Общее недоразвитие речи
материал по логопедии по теме

Воронкова Ирина Дмитриевна

 

Общее недоразвитие речи

 

       Общее недоразвитие речи (ОНР)– системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различие звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование, связная речь не развита.

 

1 уровень ОНРхарактеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»).

       Активный словарьтаких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами: «туту» - поезд, «ляля» - кукла.

       Значительная ограниченность активного словаря и проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: «биби» - машина, самолет, пароход, грузовик.

       Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: «туй» (стул) – сидеть, «пать» (спать) – кровать.

       Фразовая речьотсутствует. Дети используют однословные слова-предложения: «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое.

Звукопроизношениехарактеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.

Слоговая структурасильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова. Сложная слоговая структура сокращается: «аба» - собака, «алет» - самолет.

 

2 уровень ОНР. Дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В литературе этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи».

В речи детей появляется довольно большое количество слов(существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены («лябака» - яблоко, «обуйчик» - огурчик).

Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы(«Кадас летит аепка» - Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов.

Предлогичаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези а той» - Книга лежит на столе).

В речи детей нарушается согласованиепредлога и существительного («мальчик сидят» - мальчик сидит), прилагательного с существительным («касный зезда» - красная звезда) формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются.

Словообразованиена этой степени речевого недоразвития отсутствует.

Звукопроизношениегрубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков.

Слоговая структураслов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги («вимед» - медведь, «лисипед» - велосипед).

Рассказ по картинкеили по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

 

 

3 уровень ОНРхарактеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка.

Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться: отсутствие главных или второстепенных членов предложения («Папа забивает картину» - Папа прибивает гвоздь для картины).

Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок, связанных с изменением словпо родам, числам, падежам, лицам и т.д. Но они все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных («ведры» - ведра, «ухи» - уши), смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода («лежит тапка»), неправильно согласуются существительные с прилагательными («красная солнце»), числительные с существительными («пять елки») и др.

По-прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются.

Словарный запасна первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выяснится незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей».

Нередки ошибки в словообразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, глаголы с приставками.

Звуковая сторонаречи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков. Слоговая структураслова воспроизводится правильно, кроме слов сложного слогового состава.

При пересказедети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, объединять содержание.

Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладением грамотой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....