Проект "Детство в красках"
проект по коррекционной педагогике

Якименко Сэмбель Явдатовна

«Детство в красках» — это инклюзивная творческая студия, где дети с разными особенностями развития (ментальными, физическими, сенсорными) получают возможность самовыражения через изобразительное искусство, работу с различными текстурами и материалами. Проект основан на принципах арт-терапии и социальной инклюзии, где процесс важнее результата, а главная цель — психологическая разгрузка, развитие моторики, коммуникативных навыков и уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detstvo_v_kraskah.docx111.97 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ №197

Проект:

 «Детство в красках»

Подготовила:

воспитатель высшей кв.категории Якименко С.Я.

Оренбург, 2025

Проект: «Детство в красках»

1. Концепция проекта (Краткое резюме)

«Детство в красках» — это инклюзивная творческая студия, где дети с разными особенностями развития (ментальными, физическими, сенсорными) получают возможность самовыражения через изобразительное искусство, работу с различными текстурами и материалами. Проект основан на принципах арт-терапии и социальной инклюзии, где процесс важнее результата, а главная цель — психологическая разгрузка, развитие моторики, коммуникативных навыков и уверенности в себе.

2. Цели и задачи

Цель: Создание комфортной, развивающей творческой среды для детей с ОВЗ, способствующей их эмоциональному, сенсорному и социальному развитию через искусство.

Задачи:

  • Развивающие: Стимулировать сенсорное восприятие, мелкую и крупную моторику, когнитивные функции (цвет, форма, размер).
  • Терапевтические: Снижать уровень тревожности и эмоционального напряжения, помогать в выражении чувств, которые сложно передать словами.
  • Социальные: Формировать навыки коммуникации и взаимодействия в безопасной среде (ребенок-родитель, ребенок-педагог, ребенок-ребенок).
  • Инклюзивные: Создавать пространство для совместного творчества детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников (братья, сестры, волонтеры).
  • Просветительские: Обучать родителей и педагогов простым техникам творческой работы для применения в домашних условиях.

3. Целевая группа

 Дети с ОВЗ в возрасте от 3 до 8 лет (с возможным делением на подгруппы).

 Подгруппы с учетом особенностей (для адаптации программ):

 Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

 Дети с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 Дети с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями.

 Дети с нарушениями зрения и слуха.

Семьи детей (родители, сиблинги).

Волонтеры (студенты педвузов, психологи, художники).

4. Формы и методы работы (Ключевой раздел с адаптацией)

Занятия проходят 1-2 раза в неделю продолжительностью 40-60 минут в малых группах (3-5 человек) или индивидуально.

Адаптивные методики и инструменты:

 Для детей с ДЦП, нарушениями моторики:

  • Кисти с утолщенной ручкой (из пенопласта, поролона).
  • Накладки на пальцы для рисования.
  • Рисование на мольберте или вертикальной поверхности.
  • Техника «body-art» (рисование частями тела).
  • Использование штампов, губок, валиков.

 Для детей с РАС, СДВГ:

  • Четкая визуальная структура занятия (визуальное расписание PECS).
  • Работа с сыпучими материалами (крупы, песок) для сенсорной интеграции.
  • Выбор материалов (предоставление ограниченного выбора: «красный или синий?»).
  • Использование ритмичных, повторяющихся действий (штамповка, оттиск).
  • Для детей с нарушениями зрения:
  • Работа с объемными материалами (пластилин, глина, тесто, природные материалы).
  • Рисование пальцами на подносе с манкой или специальной пеной.
  • Использование трафаретов и контуров с толстыми краями.
  • Арома-краски (с добавлением безопасных эфирных масел или специй).

  Для детей с нарушениями слуха:

  • Наглядный показ каждого этапа.
  • Использование тактильных и вибрирующих материалов.
  • Четкая артикуляция, наличие сурдопереводчика при необходимости.

 Универсальные техники:

  Монотипия (отпечатывание краски) — эффектный результат при минимальных усилиях.

  Кляксография (выдувание трубочкой) — развитие дыхания и воображения.

  Коллаж (из готовых форм, тканей, бумаги) — работа с композицией без необходимости рисовать.

  Рисование на больших форматах (групповой рисунок на рулоне обоев) — развитие командного взаимодействия.

  Лепка из соленого теста или специальной массы — развитие тактильности.

5. Этапы реализации

Подготовительный (1 месяц):

  Формирование команды (педагог-художник, психолог/арт-терапевт, координатор, волонтеры).

  Разработка и адаптация программ для разных групп.

  Сбор ресурсов: поиск помещения (доступная среда!), закупка материалов (гипоаллергенные краски, безопасные инструменты).

  Информационная кампания, привлечение участников (соцсети, партнерские НКО, реабилитационные центры).

 Основной (9-10 месяцев):

  Проведение цикла занятий.

  Организация мастер-классов для родителей «Творим дома».

  Проведение открытых инклюзивных занятий с приглашением нормотипичных детей.

  Фото- и видеосъемка процесса (с согласия родителей).

Итоговый (1 месяц):

  Организация итоговой выставки работ «Мир в моих красках» в публичном пространстве (библиотека, ТЦ, администрация).

  Проведение круглого стола для родителей и специалистов с分享 опыта.

  Анкетирование участников, сбор обратной связи.

  Планирование следующего цикла.

6. Ожидаемые результаты

Для детей: Улучшение эмоционального состояния, снижение тревожности. Развитие моторных и коммуникативных навыков. Появление новых интересов. Чувство успешности и принятия.

 Для родителей: Получение новых инструментов для взаимодействия с ребенком, снятие части эмоциональной нагрузки, расширение круга общения.

Для сообщества: Формирование позитивного примера инклюзии, привлечение внимания к возможностям детей с ОВЗ.

7. Ресурсы и партнерства

 Материальные: Помещение, мольберты, столы, стулья, расходные материалы (краски, бумага, глина, ткани и т.д.).

Человеческие: Педагоги, психолог, волонтеры.

 Партнеры: Местные художественные школы, магазины товаров для творчества (спонсорство материалов), реабилитационные центры, библиотеки (для проведения выставки), СМИ.

8. Оценка эффективности

Методы: Анкетирование родителей до и после цикла занятий, наблюдение педагога и психолога, анализ продуктов творчества (динамика в работах).

Показатели: Посещаемость, эмоциональный отклик детей, активность участия, рост разнообразия используемых техник.

9. Перспективы развития

 Создание постоянной инклюзивной арт-студии.

Проведение выездных пленэров.

 Выпуск онлайн-альбома с методическими рекомендациями для родителей.

Организация благотворительного аукциона детских работ.

Девиз проекта: «Здесь нет правильных штрихов, здесь есть яркие эмоции!»

Этот проект может быть реализован на базе центра социального обслуживания, реабилитационного центра, библиотеки или частной инициативной группы. Главное — создать атмосферу безусловного принятия, где ценен каждый мазок и где «краски» — это метафора для всего многообразия возможностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе «Волшебные краски»

Конспект занятия по рисованию нетрадиционными способами: ватными палочками, губкой, пальчиком, деревянными палочками.Дети передают впечатления увиденные на экскурсии по родному городу....

Рисование красками по сказке «Петух и краски».

На данном занятии у детей формируются  представления о внешнем виде петуха.   Идет  закрепление  правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"

Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)

Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:·        развив...

НОД по развитию речи в средней группе "Волшебные краски" по сказке В.Г.Сутеева" Петух и краски"

Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В.Г. Сутеева «Петух и краски».Предварительная работа: знакомство детей с цветами, развитие цветового восприятия, зна...

Проект "Танцующие краски" (техника рисования красками на воде)

Как известно, все дети талантливы.Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Через освоение нетрадиционной техники рисования на воде - "Эбру", происходит всестороннее, гармонич...

Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски»

Конспект экспериментов с красками в подготовительной группе Тема: «Веселые краски» Цель: познакомиться со свойствами красок...