ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СО ЗДОРОВЫМИ СВЕРСТНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ДОО
статья по коррекционной педагогике

Воротникова Галина Васильевна1972

В статье рассмотрены особенности детей с задержкой психического развития. Выявлены требования, которые следует соблюдать педагогам в процессе интеграции детей с ЗПР в группу здоровых детей. Представлены варианты организации игрового взаимодействия детей с задержкой психического развития с нормально развитыми детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СО ЗДОРОВЫМИ СВЕРСТНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ДОО

Аннотация. В статье рассмотрены особенности детей с задержкой психического развития. Выявлены требования, которые следует соблюдать педагогам в процессе интеграции детей с ЗПР в группу здоровых детей. Представлены варианты организации игрового взаимодействия детей с задержкой психического развития с нормально развитыми детьми.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае дети с задержкой психического развития, имеют сегодня такое же право на образование и воспитание, как и обычные дети. Однако, их интеграция в общение и взаимодействие с нормально развитыми детьми в условиях дошкольной организации проходит не всегда гладко. Это, естественно, связано с психофизиологическими особенностями развития детей с ЗПР, которые часто не учитываются педагогами, а сверстникам, которые общаются с этими детьми, это очень сложно понять. На этом основании педагогам ДОО приходится выстраивать специально скорректированную программу, в результате реализации которой нормально развивающиеся дети будут адекватно воспринимать детей с задержкой психического развития, общаться с ними, приглашать в игры, не обижать.

Чем же отличаются дети с задержкой психического развития от нормально развитых детей? Уже в силу своих особенностей детям с ЗПР сложно управлять своими действиями и чувствами. У таких детей слабая эмоционально-волевая сфера: 1) частые проявления агрессии; 2) резкие перепады настроения; 3) повышенная тревожность; 4) нежелание что-либо сделать; 5) неспособность к самостоятельным действиям; 6) гиперактивность; 7) нередко совершают поступки, находясь в сильном возбуждении.

У детей с задержкой психического развития пониженная речевая активность, бедность словарного запаса, нарушения звукопроизношения, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, что затрудняет взаимодействие со сверстниками.

Рассмотрим далее основные требования и правила, которые следует соблюдать педагогам дошкольных организаций в процессе интеграции детей с задержкой психического развития в группу здоровых детей:

  • владеть информацией об особенностях развития детей с ЗПР;
  • постоянно держать таких детей в поле зрения;
  • при проведении любого вида занятий или игр необходимо решать задачи общеобразовательной и коррекционных программ;
  • материал повторять многократно, закреплять в свободной деятельности и во время режимных моментов;
  • нужно использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала;
  • инструкцию к выполняемому заданию давать пошагово, словесно, а также использовать яркий, красочный наглядный материал;
  • поощрять за малейшие успехи;
  • предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания;
  • задания на активную мыслительную деятельность необходимо давать в начале или в середине занятия из-за низкой работоспособности;
  • для вырабатывания самостоятельности и ответственности, давать посильные поручения.

Формирование игровой деятельности у детей с задержкой психического развития затруднено. При организации сюжетно-ролевой игры, даже при участии взрослого отмечается непоследовательность, хаотичность, непостоянство. Со сверстниками характерна предметно-действенная игра. Из-за отсутствия познавательного интереса к игре часто проявляется манипулятивный стиль усвоения навыков и приемов взаимодействия с игрушками и людьми.

Как и все дети, дети с задержкой психического развития в период дошкольного возраста любят играть, и должны это делать. Для того, чтобы они смогли быть полноправными участниками игр совместно со здоровыми детьми, следует обратить внимание на следующие особенности: 1) для детей с ЗПР предметы не являются опорой в игре, они не способствуют развертыванию сюжета; 2) они часто отвлекаются на что-то постороннее и соскальзывают с ситуации игры; 3) не умеют использовать предметы-заместители. Большой и эмоциональный интерес у детей с ЗПР вызывают театрализованные игры и сюжетно-ролевые развлечения.

Для того чтобы дети с задержкой психического развития научились играть сюжетно-ролевую игру, необходимо организовать поэтапную работу:

1) дать представление о содержании игры (экскурсия в магазин, кабинет медицинской сестры);

2) называя действия, показывая их, проговариваем последовательность, а потом просим отгадать действия, который изобразил взрослый;

3) используя дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, закрепляем представление о сюжетной игре.

Совместные игры детей с задержкой психического развития с нормально развитыми детьми под руководством взрослого развивают психические процессы, мелкую моторику, расширяют знания об окружающем мире, помогают установить эмоциональный контакт и доверие, обогатить словарный запас.

Итак, какие же игры можно предложить малышам?

«Я скажу, а ты выполни».

Детям предлагается показать, как они помогают родителям. Одни дети показывают движения: работаем пилой, топором, сажаем цветы, поливаем из лейки, варим кашу, красим стены, кидаем землю лопатой, забиваем гвозди молотком, а другие отгадывают то, что им было показано.

Можно провести игру «Летает – не летает» на развитие внимания. Педагог называет разные предметы: самолет, корова, ворона, мяч, ракета, ручка и так далее. Если эти предметы летают, дети поднимают руки вверх.

Для развития активного внимания можно поиграть в игру «Слушай музыку». Педагог предлагает поиграть в интересную игру. Пока звучит музыка, дети могут бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, все должны остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь.

Детей с задержкой психического развития следует включать во все виды деятельности наряду со всеми детьми, не только в игры, при этом следует терпеливо внушать им веру в то, что они осилят любую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование эмоционально-положительного отношения к близким, сверстникам, окружающему миру, через социально-нравственное воспитание у детей с задержкой психического развития"

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, стан...

Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников в группах подготовки к школе.

Опыт социализации детей с ЗПР в группах подготовки к школьному обучению в условиях областного психологического центра....

Презентация на тему: Особенности коррекционной работы воспитателей в группе для детей с задержкой психического развития. Взаимодействие со специалистами.

В презентации дана краткая характеристика типов ЗПР, даны рекомендации как проводить коррекционную работу воспитателям группы во время непосредственной организованной образовательной деятель...

Модель взаимодействия учителя - дефектолога и воспитателей по теме «Профессия – инспектор ДПС» в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет.

Коррекция и  развитие речевых и неречевых психических функций   через  совершенствование  системы ранней профориентационной работы с детьми с ОВЗ, по ознакомлению с профессией...

«Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.В специальной литературе отмечается, что процесс овладения графо- моторными навыками очень тяжелый и трудный, а для детей с нарушениями речи вдвойне сложн...

Система взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями в коррекционно-образовательном пространстве группы для детей с задержкой психического развития "Коррекционный час «Познавайка!"

В ФГОС ДО отмечается, что образовательная и коррекционная работа в группах компенсирующей направленности должна учитывать особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития....

Проект Развитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольных групп

ПроектРазвитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольных групп...