем, и узнаем, что же у них случилось.
Дети здороваются с животными и спрашивают, что же у них случилось, почему они грустные.
Воспитатель: Ребята, оказывается вот, что произошло: зайчика обижает волк, поэтому заяц грустный, а ежик грустный потому, что не знает как помочь другу. А, мы можем помочь зайцу и ёжику?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы помочь друзьям, мы должны выполнить задания. Вы готовы?
Ответы детей.
Воспитатель: первое задание, ответьте на вопросы: где живут ёж и заяц? Какие животные заяц и еж?
Ответы детей
Воспитатель: Сейчас слушайте внимательно, следующее задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.
Дети: Боязливый, пугливый…..
Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.
Дети: Храбрый, отважный…
Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.
Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?
Дети: Да, похожи.
Воспитатель: Можно сказать, что заяц трусливый?
Дети: Да.
Воспитатель: А что заяц пугливый?
Дети: Да.
Воспитатель: Это близкие по смыслу слова, слова-друзья. Следующее задание.
Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца. Описать – значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки.
Дети описывают ежа и зайца.
Релаксационная пауза.
«Я – кленовый листочек».
Воспитатель: Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек.
Дети открывают глаза.
Воспитатель: Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.
Мы – листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Имитируют движения листочка – по желанию. Каждый выполняет по своему.
Воспитатель: Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесёт его в другое место.
Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком. Во время игры звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Ребята мы с вами выполнили задания, и произошло чудо.
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает изображение на экране и ставит на стол игрушки ежа и зайца.
Выполнение деятельности
Воспитатель: Посмотрите ежик и заяц подошли к нам поближе и очень хотят узнать, чем же мы можем им помочь. А, давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем, и как ёж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.
Дети придумывают сказку, работая в паре, воспитатель, наводящими вопросами помогает при затруднении.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю теперь ежик и заяц, смогут справиться с волком. Ежик и заяц приглашают вас поиграть. Хотите?
Ответы детей
Игра малой подвижности «Шишка». Дети должны передать шишку, не уронив, передавая шишку дети, меняют положение тела.
Воспитатель: Ребята, ежу и зайцу с нами очень весело, и они хотят пригласить своего друга, и просят нас помочь, отгадать загадку.
Рыжая, пушистая,
На сосну взбирается,
Шишками кидается. (Белка).
Воспитатель показывает детям игрушку белку.
Воспитатель: Ребята, белка хочет с вами поиграть. Закончите предложения: белка бросила в волка….шишку. На лбу у волка выросла…шишка. Какие шишки бросала белка?
Дети: Еловые, сосновые.
Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые. Дети делают сравнение.
Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?
Дети: Шишка.
Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какое весёлое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…
Дети: Пышка, малышка, трусишка, мартышка….
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери созвучные слова». Делит детей на две группы и раздаёт карточки. Нужно найти созвучную пару слова. Кто быстрее справится, тот и победил.
Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их…..съесть. Ёж взял молоток и ….расколол орехи. Что ещё можно колоть?
Дети: Дрова.
Воспитатель: Чем можно уколоться?
Дети: Иглой.
Воспитатель: Почему?
Дети: Игла острая, колючая.
Воспитатель: Про что мы говорим острая?
Дети: Про иглу, пилу, вилку.
Воспитатель: Что бывает острый?
Дети: Нож, язык, слух, перец, нюх, ум.
Воспитатель: Острое?
Дети: Перо.
Воспитатель: Острые?
Дети: Ножницы, иглы.
Воспитатель: Закончите фразу так, чтобы было складно. Где ты белочка гуляла?
Дети: Я орешки собирала.
Воспитатель: Ты кого, ежок, нашёл?
Дети: Я вам белочку привёл.
Воспитатель: А ежиха в лес пошла…
Дети: Спелых ягод принесла.
Воспитатель: Быстро белочка скакала…
Дети: Все орешки растеряла.
Воспитатель: В стороне стоял грибок…
Дети: Ёж его найти не смог.
Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с лесными друзьями. Закрывайте глаза, я досчитаю до трёх, прикоснусь к вам своей волшебной палочкой, и вы окажетесь в своей группе.
Звучит медленная музыка.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Кому помогали? Что мы с вами делали, чтобы помочь ежу и зайцу? Что было самым трудным? Что вам запомнилось больше всего?
Ответы детей
Воспитатель: Хотите нарисовать наше лесное путешествие? Можете нарисовать трусливого зайца, смелого ёжика, пушистую озорницу белочку.
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и нарисовать рисунки о путешествии по осеннему лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.
Конспект занятия по развитию речи с использованием интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»
С помощью сказкотерапии ребенок учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 2-ой младшей группы «Путешествие в страну сказок»
Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задачи:1. Уточнить, активизировать и акту...

Технологическая карта НОД образовательной ситуации на тему Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»
связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные сл...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: «Как ёжик выручил зайца».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии.Путешествие по сказочному осеннему лесу.Сочинение сказки на тему: «Как ёжик в...

НОД по формированию у дошкольников монологической речи на тему «Путешествие по сказочному лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».
Тема НОД: Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».Цель: формировать у дошкольников монологическую речьЗадачи:Обучающая: учить придумывать сказку на заданную тему, описыват...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализации в средней группе «Путешествие в сказку»
Тема: «Путешествие в сказку»Цель: Развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность.Задачи:Образовательная: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Закре...
