Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия "Веселые путешественники"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrir._zanyatie_veselye_puteshestvenniki.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

    «Добрянский детский сад № 21»

    План - конспект  интегрированного занятия

    физкультурно – речевого цикла  

    «Весёлые путешественники»

    для детей с нарушениями речи, опосредованными

    отставанием в развитии двигательной сферы.

    Коррекционная студия «Радуга здоровья»

    (подготовительная к школе группа).

      Руководители:

                                       Посягина Н.И. – учитель-логопед,

                                                                                                      I кв. категория,

                                                             Меркурьева О. Б. -инструктор  по физической                                        

                                                                                             культуре, I кв. категория.

    г. Добрянка, 2011 г.

    Занятие № 20  «Весёлые путешественники».

    Цель:  коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей; практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью. 

    Задачи:

    • Познавательные:

    - уточнять  и обобщать знания детей о транспорте, правилах дорожного движения;

    - закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые  они совершают, названия дорожных знаков, их значение;

    • Коррекционно-развивающие:

    - расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;

    - совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;  

    -  развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

    - развивать фонематическое восприятие;

    - совершенствовать  навыки связной речи;

    - учить согласовывать речь с движениями;

    - развивать общую и мелкую моторики;

    - развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

    - развивать  выразительность речи и выразительность движений;

    - активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

    • Воспитательные:

    - воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;

    - воспитывать чувство ответственности на дороге;

    - воспитывать толерантное отношение к ответам детей;                                                  - воспитывать чувство сопереживания к жителям волшебной страны;              - формировать умение решать проблемные ситуации, умение работать и играть  в коллективе.

    Оборудование: картинки с разными видами транспорта, мяч с надписью «Один-много», воздушный шарик с загадкой, дидактические карточки «Дорожные знаки»  для ознакомления с окружающим миром  (ООО «Маленький Гений-Пресс), мячи-фитболы, кольца по количеству детей (красные, жёлтые, зелёные) и детали мягкого модуля таких же цветов, макет светофора, аудиопособия «Ритмическая мозаика» (А.И. Буренина),  «Десять мышек», «Колыбельные», «Топ-топ, хлоп-хлоп»  (Е. Железнова).

     Ход занятия:

    Орг. момент.

    Логопед:  Здравствуйте! Давайте сначала  пожелаем друг другу здоровья, поздороваемся.

    Коммуникативная игра «Здравствуй!» 

    Дети берутся за руки и  пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог низко, одновременно подняв руки вверх, а второй высоко – опуская руки вниз.

    1.  ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.

     Логопед:  Ребята, сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие. Оно будет в далёкую волшебную страну Транспортландию, где живут разные виды транспорта.  Какие вы знаете виды наземного транспорта? (Автобус, автомобиль, поезд,…). А что относится к подземному транспорту? (Метро). Какой водный транспорт вы знаете? (Корабль, яхта, катер, лодка…).  К какому виду транспорта относятся самолёт, вертолёт? (К воздушному транспорту).

         Ребята, вы знаете, в Транспортландии злой волшебник Светоглаз спрятал главного регулировщика движения – светофор и поэтому все виды транспорта в волшебной стране поссорились. Каждый хочет быть первым и не уступает.

    Инструктор по ф.к.:  Да, всему транспорту и  светофору нужна  помощь. Мы знаем дорогу, но одним нам не справиться с трудностями, которые ждут в пути. Вы согласны нам помочь? Путь не близкий, и мы будем путешествовать на разных видах транспорта. Вы готовы? Весёлые путешественники отправляются в путь с песней!                                                                                                   Разминка.  Ритмический танец  «Весёлые путешественники».                                 Фонограмма «Весёлые путешественники»  (аудиокассета «Ритмическая мозаика»). Описание движений в «Программе по ритмической пластике для детей». Автор: А.И.Буренина.

    Инструктор по ф.к.: Внимание! Остановка в Транспортландии!  

    2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ   ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

    Логопед:   Перед нами дом, буква М на нём. Что это за дом? (Здесь метро). Наш путь продолжим мы в метро.

    Пальчиковая  гимнастика.   Упражнение «Метро».    Звучит фонограмма пальчиковой игры «Метро» из аудиопособия  «Десять мышек» (Е. Железнова).

    Вот дом стоит, буква «М» на нём,    Указательные пальцы выпрямлены, а  большие  

                                                                     соединяются кончиками (М), остальные поджаты.

    Мы дверь откроем и войдём.            Ладони сложены лодочкой. Пальцы прижаты  

                                                                 друг к другу; то раскрывают ладони, то соединяют.                                                                                  

    В метро турникет, прохода нет       Ладони на себя, пальцы переплетены между

                                                                        собой,  выпрямлены и тоже направлены на себя.

    Нам нужно сунуть в щель билет.    Ладони прямые, пальцы сжаты, потирают

                                                                                  ладони  друг о друга (горизонтально полу).

    Волшебная лестница едет вниз,     Волнообразные движения руками сверху вниз.

    Ты за перила сам держись.             Ладони прижаты друг к другу. Пальцы одной

                                                                                   руки лежат на тыльной стороне другой.

    Идут к платформе поезда:            Ладони выпрямлены, пальцы сжаты, водят руками                        

                                                         над полом  вперёд-назад (то сгибая, то выпрямляя локти).

    За маму там держись всегда!       Ладонь одной руки обхватывает  кисть другой и  

                                                                                                                                        сжимает её.

    - Остановка. Выходим из метро (подходят к стене, где размещены картинки). Какой транспорт вы здесь видите? (Лодка, трамвай, грузовик). Давайте  присядем и покажем какой транспорт есть в волшебной стране.

    Артикуляционная  гимнастика. 

    • «Лодочка».  Открыть рот. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».
    •  «Трамвай». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперёд – назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
    • «Грузовик высыпает груз». Открыть рот, улыбнуться. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

    Развитие речевого дыхания и голоса.

    •  «Прокололась шина у машины». Произнесение звука  ш-ш-ш-ш.
    • «Накачаем шину» («Насос»). Произнесение звука  с-с-с-с.

    Игра «Узнай слово».

     - Ребята, злой волшебник Светоглаз  заколдовал транспорт, и он теперь не может передвигаться по стране. Только вы сможете  помочь, если узнаете слова по первому и последнему звукам в названии  (дети называют слово и показывают картинку).

    Картинки для игры: лодка, трамвай, грузовик, автобус, корабль, самолёт, мотоцикл, поезд…

    3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ. Инструктор по ф.к.:  Дальше мы поедем на машинах в поисках светофора. Какую марку выбираете? Вместе со мной повторяйте слова и показывайте движения.

    Упражнение  «Едем, едем на машине…».  

    Едем, едем на машине,                   Имитируют движения рулём.                                                                                                      

    Нажимаем на педаль.                     Ногу сгибают, вытягивают.

    Скорости переключаем,                 «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.

    Смотрим пристально мы вдаль.   Приставляют ладонь ко лбу.

    Дворники  счищают  капли          Руки сгибают в локтях перед собой, ладони

                                                                                                                             раскрывают.            

    Вправо, влево. Чистота!               Наклоняют руки вправо, влево.

    Волосы ерошит ветер.                 Над головой шевелят пальцами.

    Мы  -  шофёры хоть куда!          Поднимают вверх большой палец руки.

    Инструктор по ф.к.:  Внимание, остановка.

    4. ЛЕКСИКО  -  ГРАММАТИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.

    Логопед:   Ребята, у остановки стоит грузовик, а в кузове мячик для нас. Какой он необычный, надпись на нём. Что написано? Прочитаем: «Один – много». Сейчас мы поиграем в такую игру. Я бросаю мяч и называю один предмет, а вы ловите мяч и говорите  слово, если этих предметов стало много.

    Игра «Один - много».    Логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово в ед.ч., а ребёнок, возвращая мяч,  называет его во мн.ч.

    Самолёт – много самолётов.

    Слова для игры: автобус, грузовик, яхта, корабль, вездеход, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, телега.

    - Смотрите, наш мячик куда-то покатился. Он показывает дорогу к следующему испытанию. Здесь находятся  карточки с дорожными знаками. Возьмите их и рассмотрите, встаньте полукругом. Я буду называть дорожный знак, а у кого такой знак оказался, тот показывает его всем и рассказывает, что он обозначает.

    Игра «Дорожные знаки».    Детям раздаются карточки с изображением дорожных знаков. Логопед называет дорожный знак, а ребенок, показывает его всем, описывает и определяет значение знака.

                                 Дорожные знаки:

    Предписывающий знак – «Пешеходная дорожка».

    Предписывающий знак – «Велосипедная дорожка».

    Предписывающий знак – «Движение прямо или направо».

    Запрещающий знак – «Движение пешеходов запрещено».

    Запрещающий знак – «Движение на велосипедах запрещено».

    Запрещающий знак – «Въезд запрещён».

    Предупреждающий знак – «Дорожные работы».

    Предупреждающий знак – «Дети».

    Информационно - указательный знак – «Пешеходный переход».

    Информационно - указательный знак – «Место остановки автобуса (и) или троллейбуса».

    Информационно - указательный знак – «Подземный пешеходный переход».

    5. РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ.

    Инструктор по ф.к.:  Ребята, кладите знаки на место. Ой, посмотрите, к нам шарик прилетел (Спрятанный шарик достаёт логопед).  Как же он может нам помочь? (В нём записка).  Здесь загадка для нас. Отгадайте:                                  

                         Что за птица: песен не поёт,

                         Гнезда не вьёт, людей и груз везёт? (Самолёт).

    Да именно самолёт нас доставит  к тому месту, где спрятан светофор. А вот и наши самолёты (берут мячи-фитболы). Готовы к полёту?

    •  «Самолёт взлетает».   Лечь животом на мяч-фитбол, ноги вытянуть прямо, а руки  вытянуть  вперёд. Качаться вперёд – назад.
    • «Самолёт летит».   Сесть на мяч-фитбол, развести руки в стороны, покачаться  вправо-влево (6-8 раз), касаясь руками пола.  
    • «Воздушные ямы».   Прыжки на мяче-фитболе, не отрываясь от пола и  на выдохе произносить звуки «л-л-л».  

    6. ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

    Инструктор по ф.к.  Вот мы и приземлились. Все вышли из самолёта? Вы нигде не видите разноцветные глаза светофора? (Логопед выключает свет). Да вокруг туман, поэтому мы не видим главного регулировщика.  Чтобы туман быстрее рассеялся, мы будем ездить по дорогам на цветных автомобилях. Только вам, как водителям нужно быть очень внимательными на дороге.

    Подвижная игра «Цветные автомобили».

       Дети («автомобили») получают кольцо («руль») одного из трёх основных цветов и распределяются  по «гаражам» (мягкий модуль такого же цвета, как кольца у детей). Играющие строятся по росту (возле модуля). Под музыку (аудиокассета «Топ-топ, хлоп-хлоп», фонограмма «Машина»)  все дети начинают двигаться  по залу, подражают езде автомобиля, гудят. Когда музыка перестаёт звучать, «автомобили» должны построиться на своё место в «гараж».  Кто быстрее построиться – победители.

    Игра повторяется 3 раза.

    Инструктор по ф.к.   Ребята, пока мы ездили, туман немного рассеялся. (Логопед включает свет). Посмотрите, впереди виднеется гора (детали мягкого модуля). А кто же на горе подмигивает нам разноцветными глазами? (Светофор). Правильно! Злой волшебник Светоглаз хотел спрятать светофор навсегда. Но мы хорошо двигались, много знаем о транспорте, хорошо знакомы с правилами дорожного движения, поэтому волшебные силы иссякли. Теперь волшебнику не победить нас! Мы отыскали светофор!

    Логопед:  Давайте поиграем с главным регулировщиком движения – светофором. Сначала вспомним сигналы светофора.

     Игра малой подвижности «Светофор».   Дети стоят лицом к светофору.

      Если свет зажёгся красный, значит двигаться… (опасно).

      Свет зелёный говорит: «Проходите, путь…» (открыт).

      Жёлтый свет – предупрежденье – жди сигнала для … (движенья).

        Когда зажигается красный свет, вы стоите неподвижно, замираете. Увидите зелёный – шагаете на месте. Когда горит жёлтый, вы хлопаете в ладоши. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.

     Когда педагог показывает сигналы светофора, дети выполняют движения.

    7. РЕЛАКСАЦИЯ.

    Логопед:    Светофор нашли мы, друзья, сейчас и отдохнуть пора.

        Реснички опускаются, глазки закрываются.

        Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

    Дети расслабляются под звучание «Колыбельной».

        Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали

        Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

        Улыбнуться, потянуться, и на ножки встать.

    Итог. Оценка работы детей.

     Логопед:   Сон был волшебным и мы с вами очутились в детском саду.

    Где мы сегодня путешествовали? Как помогли всем видам транспорта в волшебной стране помириться? Ребята, на каком транспорте вам понравилось  путешествовать?  Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (дети отвечают).

    - Мне понравилось, что вы сегодня были умными, внимательными, добрыми, смелыми, даже не испугались злого волшебника. Жители Транспортландии вам очень благодарны и дарят вам подарки.

    Прощание.

         Путешествие закончилось у нас, много знаем о транспорте  сейчас.

         В группу нам идти пора, сейчас идём все не спеша.

    Список литературы и методических пособий:

    1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006.
    1. Буренина А.И.  Ритмическая мозаика. («Аквариум» К.Сен-Санс и «Весёлые путешественники») -аудиопособие.
    2. Железнова Е.С.  То-топ, хлоп-хлоп. («Машина») -аудиопособие.
    3. Железнова Е.С.  Десять мышек («Метро») - аудиопособие.
    4. Железнова Е.С.  Колыбельные - аудиопособие.
    5. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и

    познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.

    1. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
    2. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические

    рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.

    1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика -Синтез», 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной образовательной деятельности во 2-й младшей группе по теме «Мы путешественники»

    Образовательные области: познание (ознакомление с окружающим) и конструирование.Образовательные задачи.Закрепить представления детей о видах транспорта: воздушный, наземный, водный.Расширять сло...

    КОНСПЕКТ интегрированной НОД по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе «Смелые путешественники»

    Программное содержание НОД:1. Учить сравнивать предметы по длине, употребляя слова длинная и короткая;2. Упражнять детей в правильном определении геометрических фигур: круга,квадрата, треугольника;3. ...

    Конспект занятия "Зайка путешественник" 2-3 года

    Организует приветствие для эмоционального контакта     Подойди ко мне, дружок     Соберемся все в кружок     Дружно за руки возьмемся...

    Конспект интегрированной НОД «Веселые путешественники»

    Конспект интегрированной НОД «Веселые путешественники»Задачи: «Речевое развитие» - расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»; совершенствовать нав...