Методика диагностического обследования ребенка 4- 5лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Перед тем как приступить к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого
предлагает ему выполнить следующие задания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика дефектологического обследования детей от четырех до пяти лет
Перед тем как приступить к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания.
Название | Цель | Процедура проведения | Что фиксируем | Критерии оценки |
Общая осведомленность о себе и ближайшем окружении | ||||
«Беседа» по А.В. Мамаевой | Выявление знаний ребенка о себе, ближайшем окружении, об окружающем мире | Ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:
| Фиксируем контактность; уровень понимания речи, ориентировки в окружающем; уровень развития активной речи |
|
«Покажи и назови» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Выявление общей осведомленности ребенка | Перед ребенком кладут листы с картинками, затем задают ему вопросы и предлагают найти ответ на картинке:
| Отмечаем, какие вопросы вызывают затруднения, какие слова не понятны ребенку |
|
Восприятие | ||||
«Матрешка 4-составная» | Выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса | Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку» | Отмечаем, как ребенок выполняет задание – путем зрительного соотнесения или методом проб, в примечании укажите – может ли поставить матрешек по росту, показать самую большую и маленькую, какой рукой работает |
|
«Разрезные картинки 4-составные» | Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу | Ребенку предлагают четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Педагог говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке» | Отмечаем, смог ли ребенок назвать изображенный на разрезанной картинке предмет, сколько проб он сделал, когда собирал картинку |
|
Внимание | ||||
«Лабиринты» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия | Перед ребенком на столе лежит рисунок. Говорим ребенку: «Посмотри – девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания педагог кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка» | Отмечаем, как ребенок отвечал на задания |
|
«Найди такую же картинку» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия | Перед ребенком разместите картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (педагог показывает на цветок, помещенный слева в рамке). А теперь найди такой же (как в рамке) гриб» | Отмечаем, как ребенок отвечал на задания |
|
Память |
| |||
«8 предметов» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Исследование объема образной памяти | Ребенку предлагаем лист с изображениями восьми предметов. Педагог обращается к ребенку: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время педагог убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем | Отмечаем, как ребенок отвечал на задания |
|
«Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия | Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом | Оборудование: простые односложные или короткие двусложные, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Слова для запоминания 1. Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. Говорим ребенку: «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша. После обращаемся к ребенку «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их прослушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями педагог просто говорит: «Еще раз». После 5–6-кратного повторения слов педагог говорит ребенку: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз» | На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если ребенок называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час ребенок, по просьбе педагога, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками | По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, в норме у детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания |
Мышление | ||||
«Найди домик для картинки» по Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко | Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова | Перед ребенком выкладываем четыре домика. В каждом домике по четыре окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго – овощ (морковь), третьего – фрукт (апельсин), четвертого – предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагаем картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается педагогом. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» Возможная помощь педагога: если ребенок не сразу понимает задание, педагог спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?» | Фиксируем, какие категории вызвали затруднение, какие обобщающие слова ребенок называет, какую помощь оказал педагог |
|
Математические представления | ||||
Количественные представления по Е.А. Стребелевой | Выявление уровня сформированности количественных представлений (детям 4–4,5 лет предлагают задания в пределах трех, а после 4,6–5 лет – в пределах пяти) | Оборудование: 10 плоских палочек, экран. Перед ребенком кладут 10 палочек и предлагают ему взять из них три, затем одну палочку, потом еще две палочки. При этом каждый раз его спрашиваем: «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок правильно выделяет из множества три (пять) палочки, то предлагают выполнить счетные операции в пределах трех (пяти). Педагог раскладывает в ряд три (пять) палочки, предлагая ребенку запомнить их количество, и закрывает их экраном, за которым отнимает две штуки. Потом кладет эти палочки перед ребенком, спрашивает его: «Сколько там осталось?», указывая на экран. После этого экран открывают и сравнивают ответ ребенка с остатком. Затем педагог снова раскладывает три (пять) палочки перед ребенком, закрывает их экраном, отнимает только одну штуку, показывая ее ребенку, спрашивает: «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран. В тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное количество палочек по словесной инструкции, ему предлагаем выполнить это по показу. Педагог на глазах у ребенка берет три палочки, кладет их на свою ладонь и говорит: «Возьми, как я, три палочки». Если ребенок не справляется, то его просят взять одну палочку, а потом много палочек. Счетным операциям не обучают | Отмечаем, как ребенок отвечал на задания |
|
Пространственные и временные представления | ||||
«Спрячь игрушку» по Е.А. Стребелевой | Выявление понимания и использования ребенком простых и сложных предлогов: «в», «на», «за», «под», «из», «с», «со», «из-под» | Оборудование: игрушки: зайка, машинка, коробка. Ребенку предлагаем выполнить ряд действий и ответить на вопросы. Например: «Спрячь зайку в машинку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку? Спрячь зайку под коробку, куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку?» | Фиксируем понимание ребенком предлогов и возможность их употребления в активной речи |
|
Ориентировка в схеме тела и лица по А.В. Мамаевой | Выявление представлений ребенка о частях своего лица и тела и их расположении: глаза, нос, рот, щеки, лоб, подбородок, брови, руки, ноги, живот, голова, шея, грудь, локти, ладоши, пальцы | Ребенку предлагаем выполнить следующие действия: «Покажи, где у тебя ручки, ноги, живот, голова, шея», «Покажи, где у тебя глазки, нос, рот, щеки, лоб» | Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией |
|
Ориентировка в реальном пространстве по А.В. Мамаевой | Выявление уровня ориентировки ребенка в пространстве | Ребенку предлагают выполнить следующие действия:
| Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией |
|
Временные представления по А.В. Мамаевой | Выявление уровня сформированности элементарных представлений о временах года и частях суток | Ребенку предлагаем ответить на следующие вопросы и выполнить действия:
| Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией |
|
Моторика | ||||
Упражнения на повторение фигур из пальцев | Сформированность координации движений рук | Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее ребенок действует самостоятельно.
| Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией | За выполненное упражнение ставим 1 балл; если ребенок справился с помощью педагога – ставим 0.5 балла; если ребенок не выполнил – ставим 0 баллов.
|
Упражнения на дорисовывание; работа с бумагой; вырезание ножницами, сгибание листа бумаги пополам | Сформированность координации движений рук, и выявляем содружество обеих рук в работе | При выполнении этих упражнений в начале года обращаете внимание, на то, как ребенок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая. Ребенку говорим:
| Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией | За выполненное упражнение ставим 1 балл; если ребенок справился с помощью педагога – ставим 0.5 балла; если ребенок не выполнил – ставим 0 баллов.
|
Крупная моторика | ||||
Упражнения на координацию движений «Ладонь, кулак, ребро», «Посолим капусту», «Катаем шарик» |
|
В четыре года: ребенок спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку. В пять лет: ребенок может скользить на двух ногах по гладкой поверхности | Фиксируем выполнение действий в соответствии с инструкцией | За выполненное упражнение ставим 1 балл; если ребенок справился с помощью педагога – ставим 0.5 балла; если ребенок не выполнил – ставим 0 баллов.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностического обследования детей старшей группы
Диагностика уровня патриотических чувств у старших дошкольников...

Диагностическое обследование ребенка с нарушением зрения
В стать рассматриваются требования к проведению диагностического обследования слабовидящего дошкольника...

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи
Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи ( Н.В. Нищева) Проведение обследования.Исследуя поведение и эмоциональную сферу ребенка, обязательно следует отметить осо...
Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста....

Выступление на ГМО педагогов-психологов. "Требования к методикам диагностического обследования и наглядному материалу"
Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:- выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,- определения сильны...
Методика диагностического обследования ребенка 3-4 лет
Примерное содержание беседы на диагностическом занятии (от 3 до 4 лет)...
Методика диагностического обследования ребенка 5-6 лет
Перед тем как приступить к обследованию ребенка старшего дошкольного возраста,педагог сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт с ним, а также обращает внимание на общее с...