Формирование речевой активности в процессе активизации фразовой речи через театрализованную деятельность.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа)

Литвинова Елена Владимировна

Театрализация стимулирует развитие связной речи. У ребенка развиваются эстетические чувства и личностные качества (инициатива, самостоятельность), а так же психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pedsovet.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование речевой активности в процессе активизации фразовой речи через театрализованную деятельность»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Елена Владимировна Литвинова.

Тема моего выступления «Формирование речевой активности в процессе активизации фразовой речи через театрализованную деятельность».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.  

Передо нами встала задача: как активизировать речь своих воспитанников? Как научить их достаточно свободно выражать свои мысли и желания?

Для того, чтобы решить эту проблему  необходимо было найти такое средство для общения, которое бы развивало устную речь детей. Таким средством  выбрали театрализованную деятельность.

Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, движения, музыку.

Театрализация стимулирует развитие связной речи. У ребенка развиваются эстетические чувства и личностные качества (инициатива, самостоятельность), а также психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).  

В процессе театрализации ребенок говорит за персонажа определенным голосом, старается передать его характер, эмоции. В это время незаметно активизируется и пополняется словарь ребенка, формируется звуковая сторона речи, фразовая речь. Диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Всё это, в конечном итоге, влияет на речевую активность дошкольника, его речевую самостоятельность и творчество.

2- слайд

Цель: развитие и формирование активной фразовой речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи

  1. Формирование речевой активности у детей с ТНР.
  2. Умение грамотно выстраивать фразу, состоящую из 3-4 слов.
  3. Обогатить и активизировать словарный запас дошкольников в процессе использования предметов театрализованной деятельности.
  4. Развивать диалогическую речь, речевую активность и самостоятельность в процессе театрализованной деятельности.
  5. Развивать интерес к театрализованной деятельности.
  6. Обогатить РППС (развивающую предметно-пространственную среду) пособиями, атрибутами и оборудованием, способствующим речевой активности дошкольников.
  7. Вовлечь родителей в образовательный процесс по речевому развитию своих детей.

3- слайд

Для получения качественных образовательных результатов  разработали этапы развития речевой активности своих воспитанников посредством различных видов театра. Этот алгоритм включает три этапа взаимодействия с детьми.

         4 слайд

Задачи первого этапа:

  1. Создать благоприятные психолого-педагогические условия для реализации данного направления.
  2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе для активизации речи дошкольников.
  3. Провести диагностическое обследование детей с целью выявления уровня речевого развития.

         5 слайд

В рамках этого этапа:

- изучали педагогическую литературу по речевому развитию детей;

- разрабатывали дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

Но, прежде всего, провели вводную диагностику (взять из АОП). Развитие речи оценивалось по показателям:

  1. Словарный запас ребенка.
  2. Уровень сформированности грамматической стороны речи
  3. Уровень развития связного высказывания.

            6 слайд

По результатам вводной диагностики был сделан следующий вывод:

Высокий уровень сформированности всех показателей отмечен у троих детей. У большинства дошкольников (9 человек)- показатели были частично сформированы.  И у двоих детей прослеживаются значительные проблемы речевого развития.

Кроме диагностики речевого развития, выявляли интересы ребенка к  театрализованной деятельности. Взяли для этого диагностику Т.С. Комаровой.

Показатели были такие:

1. Навыки кукловождения.

2. Основы коллективной творческой деятельности.

3. Знание основ театральной культуры.

В средней группе основы театральной культуры закладываются через знакомство с театральными профессиями, формирование представлений о правилах поведения в театре, развитие эмоционального восприятия и речи, а также через разнообразные виды театральных игр. Важно развивать у детей фантазию, внимание и умение выражать свои эмоции с помощью движений и голоса. 

В результате  выявили, что у 5 детей данные показатели были сформированы; у 7 детей – частично сформированы. И у 2 детей знания и навыки в театрализованной деятельности не были сформированы.

7 слайд

Учитывая результаты диагностики, постарались создать для детей психологически комфортную образовательную среду. 

Для этого:

- применяли только те формы и методы, которые соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников (игровые, сюжетные и интегрированные формы занятий, а также наглядные методы, такие как упражнения, элементарные опыты и моделирование. Важно строить работу на основе ведущей деятельности ребенка — игры, учитывая их эмоциональные и социальные особенности);

- использовали такие педагогические приемы как поощрение, похвала, которые позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности.

Все эти действия стимулировали раскрепощенность и речевую активность детей.

               8 слайд

В группе была обогащена развивающая предметно-пространственная среда, которая также способствовала развитию активной речи дошкольников.

  1. Оформили в группе центры речевой и театральной направленности: «Речевая комната» и «Театральную мастерская».

 В «Театральную мастерскую» включили различные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр картинок (на магнитах), плоскостной, теневой, варежковый, ложковый.

Оснастили пространство группы оборудованием, пособиями, атрибутами, подобрали специальные книги, альбомы и демонстрационный материал по теме.

Так же были предусмотрены и представлены полифункциональные предметы, природные материалы, пригодные для использования в данном виде деятельности.

9 слайд

Таким образом, в группе были созданы все условия для речевого развития каждого ребенка, обеспечена психологическая комфортность пребывания в группе.

10-11 слайд

Образовательный процесс по данной теме был обеспечен  учебно-методическим комплектом, который разработали с учётом ФГОС ДО и в соответствии  с  образовательными потребностями детей с ТНР.

В комплект входят материалы, которые Вы видите на слайде:

  1. Картотека театрализованных игр и театральных этюдов.
  2. Картотека игр и упражнений на формирование культуры и техники речи.
  3. Картотека игровых ситуаций общения
  4. Картотека сюжетно-ролевых игр.
  5. Материалы здоровьесберегающих технологий, способствующих речевой активности: картотеки дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр.

 Цифровые материалы:

- мультимедийные презентации, отрывки из детских спектаклей, мультфильмы, виртуальные экскурсии по театрам и др.

- цифровой иллюстративный и информационный материал.

12 слайд

На втором этапе нужно было сформировать у детей способы действий (научить, как это делать). Способы действий были направлены на формирование речевых навыков и умений, создание простейших примеров игр-драматизаций, формирование навыков кукловождения.

Задачи второго этапа:

  1. Формировать речевые умения и навыки детей посредством ознакомления с упражнениями для пальцев рук, различными потешками, стихами, сказками, которые можно «озвучить» при помощи театрализации.
  2. Развивать все стороны устной речи детей.
  3. Внедрить в практику учебно-методический комплект, способствующий активизации речи воспитанников.
  4. Организовать взаимодействие с родителями по данному направлению.

13 слайд

Все поставленные задачи мы реализовывали на практике во время игр на прогулке, во время одевания, а также в режимных моментах.

     На этом этапе происходило накопление речевого опыта детей. То есть,  способствовали обогащению у детей впечатлений, знаний, умений. Отдавали предпочтение не отдельным формам работы, а эффективно применяла систему современных методов и средств: игровые и речевые проблемные ситуации, театральные этюды, речедвигательные игры на основе стихотворений и потешек, игры-драматизации. Всё это позволило максимально развить речевую активность каждого ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.

           14-15 слайд

Хочу отметить, что прежде, чем предлагать детям постановку каких-то спектаклей или игры-драматизации, формировали у них игровые действия с разнообразными театральными куклами: пальчиковыми, бибабо, теневыми и др., а также с предметами-заместителями.

16-17 слайд

При помощи игр-драматизаций формировали у детей умение «озвучивать» роли персонажей. Дети упражнялись в воспроизведении литературных диалогов, потешек или, с нашей помощью, сочиняли свои диалоги.

  1. Игры в кукольный театр. Как я уже говорила, в нашей группе есть различные виды театров.
  2. Игры-драматизации. Мы инсценировали потешки, детские песни, сказки, небольшие литературные тексты.

               18 слайд

Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить у них театрализованные знания и умения.

Кроме игровых технологий применяем следующие образовательные технологии:

Здоровьесберегающие технологии: 

- дыхательная гимнастика ( салфеток, вертушек, ваты и др. приспособлений);

19 слайд

- артикуляционная гимнастика (включая логопедические игры и упражнения, ритмодекламацию, речедвигательные игры, коммуникативные игры, упражнения на развитие речевого аппарата,);

- пальчиковая гимнастика (комплекс различных движений и поз для пальцев рук).

                 20 слайд

К началу третьего этапа у большинства детей уже хорошо были сформированы навыки устной речи.

Поэтому, задачи,  которые  поставили на этом этапе, были такие:

  1. Формировать умение детей применять усвоенные речевые навыки в практической деятельности.
  2. Развивать речевую активность и инициативу в процессе театрализованных игр, эмоциональную отзывчивость на литературные образы.
  3. Способствовать организации самостоятельной театрализованной деятельности.
  4. Провести итоговую диагностику.

21 слайд

Для реализации задач использовали :

самостоятельный показ практических приемов драматизации (способствует развитию у детей самостоятельных игровых действий);

творческие задания на звукоподражание, речевые и двигательные импровизации.

Эти методы побуждают дошкольников к активной речи, творческим действиям, развивают способность применять усвоенное в новых условиях в свободной вариативной форме.

В результате у детей активизировалось внимание, развивался интерес к деятельности, формировались и совершенствовались способы исполнения театрализованных действий, которые впоследствии применялись в самостоятельной театрально-игровой деятельности, а также способствовало пополнению словаря и развитию речи детей.

22-23 слайд

Достигать высоких результатов помогает тесное взаимодействие с родителями воспитанников.

Регулярно привлекали родителей к подготовке и проведению различных мероприятий по развитию речи детей, оснащению развивающей среды. Кроме того, приглашали родителей на открытые занятия.

Использовали разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации, мастер-класс, информационные тематические папки-передвижки, буклеты.

Провели для родителей:

- открытые образовательные мероприятия: Семинар – практикум «Поиграем – ка в театр», «Игры по формирования речи» и др.;

- мастер-класс «Театрально-игровые формы взаимодействия для развития активной речи ребенка»;

- консультации «Речедвигательные игры для дошкольников», «Как активизировать речь ребенка?», «Роль сказки в развитии речи ребенка», «Театр в жизни вашего ребенка», «Значение театральной деятельности в жизни ребенка».

- индивидуальные адресные консультации.

24 слайд

        

Организовали совместную с родителями деятельность по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе:

- оформили лэпбуки: «Театральные игры», «Любимые сказки»;

- совместно изготовили атрибуты и пособия для театрализованных игр, спектаклей и других мероприятий по активизации речи дошкольников;

- организовали фотовыставки и стенгазеты.

В результате, система совместных мероприятий сформировала у родителей теоретические знания и практические умения по вопросам развития речи детей на основе театра. Родители приобрели опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.

25 слайд

Результаты итоговых показателей был таким: ,  у семерых  детей высокий уровень сформированности показателей. 
Частично сформированные показатели – у пятерых детей. И не удалось достичь положительного результата у двух детей. Причина – частые пропуски по болезни. Тем не менее, планируем для этих детей привлечь родителей для активного сотрудничества.

Слайд. Литература, которой я пользовалась:

  1. Антипина Е.А.  «Кукольный театр в детском саду», - М.: Сфера, 2010.
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  4. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
  5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006.
  6. Доронова Т.Н. «Играем в театр». – М.: «Просвещение», 2004.
  7. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». - М.: «АРКТИ», 2001.
  8. Власенко О.П. Ребенок в мире сказок. Музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Лепская Н.И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». – М.: РГГУ, 2013.
  10.  Цветкова Т.: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.

Слайд 18. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование и развитие речевой активности и сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми 1 младшей группы и их родителями"

Доклад из собственного опыта работы по формированию и развитию речевой активности и сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность  с детьми 1 младшей группы и их р...

Презентация «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В презентации освещены психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, этапы и виды экспериментальной деятельности и раскрыто влияние данной деятельности на познавательно-речевую активн...

Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В сообщении раскрываются формы работы, этапы, условия развития познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность....

Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.

Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. «Герои сказок». Старшая речевая группа

Цель: повысить уровень развития речи детей через театрализованную игру.Задачи:Обучающие:-Обогащать словарь детей, активизировать его;-развивать речь как средство общения;- совершенствовать д...

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. « Страна сказок.» Старшая речевая группа

Цель:развитие речи детей на материале русских народных сказок, пословиц, поговорок.Задачи:Образовательные задачи:Учить детей узнавать знакомые сказки по иллюстрациям.Совершенствовать звуковую культуру...

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. « Поможем сказкам.» Старшая речевая группа

Цель: Обогащение словарного запаса через создание  игровой  ситуации в процессе коммуникативной деятельности.Задачи:1. Обогащать словарный запас детей новыми словами (длинноухий, з...