Методика диагностического обследования ребенка 3-4 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Примерное содержание беседы на диагностическом занятии (от 3 до 4 лет)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика дефектологического обследования детей от трех до четырех лет
Перед тем как приступить к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания.
Название | Цель | Процедура проведения | Что фиксируем | Критерии оценки |
Общая осведомленность о себе и ближайшем окружении | ||||
«Беседа» | Выявление знаний ребенка о себе, ближайшем окружении, об окружающем мире | Ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:
| Фиксируем ответы ребенка на заданные вопросы и их правильность, также можно зафиксировать трудности звукопроизношения и оценить словарный запас |
|
«Покажи картинку» по Е.А. Стребелевой | Выяснить понимание ребенком обращенной речи и функционального назначения предметов, которые изображены на картинках | Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают выбрать среди них одну, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого.
| Фиксируем выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией; возможность называть предметы, изображенные на картинке |
|
Восприятие | ||||
«Разрезные картинки 2–3-составные» | Оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом: объединением элементов в целостный образ | Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Педагог спрашивает:
После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части | Отмечаем, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал |
|
«Коробка форм» | Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве | Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями, фигуры вынимают. Педагог говорит ребенку: в этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры |
|
|
«Цветные кубики» | Оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции | У педагога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков: синий, желтый, зеленый, красный.
| Отмечаем, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает |
|
Восприятие величины по С.Д. Забрамной | Выявить сформированность представлений о величине (размере); способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности | На картинке изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине: большая и маленькая собачка. Ребенку дают задание типа:
Затем предлагают такие, например, вопросы:
| Фиксируем ответы ребенка на заданные вопросы и их правильность. Также можно фиксировать, сам ли ребенок определяет и называет величину предметов, соотносит с названием и выбирает по просьбе педагога или соотносит только зрительно с образцом |
|
«Группировка игрушек» по Л.А. Венгера | Выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны или образцы при определении общей формы конкретных предметов, то есть выполнение группировки по форме | Оборудование: три коробки без верхних крышек, размер каждой стенки 20 × 20 см одного цвета с изображенными на них эталонами-образцами размером 4 × 4 см. На первой на передней стенке изображен квадрат, на второй – треугольник, на третьей – круг. Набор из 24 предметов в мешочке: восемь – похожие на квадрат: кубик, коробок, квадратная пуговица и др., восемь – похожие на треугольник: конус, елочка, формочка и др., и восемь – похожие на круг: монета, медаль, полусфера и др. Коробки расставьте на столе перед ребенком. Педагог обращает внимание ребенка на эталон-образец: «Смотри, здесь нарисована вот такая фигура (круг), а здесь вот такая (квадрат)». Затем вынимает из мешочка первый предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ круга), на эту (показ квадрата) или на эту (показ треугольника)?» После того как ребенок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем дают возможность разложить игрушки самому ребенку, его просят: «А теперь разложи все игрушки в свою коробку, смотри внимательно». В тех случаях, когда ребенок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди дает игрушки и просит ребенка опустить игрушку в коробку. Если же ребенок опускает ее, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец, соотнося с ним игрушку |
|
|
Внимание | ||||
«Парные картинки» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти | Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у педагога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено |
|
|
Память |
| |||
«Угадай, чего не стало» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания | Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает две игрушки. Ребенок должен назвать их |
|
|
«Подарки» по Е.С. Гавриной, Н.Л. Кутявиной | Исследование уровня развития произвольной памяти | Предложите ребенку внимательно посмотреть на первую картинку: иллюстрация с изображением зверят, которые принесли зайчонку подарки. И назвать, кто и что принес зайчику в подарок. Покажите ребенку вторую картинку: иллюстрация с изображением подарков, которые подарили зайчонку, и попросите его помочь зайке вспомнить, кто что подарил |
|
|
«Запомни слова» по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго | Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения | Для запоминания используем простые, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации. |
|
|
Мышление |
| |||
«Разрезные картинки 2–3-составные» | Оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом: объединением элементов в целостный образ | Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Педагог спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части | Отмечаем, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал |
|
«Матрешка 3-составная» | Выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления | Ребенку показывают матрешку, педагог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Также ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту | Фиксируем, как ребенок справился с заданием – смог ли он поставить матрешек по росту |
|
Математические представления | ||||
Количественные представления по А.В. Мамаевой | Выявление уровня развития количественных представлений | Педагог просит у ребенка передать ему один кубик или карандаш из тех, которые лежат на столе. Кладет на стол и спрашивает у ребенка: «Покажи где один, а где много?» Затем просит дать два кубика, показать, где один, много, а где мало кубиков |
|
|
Пространственные и временные представления | ||||
«Спрячь игрушку» по Е.А. Стребелевой | Проверяется понимание простых предлогов типа «на», «под», «в», «за» | Оборудование: машинка, коробка. Ребенку предлагаем выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку и поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку» |
| |
Ориентировка в схеме тела и лица – задание по А.В. Мамаевой | Выявление представлений ребенка о частях своего лица и тела и их расположении | Ребенку предлагаем выполнить следующие действия: «Покажи, где у тебя ручки, ноги, живот, голова, шея», «Покажи, где у тебя глазки, нос, рот, щеки, лоб» |
| |
Ориентировка в реальном пространстве по А.В. Мамаевой | Выявление уровня ориентировки ребенка в пространстве | Ребенку предлагаем выполнить следующие действия: «Сделай шаг вперед, назад, посмотри вверх, вниз» |
| |
Временные представления по А.В. Мамаевой | Выявление уровня сформированности элементарных представлений о временах года и частях суток | Ребенку предлагаем выполнить следующие действия: «Покажи, где на картинке "зима", "лето", "ночь", "день"» | Фиксируем выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией |
|
Моторика | ||||
«Пальчики здороваются» | Выявление уровня развития мелкой моторики у детей | После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; |
| Правильно выполненное задание – норма; если ребенок допускает неточности – дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме |
«Уложи монеты в коробку» | Выявление уровня развития мелкой моторики у детей | На стол ставится картонная коробка размером 10 × 10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет, жетонов или пуговиц диаметром 2 см. По сигналу педагога ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой | Оценка-вывод: нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки – 15 секунд, для другой – 20 секунд |
|
«Нарисуй пальцами кружочки» | Выявление уровня развития мелкой моторики у детей | В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера: руки движутся в противоположных направлениях | Оценка-вывод: задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины |
|
«Давай поздороваемся» | Оценка механизмов автоматизации движений ведущей руки | Процедура проведения: педагог предлагает ребенку протянуть: | Оценка-вывод: если ребенок справился с «приветствием» – это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот |
|
Крупная моторика | ||||
Развитие общей крупной моторики | Ребенок несколько секунд стоит на одной ноге. В четыре года: ребенок спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку |
| ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностические методики для обследования когнитивно-познавательной сферы младших дошкольников
Анализ коррекционных занятий из программы развития и коррекции когнитивно-познавательной сферы Цель...

Методика диагностического обследования детей старшей группы
Диагностика уровня патриотических чувств у старших дошкольников...

Диагностическое обследование ребенка с нарушением зрения
В стать рассматриваются требования к проведению диагностического обследования слабовидящего дошкольника...

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи
Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( Н.В. Нищева) Проведение обследования.Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить осо...
Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста....

Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью
Представлена методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с психо-неврологическими заболеваниями. Используя данные, полученные в ходе обследовния разрабоатывается индиви...

Выступление на ГМО педагогов-психологов. "Требования к методикам диагностического обследования и наглядному материалу"
Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:- выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,- определения сильны...