Методика диагностического обследования ребенка 4- 5лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Перед тем как приступить к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого

предлагает ему выполнить следующие задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика дефектологического обследования детей от четырех до пяти лет

Перед тем как приступить к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания.

Название

Цель

Процедура проведения

Что фиксируем

Критерии оценки

Общая осведомленность о себе и ближайшем окружении

«Беседа» по А.В. Мамаевой

Выявление знаний ребенка о себе, ближайшем окружении, об окружающем мире

Ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:

  • назови свое имя;
  • назови свою фамилию;
  • ты девочка или мальчик?
  • сколько тебе лет?
  • где ты живешь?
  • с кем ты живешь?
  • как зовут маму, папу?
  • как зовут воспитателей в группе?
  • с кем ты играешь в детском саду?
  • назови город, в котором ты живешь;
  • чем ты будешь резать бумагу?
  • что возьмешь на улицу, если идет дождь?

Фиксируем контактность; уровень понимания речи, ориентировки в окружающем; уровень развития активной речи

  • Высокий уровень: ребенок легко справляется с вопросами. Общая осведомленность соответствует возрасту;
  • средний уровень: ребенок замедленно осмысляет вопросы, нужно их повторить. При ответах нуждается в наводящих вопросах. Общая осведомленность не соответствует возрасту;
  • низкий уровень: ребенок понимает вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения, наводящие вопросы, наглядное пособие. Общая осведомленность низкая. Представления часто искажены или нелепы

«Покажи и назови» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Выявление общей осведомленности ребенка

Перед ребенком кладут листы с картинками, затем задают ему вопросы и предлагают найти ответ на картинке:

  • покажи и назови, что растет на грядке;
  • покажи и назови, кто лечит детей;
  • покажи и назови, что растет на дереве;
  • покажи и назови, кто работает в магазине;
  • покажи и назови домашнее животное;
  • покажи и назови, кто готовит обед;
  • покажи и назови дикое животное;
  • покажи и назови, кто летает; покажи и назови, что растет в лесу

Отмечаем, какие вопросы вызывают затруднения, какие слова не понятны ребенку

  • Высокий уровень: ребенок правильно ответил на все вопросы;
  • средний уровень: ребенок правильно ответил на 4–5 вопросов;
  • низкий уровень: ребенок плохо понял инструкцию и правильно показал меньше половины требуемых картинок

Восприятие

«Матрешка 4-составная»

Выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса

Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку»

Отмечаем, как ребенок выполняет задание – путем зрительного соотнесения или методом проб, в примечании укажите – может ли поставить матрешек по росту, показать самую большую и маленькую, какой рукой работает

  • Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения – 2 балла;
  • ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания – 1 балл;
  • ребенок не справляется с заданием – 0 баллов

«Разрезные картинки 4-составные»

Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу

Ребенку предлагают четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Педагог говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке»

Отмечаем, смог ли ребенок назвать изображенный на разрезанной картинке предмет, сколько проб он сделал, когда собирал картинку

  • Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения – 2 балла;
  • ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб – 1 балл;
  • ребенок не справляется с заданием – 0 баллов

Внимание

«Лабиринты» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия

Перед ребенком на столе лежит рисунок. Говорим ребенку: «Посмотри – девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания педагог кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка»

Отмечаем, как ребенок отвечал на задания

  • Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно – 2 балла;
  • ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью педагога – 1 балл;
  • ребенок не выполнил задание – 0 баллов

«Найди такую же картинку» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия

Перед ребенком разместите картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (педагог показывает на цветок, помещенный слева в рамке). А теперь найди такой же (как в рамке) гриб»

Отмечаем, как ребенок отвечал на задания

  • Ребенок правильно выполняет оба задания – 2 балла;
  • ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание – 1 балл;
  • ребенок не справляется с заданием – 0 баллов

Память

 

«8 предметов» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Исследование объема образной памяти

Ребенку предлагаем лист с изображениями восьми предметов.

Педагог обращается к ребенку: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время педагог убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем

Отмечаем, как ребенок отвечал на задания

  •  Ребенок запомнил не менее пяти картинок – 2 балла;
  • ребенок запомнил 3–4 картинки – 1 балл;
  • ребенок запомнил менее трех картинок – 0 баллов

«Запоминание 10 слов»  по А.Р. Лурия

Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом

Оборудование: простые односложные или короткие двусложные, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Слова для запоминания

1. Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
2. Тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост.
3. Зонт, кит, рубль, усы, боль, крот, ложь, куб, ром, еж.

Говорим ребенку: «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

После обращаемся к ребенку «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их прослушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями педагог просто говорит: «Еще раз». После 5–6-кратного повторения слов педагог говорит ребенку: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз»

На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если ребенок называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час ребенок, по просьбе педагога, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками

По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, в норме у детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания

Мышление

«Найди домик для картинки» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова

Перед ребенком выкладываем четыре домика. В каждом домике по четыре окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго – овощ (морковь), третьего – фрукт (апельсин), четвертого – предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагаем картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается педагогом. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» Возможная помощь педагога: если ребенок не сразу понимает задание, педагог спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»

Фиксируем, какие категории вызвали затруднение, какие обобщающие слова ребенок называет, какую помощь оказал педагог

  • Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно - 2 балла;
  • ребенок выполняет задание с помощью педагога и называет не все обобщающие слова – 1 балл;
  • ребенок не может выполнить задание даже с помощью педагога – 0 баллов

Математические представления

Количественные представления по Е.А. Стребелевой

Выявление уровня сформированности количественных представлений (детям 4–4,5 лет предлагают задания в пределах трех, а после 4,6–5 лет – в пределах пяти)

Оборудование: 10 плоских палочек, экран.

Перед ребенком кладут 10 палочек и предлагают ему взять из них три, затем одну палочку, потом еще две палочки. При этом каждый раз его спрашиваем: «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок правильно выделяет из множества три (пять) палочки, то предлагают выполнить счетные операции в пределах трех (пяти). Педагог раскладывает в ряд три (пять) палочки, предлагая ребенку запомнить их количество, и закрывает их экраном, за которым отнимает две штуки. Потом кладет эти палочки перед ребенком, спрашивает его: «Сколько там осталось?», указывая на экран. После этого экран открывают и сравнивают ответ ребенка с остатком. Затем педагог снова раскладывает три (пять) палочки перед ребенком, закрывает их экраном, отнимает только одну штуку, показывая ее ребенку, спрашивает: «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран.

В тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное количество палочек по словесной инструкции, ему предлагаем выполнить это по показу. Педагог на глазах у ребенка берет три палочки, кладет их на свою ладонь и говорит: «Возьми, как я, три палочки». Если ребенок не справляется, то его просят взять одну палочку, а потом много палочек. Счетным операциям не обучают

Отмечаем, как ребенок отвечал на задания

  •  Высокий уровень: ребенок принимает и понимает задание; выделяет из множества заданное количество и выполняет счетные операции по представлению; заинтересован в конечном результате;
  • средний уровень: ребенок принимает и понимает условия задания; выделяет из множества количество в пределах трех, но в пределах пяти затрудняется; счетные операции выполняет только в пределах трех; заинтересован в конечном результате;
  • низкий уровень: по словесной инструкции не может выделить заданное количество; после обучения может выделить палочки из множества только в пределах трех; счетные операции даже в пределах трех не выполняет; к конечному результату безразличен

Пространственные и временные представления

«Спрячь игрушку» по Е.А. Стребелевой

Выявление понимания и использования ребенком простых и сложных предлогов: «в», «на», «за», «под», «из», «с», «со», «из-под»

Оборудование: игрушки: зайка, машинка, коробка.

Ребенку предлагаем выполнить ряд действий и ответить на вопросы. Например: «Спрячь зайку в машинку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку? Спрячь зайку под коробку, куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку?»

Фиксируем понимание ребенком предлогов и возможность их употребления в активной речи

  • Низкий уровень: ребенок не понимает задания;
  • средний уровень: ребенок понимает задание, не знает часть предлогов;
  • высокий уровень: ребенок понимает задание, уверенно соотносит игрушку, ориентируется в предлогах

Ориентировка в схеме тела и лица по А.В. Мамаевой

Выявление представлений ребенка о частях своего лица и тела и их расположении: глаза, нос, рот, щеки, лоб, подбородок, брови, руки, ноги, живот, голова, шея, грудь, локти, ладоши, пальцы

Ребенку предлагаем выполнить следующие действия: «Покажи, где у тебя ручки, ноги, живот, голова, шея», «Покажи, где у тебя глазки, нос, рот, щеки, лоб»

Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией

  • Низкий уровень: ребенок не понимает задания, не ориентируется в схеме своего тела и лица;
  • средний уровень: ребенок понимает задание, частично ориентируется в схеме своего лица и тела;
  • высокий уровень: ребенок понимает задание, ориентируется в схеме своего лица и тела

Ориентировка в реальном пространстве по А.В. Мамаевой

Выявление уровня ориентировки ребенка в пространстве

Ребенку предлагают выполнить следующие действия:

  • Покажи рукой, где верх? а где низ?
  • Пол (ковер) где: вверху или внизу?
  • Потолок (лампочка) где: внизу или вверху?
  • Что впереди?
  • Что сзади?
  • Покажи правую руку, левую руку.
  • Покажи левую ногу, правую ногу

Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией

  • Низкий уровень: ребенок не понимает задания, неправильно показывает;
  • средний уровень: ребенок понимает задание, частично ориентируется в пространстве;
  • высокий уровень: ребенок понимает задание, уверенно ориентируется в пространстве

Временные представления по А.В. Мамаевой

Выявление уровня сформированности элементарных представлений о временах года и частях суток

Ребенку предлагаем ответить на следующие вопросы и выполнить действия:

  • Какое сейчас время года? Покажи картинку.
  • Какое будет потом?
  • Покажи, где на картинке «зима», «лето», «весна», «осень».
  • Покажи, где на картинке «ночь», «день» (детям до 4,6).
  • Покажи, где на картинке «утро», «вечер» (с 4,6 до 5 лет)

Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией

  • Низкий уровень: ребенок не понимает задания, путает картинки;
  • средний уровень: ребенок понимает задание, не знает времен года, соотносит с картинками названия частей суток: день и ночь;
  • высокий уровень: ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение времен года и частей суток с названиями

Моторика

Упражнения на повторение фигур из пальцев

Сформированность координации движений рук

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее ребенок действует самостоятельно.

  • «Петушок»: ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.
  • «Зайчик»: вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони.
  • «Флажок»: четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе;
  • «Вилка»: вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони

Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией

За выполненное упражнение ставим 1 балл; если ребенок справился с помощью педагога – ставим 0.5 балла; если ребенок не выполнил – ставим 0 баллов.

  •  Низкий уровень: 2 балла и ниже. У ребенка мелкая моторика очень отстает от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдается. Координация движений рук нарушена. Ребенок затрудняется выполнять задания;
  • средний уровень: 2–2,5 балла. У ребенка общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что ребенок испытывает небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги;
  • высокий уровень: 3–4 балла. У ребенка мелкая моторика сформирована хорошо. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляется быстро и легко

Упражнения на дорисовывание; работа с бумагой; вырезание ножницами, сгибание листа бумаги пополам

Сформированность координации движений рук, и выявляем содружество обеих рук в работе

При выполнении этих упражнений в начале года обращаете внимание, на то, как ребенок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

Ребенку говорим:

  • дорисуй прямую линию; 
  • дорисуй волнистую линию;
  • дорисуй ломаную линию или заборчик

Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией

За выполненное упражнение ставим 1 балл; если ребенок справился с помощью педагога – ставим 0.5 балла; если ребенок не выполнил – ставим 0 баллов.

  • низкий уровень: 2 балла и ниже. У ребенка мелкая моторика очень отстает от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдается. Координация движений рук нарушена. Ребенок затрудняется выполнять задания;
  • средний уровень: 2–2,5 балла. У ребенка общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что ребенок испытывает небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги;
  • высокий уровень: 3–4 балла. У ребенка мелкая моторика сформирована хорошо. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляется быстро и легко

Крупная моторика

Упражнения на координацию движений «Ладонь, кулак, ребро», «Посолим капусту», «Катаем шарик»

 

  • «Ладонь, кулак, ребро» – вначале показываем ребенку, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3.
  • «Посолим капусту». Просим ребенка как бы растирать комочек соли.
  • «Катание шарика». Предлагаем ребенку покатать шарик.

В четыре года: ребенок спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку.

В пять лет: ребенок может скользить на двух ногах по гладкой поверхности

Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией

За выполненное упражнение ставим 1 балл; если ребенок справился с помощью педагога – ставим 0.5 балла; если ребенок не выполнил – ставим 0 баллов.

  • Низкий уровень: 2 балла и ниже. У ребенка моторика очень отстает от возрастной нормы. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Ребенок затрудняется в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускает эти элементы;
  • средний уровень: 2–2,5 балла. У ребенка общая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что ребенок испытывает небольшие трудности при быстрой смене упражнений;
  • высокий уровень: 3–4 балла. У ребенка общая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчетливость и координация движений. Со всеми заданиями ребенок справляется быстро и легко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностического обследования детей старшей группы

Диагностика уровня патриотических чувств у старших дошкольников...

Диагностическое обследование ребенка с нарушением зрения

В стать рассматриваются требования к проведению диагностического обследования слабовидящего дошкольника...

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( Н.В. Нищева)  Проведение обследования.Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить осо...

Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего  дошкольного возраста....

Выступление на ГМО педагогов-психологов. "Требования к методикам диагностического обследования и наглядному материалу"

Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:- выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,- определения сильны...

Методика диагностического обследования ребенка 3-4 лет

Примерное содержание беседы на диагностическом занятии (от 3 до 4 лет)...

Методика диагностического обследования ребенка 5-6 лет

Перед тем как приступить к обследованию ребенка старшего дошкольного возраста,педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее с...