Формирование речевой активности в процессе активизации фразовой речи через театрализованную деятельность.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа)
Театрализация стимулирует развитие связной речи. У ребенка развиваются эстетические чувства и личностные качества (инициатива, самостоятельность), а так же психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование речевой активности в процессе активизации фразовой речи через театрализованную деятельность»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Елена Владимировна Литвинова.
Тема моего выступления «Формирование речевой активности в процессе активизации фразовой речи через театрализованную деятельность».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.
Передо нами встала задача: как активизировать речь своих воспитанников? Как научить их достаточно свободно выражать свои мысли и желания?
Для того, чтобы решить эту проблему необходимо было найти такое средство для общения, которое бы развивало устную речь детей. Таким средством выбрали театрализованную деятельность.
Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, движения, музыку.
Театрализация стимулирует развитие связной речи. У ребенка развиваются эстетические чувства и личностные качества (инициатива, самостоятельность), а также психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
В процессе театрализации ребенок говорит за персонажа определенным голосом, старается передать его характер, эмоции. В это время незаметно активизируется и пополняется словарь ребенка, формируется звуковая сторона речи, фразовая речь. Диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Всё это, в конечном итоге, влияет на речевую активность дошкольника, его речевую самостоятельность и творчество.
2- слайд
Цель: развитие и формирование активной фразовой речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи
- Формирование речевой активности у детей с ТНР.
- Умение грамотно выстраивать фразу, состоящую из 3-4 слов.
- Обогатить и активизировать словарный запас дошкольников в процессе использования предметов театрализованной деятельности.
- Развивать диалогическую речь, речевую активность и самостоятельность в процессе театрализованной деятельности.
- Развивать интерес к театрализованной деятельности.
- Обогатить РППС (развивающую предметно-пространственную среду) пособиями, атрибутами и оборудованием, способствующим речевой активности дошкольников.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс по речевому развитию своих детей.
3- слайд
Для получения качественных образовательных результатов разработали этапы развития речевой активности своих воспитанников посредством различных видов театра. Этот алгоритм включает три этапа взаимодействия с детьми.
4 слайд
Задачи первого этапа:
- Создать благоприятные психолого-педагогические условия для реализации данного направления.
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе для активизации речи дошкольников.
- Провести диагностическое обследование детей с целью выявления уровня речевого развития.
5 слайд
В рамках этого этапа:
- изучали педагогическую литературу по речевому развитию детей;
- разрабатывали дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
Но, прежде всего, провели вводную диагностику (взять из АОП). Развитие речи оценивалось по показателям:
- Словарный запас ребенка.
- Уровень сформированности грамматической стороны речи
- Уровень развития связного высказывания.
6 слайд
По результатам вводной диагностики был сделан следующий вывод:
Высокий уровень сформированности всех показателей отмечен у троих детей. У большинства дошкольников (9 человек)- показатели были частично сформированы. И у двоих детей прослеживаются значительные проблемы речевого развития.
Кроме диагностики речевого развития, выявляли интересы ребенка к театрализованной деятельности. Взяли для этого диагностику Т.С. Комаровой.
Показатели были такие:
1. Навыки кукловождения.
2. Основы коллективной творческой деятельности.
3. Знание основ театральной культуры.
В средней группе основы театральной культуры закладываются через знакомство с театральными профессиями, формирование представлений о правилах поведения в театре, развитие эмоционального восприятия и речи, а также через разнообразные виды театральных игр. Важно развивать у детей фантазию, внимание и умение выражать свои эмоции с помощью движений и голоса.
В результате выявили, что у 5 детей данные показатели были сформированы; у 7 детей – частично сформированы. И у 2 детей знания и навыки в театрализованной деятельности не были сформированы.
7 слайд
Учитывая результаты диагностики, постарались создать для детей психологически комфортную образовательную среду.
Для этого:
- применяли только те формы и методы, которые соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников (игровые, сюжетные и интегрированные формы занятий, а также наглядные методы, такие как упражнения, элементарные опыты и моделирование. Важно строить работу на основе ведущей деятельности ребенка — игры, учитывая их эмоциональные и социальные особенности);
- использовали такие педагогические приемы как поощрение, похвала, которые позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности.
Все эти действия стимулировали раскрепощенность и речевую активность детей.
8 слайд
В группе была обогащена развивающая предметно-пространственная среда, которая также способствовала развитию активной речи дошкольников.
- Оформили в группе центры речевой и театральной направленности: «Речевая комната» и «Театральную мастерская».
В «Театральную мастерскую» включили различные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр картинок (на магнитах), плоскостной, теневой, варежковый, ложковый.
Оснастили пространство группы оборудованием, пособиями, атрибутами, подобрали специальные книги, альбомы и демонстрационный материал по теме.
Так же были предусмотрены и представлены полифункциональные предметы, природные материалы, пригодные для использования в данном виде деятельности.
9 слайд
Таким образом, в группе были созданы все условия для речевого развития каждого ребенка, обеспечена психологическая комфортность пребывания в группе.
10-11 слайд
Образовательный процесс по данной теме был обеспечен учебно-методическим комплектом, который разработали с учётом ФГОС ДО и в соответствии с образовательными потребностями детей с ТНР.
В комплект входят материалы, которые Вы видите на слайде:
- Картотека театрализованных игр и театральных этюдов.
- Картотека игр и упражнений на формирование культуры и техники речи.
- Картотека игровых ситуаций общения
- Картотека сюжетно-ролевых игр.
- Материалы здоровьесберегающих технологий, способствующих речевой активности: картотеки дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр.
Цифровые материалы:
- мультимедийные презентации, отрывки из детских спектаклей, мультфильмы, виртуальные экскурсии по театрам и др.
- цифровой иллюстративный и информационный материал.
12 слайд
На втором этапе нужно было сформировать у детей способы действий (научить, как это делать). Способы действий были направлены на формирование речевых навыков и умений, создание простейших примеров игр-драматизаций, формирование навыков кукловождения.
Задачи второго этапа:
- Формировать речевые умения и навыки детей посредством ознакомления с упражнениями для пальцев рук, различными потешками, стихами, сказками, которые можно «озвучить» при помощи театрализации.
- Развивать все стороны устной речи детей.
- Внедрить в практику учебно-методический комплект, способствующий активизации речи воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по данному направлению.
13 слайд
Все поставленные задачи мы реализовывали на практике во время игр на прогулке, во время одевания, а также в режимных моментах.
На этом этапе происходило накопление речевого опыта детей. То есть, способствовали обогащению у детей впечатлений, знаний, умений. Отдавали предпочтение не отдельным формам работы, а эффективно применяла систему современных методов и средств: игровые и речевые проблемные ситуации, театральные этюды, речедвигательные игры на основе стихотворений и потешек, игры-драматизации. Всё это позволило максимально развить речевую активность каждого ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.
14-15 слайд
Хочу отметить, что прежде, чем предлагать детям постановку каких-то спектаклей или игры-драматизации, формировали у них игровые действия с разнообразными театральными куклами: пальчиковыми, бибабо, теневыми и др., а также с предметами-заместителями.
16-17 слайд
При помощи игр-драматизаций формировали у детей умение «озвучивать» роли персонажей. Дети упражнялись в воспроизведении литературных диалогов, потешек или, с нашей помощью, сочиняли свои диалоги.
- Игры в кукольный театр. Как я уже говорила, в нашей группе есть различные виды театров.
- Игры-драматизации. Мы инсценировали потешки, детские песни, сказки, небольшие литературные тексты.
18 слайд
Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить у них театрализованные знания и умения.
Кроме игровых технологий применяем следующие образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика ( салфеток, вертушек, ваты и др. приспособлений);
19 слайд
- артикуляционная гимнастика (включая логопедические игры и упражнения, ритмодекламацию, речедвигательные игры, коммуникативные игры, упражнения на развитие речевого аппарата,);
- пальчиковая гимнастика (комплекс различных движений и поз для пальцев рук).
20 слайд
К началу третьего этапа у большинства детей уже хорошо были сформированы навыки устной речи.
Поэтому, задачи, которые поставили на этом этапе, были такие:
- Формировать умение детей применять усвоенные речевые навыки в практической деятельности.
- Развивать речевую активность и инициативу в процессе театрализованных игр, эмоциональную отзывчивость на литературные образы.
- Способствовать организации самостоятельной театрализованной деятельности.
- Провести итоговую диагностику.
21 слайд
Для реализации задач использовали :
- самостоятельный показ практических приемов драматизации (способствует развитию у детей самостоятельных игровых действий);
- творческие задания на звукоподражание, речевые и двигательные импровизации.
Эти методы побуждают дошкольников к активной речи, творческим действиям, развивают способность применять усвоенное в новых условиях в свободной вариативной форме.
В результате у детей активизировалось внимание, развивался интерес к деятельности, формировались и совершенствовались способы исполнения театрализованных действий, которые впоследствии применялись в самостоятельной театрально-игровой деятельности, а также способствовало пополнению словаря и развитию речи детей.
22-23 слайд
Достигать высоких результатов помогает тесное взаимодействие с родителями воспитанников.
Регулярно привлекали родителей к подготовке и проведению различных мероприятий по развитию речи детей, оснащению развивающей среды. Кроме того, приглашали родителей на открытые занятия.
Использовали разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации, мастер-класс, информационные тематические папки-передвижки, буклеты.
Провели для родителей:
- открытые образовательные мероприятия: Семинар – практикум «Поиграем – ка в театр», «Игры по формирования речи» и др.;
- мастер-класс «Театрально-игровые формы взаимодействия для развития активной речи ребенка»;
- консультации «Речедвигательные игры для дошкольников», «Как активизировать речь ребенка?», «Роль сказки в развитии речи ребенка», «Театр в жизни вашего ребенка», «Значение театральной деятельности в жизни ребенка».
- индивидуальные адресные консультации.
24 слайд
Организовали совместную с родителями деятельность по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе:
- оформили лэпбуки: «Театральные игры», «Любимые сказки»;
- совместно изготовили атрибуты и пособия для театрализованных игр, спектаклей и других мероприятий по активизации речи дошкольников;
- организовали фотовыставки и стенгазеты.
В результате, система совместных мероприятий сформировала у родителей теоретические знания и практические умения по вопросам развития речи детей на основе театра. Родители приобрели опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.
25 слайд
Результаты итоговых показателей был таким: , у семерых детей высокий уровень сформированности показателей.
Частично сформированные показатели – у пятерых детей. И не удалось достичь положительного результата у двух детей. Причина – частые пропуски по болезни. Тем не менее, планируем для этих детей привлечь родителей для активного сотрудничества.
Слайд. Литература, которой я пользовалась:
- Антипина Е.А. «Кукольный театр в детском саду», - М.: Сфера, 2010.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991.
- Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006.
- Доронова Т.Н. «Играем в театр». – М.: «Просвещение», 2004.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». - М.: «АРКТИ», 2001.
- Власенко О.П. Ребенок в мире сказок. Музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Лепская Н.И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». – М.: РГГУ, 2013.
- Цветкова Т.: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.
Слайд 18. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование и развитие речевой активности и сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми 1 младшей группы и их родителями"
Доклад из собственного опыта работы по формированию и развитию речевой активности и сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми 1 младшей группы и их р...

Презентация «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»
В презентации освещены психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, этапы и виды экспериментальной деятельности и раскрыто влияние данной деятельности на познавательно-речевую активн...

Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»
В сообщении раскрываются формы работы, этапы, условия развития познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность....
Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.
Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. «Герои сказок». Старшая речевая группа
Цель: повысить уровень развития речи детей через театрализованную игру.Задачи:Обучающие:-Обогащать словарь детей, активизировать его;-развивать речь как средство общения;- совершенствовать д...

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. « Страна сказок.» Старшая речевая группа
Цель:развитие речи детей на материале русских народных сказок, пословиц, поговорок.Задачи:Образовательные задачи:Учить детей узнавать знакомые сказки по иллюстрациям.Совершенствовать звуковую культуру...

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность. « Поможем сказкам.» Старшая речевая группа
Цель: Обогащение словарного запаса через создание игровой ситуации в процессе коммуникативной деятельности.Задачи:1. Обогащать словарный запас детей новыми словами (длинноухий, з...
