Методика диагностического обследования ребенка 3-4 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Примерное содержание беседы на диагностическом занятии (от 3 до 4 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика дефектологического обследования детей от трех до четырех лет

Перед тем как приступить к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания.

Название

Цель

Процедура проведения

Что фиксируем

Критерии оценки

Общая осведомленность о себе и ближайшем окружении

«Беседа»

Выявление знаний ребенка о себе, ближайшем окружении, об окружающем мире

Ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:

  • назови свое имя;
  • назови свою фамилию;
  • ты девочка или мальчик?
  • сколько тебе лет/годиков?
  • где ты живешь?
  • с кем ты живешь?
  • как зовут маму, папу?

Фиксируем ответы ребенка на заданные вопросы и их правильность, также можно зафиксировать трудности звукопроизношения и оценить словарный запас

«Покажи картинку» по Е.А. Стребелевой

Выяснить понимание ребенком обращенной речи и функционального назначения предметов, которые изображены на картинках

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают выбрать среди них одну, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого.

  • Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу.
  • Что люди надевают на руки зимой?
  • Чем пришивают пуговицу?
  • Что нужно людям, чтобы лучше видеть?
  • Чем режут бумагу?
  • Что нужно взять на улицу, если идет дождь?

Фиксируем выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией; возможность называть предметы, изображенные на картинке

  • Высокий уровень: ребенок легко справляется с вопросами – общая осведомленность соответствует возрасту;
  • средний: ребенок замедленно осмысляет вопросы, и нужно их повторить. При ответах нуждается в наводящих вопросах – общая осведомленность не соответствует возрасту;
  • низкий: ребенок понимает вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения, наводящие вопросы, наглядное пособие – общая осведомленность низкая

Восприятие

«Разрезные картинки 2–3-составные»

Оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом: объединением элементов в целостный образ

Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Педагог спрашивает:

  • Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?
  • Что получится, когда ты сложишь части вместе?

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части

Отмечаем, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях – 2 балла;
  • ребенок выполнил задание путем проб – 1 балл;
  • ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием – 0 баллов

«Коробка форм»

Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве

Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями, фигуры вынимают. Педагог говорит ребенку: в этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения – 2 балла;
  • ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно – 1 балл;
  • ребенок не справился с заданием – 0 баллов

«Цветные кубики»

Оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции

У педагога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков: синий, желтый, зеленый, красный.

  • Педагог берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
  • Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
  • Педагог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета

Отмечаем, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков – 2 балла;
  • ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов – 1 балл;
  • ребенок не справляется с заданием – 0 баллов

Восприятие величины по С.Д. Забрамной

Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности

На картинке изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине: большая и маленькая собачка.

Ребенку дают задание типа:

  • покажи маленькую собаку;
  • покажи большую морковку.

Затем предлагают такие, например, вопросы:

  • Какая это груша?
  • Какая это сумка?
  • Какой это гриб?
  • Покажи предметы, одинаковые по величине

Фиксируем ответы ребенка на заданные вопросы и их правильность. Также можно фиксировать, сам ли ребенок определяет и называет величину предметов, соотносит с названием и выбирает по просьбе педагога или соотносит только зрительно с образцом

  • Высокий уровень: ребенок различает предметы по величине, самостоятельно называет;
  • средний уровень: ребенок зрительно соотносит величину предметов, но испытывает трудности и нуждается в направляющей помощи при назывании в виде дополнительных наводящих вопросов;
  • низкий уровень: ребенок затрудняется определить величину предметов, терминологией не владеет

«Группировка игрушек» по Л.А. Венгера

Выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны или образцы при определении общей формы конкретных предметов, то есть выполнение группировки по форме

Оборудование: три коробки без верхних крышек, размер каждой стенки 20 × 20 см одного цвета с изображенными на них эталонами-образцами размером 4 × 4 см. На первой на передней стенке изображен квадрат, на второй – треугольник, на третьей – круг. Набор из 24 предметов в мешочке: восемь – похожие на квадрат: кубик, коробок, квадратная пуговица и др., восемь – похожие на треугольник: конус, елочка, формочка и др., и восемь – похожие на круг: монета, медаль, полусфера и др.

Коробки расставьте на столе перед ребенком. Педагог обращает внимание ребенка на эталон-образец: «Смотри, здесь нарисована вот такая фигура (круг), а здесь вот такая (квадрат)». Затем вынимает из мешочка первый предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ круга), на эту (показ квадрата) или на эту (показ треугольника)?» После того как ребенок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем дают возможность разложить игрушки самому ребенку, его просят: «А теперь разложи все игрушки в свою коробку, смотри внимательно».

В тех случаях, когда ребенок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди дает игрушки и просит ребенка опустить игрушку в коробку. Если же ребенок опускает ее, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец, соотнося с ним игрушку

  • Высокий уровень: ребенок опускает игрушки с учетом образца; различает квадрат, круг, треугольник и знает их названия;
  • средний уровень: ребенок с удовольствием выполняет это задание, он без труда зрительно соотносит предметы сходной формы, различает основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Названия фигур знает не все. В процессе работы требуется помощь взрослого;
  • низкий уровень: ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно, не ориентируется на образец; после обучения продолжает опускать игрушки без учета основного принципа

Внимание

«Парные картинки» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти

Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у педагога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары – 2 балла;
  • ребенок правильно назвал 3–5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания – 1 балл;
  • ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары – 0 баллов

Память

«Угадай, чего не стало» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания

Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает две игрушки. Ребенок должен назвать их

  • Ребенок запомнил две игрушки – 2 балла;
  • ребенок запомнил одну игрушку – 1 балл;
  • ребенок не запомнил ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции – 0 баллов

«Подарки» по Е.С. Гавриной, Н.Л. Кутявиной

Исследование уровня развития произвольной памяти

Предложите ребенку внимательно посмотреть на первую картинку: иллюстрация с изображением зверят, которые принесли зайчонку подарки. И назвать, кто и что принес зайчику в подарок. Покажите ребенку вторую картинку: иллюстрация с изображением подарков, которые подарили зайчонку, и попросите его помочь зайке вспомнить, кто что подарил

  • Ребенок запомнил все подарки – 2 балла;
  • ребенок запомнил часть подарков – 1 балл;
  • ребенок не запомнил ни одного подарка или не понял инструкции – 0 баллов

«Запомни слова» по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения

Для запоминания используем простые, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации.
Инструкция № 1. Ребенку говорим: «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, потом повторишь в том же порядке, в каком я их говорила. Давай попробуем». Далее педагог с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. После того как ребенок повторил все слова, неважно, в правильном или неправильном порядке, необходимо, чтобы он повторил их еще раз.
Инструкция № 2. Ребенку говорим: «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов.
Инструкция № 3. «А сейчас повтори слова, которые ты запомнил первыми».
Инструкция № 4. «А теперь повтори другие слова, которые ты запомнил». Педагог регистрирует все слова, которые произносит ребенок после выполнения инструкций.
Первая группа слов: дом, лес, кот.
Брат, окно, вода.
Вторая группа слов: холод, книга, рыба. Лед, меч, круг

  • Высокий уровень: ребенок хорошо понимает инструкцию и в состоянии произвольно запомнить слова в данном объеме и правильном порядке;
  • средний уровень: потеря не более 1–2 слов;
  • низкий уровень: ребенок запомнил и назвал меньше половины или не понял инструкции

Мышление

«Разрезные картинки 2–3-составные»

Оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом: объединением элементов в целостный образ

Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Педагог спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части

Отмечаем, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях – 2 балла;
  • ребенок выполнил задание путем проб – 1 балл;
  • ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием – 0 баллов

«Матрешка 3-составная»

Выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления

Ребенку показывают матрешку, педагог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Также ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту

Фиксируем, как ребенок справился с заданием – смог ли он поставить матрешек по росту

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку – 2 балла;
  • ребенок справляется с заданием при помощи взрослого – 1 балл;
  • ребенок не справляется с заданием – 0 баллов

Математические представления

Количественные представления по А.В. Мамаевой

Выявление уровня развития количественных представлений

Педагог просит у ребенка передать ему один кубик или карандаш из тех, которые лежат на столе. Кладет на стол и спрашивает у ребенка: «Покажи где один, а где много?» Затем просит дать два кубика, показать, где один, много, а где мало кубиков

  • Высокий уровень: ребенок принимает и понимает задание; выполняет задание правильно, понимает значение вопроса «Сколько?»;
  • средний уровень: ребенок принимает задание; затрудняется самостоятельно назвать количество предметов, но может показать, где «один», а где «много», по просьбе педагога; не выделяет из множества количество в пределах двух, заинтересован в конечном результате;
  • низкий уровень: ребенок не принимает и не понимает задание; по словесной инструкции не может выделить заданное количество; в условиях обучения действует неадекватно; к конечному результату безразличен

Пространственные и временные представления

«Спрячь игрушку» по Е.А. Стребелевой

Проверяется понимание простых предлогов типа «на», «под», «в», «за»

Оборудование: машинка, коробка.

Ребенку предлагаем выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку и поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку»

Ориентировка в схеме тела и лица – задание по А.В. Мамаевой

Выявление представлений ребенка о частях своего лица и тела и их расположении

Ребенку предлагаем выполнить следующие действия: «Покажи, где у тебя ручки, ноги, живот, голова, шея», «Покажи, где у тебя глазки, нос, рот, щеки, лоб»

Ориентировка в реальном пространстве по А.В. Мамаевой

Выявление уровня ориентировки ребенка в пространстве

Ребенку предлагаем выполнить следующие действия: «Сделай шаг вперед, назад, посмотри вверх, вниз»

Временные представления по А.В. Мамаевой

Выявление уровня сформированности элементарных представлений о временах года и частях суток

Ребенку предлагаем выполнить следующие действия:

«Покажи, где на картинке "зима", "лето", "ночь", "день"»

Фиксируем выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией

  • Высокий уровень: ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение времен года и частей суток с названиями; ориентируется в схеме своего лица и тела;
  • средний уровень: ребенок понимает задание, не знает времен года, соотносит с картинками названия частей суток: день и ночь. Частично ориентируется в схеме своего лица и тела;
  • низкий уровень: ребенок не понимает задания, бесцельно перекладывает предметы, путает картинки, не ориентируется в схеме своего тела и лица

Моторика

«Пальчики здороваются»

Выявление уровня развития мелкой моторики у детей

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:

а) кончика носа;
б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой

Правильно выполненное задание – норма; если ребенок допускает неточности – дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме

«Уложи монеты в коробку»

Выявление уровня развития мелкой моторики у детей

На стол ставится картонная коробка размером 10 × 10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет, жетонов или пуговиц диаметром 2 см. По сигналу педагога ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой

Оценка-вывод: нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки – 15 секунд, для другой – 20 секунд

«Нарисуй пальцами кружочки»

Выявление уровня развития мелкой моторики у детей

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера: руки движутся в противоположных направлениях

Оценка-вывод: задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины

«Давай поздороваемся»

Оценка механизмов автоматизации движений ведущей руки

Процедура проведения: педагог предлагает ребенку протянуть:
а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»;
б) сначала правую руку, потом левую, обе руки

Оценка-вывод: если ребенок справился с «приветствием» – это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот

Крупная моторика

Развитие общей крупной моторики

Ребенок несколько секунд стоит на одной ноге.
Когда поднимается ребенок вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку. Когда спускается, ставит на ступеньку обе ноги.
Ребенок прыгает на двух ногах.
Может ездить на трехколесном велосипеде.

В четыре года: ребенок спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностические методики для обследования когнитивно-познавательной сферы младших дошкольников

Анализ  коррекционных занятий из программы развития и коррекции когнитивно-познавательной сферы                Цель...

Методика диагностического обследования детей старшей группы

Диагностика уровня патриотических чувств у старших дошкольников...

Диагностическое обследование ребенка с нарушением зрения

В стать рассматриваются требования к проведению диагностического обследования слабовидящего дошкольника...

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( Н.В. Нищева)  Проведение обследования.Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить осо...

Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего  дошкольного возраста....

Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью

Представлена методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с психо-неврологическими заболеваниями. Используя данные, полученные в ходе обследовния разрабоатывается индиви...

Выступление на ГМО педагогов-психологов. "Требования к методикам диагностического обследования и наглядному материалу"

Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:- выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,- определения сильны...