Выступление на ГМО педагогов-психологов. "Требования к методикам диагностического обследования и наглядному материалу"
презентация по психологии
Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:
- выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,
- определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы,
- определения изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.76 КБ | |
| 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО педагогов-психологов
Тема: «Требования к методикам диагностического обследования
и наглядному материалу»
Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ д/с № 26 г.Зеленогорск,
Красноярский край О.А.Туренко
2021 г.
Что же такое психодиагностика?
Под психологической диагностикой понимается психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:
- выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,
- определение сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы,
- определение изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.
Предмет психологической диагностики составляют:
1. Познавательная деятельность: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, интеллект в целом;
2. Личностная сфера: характер, темперамент, самосознание, мотивы, интересы, потребности, эмоционально-волевая сфера, поведение в целом;
3. Общение и взаимоотношения: структура коллектива, взаимоотношения в макро и микросоциуме, общение с противоположным полом;
4. Виды деятельности человека: игровая, учебная, трудовая, профессиональная
Методы и основные принципы.
В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика. Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
2. Углубленная психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса. 4. Итоговая диагностика. Цель — оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
К методам психолого-педагогической диагностики относятся: тесты, анкеты, опросники, проективный метод, психофизиологический метод, наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности человека, эксперимент. Каждый из этих методов имеет свою специфику, является особым способом построения и проведения обследования в зависимости от его цели и участников.
В своей деятельности педагог-психолог чаще всего использует следующие методы исследования детей:
-наблюдение,
-опрос,
-эксперимент,
-тестирование.
При заключении договора между ДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе ДОУ.
Надёжность и валидность психодиагностических методик
Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относятся надежность , валидность и стандартизация. В традиционной тестологии термин «надёжность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.
Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий.
Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А. Анастази). Валидность по своей сути – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность, практическая полезность.
Таким образом, методика является валидной, если она соответствует и пригодна для оценивания того психологического параметра, для которого она предназначалась по замыслу (измеряет то, для чего предназначена)
Стандартизация теста – это совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпритации) .
Изучив резюме каждой методики, можно сделать вывод о её высоком или низком качестве и эффективности.
Методики (надёжные, валидные, стандартизированные):
Семаго Н.Я.
Методические рекомендации к « Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст». Айрис-пресс, 2007г.
Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения и развития (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и авторские методики, используемые при углублённой психологической диагностике детей.
Предложенная в технологии последовательность использования материалов является оптимальной и в целом отражает последовательность проведения психологического обследования ребёнка. Альбом предназначен для специалистов-психологов, работающих в системе образования, здравоохранения, социальной защиты. Может использоваться студентами дефектологических факультетов педагогических вузов, а так же в системе повышения квалификации работников образования.
Методика Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школьному обучению»
Методика прошла апробацию в нескольких вариантах - для работы с дошкольниками и первоклассниками, для работы в общеобразовательных и гимназических классах. Обследовано более 2000 детей. Прогностическая валидность методики оценивалась в результате лонгитюдных обследований (в течение 4-7-ми лет) учащихся гимназических, общеобразовательных и коррекционных классов четырех школ Санкт-Петербурга (около 300 человек). Методика используется с 1992 года.
Е.А. Стребелева «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на
познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий. Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций,
дефектологам, психологам, логопедам образовательных учреждений.
Данная работа основана на многолетнем опыте исследовательской и практической деятельности психолого медико педагогического консультирования детей раннего и дошкольного возраста в ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».
Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко «Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте «2,5 - 3 года)»
Требования, предъявляемые психологическому инструментарию:
Также существуют правила проведения тестирования, обработки и интерпретации полученных результатов. К ним относятся следующие:
- перед применением теста (и любой другой методики) психолог должен хорошо с ним ознакомиться и попробовать провести его насамом себе или другом человеке, чтобы понять нюансы и основные трудности;
- перед проведением тестирования нужна подготовка испытуемых: объяснение цели исследования и того, как и где будут использованы полученные данные;
- нужно чётко давать испытуемым инструкцию и убедиться, что её поняли (независимо от того, в устном или письменном варианте она представлена); - должна существовать чёткая инструкция по обработке и интерпретации результатов методики (в том числе и статистическая обработка данных).
Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике "Самое непохожее" заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо.
В методике "Последовательность картинок" серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть "доработаны" прорисовыванием деталей и цветовым оформлением.
Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения.
Требование к комплектации.
Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.
Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого.
Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.
Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.
При обследовании детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, необходимо провести тщательный отбор диагностического материала по критериям доступности (сложности), известности, привлекательности (наглядности, занимательности, способности привлекать внимание).
Материал обследования должен соответствовать жизненному и перцептивному опыту ребенка, так как всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития. Так, например, применение слишком сложного для дошкольников материала сюжетных картинок могло привести к неправильному выводу о несформированности наглядно-образного мышления у детей.
Опыт показывает, что интерес к цветному материалу существенно выше, чем к черно-белому; поэтому при обследовании дошкольников и младших школьников необходимо применение цветных изображений (более соответствующих перцептивному опыту ребенка). Так, например, выполнение сенсибилизированных тестов на зрительный гнозис (наложенные изображения) или проб на понимание логико-грамматических отношений оказывается доступным маленьким детям только в цветном варианте и недоступным в черно-белом.
Таким образом, стимульный материал для детей должен выполняться преимущественно в четкой цветовой гамме. Предметы должны быть изображены как можно более просто и конкретно, без абстрактных деталей. При исследовании дошкольников неприменим буквенный и цифровой материал, за исключением детей, у которых процессы чтения и счета полностью сформированы и автоматизированы в дошкольном возрасте.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностические методики для обследования когнитивно-познавательной сферы младших дошкольников
Анализ коррекционных занятий из программы развития и коррекции когнитивно-познавательной сферы Цель...

Комплекс диагностических методик для обследования всех возрастных групп ДОУ. Автор-составитель Е.А. Горбунова
Предлагаемый комплекс методик позволяет провести диагностику уровней развития психических процессов детей в умеренно короткие сроки.Удобен в работе и применим как для начинающего специалиста, так и дл...
Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ.
Предлагаемый комплекс методик позволяет провести диагностику уровней развития психических процессов детей в умеренно короткие сроки, выявить отстающих малышей, запланировать с ними коррекционные занят...

Методика диагностического обследования детей старшей группы
Диагностика уровня патриотических чувств у старших дошкольников...

Протокол психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественная оценка действий. Под редакцией Е.А. Стребелевой)
Пример заполнения протокола по реультатам психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественна...
Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста....

Комплекс диагностических методик для обследования детей дошкольного возраста
При организации проведения обследования учитель-дефектолог учитывает следующие требования:• процедура обследования строится в рамках ведущей деятельности возраста ребенка, при установлении продук...
