Методика диагностического обследования ребенка 5-6 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Перед тем как приступить к обследованию ребенка старшего дошкольного возраста,
педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого
предлагает ему выполнить следующие задания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика дефектологического обследования детей от пяти до шести лет
Перед тем как приступить к обследованию ребенка старшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания.
Название | Цель | Процедура проведения | Что фиксируем | Критерии оценки |
Общая осведомленность о себе и ближайшем окружении | ||||
Методика «Беседа» по Т.Г. Неретиной | Выявление знаний ребенка о себе, ближайшем окружении, об окружающем мире | Ребенку предлагаем ответить на следующие вопросы:
| Фиксируем ответы ребенка на заданные вопросы и их правильность, также можно фиксировать трудности звукопроизношения, грамматические ошибки, оценивается словарный запас |
|
Восприятие | ||||
«Цветные кубики» | Выявить знания детей основных цветов и оттенков | Оборудование: цветные кубики: красный, желтый, белый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый. Ребенку предлагаем цветные кубики: «Назови, какого цвета кубики». | Оценивается, знает ли названия цветов и оттенков ребенок; узнает их по слову или сличает |
|
«Коробка форм» Венгера | Выявить уровень развития практической ориентировки на форму | Оборудование: коробка с прорезями разной формы; объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки. Ребенку предлагаем коробку, обращаем внимание на прорези, а рядом на объемные фигуры, выложенные так, чтобы основание каждой фигуры соответствовало форме прорези коробки, и говорим: «Опусти все фигуры в нужные окошечки» | Оцениваются способы выполнения |
|
«Назови знакомые фигуры» | Диагностика способности узнавать формы в сюжетном изображении | Оборудование: картинка с сюжетным изображением, составленным из фигур. Ребенку показываем картинку: «Назови фигуры, которые ты узнал» |
| |
«Включение в ряд» | Выявить уровень развития ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину | Оборудование: экран, шестиместная матрешка. Педагог берет шестиместную матрешку и матрешки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Педагог за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал, на глазах у ребенка разбирает и собирает ее попарно. Затем выстраивает между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка окажется поставленной на свое место, педагог предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок должен поставить в ряд 2–3 матрешки – каждый раз по одной | Оценивается принятие задания; способы выполнения; обучаемость |
|
«Определи правую и левую сторону» | Выявить знания детей о частях своего тела, лица и их назначений; определить умение детей ориентироваться в схеме собственного тела | Говорим ребенку:
|
| |
«Сложи картинку» | Определение уровня целостности восприятия | Оборудование: разрезные картинки из 5–6 частей. Ребенку предлагаем сложить разрезную картинку. Части картинок кладем в таком положении, чтобы нужно было не только сдвинуть их вместе, а придать им нужное положение | Фиксируем принятие и понимание задания, способы выполнения задания, обучаемость |
|
Внимание | ||||
«Кто спрятался в лесу?» | Выявление объема и степени концентрации внимания | Оборудование: рисунок с изображением леса и зверей. Ребенку предлагаем найти, какие животные спрятались в лесу |
| |
«Сравни картинки»: 5–6 различий | Определение объема и концентрации внимания | Оборудование: картинка. Задание ребенку: необходимо внимательно посмотреть на две картинки и отметить, чем они отличаются. Всего отличительных признаков в паре картинок 10. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 10 баллов. Время на выполнение этого задания – 3–4 минуты |
| |
«Найди и вычеркни» по А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской | Определение уровня продуктивности, устойчивости, концентрации переключения и распределения внимания | Оборудование: лист с изображением различных контурных предметов: геометрических фигур. 1-й вариант: ребенку говорят: «Внимательно посмотри на верхнюю строку, ты должен будешь в каждом круге ставить – крестик, в треугольнике – круг, в прямоугольнике – черточку. Приступай к работе». 2-й вариант: ребенку говорят «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу тебе "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной предметы. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу "стоп". В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу "начинай". После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится» | Фиксируем параметры – время выполнения задания, S – показатель переключения и распределения внимания; N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут (или все время работы, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал); n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле: S = (0,5N – 2,8n) / 120. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, то есть не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры |
|
Память | ||||
«10 картинок» по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго | Исследование особенностей зрительного запоминания, объема произвольной, непроизвольной зрительной памяти | Оборудование: набор из 10 картинок. Инструкция 1. Ребенку предъявляем колонны из трех стимулов, которые находятся в правой части листа. Время экспозиции стимулов 15–30 с. Левая часть листа с таблицей стимулов должна быть закрыта. Через несколько секунд после окончания экспозиции ребенку предъявляем таблицу стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, предъявленных ранее. Правая часть листа с тестовыми стимулами, безусловно, должна быть закрыта. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений. Инструкция 2. Картинки предъявляем по одной (одна картинка в секунду). Затем ребенку предлагаем назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений. Инструкция 3. Картинки предъявляем по одной (одна картинка в секунду). Затем ребенку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет | Фиксируем количество правильных воспроизведений. | Возрастные особенности использования и нормативы выполнения:
|
«Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия | Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения | Оборудование: для запоминания используются простые: односложные или короткие двусложные, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Слова для запоминания: 1. Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. 2. Тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост. 3. Зонт, кит, рубль, усы, боль, крот, ложь, куб, ром, еж. Первый этап: «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываем ребенку четко, не спеша. Второй этап: «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их прослушаешь и повторишь – и те, которые уже называли, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями педагог просто говорит: «Еще раз». После 5–6-кратного повторения слов педагог говорит ребенку: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз» | На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если ребенок называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час ребенок, по просьбе педагога, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками | По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, в норме у детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания |
«Запоминание двух групп слов» | Исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала | Для детей до 5–5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова – 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов – 3 слова). Для запоминания используем простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Говорим ребенку: «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое "порядок"? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее педагог с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, педагог ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова. Педагог делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова: неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно | Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова |
|
«Воспроизведение рассказа» | Выявление уровня развития смысловой памяти | Тестовые задания: рассказывание стихотворений, сказок, загадывание загадок | Фиксируем объем памяти, зрительная, слуховая память прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов, произвольность памяти | |
Мышление | ||||
«Последовательные картинки» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ | Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладываем картинки и предлагаем внимательно их рассмотреть. Говорим ребенку: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» | Фиксируем, правильно ли ребенок выкладывает последовательность, исправляет ли ошибки, в примечаниях записываются интересные речевые высказывания (эпитеты, сравнения), оценивается словарный запас ребенка, связность рассказа, грамматическая правильность речи |
|
«Нелепицы» по Т.Г. Неретиной | Выявление уровня понимания ребенком логических связей и закономерностей окружающего, умения логически рассуждать | Оборудование: картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными. Ребенку показывают картинку: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте. Если неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так, как на самом деле должно быть?» Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено 3 минутами |
| |
«Классификация картинок по функциональному назначению» | Выявление способности исключать и обобщать на основе выделения существующих признаков объектов | Педагог кладет перед ребенком на стол картинку с изображением одежды так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд и параллельный первому. После этого педагог берет картинку с изображением шапки, спрашивает у ребенка, положить ее под изображением пальто или чашки, и сам кладет под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. После этого ребенку последовательно по одной дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того как ребенок разложит картинки, его спрашивают: «Расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом», то есть выявляется умение ребенка обобщать и выражать в словесной форме свои действия | Оценивается понятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки |
|
«Группировка картинок по способу действия» | Выявить уровень развития наглядно-образного мышления | Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать. Педагог кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной шарик с веревочкой, на другой шарик без веревочки. Затем ребенку показывают картинку с изображением флажка с древком, спрашивают: «Куда его надо положить?» – и сам кладет под изображение шарика с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без веревочки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором, то есть выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане | Оцениваем понятие задания, умение работать по образцу, умение вычленять принцип группировки в речевом плане |
|
«Сравни предметы» | Выявление умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений | Оборудование: картинка с изображенными предметами. Ребенку показывают картинку и просят сказать, что общего между предметами и чем они отличаются друг от друга | Фиксируем мыслительные операции: анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка, сравнение. Логичность, самостоятельность мышления. Вербальные способности в мышлении. Принятие помощи |
|
Математические представления | ||||
«Знание основ арифметики» по Т.Г. Неретиной | Навыки счета, арифметических действий, сравнение чисел | Примерные задания:
| Фиксируем ответы ребенка на задания |
|
«Количественные представления и счет» по Е.А. Стребелевой | Выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане: развитие наглядно-образного и элементов логического мышления | Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран. Первый вариант: перед ребенком кладем 15 палочек и предлагаем ему взять только пять, просим пересчитать и запомнить их количество, после чего закрываем эти палочки экраном. За экраном педагог отнимает три палочки и показывает их ребенку, и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?» Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагаем следующие задания. Педагог показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум. Не открываем экран, выясняем: «Сколько там стало палочек?» Обучение: в случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используем открытое предъявление задания: экран убираем совсем. Второй вариант: Предлагаем ребенку решить задачу в уме «В коробке лежало четыре карандаша. Из них два карандаша красных, а остальные – синие. Сколько синих карандашей лежало в коробке?» При затруднениях проводится обучение. Обучение: ребенку предлагаем взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предложить аналогичную устную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика. Когда несколько шариков лопнуло, у нее осталось два шарика. Сколько шариков лопнуло?» | Оцениваем, как ребенок принимает задание; понимает условия задачи; способ пересчета: действенный или зрительный; умение выполнять счетные операции по представлению в пределах 3, 4, 5; умение решать устные задачи |
|
Пространственные и временные представления | ||||
«Ориентировка в пространстве» по М.М. Семаго и Н.Я. Семаго | Оценка возможности использовать пространственные предлоги в речи, определять взаимное расположение предметов | Говорим ребенку: «Вот видишь, карандаш находится на коробке. А как объяснить, где находится карандаш сейчас?» – Карандаш помещаем над коробкой. | Оцениваем возможности понимать пространственные предлоги, определять взаимное расположение предметов: вверху – внизу, впереди – сзади | |
«Определи правую и левую сторону» | Выявить знания детей о частях своего тела, лица и их назначении. Определить умение детей ориентироваться в схеме собственного тела | Предлагаем ребенку: «Покажи правую, левую руку; правую, левую ногу; правый, левый глаз» |
| |
«Времена года» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Выявление уровня сформированности представлений о временах года | Перед ребенком раскладываем в случайном порядке четыре картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?» | Фиксируем ответы ребенка, также следует отметить, какое время года вызывает затруднение. Также можно оценить активный словарный запас, точность передачи признаков времен года |
|
Моторика | ||||
Выявить уровень развития мелкой моторики | Пробы с использованием мозаики, шнуровки, графических заданий | Фиксируем точность движений, состояние мышечного тонуса, умение держать карандаш, ножницы |
| |
Крупная моторика | ||||
«Изобрази животное» по Т.Г. Неретиной | Выявление особенностей крупной моторики, умение выразительно передавать образы в движении, мимике, пантомимике | Просим ребенка изобразить любого животного | Фиксируем уровень движений, мимику, способность переключаться |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностического обследования детей старшей группы
Диагностика уровня патриотических чувств у старших дошкольников...

Диагностическое обследование ребенка с нарушением зрения
В стать рассматриваются требования к проведению диагностического обследования слабовидящего дошкольника...

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи
Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( Н.В. Нищева) Проведение обследования.Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить осо...
Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста....

Выступление на ГМО педагогов-психологов. "Требования к методикам диагностического обследования и наглядному материалу"
Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:- выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,- определения сильны...
Методика диагностического обследования ребенка 3-4 лет
Примерное содержание беседы на диагностическом занятии (от 3 до 4 лет)...
Методика диагностического обследования ребенка 4- 5лет
Перед тем как приступить к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и ...