Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (Составление рассказа по игрушке) в подготовительной группе «Рассказывание по игрушке»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Чекаева Марина Михайловна

Совершенствовать умения составлять описательный рассказ; закрепить знания подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков, систематизировать знания детей о способах словообразования; создать условия для обучения детей описательному рассказу об игрушке;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию (формирование монологической речи)

в подготовительной группе

 «Путешествие по сказочному лесу.
Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».

        Цель: Развитие связной монологической речи дошкольников и творческого воображения и мышления, ознакомление детей с миром животных.

        Задачи:

        Образовательные: Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов; учить регулировать силу голоса, различение ритма, темпа речи.

        Развивающие: Развивать  навыки целенаправленного восприятия, наглядно – образной, словесно – логической памяти дошкольников,  воссоздающего воображения на основе интеллектуальных действий: анализа и синтеза объекта, внимания, нестандартного мышления в играх.

        Воспитательные: Воспитывать уверенность в своих силах, чувства радости, успеха; воспитывать уважения к товарищу, побуждать слушать до конца не перебивая, оказывать помощь, радоваться за успехи товарищей.

        Методы и приемы: Вопросы к детям, разгадывание и придумывание загадок, составление описательного рассказа, дидактическая игра «Созвучные слова», рассматривание, игра малой подвижности, сочинение сказки, продуктивная деятельность.

        Словарная работа: Пугливый, трусливый, боязливый, храбрый, отважный, игольчатый.

        Предварительная работа: Чтение сказки братьев Гримм «Еж и заяц», рассматривание картинок, разгадывание загадок о животных, дидактические игры «Добавь словечко», «Я начну, а ты продолжи», «Подбери похожее по смыслу слово».

        Материал и оборудование:  Игрушки: ёжик, зайчик, белка; картинки: ёжик, зайчик; шишки: еловые, сосновые; волшебная палочка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

        Ход деятельности:

        Мотивация:

На экране изображение осеннего леса. Воспитатель обращает внимание детей, показывая осенний листок, на котором изображены еж и заяц.

        Воспитатель: Ребята, посмотрите я нашла листочек, на нем нарисованы ежик и зайчик, мне кажется они грустные, может у них, что то случилось, вы хотите отправиться в путешествие и узнать, что же произошло у ежика и зайца?

Ответы детей

        Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, с помощью её мы и отправимся в сказку.

Звучит спокойная классическая музыка.

Дети открывают глаза.

        Планирование деятельности

        Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом, где то здесь должны быть ежик и заяц, вы их не видите? Может быть, они спрятались? Что же нам делать?

Дети высказывают свои предположения.

        Воспитатель: Ребята, я знаю, что нужно сделать: надо позвать ежа и зайца, но так как мы в сказке, то и позвать их надо не просто. Давайте вспомним загадки о еже и зайце. Попробуем?

Дети совместно с воспитателем вспоминают загадки. Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает.

        Воспитатель: Молодцы, и вспомнили загадки и придумали, давайте, я вслух произнесу загадки, а вы мне поможете, и может быть еж и заяц появятся.

                Что за зверь лесной

                Встал, как столбик, под сосной

                И стоит среди травы,

                Уши больше головы? (Заяц).

                Сердитый недотрога

                Живёт в глуши лесной,

                Иголок очень много,

                А нитки - ни одной. (Ёжик).

На экране появляются изображения ежа и зайца.

        Воспитатель: Ребята, поздороваемся с ежиком и зайцем, и узнаем, что же у них случилось.

Дети здороваются с животными и спрашивают, что же у них случилось, почему они грустные.

        Воспитатель: Ребята, оказывается вот, что произошло: зайчика обижает волк, поэтому заяц грустный, а ежик грустный потому, что не знает как помочь другу. А, мы можем помочь зайцу и ёжику?

Ответы детей.

        Воспитатель: Чтобы помочь друзьям, мы должны выполнить задания. Вы готовы?

Ответы детей.

        Воспитатель: первое задание, ответьте на вопросы: где живут ёж и заяц? Какие животные заяц и еж?

Ответы детей

        Воспитатель: Сейчас слушайте внимательно, следующее задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый.

        Дети: Боязливый, пугливый…..

        Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.

        Дети: Храбрый, отважный…

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.

        Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?

        Дети: Да, похожи.

Воспитатель: Можно сказать, что заяц трусливый?

        Дети: Да.

        Воспитатель: А что заяц пугливый?

        Дети: Да.

        Воспитатель: Это близкие по смыслу слова, слова-друзья. Следующее задание.

        Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца. Описать – значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки.

Дети описывают ежа и зайца.

        Релаксационная пауза.

        «Я – кленовый листочек».

        Воспитатель: Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас – кленовый листочек.

Дети открывают глаза.

        Воспитатель: Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.

                Мы – листочки осенние

                На деревьях висели.

                Дунул ветер - полетели

                И на землю тихо сели.

                Снова ветер пробежал

                И листочки все поднял.

                Закружились, полетели

                И на землю тихо сели.

Имитируют движения листочка – по желанию. Каждый выполняет по своему.

        Воспитатель: Но ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими листиками, и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесёт его в другое место.

Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком. Во время игры звучит спокойная музыка.

        Воспитатель:         Ребята мы с вами выполнили задания, и произошло чудо.

Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает изображение на экране и ставит на стол  игрушки ежа и зайца.

        Выполнение деятельности

        Воспитатель: Посмотрите ежик и заяц подошли к нам поближе и очень хотят узнать, чем же мы можем им помочь. А, давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем, и как ёж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

Дети придумывают сказку, работая в паре, воспитатель, наводящими вопросами помогает при затруднении.

        Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю теперь ежик и заяц, смогут справиться с волком. Ежик и заяц приглашают вас поиграть. Хотите?

Ответы детей

Игра малой подвижности «Шишка». Дети должны передать шишку, не уронив, передавая шишку дети, меняют положение тела.

        Воспитатель: Ребята, ежу и зайцу с нами очень весело, и они хотят пригласить своего друга, и просят нас помочь, отгадать загадку.

                Рыжая, пушистая,

                На сосну взбирается,

                Шишками кидается. (Белка).

Воспитатель показывает детям игрушку белку.

        Воспитатель: Ребята, белка хочет с вами поиграть. Закончите предложения: белка бросила в волка….шишку. На лбу у волка выросла…шишка. Какие шишки бросала белка?

        Дети: Еловые, сосновые.

Воспитатель показывает шишки еловые и сосновые. Дети делают сравнение.

        Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?

        Дети: Шишка.

        Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?

Дети отвечают.

        Воспитатель: Какое весёлое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…

        Дети: Пышка, малышка, трусишка, мартышка….

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери созвучные слова». Делит детей на две группы и раздаёт карточки. Нужно найти созвучную пару слова. Кто быстрее справится, тот и победил.

        Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их…..съесть. Ёж взял молоток и ….расколол орехи. Что ещё можно колоть?

        Дети: Дрова.

        Воспитатель: Чем можно уколоться?

        Дети: Иглой.

        Воспитатель: Почему?

        Дети: Игла острая, колючая.

        Воспитатель: Про что мы говорим острая?

        Дети: Про иглу, пилу, вилку.

        Воспитатель: Что бывает острый?

        Дети: Нож, язык, слух, перец, нюх, ум.

        Воспитатель: Острое?

        Дети: Перо.

        Воспитатель: Острые?

        Дети: Ножницы, иглы.

        Воспитатель: Закончите фразу так, чтобы было складно. Где ты белочка гуляла?

        Дети: Я орешки собирала.

        Воспитатель: Ты кого, ежок, нашёл?

        Дети: Я вам белочку привёл.

        Воспитатель: А ежиха в лес пошла…

        Дети: Спелых ягод принесла.

        Воспитатель: Быстро белочка скакала…

        Дети: Все орешки растеряла.

        Воспитатель: В стороне стоял грибок…

        Дети: Ёж его найти не смог.

        Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с лесными друзьями. Закрывайте глаза, я досчитаю до трёх, прикоснусь к вам своей волшебной палочкой, и вы окажетесь в своей группе.

Звучит медленная музыка.

        Рефлексия

        Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Кому помогали? Что мы с вами делали, чтобы помочь ежу и зайцу? Что было самым трудным? Что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей

        Воспитатель: Хотите нарисовать наше лесное путешествие? Можете нарисовать трусливого зайца, смелого ёжика, пушистую озорницу белочку.

Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и нарисовать рисунки о путешествии по осеннему лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по речевому развитию «Составление рассказа об игрушках мишки и зайке». Младшая группа.

Занятие по речевому развитию«Составление рассказа об игрушках мишки и зайке».Задачи: 1.     Учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы.2....

НОД по речевому развитию"Составление рассказа об игрушке-кошке"

Цель: формировать умение составлять совместно с воспитателем небольшой рассказ об игрушке.Задачи:Образовательные:-Учить описывать игрушку, называть характерные признаки и действия; подводить к составл...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Речевое развитие» Составление рассказа по репродукции картины «Лиса с лисятами».

Составление рассказа по репродукции картины«Лиса с лисятами». (с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект НОД по речевому развитию "Составление рассказа на тему "Все работы хороши" (подготовительная группа)

Цели: уточнить знания детей о некоторых профессиях, составлять рассказ о них....

Технологическая карта ООД по образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к школе группе

Технологическая карта ООД  по  образовательной области "Речевое развитие" Составление рассказа по серии сюжетных картин "Тяп и Топ варили компот" в подготовительной к шко...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (Составление рассказа по игрушке) в подготовительной группе «Рассказ об игрушечном котенке»

Цель: Создание условий для обучения детей описательному рассказу об игрушке.         Задачи:         Образовательна...