Методика диагностического обследования ребенка 5-6 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Перед тем как приступить к обследованию ребенка старшего дошкольного возраста,

педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого

предлагает ему выполнить следующие задания

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика дефектологического обследования детей от пяти до шести лет

Перед тем как приступить к обследованию ребенка старшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания.

Название

Цель

Процедура проведения

Что фиксируем

Критерии оценки

Общая осведомленность о себе и ближайшем окружении

Методика «Беседа» по Т.Г. Неретиной

Выявление знаний ребенка о себе, ближайшем окружении, об окружающем мире

Ребенку предлагаем ответить на следующие вопросы:

  • назови свое имя, фамилию;
  • ты девочка или мальчик?
  • сколько тебе лет?
  • где ты живешь?
  • с кем ты живешь?
  • кто ты брату, маме, бабушке?
  • как зовут маму, папу?
  • кем работает мама, папа?
  • как называется город, в котором ты живешь?
  • что остается на земле после дождя?
  • кто больше: корова или собака?

Фиксируем ответы ребенка на заданные вопросы и их правильность, также можно фиксировать трудности звукопроизношения, грамматические ошибки, оценивается словарный запас

  • Высокий уровень: 8–10 правильных ответов;
  • средний: 5–8 правильных ответов;
  • низкий: 4 и менее правильных ответов

Восприятие

«Цветные кубики»

Выявить знания детей основных цветов и оттенков

Оборудование: цветные кубики: красный, желтый, белый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый.

Ребенку предлагаем цветные кубики: «Назови, какого цвета кубики».
Если ребенок не справляется, то педагог обучает его, повторив или указав 2–3 раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания

Оценивается, знает ли названия цветов и оттенков ребенок; узнает их по слову или сличает

  • 1 балл: путает названия основных цветов;
  • 2 балла: не называет оттенки после помощи;
  • 3 балла: не называет оттенки;
  • 4 балла: называет большую часть оттенков;
  • 5 баллов: называет все цвета и оттенки

«Коробка форм» Венгера

Выявить уровень развития практической ориентировки на форму

Оборудование: коробка с прорезями разной формы; объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ребенку предлагаем коробку, обращаем внимание на прорези, а рядом на объемные фигуры, выложенные так, чтобы основание каждой фигуры соответствовало форме прорези коробки, и говорим: «Опусти все фигуры в нужные окошечки»

Оцениваются способы выполнения

  • 1 балл: не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;
  • 2 балла: понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотично, после обучения не переходит на другой уровень действий;
  • 3 балла: понимает цель, после обучения не всегда пользуется зрительным соотношением, часто примеривает, в том числе и не соответствующим пустым прорезям;
  • 4 балла: понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения;
  • 5 баллов: понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб

«Назови знакомые фигуры»

Диагностика способности узнавать формы в сюжетном изображении

Оборудование: картинка с сюжетным изображением, составленным из фигур.

Ребенку показываем картинку: «Назови фигуры, которые ты узнал»

  • 1 балл: допускает пять и более ошибок;
  • 2 балла: допускает 3–4 ошибки;
  • 3 балла: допустил 1–2 ошибки;
  • 4 балла: допустил 1–2 ошибки, самостоятельно их исправил;
  • 5 баллов: правильно нашел и назвал все фигуры

«Включение в ряд»

Выявить уровень развития ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину

Оборудование: экран, шестиместная матрешка.

Педагог берет шестиместную матрешку и матрешки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Педагог за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал, на глазах у ребенка разбирает и собирает ее попарно. Затем выстраивает между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка окажется поставленной на свое место, педагог предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок должен поставить в ряд 2–3 матрешки – каждый раз по одной

Оценивается принятие задания; способы выполнения; обучаемость

  • 1 балл: не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно;
  • 2 балла: принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрешки без учета их размера;
  • 3 балла: принимает задание, понимает условие задачи, но допускает ошибки, использует метод практического примеривания и частично зрительный;
  • 4 балла: принимает и понимает условие задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием;
  • 5 баллов: принимает и понимает условие задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием

«Определи правую и левую сторону»

Выявить знания детей о частях своего тела, лица и их назначений; определить умение детей ориентироваться в схеме собственного тела

Говорим ребенку:

  • покажи правую, левую руку; правую, левую ногу; правый, левый глаз;
  • возьми карандаш правой рукой;
  • подними мяч левой рукой;
  • закрой левый глаз;
  • дотронься рукой до правой брови
  • 1 балл: показывает основные части тела и лица, руки не различает;
  • 2 балла: называет части тела, знает их название, ориентировкой «на себе» не владеет;
  • 3 балла: знает и называет части тела, испытывает затруднения в пространственной ориентировке рук;
  • 4 балла: не уверен в пространственной ориентировке рук;
  • 5 баллов: руки различает и дифференцирует их местоположение

«Сложи картинку»

Определение уровня целостности восприятия

Оборудование: разрезные картинки из 5–6 частей.

Ребенку предлагаем сложить разрезную картинку. Части картинок кладем в таком положении, чтобы нужно было не только сдвинуть их вместе, а придать им нужное положение

Фиксируем принятие и понимание задания, способы выполнения задания, обучаемость

  • 1 балл: совершает беспорядочные действия с частями картинки, действует неадекватно;
  • 2 балла: действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности;
  • 3 балла: собирает изображение путем перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам;
  • 4 балла: действует путем целенаправленных проб или практического примеривания и частичного зрительного анализа;
  • 5 баллов: собирает путем зрительного анализа

Внимание

«Кто спрятался в лесу?»

Выявление объема и степени концентрации внимания

Оборудование: рисунок с изображением леса и зверей.

Ребенку предлагаем найти, какие животные спрятались в лесу

  • 1 балл – объем резко снижен, принимает один объект с внешней стимуляцией. Рассеян, и многократные, длительные отвлечения;
  • 2 балла – объем ограничен, воспринимает не более одного объекта, устойчивость резко снижена;
  • 3 балла – объем снижен, воспринимает не более двух объектов, устойчивость снижена;
  • 4 балла – объем снижен незначительно, воспринимает не более трех объектов, внимание устойчивое;
  • 5 баллов – объем широкий, воспринимает минимум четыре объекта, внимание устойчивое

«Сравни картинки»: 5–6 различий

Определение объема и концентрации внимания

Оборудование: картинка.

Задание ребенку: необходимо внимательно посмотреть на две картинки и отметить, чем они отличаются. Всего отличительных признаков в паре картинок 10. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 10 баллов. Время на выполнение этого задания – 3–4 минуты

  • 10 баллов – высокий уровень;
  • 8–9 баллов – выше среднего;
  • 6–7 баллов – средний уровень;
  • 4–5 балла – ниже среднего;
  • 0–3 балла – низкий уровень

«Найди и вычеркни» по А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской

Определение уровня продуктивности, устойчивости, концентрации переключения и распределения внимания

Оборудование: лист с изображением различных контурных предметов: геометрических фигур.

1-й вариант: ребенку говорят: «Внимательно посмотри на верхнюю строку, ты должен будешь в каждом круге ставить – крестик, в треугольнике – круг, в прямоугольнике – черточку. Приступай к работе».

2-й вариант: ребенку говорят «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу тебе "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной предметы. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу "стоп". В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу "начинай". После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится»

Фиксируем параметры – время выполнения задания, S – показатель переключения и распределения внимания; N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут (или все время работы, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал); n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле: S = (0,5N – 2,8n) / 120. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, то есть не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры

  • 10 баллов – S > 1,00 – очень высокий уровень;
  • 8–9 баллов – 0,75 < S > 1,00 – высокий результат;
  • 6–7 баллов – 0,50 < S > 0,75 – средний уровень;
  • 4–5 баллов – 0,25 < S > 0,50 – низкий уровень;
  • 0–3 балла – 0,00 < S > 0,25 – очень низкий уровень

Память

«10 картинок» по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Исследование особенностей зрительного запоминания, объема произвольной, непроизвольной зрительной памяти

Оборудование: набор из 10 картинок.

Инструкция 1. Ребенку предъявляем колонны из трех стимулов, которые находятся в правой части листа. Время экспозиции стимулов 15–30 с. Левая часть листа с таблицей стимулов должна быть закрыта. Через несколько секунд после окончания экспозиции ребенку предъявляем таблицу стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, предъявленных ранее. Правая часть листа с тестовыми стимулами, безусловно, должна быть закрыта. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.

Инструкция 2. Картинки предъявляем по одной (одна картинка в секунду). Затем ребенку предлагаем назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.

Инструкция 3. Картинки предъявляем по одной (одна картинка в секунду). Затем ребенку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет

Фиксируем количество правильных воспроизведений.

Возрастные особенности использования и нормативы выполнения:

  • запоминание 8–10 изображений на карточках отражает большой объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание;
  • запоминание 6–7 изображений на карточках отражает соответствующий возрасту объем произвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание;
  • запоминание 4–5 изображений на карточках отражает недостаточный объем произвольной зрительной памяти;
  • запоминание трех и менее изображений на карточках отражает низкую способность к произвольному запоминанию; сохранение информации затруднено

«Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия

Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения

Оборудование: для запоминания используются простые: односложные или короткие двусложные, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Слова для запоминания:

1. Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

2. Тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост.

3. Зонт, кит, рубль, усы, боль, крот, ложь, куб, ром, еж.

Первый этап: «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываем ребенку четко, не спеша.

Второй этап: «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их прослушаешь и повторишь – и те, которые уже называли, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями педагог просто говорит: «Еще раз». После 5–6-кратного повторения слов педагог говорит ребенку: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз»

На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если ребенок называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час ребенок, по просьбе педагога, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками

По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, в норме у детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания

«Запоминание двух групп слов»

Исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала

Для детей до 5–5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова – 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов – 3 слова).

Для запоминания используем простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Говорим ребенку: «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое "порядок"? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее педагог с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, педагог ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова.

Педагог делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова: неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно

Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова

  • Ребенок правильно выполняет задание – 2 балла;
  • ребенок выполняет без помощи взрослого частично – 1 балл;
  • ребенок не справляется с заданием – 0 баллов

«Воспроизведение рассказа»

Выявление уровня развития смысловой памяти

Тестовые задания: рассказывание стихотворений, сказок, загадывание загадок

Фиксируем объем памяти, зрительная, слуховая память прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов, произвольность памяти

Мышление

«Последовательные картинки» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ

Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладываем картинки и предлагаем внимательно их рассмотреть. Говорим ребенку: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ»

Фиксируем, правильно ли ребенок выкладывает последовательность, исправляет ли ошибки, в примечаниях записываются интересные речевые высказывания (эпитеты, сравнения), оценивается словарный запас ребенка, связность рассказа, грамматическая правильность речи

  • Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ – 2 балла;
  • ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности – 1 балл;
  • ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок – 0 баллов (эпитеты, сравнения), оценивается словарный запас ребенка, связность рассказа, грамматическая правильность речи

«Нелепицы» по Т.Г. Неретиной

Выявление уровня понимания ребенком логических связей и закономерностей окружающего, умения логически рассуждать

Оборудование: картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными.

Ребенку показывают картинку: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте. Если неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так, как на самом деле должно быть?»

Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено 3 минутами

  • 1 балл: успел обнаружить меньше четырех из восьми имеющихся нелепиц;
  • 2 балла: не успел заметить 1–4 из имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло;
  • 3 балла: заметил все имеющиеся нелепицы, но 5–8 из них не успел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть;
  • 4 балла: заметил все нелепицы, но 3–4 из них не успел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть;
  • 5 баллов: за 3 минуты заметил все восемь имеющихся на картинке нелепиц

«Классификация картинок по функциональному назначению»

Выявление способности исключать и обобщать на основе выделения существующих признаков объектов

Педагог кладет перед ребенком на стол картинку с изображением одежды так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд и параллельный первому. После этого педагог берет картинку с изображением шапки, спрашивает у ребенка, положить ее под изображением пальто или чашки, и сам кладет под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. После этого ребенку последовательно по одной дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того как ребенок разложит картинки, его спрашивают: «Расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом», то есть выявляется умение ребенка обобщать и выражать в словесной форме свои действия

Оценивается понятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки

  • 1 балл: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно;
  • 2 балла: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой;
  • 3 балла: принимает задание, выполняет классификацию, нуждается в помощи при аргументации выбора;
  • 4 балла: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки;
  • 5 баллов: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, может обобщить в речевом плане

«Группировка картинок по способу действия»

Выявить уровень развития наглядно-образного мышления

Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать.

Педагог кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной шарик с веревочкой, на другой шарик без веревочки. Затем ребенку показывают картинку с изображением флажка с древком, спрашивают: «Куда его надо положить?» – и сам кладет под изображение шарика с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без веревочки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором, то есть выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане

Оцениваем понятие задания, умение работать по образцу, умение вычленять принцип группировки в речевом плане

  • 1 балл: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно;
  • 2 балла: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного принципа;
  • 3 балла: принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но с помощью раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может;
  • 4 балла: принимает задание, выполняет классификацию с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане;
  • 5 баллов: принимает задание, выполняет классификацию с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях

«Сравни предметы»

Выявление умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений

Оборудование: картинка с изображенными предметами.

Ребенку показывают картинку и просят сказать, что общего между предметами и чем они отличаются друг от друга

Фиксируем мыслительные операции: анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка, сравнение. Логичность, самостоятельность мышления. Вербальные способности в мышлении. Принятие помощи

  • 1 балл: задание не выполняет;
  • 2 балла: затрудняется в сравнении предметов, заменяет его описанием;
  • 3 балла: выделяет явные различия между объектами, выделение сходства вызывает затруднения;
  • 4 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами;
  • 5 баллов: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами и явлениями

Математические представления

«Знание основ арифметики» по Т.Г. Неретиной

Навыки счета, арифметических действий, сравнение чисел

Примерные задания:

  • сосчитай по одному, сколько сможешь, устно;
  • пересчитай предметы на наглядной основе с итоговым числом;
  • сосчитай от... до...;
  • отсчитай или отложи, дай мне... только 5;
  • возьми столько же, на 1 больше или меньше;
  • каких предметов больше или меньше, на сколько? Сделай поровну;
  • любые задания на знание цифр;
  • вычислительные навыки на основе действия с предметами и в уме – устные задачи

Фиксируем ответы ребенка на задания

  • Высокий уровень: считает в прямом порядке до 10 и в обратном порядке до 5. Счет осознанный. Сравнивает множества и числа путем уравнивания элементов и пересчета. Знает цифры и оперирует ими. Самостоятельно составляет и решает устные арифметические задачи;
  • средний уровень: навыки счета неустойчивые. Счет больше механический. Сравнивает множества путем пересчета. Сравнивает числа в небольшом интервале. Выполняет арифметические действия, используя пальцы и др. Знает арифметические знаки, цифры, но слабо оперирует ими. Составляет арифметические задачи на наглядной основе с помощью взрослого;
  • низкий уровень: считает в ограниченном пределе. Счет неосознанный. Сравнивает контрастные множества только с помощью взрослого/не сравнивает. Арифметические действия малодоступны. Не соотносит числа с цифрами, арифметические знаки не понимает и не применяет

«Количественные представления и счет» по Е.А. Стребелевой

Выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане: развитие наглядно-образного и элементов логического мышления

Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.

Первый вариант: перед ребенком кладем 15 палочек и предлагаем ему взять только пять, просим пересчитать и запомнить их количество, после чего закрываем эти палочки экраном. За экраном педагог отнимает три палочки и показывает их ребенку, и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?» Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагаем следующие задания. Педагог показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум. Не открываем экран, выясняем: «Сколько там стало палочек?» Обучение: в случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используем открытое предъявление задания: экран убираем совсем.

Второй вариант: Предлагаем ребенку решить задачу в уме «В коробке лежало четыре карандаша. Из них два карандаша красных, а остальные – синие. Сколько синих карандашей лежало в коробке?» При затруднениях проводится обучение. Обучение: ребенку предлагаем взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предложить аналогичную устную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика. Когда несколько шариков лопнуло, у нее осталось два шарика. Сколько шариков лопнуло?»

Оцениваем, как ребенок принимает задание; понимает условия задачи; способ пересчета: действенный или зрительный; умение выполнять счетные операции по представлению в пределах 3, 4, 5; умение решать устные задачи

  • Низкий уровень: ребенок действует с палочками, не ориентируется на количественный признак. Ребенок принимает задание; количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить количество только в пределах трех из множества; счетные операции по представлению выполняет только в пределах трех; устные задачи не решает;
  • средний уровень: ребенок принимает задание и понимает его цель; пересчитывает палочки в пределах пяти действенным путем; выполняет счетные операции по представлению в пределах трех; устную задачу самостоятельно решить не может; после обучения решает задачи только с использованием палочек;
  • высокий уровень: ребенок принимает задание и понимает его цель; зрительным способом пересчитывает палочки в пределах пяти; выполняет счетные операции по представлению в пределах пяти зрительным способом и мысленно решает предложенные устные задачи в пределах пяти

Пространственные и временные представления

«Ориентировка в пространстве» по М.М. Семаго и Н.Я. Семаго

Оценка возможности использовать пространственные предлоги в речи, определять взаимное расположение предметов

Говорим ребенку: «Вот видишь, карандаш находится на коробке. А как объяснить, где находится карандаш сейчас?» – Карандаш помещаем над коробкой.
«А если мы расположим эти предметы вот так, то где тогда будет карандаш?» – карандаш помещаем под коробку. А теперь положи карандаш в коробку. «А если мы расположим эти предметы вот так?» –карандаш помещаем за коробку.
«Куда надо положить карандаш, чтобы он оказался перед коробкой?»
«А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так?» – Карандаш помещаем между ребенком и коробкой. «Как сказать, если мы расположим эти предметы вот так?» «Положи карандаш справа или слева от коробки»

Оцениваем возможности понимать пространственные предлоги, определять взаимное расположение предметов: вверху – внизу, впереди – сзади

«Определи правую и левую сторону»

Выявить знания детей о частях своего тела, лица и их назначении. Определить умение детей ориентироваться в схеме собственного тела

Предлагаем ребенку: «Покажи правую, левую руку; правую, левую ногу; правый, левый глаз»

  • Низкий уровень: ребенок не понимает задания, отмечаем выраженные трудности понимания инструкции;
  • средний уровень: ребенок понимает задание, но при выполнении его часто дает ошибочные ответы. Это может быть вызвано несформированностью восприятия пространственных отношений, а также недостаточной сосредоточенностью в процессе работы;
  • высокий уровень: ребенок понимает задание, уверенно определяет пространственные отношения. Ребенок способен понять задание и выполнить его самостоятельно либо с незначительной направляющей помощью взрослого

«Времена года» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Выявление уровня сформированности представлений о временах года

Перед ребенком раскладываем в случайном порядке четыре картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Фиксируем ответы ребенка, также следует отметить, какое время года вызывает затруднение. Также можно оценить активный словарный запас, точность передачи признаков времен года

  • Низкий уровень: ребенок не понимает задания, бесцельно перекладывает картинки;
  • средний уровень: ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками;
  • высокий уровень: ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями

Моторика

Выявить уровень развития мелкой моторики

Пробы с использованием мозаики, шнуровки, графических заданий

Фиксируем точность движений, состояние мышечного тонуса, умение держать карандаш, ножницы

  • Высокий уровень: точность движения рук, согласованность движения обеих рук. Развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеет правильно держать карандаш, ножницы;
  • средний уровень: незначительно нарушена точность движения рук и согласованность движения обеих рук. Снижена зрительно-моторная координация. Наблюдаются нарушения мышечного тонуса кисти – трудности при пользовании карандашом, ножницами;
  • низкий уровень: нарушена точность движения рук и координации. Не удерживает карандаш, ножницы, может наблюдаться тремор кисти

Крупная моторика

«Изобрази животное» по Т.Г. Неретиной

Выявление особенностей крупной моторики, умение выразительно передавать образы в движении, мимике, пантомимике

Просим ребенка изобразить любого животного

Фиксируем уровень движений, мимику, способность переключаться

  • Высокий уровень: движения свободные и непринужденные, продуктивные, целенаправленные. Легкое переключение и смена позы в соответствии с заданием. Мимика живая, выразительная или спокойная. Взгляд прямой, открытый, заинтересованный;
  • средний уровень: движения недостаточно координированные, слабопродуктивные. Снижена целенаправленность движений. Переключение и смены позы в соответствии с заданием затрудненны. Мимика маловыразительная. Взгляд не заинтересованный;
  • низкий уровень: движения бесцельные, непродуктивные, наблюдается их обилие или заторможенность, напряженность, инертность, импульсивность. Переключение и смена позы в соответствии с заданием малодоступны. Мимика вялая, бедная, или гримасничанье. Взгляд малоосмысленный. Могут наблюдаться физические дефекты: подрагивание, хромота, нарушение координации движений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностического обследования детей старшей группы

Диагностика уровня патриотических чувств у старших дошкольников...

Диагностическое обследование ребенка с нарушением зрения

В стать рассматриваются требования к проведению диагностического обследования слабовидящего дошкольника...

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( Н.В. Нищева)  Проведение обследования.Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить осо...

Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего  дошкольного возраста....

Выступление на ГМО педагогов-психологов. "Требования к методикам диагностического обследования и наглядному материалу"

Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:- выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,- определения сильны...

Методика диагностического обследования ребенка 3-4 лет

Примерное содержание беседы на диагностическом занятии (от 3 до 4 лет)...

Методика диагностического обследования ребенка 4- 5лет

Перед тем как приступить к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и ...