Проект "Детство в красках"
проект по коррекционной педагогике
«Детство в красках» — это инклюзивная творческая студия, где дети с разными особенностями развития (ментальными, физическими, сенсорными) получают возможность самовыражения через изобразительное искусство, работу с различными текстурами и материалами. Проект основан на принципах арт-терапии и социальной инклюзии, где процесс важнее результата, а главная цель — психологическая разгрузка, развитие моторики, коммуникативных навыков и уверенности в себе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 111.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ №197
Проект:
«Детство в красках»
Подготовила:
воспитатель высшей кв.категории Якименко С.Я.
Оренбург, 2025
Проект: «Детство в красках»
1. Концепция проекта (Краткое резюме)
«Детство в красках» — это инклюзивная творческая студия, где дети с разными особенностями развития (ментальными, физическими, сенсорными) получают возможность самовыражения через изобразительное искусство, работу с различными текстурами и материалами. Проект основан на принципах арт-терапии и социальной инклюзии, где процесс важнее результата, а главная цель — психологическая разгрузка, развитие моторики, коммуникативных навыков и уверенности в себе.
2. Цели и задачи
Цель: Создание комфортной, развивающей творческой среды для детей с ОВЗ, способствующей их эмоциональному, сенсорному и социальному развитию через искусство.
Задачи:
- Развивающие: Стимулировать сенсорное восприятие, мелкую и крупную моторику, когнитивные функции (цвет, форма, размер).
- Терапевтические: Снижать уровень тревожности и эмоционального напряжения, помогать в выражении чувств, которые сложно передать словами.
- Социальные: Формировать навыки коммуникации и взаимодействия в безопасной среде (ребенок-родитель, ребенок-педагог, ребенок-ребенок).
- Инклюзивные: Создавать пространство для совместного творчества детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников (братья, сестры, волонтеры).
- Просветительские: Обучать родителей и педагогов простым техникам творческой работы для применения в домашних условиях.
3. Целевая группа
Дети с ОВЗ в возрасте от 3 до 8 лет (с возможным делением на подгруппы).
Подгруппы с учетом особенностей (для адаптации программ):
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Дети с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дети с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями.
Дети с нарушениями зрения и слуха.
Семьи детей (родители, сиблинги).
Волонтеры (студенты педвузов, психологи, художники).
4. Формы и методы работы (Ключевой раздел с адаптацией)
Занятия проходят 1-2 раза в неделю продолжительностью 40-60 минут в малых группах (3-5 человек) или индивидуально.
Адаптивные методики и инструменты:
Для детей с ДЦП, нарушениями моторики:
- Кисти с утолщенной ручкой (из пенопласта, поролона).
- Накладки на пальцы для рисования.
- Рисование на мольберте или вертикальной поверхности.
- Техника «body-art» (рисование частями тела).
- Использование штампов, губок, валиков.
Для детей с РАС, СДВГ:
- Четкая визуальная структура занятия (визуальное расписание PECS).
- Работа с сыпучими материалами (крупы, песок) для сенсорной интеграции.
- Выбор материалов (предоставление ограниченного выбора: «красный или синий?»).
- Использование ритмичных, повторяющихся действий (штамповка, оттиск).
- Для детей с нарушениями зрения:
- Работа с объемными материалами (пластилин, глина, тесто, природные материалы).
- Рисование пальцами на подносе с манкой или специальной пеной.
- Использование трафаретов и контуров с толстыми краями.
- Арома-краски (с добавлением безопасных эфирных масел или специй).
Для детей с нарушениями слуха:
- Наглядный показ каждого этапа.
- Использование тактильных и вибрирующих материалов.
- Четкая артикуляция, наличие сурдопереводчика при необходимости.
Универсальные техники:
Монотипия (отпечатывание краски) — эффектный результат при минимальных усилиях.
Кляксография (выдувание трубочкой) — развитие дыхания и воображения.
Коллаж (из готовых форм, тканей, бумаги) — работа с композицией без необходимости рисовать.
Рисование на больших форматах (групповой рисунок на рулоне обоев) — развитие командного взаимодействия.
Лепка из соленого теста или специальной массы — развитие тактильности.
5. Этапы реализации
Подготовительный (1 месяц):
Формирование команды (педагог-художник, психолог/арт-терапевт, координатор, волонтеры).
Разработка и адаптация программ для разных групп.
Сбор ресурсов: поиск помещения (доступная среда!), закупка материалов (гипоаллергенные краски, безопасные инструменты).
Информационная кампания, привлечение участников (соцсети, партнерские НКО, реабилитационные центры).
Основной (9-10 месяцев):
Проведение цикла занятий.
Организация мастер-классов для родителей «Творим дома».
Проведение открытых инклюзивных занятий с приглашением нормотипичных детей.
Фото- и видеосъемка процесса (с согласия родителей).
Итоговый (1 месяц):
Организация итоговой выставки работ «Мир в моих красках» в публичном пространстве (библиотека, ТЦ, администрация).
Проведение круглого стола для родителей и специалистов с分享 опыта.
Анкетирование участников, сбор обратной связи.
Планирование следующего цикла.
6. Ожидаемые результаты
Для детей: Улучшение эмоционального состояния, снижение тревожности. Развитие моторных и коммуникативных навыков. Появление новых интересов. Чувство успешности и принятия.
Для родителей: Получение новых инструментов для взаимодействия с ребенком, снятие части эмоциональной нагрузки, расширение круга общения.
Для сообщества: Формирование позитивного примера инклюзии, привлечение внимания к возможностям детей с ОВЗ.
7. Ресурсы и партнерства
Материальные: Помещение, мольберты, столы, стулья, расходные материалы (краски, бумага, глина, ткани и т.д.).
Человеческие: Педагоги, психолог, волонтеры.
Партнеры: Местные художественные школы, магазины товаров для творчества (спонсорство материалов), реабилитационные центры, библиотеки (для проведения выставки), СМИ.
8. Оценка эффективности
Методы: Анкетирование родителей до и после цикла занятий, наблюдение педагога и психолога, анализ продуктов творчества (динамика в работах).
Показатели: Посещаемость, эмоциональный отклик детей, активность участия, рост разнообразия используемых техник.
9. Перспективы развития
Создание постоянной инклюзивной арт-студии.
Проведение выездных пленэров.
Выпуск онлайн-альбома с методическими рекомендациями для родителей.
Организация благотворительного аукциона детских работ.
Девиз проекта: «Здесь нет правильных штрихов, здесь есть яркие эмоции!»
Этот проект может быть реализован на базе центра социального обслуживания, реабилитационного центра, библиотеки или частной инициативной группы. Главное — создать атмосферу безусловного принятия, где ценен каждый мазок и где «краски» — это метафора для всего многообразия возможностей каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в средней группе «Волшебные краски»
Конспект занятия по рисованию нетрадиционными способами: ватными палочками, губкой, пальчиком, деревянными палочками.Дети передают впечатления увиденные на экскурсии по родному городу....

Рисование красками по сказке «Петух и краски».
На данном занятии у детей формируются представления о внешнем виде петуха. Идет закрепление правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...
Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"
Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"...
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)
Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:· развив...
НОД по развитию речи в средней группе "Волшебные краски" по сказке В.Г.Сутеева" Петух и краски"
Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В.Г. Сутеева «Петух и краски».Предварительная работа: знакомство детей с цветами, развитие цветового восприятия, зна...

Проект "Танцующие краски" (техника рисования красками на воде)
Как известно, все дети талантливы.Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Через освоение нетрадиционной техники рисования на воде - "Эбру", происходит всестороннее, гармонич...

Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски»
Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски» Цель: познакомиться со свойствами красок...

