Занятие по речевому развитию на тему «Мебель»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Занятие по речевому развитию на тему «Мебель» для детей подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности с ЗПР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия по речевому развитию
на тему «Мебель»
для детей подготовительного к школе возраста группы
компенсирующей направленности с ЗПР
Подготовил: учитель-дефектолог: Лобанова О.И.
(проводится совместно с воспитателем группы)
ЦЕЛЬ: создание условий для активизации словаря детей по теме «мебель».
Задачи:
Речевое развитие:
- упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос, используя разные части речи.
- развивать умение правильно употреблять предлоги.
Познавательное развитие:
- продолжать закреплять знания детей о названиях и назначении мебели;
- познакомить детей со свойствами древесины;
- развивать зрительное внимание и логическое мышление.
Социально-коммуникативное развитие:
- формировать навык ведения диалога;
- формировать интерес и положительное отношение к экспериментальной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие:
- упражнять в умении определять назначение мебели по её внешнему виду.
Физическое развитие:
- Развитие межполушарного взаимодействия;
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Форма проведения: занятие
Словарная работа: активировать словарь детей за счёт слов, обозначающих предметы мебели и их название; использование предлогов – на, над, под, около, за, перед, в
Предварительная работа: Беседа о назначении мебели с рассматриванием коллажа и предметов мебели, раскраски, Д/И «Какой – какая», сюжетно-ролевая игра «Квартира».
Материал и оборудование: Макеты комнат с деревянной мебелью, мешочек, тарелочки с предметами (ложки металлическая и деревянная, брусочек деревянный, наждачная бумага, шпажки), карточки символы, карточки для составления предложений
Ход занятия
Этап занятия: мотивационно-побудительный.
- Организационный момент
Дети с воспитателем заходят в группу и подходят к дефектологу.
Дефектолог произносит встречалку, дети имитируют движения: повторяйте за мной движения и слова:
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается,
Цветочки раскрываются,
Дети стали улыбаться
И готовы заниматься.
Этап занятия: организационно-поисковый.
- Вводная часть
Дефектолог: ребята, у меня есть необычный мешочек (показывает). Можно ручками потрогать, пощупать. Попробуйте отгадать предметы, лежащие в нём. Сейчас каждый из вас опустит руку в мешочек, на ощупь определит и назовёт предмет. А чтобы понять какие предметы в нём лежат, отгадайте мою загадку.
Чтобы в квартире стало уютно, купим ее мы, и расставим как нужно. Что же это? (Мебель)
/дети обследуют предмет и называют его и ставят на столешницу кровати/. Ребята, после занятия ещё раз все месте поиграем.
- Молодцы все предметы отгадали. Приглашаю сесть на стульчики (дети садятся на стульчики перед монитором ПК).
Игровое упр. «Для чего нужна мебель?
- Ребята, для чего нужна нам мебель? (для удобства, для уюта).
- Давайте поиграем! (использование ИКТ).
- Я буду спрашивать, для чего нужен предмет мебели, а вы будете отвечать на вопрос полным предложением:
- для чего нужен диван? (Диван нужен для того, чтобы лежать, отдыхать)
- для чего нужен стул? Стул нужен для того, чтобы сидеть
- для чего нужна кровать? Кровать нужна для того, чтобы спать
- для чего нужен стол? Стол нужен для того, чтобы за ним обедать, рисовать …
- для чего нужна этажерка? Этажерка нужна для того, чтобы ставить книги
- для чего нужен шкаф? Шкаф нужен для того, чтобы хранить одежду
- для чего нужна тумбочка? Тумбочка нужна для того, чтобы ставить телевизор.
- Отлично справились с заданием!
- А теперь, рассмотрите картинки и расскажите, как делают мебель? (использование ИКТ).
(В лесу лесорубы пилят деревья. Деревья везут на фабрику и распиливают, делают доски.
На мебельной фабрике из досок изготавливают мебель. Мебель продают в мебельном магазине.)
Д/И «Какой – какая»
- Ребята, мебель какая бывает? (деревянная, стеклянная, железная). А чаще всего из какого материала мы встречаем мебель? (из дерева). Почему? (ответы детей)
- Воспитатель: люди давно научились использовать древесину, зная её свойства. А вы, хотите, узнать больше о древесине /дети отвечают/
- Давайте мы с вами превратимся в исследователей (дети садятся за столы)
- Основная часть (с воспитателем)
Экспериментально - исследовательская деятельность
- У древесины ещё много свойств. Мы с вами рассмотрим те, которые необходимо знать при изготовлении мебели.
1. «Теплота»
- Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу, посмотрите у вас на столе лежат разные предметы в тарелочке. Возьмите 2 ложки.
- Что можно сказать про них?
- Приложите ложки к щёчкам, что вы чувствуете? (от древесной ложки тепло, а от железной холод).
- Древесина какая? (теплая). (Выставляем карточку).
2. «Прочность»
– Ребята, посмотрите на стол, за которым сидите. Что можно сказать про него? Какой он? (деревянный и т.д.). Попробуйте сжать его руками, получается? А почему не получится? (твёрдый)
- А сейчас возьмите маленькую палочку. Она тоже деревянная. Попробуйте её сломать. Получилось? Почему получилось?
- посмотрите, как интересно, стол у нас твёрдый потому, что он большой. А палочка тоненькая и она сломалась.
- Значит, древесина какой может быть? (твёрдой и хрупкой). (Выставляем карточку).
3. «Фактурность»
- У вас на тарелочках лежат 2 дощечки, возьмите их. Потрогайте, погладьте их. Что можно сказать про них? (гладкая и шероховатая)
- А как вы думаете, что надо сделать, чтобы дощечка стала гладкой?
- Да её нужно чем то выровнять. Для этого мы возьмём абразивную бумагу и потрём. Давайте попробуем /дети работают/
- Какой древесина может быть? (гладкой и шероховатой). (Выставляем карточку).
4. «Не прозрачность»
- Ребята, смотрите у меня, 2 стакана, что можно сказать про них? (один из древесины, а другой из стекла) А ещё у меня есть два одинаковые шарика. Смотрите внимательно, я кладу их в стаканчики. И, что случилось?
- Правильно не видим. А почему? (древесина не просвечивает)
- Какое ещё свойство древесины мы определили? (древесина не прозрачная) (Выставляем карточку).
Общий вывод – какие свойства древесины учитывают мастера при изготовлении мебели?
- Вы молодцы! (далее воспитатель убирает тарелки с предметами и кладёт карточки)
- Физ. минутка с дефектологом (с использованием ИКТ)
(Дети сопровождают речь движением рук).
Это стул – на нём сидят.
Это стол – за ним едят.
Для одежды - шкаф широкий,
Разделён внутри на блоки.
И кровать, чтобы спать.
И полка для книг,
Чтобы книжки читать.
Дефектолог: ребята, поиграли и попели, а теперь на стульчики тихонько сели. И помним - ручки как у нас лежат, ножки как у нас стоят, а спинки ровные у нас.
Игровое упр. «Где лежат вещи?» (на столах у детей лежат карточки).
Дефектолог: Ребята, вам нужно будет выбрать себе любую карточку. Затем, определите, на ней, где находится каждый предмет и придумать предложение с использованием «маленьких» слов «помощников»: «на», «над», «под», «в», например: «Картина висит над кроватью» (дети по очереди отвечают предложение). Молодцы, все справились!
- Д/и «В какое помещение можно поставить мебель» (с воспитателем)
Воспитатель: ребята, вы прекрасно пальчиками узнали мебель в мешочке. Она стоит и скучает. Как вы думаете – почему? Правильно, ей хочется попасть в комнату (квартиру). А ведь мы приготовили вам сюрприз (убирает накидку). Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите (комнаты, мебель, стул, шкаф). Я предлагаю вам, обустроить нашу квартиру этой мебелью.
- Вам нужно назвать свой предмет мебели и сказать в какую комнату вы его поставите.
Этап занятия: Рефлексивно-коррегирующий
- Подведение итогов занятия
Воспитатель: Ребята, что вы сегодня делали? Что нового для себя узнали? Что каждому из вас было интересным?
Дефектолог:
Наша умная головка
Думала сегодня ловко (погладить себя по голове)
Ушки всё услышали (погладить ушки)
Глазки посмотрели (погладить веки)
Ручки всё исполнили (погладить ладошки)
А язычки сказали (высунуть язычок)
«Зеркало» (в шкатулке):
- Ребята, а сейчас каждый из вас заглянет в эту деревянную шкатулку и увидит в ней, кто же сегодня работал лучше всех и был молодец! /дети выполняют действие/
- Квартиру мебелью мы обставили, теперь можно и поиграть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Мебель»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».Цель: обогащение словарного запаса детей по...

Конспект занятия по логопедии на тему "Мебель".
Открытое занятие с детьми старшей группы+презентация....

СЦЕНАРИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА: «МЕБЕЛЬ»
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по предметным картинкам. Задачи: 1. Упражнять в употреблении существите...

Конспект занятия по конструированию на тему «Мебель для трёх медведей» для детей средней группы.
Формирование у детей стремление конструировать по собственному замыслу....

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе. Тема: «Мебель»
Задачи:Обучающие: уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую мебель, мебель для спальни; образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкатель...
Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие Тема: «Мебель»
Познакомить с обобщающим понятием «мебель». Формировать представление о назначении мебели. Закреплять умение отвечать на вопросы. Учить подбирать глаголы к существительным. Обо...

Конспект занятия по речевому развитию "Дом, мебель" (средняя группа)
Тема: «Дом. Мебель»Цель: активизация речевой активности у детей по заданной теме.Задачи:Образовательные:закрепление представлений о доме и его частях; о мебели и её назначении;уточнение, р...