Главные вкладки

    Комплекс упражнений по лексическим темам для второй младшей и средней групп.
    методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

     

    У детей  довольно часто наблюдается задержка  в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими  людьми.

    Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

    Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.

    Кроме различных пальчиковых гимнастик и игр на развитие мелкой моторики во второй младшей группе, я взяла на вооружение замечательную книгу В. Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь». Меня заинтересовали фигурки из пальчиков. Я сочинила небольшие рассказы по лексическим темам, используя эти фигурки.

    Для проверки умений я также разработала диагностику.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комплекс упражнений  по лексическим темам для второй младшей и средней групп.

    Детский сад. Участок детского сада.

    У нас на участке растут разные деревья. На клумбах цветут красивые цветы. А еще у нас есть качели, на которых мы любим качаться. (Показать «дерево», «цветок», «качели»)

    Фрукты. Сад.

    Мы взяли корзинку и пошли в сад. На деревьях растут яблоки и груши. Мы набрали полную корзинку фруктов и пошли домой. (Показать «корзинку», «дерево», «домик»)

    Овощи. Огород.

    Мы взяли грабли и пошли на огород. На калитке висел замок. Мы открыли его ключом и стали собирать урожай. Но вдруг начался дождик и мы побежали домой. (Показать «грабли», «замок», «дождик», «домик»)

    Петушок и его семья. Домашние птицы.

     Во дворе гуляла курочка с цыплятами. За ними важно шагал петушок. Важно переваливался с ноги на ногу гусь. Вдруг петушок закричал: «Ку-ка-ре-ку!» (Показать «курочку», «петушка», «гуся»)

    Домашние животные.

    Жила-была собачка, она дружила с кошкой. Они часто играли вместе. А еще они дружили с лошадкой. Иногда она  возила их на прогулку. (Показать «собачку», «кошку», «лошадку»)

    Зима. Зимующие птицы.

     Пришла зима. Солнце редко появляется на небе. Птичкам зимой очень холодно и голодно. Ребята делают для птиц кормушки. (Показать «солнце», «птичку», «человечка»)

    Зима. Дикие животные.

    Зимой зайка надел белую шубку, чтобы лисе было его трудно найти. Замер зайка под елочкой, лиса его не заметила и прошла мимо. (Показать  «зайку», «лису», «елку»)

    Почта.

    Мы с бабушкой пришли на почту. Бабушка села за стол, надела очки и стала писать письмо (телеграмму). Потом я сбросила письмо в почтовый ящик, на котором висел замок, и мы пошли домой.  (Показать «стол», «очки», «замок», «дом»)

    Новогодние игрушки.

    Скоро праздник Новый год. Папа принес пушистую елку. Мы с мамой стали ее украшать: на верхушку – звезду, на веточки – разноцветные колокольчики, большие шары, веселых заек. Красивая получилась елка! (Показать «елку», «колокольчик», «шарик», «зайку»)

    Игрушки.

    Я люблю свои игрушки: серенького зайчика, рыжую лисичку, Заводного петушка. Я часто с ними играю и всегда берегу.  (Показать « зайку», «лисичку», «петушка»)

    Стройка.

    Мы решили построить домик. Принесли кирпичики, кубики, дощечки и проступили к строительству. Дом получился большой, двухэтажный. На первом этаже мы поселили козочку, а на втором – кошку. (Показать «домик», «кошку», «козочку»)

    Мой дом. Моя улица.

    Я живу в пятиэтажном доме. Во дворе у нас много деревьев, у каждого подъезда цветут цветы. У меня очень красивый двор!  (Показать «дом», «дерево», «цветок»)

    На нашей улице много домов. Вдоль дороги растут высокие деревья. Во дворе дома стоят качели, на которых я качаюсь с друзьями. (Показать «дом», «дерево», «качели»)

    День защитника Отечества.

    На посту стоит солдат. Ему не страшен дождь и жаркое солнце. Он защищает свою Родину, чтобы дети могли спокойно спать.  (Показать «солнце», «дождь», «человечка»)

    Транспорт.

    Вот плывет пароход, над ним развевается флаг. В небе летит вертолет. По дороге едет машина, она везет корзины с фруктами в детский сад. (Показать «флаг», «вертолет», «корзину»)

    Моя семья.

    Каждый вечер за столом собирается семья. У каждого свой стул. После ужина бабушка садится в кресло, надевает очки и читает внукам сказки.  

    (Показать «стол», «стул», «очки»)

    Мебель.

    Мы купили стол, к столу поставили три стула: один большой – папин, поменьше – мамин, а самый маленький – мой. На стол поставили вазу с цветами. У нас стало красиво и уютно.  (Показать «стол», «стул», «цветок»)

    Посуда.

    Мы очень любим пить чай! У каждого своя кружка: у папы – с флажком, у мамы – с цветком, а у меня – с зайчиком. На тарелочках – красивые узоры, а на чайнике – большой петух.  (Показать «флаг», «цветок», «зайца», «петуха»)  

    Продукты питания.

    У бабушки козочка дает молоко, курочка несет яички, пчелы собирают сладкий мед. Бабушка печет вкусные блины с медом.  (Показать «козочку», «курочку», «пчелу»)

    Туалетные принадлежности.

    Я люблю умываться. У нас в ванной висит зеркало круглое, как солнышко. У меня расческа с бабочкой, а зубная щетка с черепашкой. Хорошо быть чистым!  (Показать «солнце», «бабочку», «черепаху»)

    Насекомые весной.

    Пришла весна. Ярко светит солнце. Бабочки перелетают с цветка на цветок. Осы и жуки важно летают по своим делам.  Хорошо весной!  (Показать «солнце», «бабочку», «жука», «осу»)

    Весна. Перелетные птицы.

    Прошла весна. Ярко светит солнце. В скворечник прилетел скворец. Скоро у него появятся птенцы.  (Показать «солнце», «скворечник», «птенцов в гнезде»)

    Сад – огород.

    Весной очень много дел. Нужно побелить деревья в саду. Посадить в клумбах цветы. Вскопать огород и граблями сделать грядки.  (Показать «Дерево», «цветок», «грабли»)

    Методика проведения диагностики.

    1. В лесу на опушке, стоят две избушки.

    Там братцы живут, их пальчиками зовут.

    В каждой избушке пальцев пять,

    Сможешь их мне показать?

    2. Каждое утро брат большой

    Говорит: «Выходите братцы здороваться со мной»

    В очередь вставали братцы

    Со старшим братом обниматься.

    ( Соединяем с большим пальцем все остальные)

    И в другой избушке братцы

    Тоже любят обниматься

    (Делаем тоже самое другой рукой)

    3. После пальцы выходили

    И соседям говорили:

    «С добрым утором дорогие,

    Ох, какие вы большие».

    (Соединяем поочередно одноименные пальцы на обеих руках)

    4. В избушке на окошке

    Всегда сидела кошка.

    (Показать «кошку»)

    Под окном, кивая грозно

    Всегда гуляли козы.

    (Показать «козу»).

    Из леса зайчик прибегал

    И братцам весело махал.

    (Показать «зайчика»).

    Оценка знаний:                                                                                                                                                                                                               1 балл - ребёнок не ответил

    2 балла - ребёнок ответил с помощью воспитателя

    3 балла - ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

    Подсчёт результатов:                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    0-4балла - низкий уровень

    5-8 - средний уровень

    9-12 - высокий уровень


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексы игровых упражнений для развития тонкой моторики рук с опорой на лексические темы для детей младшего и среднего возраста с задержкой психического и речевого развития.

    Подобранный материал апробирован как элемент совместной образовательной деятельности с детьми 4 и 5 года жизни, имеющими задержки развития различного генеза. Упражнения очень просты, их выполняют отде...

    Домашние задания по лексическим темам для второй младшей группы.

    В задания включены дидактические игры, упражнения на развитие мелкой моторики, развитие речевых навыков, активизацию словаря....

    Логопедическое занятие по лексической теме "Рыбы" (вторая младшая группа)

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматического стоя речи по лексической теме: "Рыбы" во второй младшей группе...

    Перспективный план знакомства воспитанников с лексическими темами во второй младшей группе и конспекты занятий.

    Перспективный план знакомства воспитанников с лексическими темами во второй младшей группе и конспекты занятий....

    Картотека игр по лексическим темам во второй младшей группе детского сада

    Эта картотека будет полезна воспитателям при работе в совместной деятельности с детьми, при планировании образовательной деятельности....

    Лексическая тема: «Зоопарк» вторая младшая группа

    Представлнный матриал предназначин в помощь воспитателя. Содржание матриала расчитано на младший возраст....

    Комплексы бодрящей гимнастики для детей первой младшей, второй младшей и средней групп

    Комплекс №1"Мы проснулись"1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Подни-мать руки в стороны и опускать вниз (4 раза).2. «Резвые ножки» - и...


     

    Комментарии

    Спасибо! Очень интересные рассказики к играм с пальчиками! Для маленьких деток замечательно!
    Белова Людмила Ивановна

    Упражнения хорошие, но я бы добавила, с каким диагнозом в группе дети, ведь воспитатели речевых групп должны знать названия диагнозов. А подсчёт результатов лучше взять по "Результатам мониторинга детского развития" (Средняя и младшая группа) издательство Детство - Пресс Санкт - Петербург 2011. Оценка уровня развития интегративных качеств ребёнка - 1 - 5 баллов.Спасибо.