Занятие по речевому развитию на тему «Мебель»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Занятие по речевому развитию на тему «Мебель» для детей подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mebel.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по речевому развитию

на тему «Мебель»

для детей подготовительного к школе возраста группы

компенсирующей направленности с ЗПР

Подготовил: учитель-дефектолог: Лобанова О.И.

(проводится совместно с воспитателем группы)

ЦЕЛЬ: создание условий для активизации словаря детей по теме «мебель».

Задачи:

Речевое развитие:

- упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос, используя разные части речи.

- развивать умение правильно употреблять предлоги.

Познавательное развитие:

- продолжать закреплять знания детей о названиях и назначении мебели;

- познакомить детей со свойствами древесины;

- развивать зрительное внимание и логическое мышление.

Социально-коммуникативное развитие:

- формировать навык ведения диалога;

- формировать интерес и положительное отношение к экспериментальной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

- упражнять в умении определять назначение мебели по её внешнему виду.

Физическое развитие:

- Развитие межполушарного взаимодействия;

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Форма проведения: занятие

Словарная работа: активировать словарь детей за счёт слов, обозначающих предметы мебели и их название; использование предлогов – на, над, под, около, за, перед, в

Предварительная работа: Беседа о назначении мебели с рассматриванием коллажа и предметов мебели, раскраски, Д/И «Какой – какая», сюжетно-ролевая игра «Квартира».

Материал и оборудование:  Макеты комнат с деревянной мебелью, мешочек, тарелочки с предметами (ложки металлическая и деревянная, брусочек деревянный, наждачная бумага, шпажки), карточки символы, карточки для составления предложений

Ход занятия

Этап занятия: мотивационно-побудительный.

  1. Организационный момент

Дети с воспитателем заходят в группу и подходят к дефектологу.

Дефектолог произносит встречалку, дети имитируют движения: повторяйте за мной движения и слова:

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается,

Цветочки раскрываются,

Дети стали улыбаться

И готовы  заниматься.

Этап занятия: организационно-поисковый.

  1. Вводная часть

Дефектолог: ребята, у меня есть необычный мешочек (показывает).  Можно ручками потрогать, пощупать. Попробуйте отгадать предметы, лежащие в нём. Сейчас каждый из вас опустит руку в мешочек, на ощупь определит и назовёт предмет. А чтобы понять какие предметы в нём лежат, отгадайте мою загадку.

Чтобы в квартире стало уютно, купим ее мы, и расставим как нужно. Что же это? (Мебель)

/дети обследуют предмет и называют его и ставят на столешницу кровати/. Ребята, после занятия ещё раз все месте поиграем.

- Молодцы все предметы  отгадали. Приглашаю сесть на стульчики (дети садятся на стульчики перед монитором ПК).

Игровое упр. «Для чего нужна мебель?

- Ребята, для чего нужна нам мебель? (для удобства, для уюта).

- Давайте поиграем! (использование ИКТ).

- Я буду спрашивать, для чего нужен предмет мебели, а вы будете отвечать на вопрос полным предложением:

- для чего нужен диван? (Диван нужен для того, чтобы лежать, отдыхать)

- для чего нужен стул? Стул нужен для того, чтобы сидеть

- для чего нужна кровать? Кровать нужна для того, чтобы спать

- для чего нужен стол? Стол нужен для того, чтобы за ним обедать, рисовать …

- для чего нужна этажерка?  Этажерка нужна для того, чтобы ставить книги

- для чего нужен шкаф? Шкаф нужен для того, чтобы хранить одежду 

- для чего нужна тумбочка? Тумбочка нужна для того, чтобы ставить телевизор.

- Отлично справились с заданием!

- А теперь,  рассмотрите картинки и расскажите, как делают мебель? (использование ИКТ).

(В лесу лесорубы пилят деревья. Деревья везут на фабрику и распиливают, делают доски.

На мебельной фабрике из досок изготавливают мебель. Мебель продают в мебельном магазине.)

Д/И «Какой – какая»

- Ребята, мебель какая бывает? (деревянная, стеклянная, железная). А чаще всего из какого материала мы встречаем мебель? (из дерева). Почему? (ответы детей)

- Воспитатель: люди давно научились использовать древесину, зная её свойства. А вы, хотите, узнать больше о древесине /дети отвечают/

- Давайте мы с вами превратимся в исследователей  (дети садятся за столы)

  1. Основная часть (с воспитателем)

Экспериментально - исследовательская деятельность

- У древесины ещё много свойств. Мы с вами рассмотрим те, которые необходимо знать при изготовлении мебели.

1. «Теплота»

- Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу, посмотрите у вас на столе лежат разные предметы в тарелочке. Возьмите 2 ложки.

- Что можно сказать про них?

- Приложите ложки к щёчкам, что вы чувствуете? (от древесной ложки тепло, а от железной холод).

- Древесина какая? (теплая). (Выставляем карточку).

2. «Прочность»

– Ребята, посмотрите на стол, за которым сидите. Что можно сказать про него? Какой он? (деревянный и т.д.). Попробуйте сжать его руками, получается? А почему не получится? (твёрдый)
- А сейчас возьмите маленькую палочку. Она тоже деревянная. Попробуйте её сломать. Получилось? Почему получилось?

- посмотрите, как интересно, стол у нас твёрдый потому,  что он большой. А палочка тоненькая и она сломалась.

- Значит, древесина какой может быть? (твёрдой и хрупкой). (Выставляем карточку).

3. «Фактурность»

- У вас на тарелочках лежат 2 дощечки, возьмите их. Потрогайте, погладьте их. Что можно сказать про них? (гладкая и шероховатая)

- А как вы думаете, что надо сделать, чтобы дощечка стала гладкой?

- Да её нужно чем то выровнять. Для этого мы возьмём абразивную бумагу и потрём. Давайте попробуем /дети работают/

- Какой древесина может быть? (гладкой и шероховатой). (Выставляем карточку).

4. «Не прозрачность»

- Ребята, смотрите у меня, 2 стакана, что можно сказать про них? (один из древесины, а другой из стекла) А ещё у меня есть два одинаковые шарика. Смотрите внимательно, я кладу их в стаканчики. И, что случилось?

- Правильно не видим. А почему? (древесина не просвечивает)

- Какое ещё свойство древесины мы определили? (древесина не прозрачная) (Выставляем карточку).

Общий вывод – какие свойства древесины учитывают мастера при изготовлении мебели?

- Вы молодцы! (далее воспитатель убирает тарелки с предметами и кладёт карточки)

  1. Физ. минутка с дефектологом (с использованием ИКТ)

(Дети сопровождают речь движением рук).

Это стул – на нём сидят.

Это стол – за ним едят.

Для одежды  - шкаф широкий,

Разделён внутри на блоки.

И кровать, чтобы спать.

И полка для книг,

Чтобы книжки читать.

Дефектолог: ребята, поиграли и попели, а теперь на стульчики тихонько сели. И помним - ручки как у нас лежат, ножки как у нас стоят, а спинки ровные у нас.

Игровое упр. «Где лежат вещи?» (на столах у детей лежат карточки).

Дефектолог:  Ребята, вам нужно будет выбрать себе любую карточку. Затем, определите, на ней, где находится каждый предмет и придумать предложение с использованием «маленьких» слов «помощников»: «на», «над», «под», «в», например: «Картина висит над кроватью» (дети по очереди отвечают предложение). Молодцы, все справились!

- Д/и «В какое помещение можно поставить мебель» (с воспитателем)

Воспитатель:  ребята, вы прекрасно пальчиками узнали мебель в мешочке. Она стоит и скучает. Как вы думаете – почему? Правильно, ей хочется попасть в комнату (квартиру). А ведь мы приготовили вам сюрприз (убирает накидку). Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите (комнаты, мебель, стул, шкаф). Я предлагаю вам, обустроить нашу квартиру этой мебелью.

- Вам нужно назвать свой предмет мебели  и сказать в какую комнату вы его поставите.

Этап занятия: Рефлексивно-коррегирующий

  1. Подведение итогов занятия

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня делали? Что нового для себя узнали? Что каждому из вас было интересным?

Дефектолог:

Наша умная головка

Думала сегодня ловко (погладить себя по голове)

Ушки всё услышали (погладить ушки)

Глазки посмотрели (погладить веки)

Ручки всё исполнили (погладить ладошки)

А язычки сказали (высунуть язычок)

«Зеркало» (в шкатулке):

- Ребята, а сейчас каждый из вас заглянет в эту деревянную шкатулку и увидит в ней, кто же сегодня работал лучше всех и был молодец! /дети выполняют действие/

- Квартиру мебелью мы обставили, теперь можно и поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Мебель»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».Цель: обогащение словарного запаса детей по...

Конспект занятия по логопедии на тему "Мебель".

Открытое занятие с детьми старшей группы+презентация....

СЦЕНАРИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА: «МЕБЕЛЬ»

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по предметным картинкам.            Задачи: 1. Упражнять в употреблении существите...

Конспект занятия по конструированию на тему «Мебель для трёх медведей» для детей средней группы.

Формирование у детей стремление конструировать по собственному замыслу....

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе. Тема: «Мебель»

Задачи:Обучающие: уточнить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую мебель, мебель для спальни; образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкатель...

Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие Тема: «Мебель»

Познакомить с обобщающим понятием  «мебель».  Формировать представление о назначении мебели. Закреплять умение отвечать на вопросы. Учить подбирать глаголы к существительным. Обо...

Конспект занятия по речевому развитию "Дом, мебель" (средняя группа)

Тема: «Дом. Мебель»Цель: активизация речевой активности у детей по заданной теме.Задачи:Образовательные:закрепление представлений о доме и его частях; о мебели и её назначении;уточнение, р...