годовое и перспективное планирование работы учителя логопеда
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме

Представлен годовой и  перспективный план работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с ОНР. Пояснительная записка и список используемой литературы прилагается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_raboty_v_starshey_gruppe_dlya_detey_s_onr.docx100.41 КБ

Предварительный просмотр:

IV

Консультативно- просветительская работа

1

Работа с родителями:

а)

Проведение индивидуальных бесед для сбора анамнеза, анкетирование

Сентябрь

б)

Индивидуальное консультирование

В течение года

в)

Посещение родителями фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий

В течение года

г)

Оформление уголка родителей совместно с воспитателями группы и психологом

В течение года

д)

Выступления на родительских собраниях

В течение года

2

Работа с педагогами

а)

По результатам обследования детей провести индивидуальные беседы с воспитателями группы     ( познакомить с речевым профилем группы, особенностями детей, делением на подгруппы)

Сентябрь

б)

Посещение занятий воспитателя с

целью:

- наблюдения за деятельностью детей в условиях учебного процесса;

- изучения работы воспитателя с детьми- логопатами

В течение года

г)

Проведение консультаций для воспитателей старшей группы

В течение года

д)

Оформление журнала взаимодействия воспитателей и логопеда

В течение года

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ    ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ   РАБОТЫ   С   РЕБЁНКОМ НА УЧЕБНЫЙ   ГОД

1.        Подготовительный   этап.

Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б)        развить слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в)        сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г)        в процессе систематических тренировок овладеть комплексом пальчиковой гимнастики;

д)        укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов, при
необходимости медикаментозное лечение, массаж).

2.        Формирование произносительных умений  и навыков

Задачи:

а)        устранение дефектного звукопроизношения;

б)        развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляции  и
акустически;

в)        формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

  1. Постановка  звуков в такой последовательности:

свистящие С-3-Ц-Сь-Зь

   шипящий Ш

     сонор Л

       шипящий Ж

          соноры  Р-Рь

            шипящие Ч-Щ

Способ постановки  смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Футбол»;

для шипящих : «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем

руки»;

для Р – Рь  : «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик»,

«Гармошка», «Пулемет»;

для Л : «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык»

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2.        Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а)        С-3-Ш-Ж-Сь-Зь автоматизируются вначале в прямых, затем в обратных и в
последнюю очередь в слогах со стечением согласных;

б)        Ц-Ч-Щ-Л - наоборот: сначала в обратных, затем в прямых и со стечением
согласных;

в)        Р-Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию

       3.        Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах,
в той же последовательности: по мере овладения произношением каждого сл

Пояснительная записка к планированию коррекционной логопедической работы в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Учитель- логопед Ревина Н.П.

       Специфика работы в группе для детей с  общим недоразвитием речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:

— речевыми недостатками (уровнем речевого развития);

— неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью( внимания, памяти, словесно- логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторикои);

— характерологическими особенностями.

Охарактеризуем детей нашей группы (старшая возрастная).

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

Иная картина наблюдается в нашей группе. Основная масса детей  в возрасте 5 лет имеет диагноз  общее недоразвитие речи. Выражено  оно в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта — общее недоразвитие речи.

Самый низкий уровень речевого развития— 1-й( имеет 1 ребенок, но с тенденцией перехода на 2). 2-й уровень- 1 ребенок. Высокий — 3-й имеют 12 детей.  4- й уровень речевого развития наблюдается у 2 детей. Охарактеризуем речь детей с 3-м, наиболее типичным  для нашей группы, уровнем речевого развития. У них в 5-летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5—3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

—        частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя и т. п.);

—        глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует — все выражается словом «ест»);

—        приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.);

  • антонимов (гладкий — шершавый, храбрый — трусливый, глубокий — мелкий, густой — жидкий и т. п.);
  • относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный и т. п.).

В грамматическом строе распространены ошибки:

—        в употреблении предлогов В, К, С (СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА,МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мальчик подошёл шкафу», «Кошка вылезла под кровати» и т.п.);

—        согласовании различных частей речи («Подошёл к два коня», «Заботился о ёжика», «Наблюдали за обезьяны»);

  • построении предложений («Шёл Петя грибы лес собирать», «Почему что ёжик кололся, почему что девочка и плачет»).

В фонетическом плане дети:

  • неверно произносят 10—20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие—твердые, звонкие—глухие, а также звуки С—Ш, 3—Ж, ТЬ—Ч, СЬ—Щ, Л— Р и т.п.;
  • искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик—датавотик, фотография—атагафия, магнитофон—матафон, воспитательница—питатифа);

—        не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-кта, фта-кта, та-тя).

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

При 2-м уровне речевого развития нарушения во всех компонентах языковой системы более грубы и стойки. Например:

самолеты—алёти        виноград—биледат

троллейбус—алебись        голова—гада

трамвай—талань        гвозди—дети

обезьянки—мизяки        стрекоза—ликаза

огурец—дулесь        сковородка—левоська

При 1-м уровне речевого развития у ребенка связная речь отсутствует, в ней имеются отдельные многозначные искаженные аналоги слов, часто звукоподражательного плана, например:   собака, коза, корова, баран — ава;

машина, корабль, ракета, велосипед — ту-ту;

упасть, спуститься, сесть, лечь — па;

есть, пить, откусывать, жевать — ам и т. п.

     Для наших детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

  • нарушены внимание и память;
  • нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

— недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Нарушение внимания и памяти проявляется у детей нашей группы проявляется  в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому они не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения, чем четырех-пяти спрятанных на занятии игрушек.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции — языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Проблемы с артикуляцией осложняются наличием парезов артикуляционных мышц, гипертонуса, стертой дизартрией в анамнезе. Естественно, такое нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

У значительного большинства ребят нашей группы речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. п.

 Следует отметить, что  словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Так, дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда — он больше». Ребята могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.

Характерологические (личностные) особенности детей с общим недоразвитием речи в нашей группе: на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот — вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди наших детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Поэтому нам постоянно приходится искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.

При составлении планирования коррекционной работы мы ориентировались:

  • на все вышеперечисленные особенности детей;
  •  сведения из проекта программы для детей с общим недоразвитием речи (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
  • Методические разработки Т.А. Ткаченко и С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко.

       

 Планирование работы состоит из нескольких разделов:

  1. Годовой план коррекционной работы, который отражает основные направления и содержание деятельности логопеда  в течение учебного года.
  2. Перспективный план по всем разделам речевого развития с указанием основных задач и направлений коррекционной работы.
  3. Календарный план проведения занятий по формированию лексико– грамматических представлений и развитию связной речи, формированию фонетической стороны речи, а так же индивидуально- подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.
  4. Индивидуальные планы коррекционной работы с детьми, где отмечены направления работы по устранению имеющегося у каждого ребенка недостатка речи.

        Особо следует выделить работу по формированию лексико–грамматических представлений. Так как наличие аграмматизмов в речи всех наших детей являются стойкими, то задача по их устранению является основной в логопедической работе.

 В настоящее время у логопедов-практиков существуют два основных подхода к планированию и проведению данных занятий: лексический и лексико-грамматический. 

При лексическом подходе логопед выбирает для занятия одну-две; словарные темы, такие как «Овощи», «Продукты», «Домашние животные» и др. В рамках темы логопед намечает для изучения разные лексико-грамматические категории. Например, тема открытого занятия, проводимого логопедом — «Овощи».

Лексико-грамматические категории:

  • предлоги В, НА, ПОД, ИЗ (В земле, ИЗ земли, ПОД землей и т. п.);
  • согласование прилагательного с существительным в роде (зеленЫЙ огурец, зеленАЯ капуста и т. п.);
  • относительные прилагательные (морковный сок, картофельные котлеты, гороховый суп, кабачковая икра и т. п.);
  • приставочные глаголы (ВЫкапывать, ПЕРЕкапывать, ВСка-пывать и т. п.).

При означенном подходе основное внимание и логопеда, и детей сосредоточивается на овощах, способе их выращивания, месте произрастания, свойствах и качествах, то есть на знаниях и сведениях, а никак не на лексико-грамматических категориях родного языка. Последние играют в занятии как бы второстепенную роль. В то же время объединенные в одно занятие различные по сложности лексико-грамматические категории не могут быть усвоены при столь беглой, внесистемной подаче.

Для «легких» детей, у которых указанные лексико-грамматические категории не требуют коррекции, такое занятие по нормализации грамматического строя речи окажется неэффективным. А для «трудных», в речи которых отсутствуют либо искажаются указанные предлоги, неверно происходит согласование или образование относительных прилагательных, такое занятие неэффективно вдвойне. Оно никак не улучшит состояния грамматического строя их речи, так как каждая лексико-грамматическая категория для нормализации требует отдельной, детальной, системной отработки.

При таком подходе происходят пополнение знаний и сведений детей, активизация их словарного запаса. В ходе аналогичных игр можно закрепить какую-то грамматическую форму, имеющуюся в речи ребёнка. Однако добиться таким путём устранения аграмматизмов — основной задачи логопедической коррекционной работы — невозможно!

     Поэтому мы в своей работе решили придерживаться другого подхода — лексико-грамматического (описанного в работах Т.А.Ткаченко). При лексико-грамматическом подходе логопед планирует для изучения на занятии одну из следующих тем:

  • предлог НА;
  • согласование числительных один, одна с существительными;
  • 3-словное предложение с прямым дополнением;
  • предложный падеж существительных;
  • существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения и т. п.

Все лексико-грамматические темы выбираются не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребенка при общем ее недоразвитии.

Итак, при лексико-грамматическом подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка.

При таком подходе происходит четкое деление функций между воспитателем и логопедом.
   

Логопед на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляет тех малышей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время. При этом словарь для лексико-грамматических занятий логопеда не ограничивается одной-двумя лексическими темами («Овощи», «Мебель», «Дикие животные» и пр.), как это зачастую наблюдается в коррекционных группах. Тем самым исключается лексическая замкнутость, а словарь ребенка (активный и пассивный) расширяется без ограничений.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой по особой системе — с учетом лексических тем (которые разрабатывает логопед) пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

При планировании занятий по развитию связной речи мы старались учитывать принцип наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали педагоги С.Л.Рубинштейн, Л. В.Эльконин, А.М.Леушина. В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась педагогами Воробьевой В. К., Глуховым В. П., известным психологом Выготским Л.С, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а также того, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.(8,с.3)

Все занятия были расположены нами в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания:

  • воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
  • составление рассказа по следам продемонстрированного действия;
  • пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
  • пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;
  • составление рассказа по серии сюжетных картин;
  • пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины;
  • составление рассказа по одной сюжетной картине.

Основной целью занятий по формированию фонетической стороны речи являются развитие фонематичекого восприятия и навыков звукового анализа, а так же формирование у детей правильного произношения. Т.к. произношение у многих детей нарушено, то в начале учебного года мы решили начать изучение звуков, легко и правильно произносимых всеми детьми (У, А, И, Н, М и т. п.). На таких занятиях ведущей задачей является не автоматизация изучаемого звука, а восприятие его на слух и выделение в речевом потоке. Следует отметить, что подобные занятии содержат и лексико-грамматические игры и упражнения, котрые способствую закреплению ранее усвоенных категорий.

Мы предполагаем, что составленное нами планирование логопедической работы в старшей группе для детей с ОНР с учетом их особенностей, выделенных направлениях работы и использовании определенных методических подходов, позволит достичь положительных результатов в коррекции имеющихся речевых нарушений у всех детей.

Перспективное планирование в старшей группе

I ПЕРИОД

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Первая и вторая недели сентября обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.

1-й раздел. Звукопроизношение

  1. Уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и.м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, вь, б, бь на индивидуальных занятиях.
  2. Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков (к, кь, г, гь, х, хь, л, ль, йот, ы, с, сь, з, зь, р) у вновь поступивших детей (на индивидуальных занятиях).
  3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.
  4. Дифференциация звуков С-Ц, С-З, С,, на индивидуально подгрупповых занятиях.

2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова

      Научить детей:

        1. Различать на слух длинное и короткое слово (кот – электричка).

        2. Передавать ритмический рисунок слова: --     ---     ---    --

        3. Запоминать и воспроизводить слоговый ряд из легких правильно произносимых звуков, меняя при этом ударение, интонацию: пАпапа            папа

      4. Запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных гласных и одинаковых согласных звуков: папопу (при этом необходимо следить за четкостью и правильностью произношения каждого звука).

      5. Запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных согласных и одинаковых гласных звуков:  катама

  1. Заучивать и воспроизводить слоги со стечением согласных:    то-кто,   та-пта
  2. Четко воспроизводить слова из ранее проработанных слогов и предложений с этими словами.

3-й раздел. Развитие навыков звукового анализ и синтеза

  1. Учить различать неречевые и речевые звуки по силе, высоте и тембру.
  2. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных [а], [у], [и] в слогах и словах (Аня, ухо и т.п.).
  3. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.

4.Учить детей выделять пройденные гласные и согласные  из слов.

5.Закрепить умение находить место звука в слове (начало, середина, конец)

6.Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза (анализ звуковых сочетаний типа ау, ам, ну).

4-й раздел .Развитие общих речевых навыков

  1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания, используя упражнения, отработанные в средней группе.
  2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи.
  3. Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.
  4. Активно работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диалогах.
  5. Продолжать развитие силы голоса в упражнениях и играх.
  6. Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.

5-й раздел. Лексика

Лексические темы  

Сентябрь

1-я неделя — Д/с. Игрушки.    

2-я неделя —  Части тела. Здоровье.

3-я неделя —  Умывальные принадлежности.

4-я неделя — Одежда. Обувь.

Октябрь

1-я неделя — Осень.  

2-я неделя — Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

3-я неделя — Фрукты

4-я неделя — Грибы. Ягоды. Лес.  

Ноябрь

1-я неделя — Продукты питания.

2-я неделя — Посуда.

3-я неделя — Город. Строительство. Дом. Квартира.

4-я неделя — Мебель.  

5-я неделя — Виды транспорта. Транспорт в городе.

Формирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях воспитателя, индивидуальных логопедических занятиях, закрепление в домашних условиях.

1. Сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Ввести в активный словарь:

  • существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад;
  • прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный;
  • глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать;
  • наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.

2. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представление о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь:

  • существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;
  • прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.

3.        Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму. Ввести в активный словарь:

  • существительные: овощи, фрукты; помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; огород, сад, грядка, дерево;
  • прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;

глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.

4.        Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Ввести в активный словарь:

—        существительные: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка;

— глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать;

  • прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, мягкий, душистый;
  • наречия: вкусно, сладко, кисло.

5.        Уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, посуде, игрушках); их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Ввести в активный словарь:        ,

  • существительные: одежда, обувь, посуда, игрушка; мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка, конструктор; комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан; галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки; чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож:, масленка, солонка, хлебница;
  • прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный; резиновый, кожаный, легкий; стеклянный, фарфоровый, металлический, пластмассовый, деревянный;
  • глаголы: носить, надевать, обувать, играть, пить, есть, готовить, резать, чистить.    

6. Закрепить и активизировать использование в речи частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.):

—        существительные: голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец;

—        глаголы: поднимать, опускать, двигать, бегать, слушать, видеть, нюхать.

7. Сформировать представления об основных видах мебели и ее частях, материалов из которых она сделана (цвет, форма), объяснить детям назначение мебели, различных ее видов:

—        существительные: стол, стул, шкаф, комод и т.д.;

—        прилагательные: столовая, кухонная, деревянная, стеклянная, овальная, круглая и т.д.

8. Расширить представления детей о транспорте, сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте. Ввести в активный словарь:

— существительные: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон;

  • прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый;
  • глаголы: перевозить, грузить.

9. Использовать разнообразные приемы (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и активизации словаря.

6-й раздел. Развитие грамматического строя речи

     1.        Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.

2.        Упражнять детей в употреблении форм именительного, родительного, винительного падежей имен существительных по всем лексическим темам.

3.        Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам, а так же существительных  с местоимениями моя, мой.

4. Упражнять в образовании и практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Учить употреблять глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и согласовывать их с существительными в роде и числе, образовывать приставочные глаголы с общей основой.

6. Закрепить использование в речи количественных числительных «два», «две».

 

7-й раздел. Обучение связной речи

1. Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.

2. Развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по всем лексическим темам по предложенному плану.

3. Знакомство с понятиями «слово», «предложение». Учить составлять графические схемы предложений без предлогов.

II ПЕРИОД

      (декабрь-март)

1-й раздел. Звукопроизношение

  1. Постановка и автоматизация шипящих звуков в словах, предложениях, рассказах и в обыденной речи.
  2. Подготовка к формированию правильной артикуляции звуков [л], [р],  постановка и  автоматизацию в слогах и словах.
  3. Формирование правильной артикуляции звука [р’] у всех детей и его автоматизацию в слогах и словах.
  4. Дифференциация свистящих и шипящих звуков, а также звуков Ж-Ш, Ч-Щ на индивидуально- подгрупповых занятиях.

2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова

           1. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного  слогового состава.

         2. Работать над трехсложными словами с закрытым слогом (молоток, утенок) на индивидуальных занятиях.

3-й раздел. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза

1.        Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их
различиях. Познакомить с понятиями твердости - мягкости.    Познакомить детей с согласными звуками [т], [к],  [х],  [х’], [п’], [т’], [к’] Научить выделять эти звуки из рада звуков, слогов, слов, производить анализ и синтез слогов с ними. Познакомить детей с гласным[о], [у], [ы]. Научить выделять его из ряда звуков, слогов, слов.

  1. Упражнять детей в выделении пройденных согласных из слов.
  2. Учить детей звуковому анализу слов типа: осы, мак.
  3. Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.
  4. Упражнять детей в членении на слоги односложных, двусложных и трехсложных слов. Ввести понятия «слог».

4-й раздел. Развитие общих речевых навыков

   1. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх - драматизациях.

  1. Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.
  2. Совершенствовать в повседневных занятиях навык правильной голосоподачи.
  3. Совершенствовать четкость дикции детей, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.
  4. Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.

5-йраздел. Лексика

Лексические темы

Декабрь

1-я неделя — Домашние животные

2-я неделя — Домашние птицы

3-я неделя — Зима. Зимние забавы. Месяца года  

4-я неделя — Новый год

Январь

3-я неделя — Животные наших лесов

4-я неделя — Животные севера и жарких стран

            Февраль

1-я неделя — Дикие птицы. Зимующие птицы

2-я неделя — Труд взрослых. Профессии в городе и селе

 3-я неделя — Российская армия. День армии

 4-я неделя — Конец зимы

Март

1-я неделя — Семья

2-я неделя — 8 Марта

3-я неделя —  Начало весны

4-я неделя — Весна в городе. Правила дорожного движения

5-я неделя — Перелетные птицы

Формирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях воспитателя, индивидуальных логопедических занятиях, закрепление в домашних условиях

       

           1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных  и птицах, их детенышах. Выделить особенности внешнего вида, их поведения, значения в жизни человека. Ввести в активный словарь:

— существительные: корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака и т. д.; котенок, щенок, жеребенок, ягненок и т. д.; рога, лапки, вымя, щетина, пятачок; курица – петух – цыплята, утка – селезень – утята, гусыня – гусь – гусята, индюшка – индюк – индюшата;

— прилагательные: маленький, заботливая, пушистый и т. д.;

— глаголы: ходит, плавает, летает; клюет, щиплет, грызет, лакает; мычит, мяукает, хрюкает.

2. Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы,

—        существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор;

—        прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный,
легкий;

—        глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать.

        3. Закрепить знания детей о новогоднем празднике, о том что в году 12 месяцев. Что год начинается 1 января. Ввести в активный словарь:

    — существительные: месяц, праздник, украшение, елка, карнавал, серпантин, гирлянда, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, гость, поздравление;

    — прилагательные: новогодний, красивый, нарядный, веселый;

    — глаголы:  выступать, поздравлять, дарить.

      4. Расширить представления детей о диких животных наших лесов, установить связи между внешним видом, поведением животных и условиями зимнего сезона. Ввести в активный словарь:

—        существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, барсук;; берлога, дупло, нора; запасы, сено, пойло; шуба, мех;

  • прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный;
  • глаголы: зимовать, питаться, запасать;
  1. Расширить представления детей о животных жарких стран и севера, об их повадках, образе жизни, особенностях внешнего вида. Ввести в активный словарь:

       — существительные: крокодил, слон, кенгуру, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, морж, тюлень, песец, белый медведь, слоненок, пища, растение;

          — прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, северный, холодный, ледяной;

          — глаголы: лежать, плыть, доставать, нападать, глотать, носить, ухаживать, жевать, кормить.

         7. Сформировать представление у детей о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду. Ввести в активный словарь:

       — существительные: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь; кормушка, корм, помогать;

 — прилагательные:   голодный, замерзший, резвый;      

          — глаголы: кормить, сыпать, клевать, прилетать.

    8. Дать детям представления о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость Расширить представления о труде работников транспорта, детского сада, ателье, стройки .Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника. Учить использовать существительные с обобщающим значением: строитель, хлебороб, рабочий, военный и др. Ввести в активный словарь:

  • существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, методист, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица; портниха (швея), закройщица; каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик; пограничник, моряк; экскаватор, трактор, картофелечистка, электромясорубка, пылесос и т.д.;
  • прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый;
  • глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать; кроить, шить; строить, штукатурить, красить, делать, крыть; защищать, охранять;

—        наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

 9. Закрепить представление о семье, родственных отношениях в семье. Заучить фамилию, имя, отчество и профессии родителей. Познакомиться с обязанностями членов семьи дома. Ввести в активный словарь:

 —существительные: фамилия, отчество, родственники, обязанности, бабушка, дедушка;

— прилагательные: большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, строгая, заботливая, пожилой, юный;

— глаголы: стареть, взрослеть, зарабатывать, убирать, мыть, ухаживать, помогать.

10. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной. Ввести в активный словарь:

  • существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка, насекомое, бабочка, муха;
  • прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий;
  • глаголы: наступать, таять, пригреватъ, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать.

11.         Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории, его достопримечательностях. Познакомить с основными правилами поведения на улицах города. Ввести в активный словарь:

—        существительные: город, Армавир, площадь Ленина, Свято - Никольский собор, улица, перекресток, светофор;

—        прилагательные: красивый, прекрасный, замечательный, великолепный, позолоченный, опасный, оживленный, мигающий;

—        глаголы: возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться, следить, переходить.

12. Познакомить детей с перелетными птицами, их внешним видом и отличительными признаками. Ввести в активный словарь:

—        существительные: скворец, ласточка, жаворонок, журавль, соловей, стриж, грач;

        — прилагательные: звонкий, голосистый, проворный;

  • глаголы: прилетать, вить, выводить.

6-й раздел. Развитие грамматического строя речи

1.        Продолжить работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.

2.        Закрепить в речи предлоги: на, с, в, под. Научить дифференцировать предлоги «на – под».

3. Учить использовать в речи дательный, творительный, предложный падежи существительных в единственном числе, а так же родительный падеж множественного числа существительных.

4. Учить называть признаки предметов выраженные прилагательными («какой по величине?», «какой по материалу?»).

5. Учить образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами – ин, – й (- ий, - ья, -ье, - ьи).

7-й раздел. Обучение связной речи

1.        Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.

  1. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.
  2. Совершенствовать умение пересказывать тексты с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

III ПЕРИОД

(апрель, май)

1-й раздел. Звукопроизношение

  1. Закончить автоматизацию шипящих звуков у всех детей.
  2. Продолжить  дифференциацию свистящих и шипящих звуков в речи: в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, текстах — у всех детей.
  3. Продолжить автоматизацию звука [р] у всех детей.
  4. Продолжать формировать правильную артикуляцию звука [р’] и его автоматизацию.
  5. Продолжать формировать правильную артикуляцию звуков [л], [л’] и их автоматизацию.

2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова

  1. Дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного  слогового состава
  2.  Работать над трехсложными словами со стечением согласных (аптека).
  3. Работать над техсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, будильник, самосвал).

3-й раздел. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза

1. Уточнить и закрепить представление о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости — звонкости, твердости — мягкости согласных.

 2. Познакомить детей со звуками [л’], [в], [ф], [ф’]; научить анализировать слоги с ними, выделять их из слов. Провести дифференциацию звуков [л’] – [й], [в] - [ф].

3. Научить различать звуки [ы] -  [и], выделять их из ряда звуков.      

4. Совершенствовать навык фонематического анализа слов типа: дым, кит, миф.

 5. Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, конец, середина слова).

6. Закрепить навыки слогового анализа слов. Учить составлять схему слоговой структуры слова    

4-й раздел. Общие речевые навыки

1.        Продолжать развивать интонационную выразительность речи,
работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета. Развивать и поощрять речевое творчество детей.

  1. Совершенствовать четкость дикции.
  2. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.
  3. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.
  4. Следить, чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание.

5-й раздел. Лексика

Лексические темы

Апрель

1-я неделя — Первоцветы. Комнатные растения

 2-я неделя — Деревья

 3-я неделя — Животный мир морей, океанов и рек

4-я неделя — Насекомые

 Май

1-я неделя — Наша Родина

2-я неделя — День Победы

3-я неделя — Русские писатели и поэты

4-я неделя — Скоро лето

Формирование активного словаря по всем лексическим темам на фронтальных занятиях воспитателя, индивидуальных логопедических занятиях, закрепление в домашних условиях.

1.Показать, что весной происходит оживание и бурный рост
растений, а так же комнатных цветов. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями весной. Ввести в активный словарь:

—        существительные: растение, цветок, стебель, лист, корень, лютики, подснежники, ландыши, кактус, фиалка, толстянка, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка;

—        прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, опушенный,
колючий, рыхлый, влажный, теплый;

—        глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать.

         2.Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Ввести в активный словарь:

—        существительные: береза, рябина, клен, дуб, ель, осина, сосна;              

— прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.

              3. Сформировать у детей представления о жизни морей, океанов. Сформировать представления о пресноводных рыбах, их образе  жизни, повадках, размножении. Ввести в активный словарь:

  • существительные: море, океан, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник; акула, дельфин, скат, меч-рыба, щука, сом, окунь, лещ, карась;
  • прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый;

глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться.

     4. Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, о
вредных и полезных насекомых. Ввести в активный словарь:

  • существительные: насекомое, бабочка, жук, коровка, кокон, гусеница, комар, муха, пчела, оса, шмель;
  • прилагательные: вредный, полезный, майский;
  • глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать.

     5. Углубить знания детей о России, памятных датах в ее истории. Сформировать представление о крае и городе, в котором живешь. Воспитывать чувство гордости за Родину. Познакомить с великим подвигом народа во время великой отечественной войны. Ввести в активный словарь:

  • существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, Москва, Краснодар; герой, подвиг, война;
  • прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная;

 глаголы: любить, беречь, охранять.

                    6.Познакомить детей с творчеством русских писателей и поэтов. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать смысл произведения, оценивать поступки героев.

6-й раздел. Развитие грамматического строя речи

  1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
  2. Учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных.
  3. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам).
  1. Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги: в, на, под, к, от.
  2. Учить подбирать и использовать в речи глаголы - антонимы

7-й раздел. Обучение связной речи

  1. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей — вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.
  2. Учить распространять предложения путем введения однородных определений.

         3. Составлять рассказы с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки.

         4.  Пересказывать сказки, рассказы с опорой на серию сюжетных картин.


Список используемой литературы

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.
  2. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. I  период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
  3. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. III  период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
  4. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. II  период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д»,1999.
  5. Нишева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.
  6. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов дефектологов воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез»; М.: ТЦ Сфера, 2003.
  7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.:« Издательство ГНОМ и Д», 2003.
  8. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
  9. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи: М., 1991.
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). - М.: Издательство «Альфа»,1993.
  12. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/ О.С. Яцель. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (старшая группа).

Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (старшая группа)....

Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (подг. гр.).

Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (подг. гр.)....

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНР на 2014 – 2015 учебный год I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНР на 2014 – 2015 учебный годI период(сентябрь, октябрь, ноябрь)...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНР на 2014 – 2015 учебный год II период

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с ОНРна 2014 – 2015 учебный годII период...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями

Перспективное планирование работы учителя - логопеда с  родителями в коррекционной группе....

Перспективное планирование работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) /2 год обучения/ 2023-2024 учебный год

Перспективное  планирование работы учителя – дефектолога и учителя-логопеда группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС)/2 год обучения/ 2023-2024 учебный годМесяцНач...