доклад по преемственности между МДОУ и гимназией
статья (логопедия) на тему

В статье представлен опыт работы по преемственности между ДОУ и гимназией по инновационной программе по подготовке дошкольников к обучению в школе "Детский сад 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_preemstvennosti_belovoy.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

МДОУ Д\С   КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №50 «ДЕФЕКТОЛОГ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ

По преемственности в работе МДОУ №50 и гимназии №24 в рамках новых государственных стандартов.

ТЕМА: «Преемственность МДОУ №50 и СОШ гимназии №24 в подготовке детей к школе с использованием инновационной программы  «Детский сад 2100»

Выступила: учитель – логопед Белова Т.Ю.

6 октября 2011г

Г.Люберцы

                                                                                  «….Школьное обучение никогда не начинается

                                                                                                      с  пустого  места,  а  всегда  опирается  на

                                                                                                      определённую  стадию  развития,      

                                                                                                      проделанную  ребёнком».              

Л.С. Выготский.

     Школа  и детский  сад – два  смежных  звена  в  системе  образования. Если ребёнок  оказывается  не подготовленным  к  школьным  занятиям,  в классе  он  испытывает  дискомфорт,  т.к.  здесь  меняется  его  социальная позиция, ребёнок включается  в  особый   режим.

    Поэтому, мы  считаем  необходимым  сохранение преемственности в  работе  между  МДОУ д/с  комбинированного   вида №50  и  МОУ  Гимназией  №24, которая  является  важным  звеном  в  образовательном  процессе, и  направлена на  ориентацию требований  школы,  формирование  тех  знаний,  умений  и  навыков,  которые  необходимы  для  дальнейшего  обучения  в  гимназии.

      Мы  полагаем, что  существующая  уже  на  протяжении  многих  лет  преемственность между  этими двумя  образовательными  учреждениями способствует  сближению  условий  воспитания  и  обучения  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста.  Благодаря этому  переход   к  новым  условиям  школьного обучения  осуществляется  с наименьшими  для  детей  психологическими  трудностями.

     Необходимо  отметить, что в современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием  для   другого.

Так  как  наше  МДОУ  посещают  дошкольники   с  различными  речевыми  нарушениями, в  своей  работе  наряду  с  общеобразовательной  «Программой воспитания и обучения  детей в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой  мы используем и ряд специализированных  программ :

  1. « Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)»  Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
  2.  «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»  Т. Б. Филичева и  Г. В.Чиркиной

а  также  инновационные  программы:

  1. Комплексная  программа «Детский  сад  2100»,  рекомендованную  Российской академией  образования,  основной целью  которой  является:

-  Обеспечение  непрерывности  и преемственности  дошкольного   и  школьного образования;

-  Создание   условий  для  развития  функциональной  грамотности  личности  – человека, способного  решать  любые  жизненные  задачи (проблемы), используя  для  этого  приобретённые  в  течение  всей  жизни  знания, умения  и  навыки.

    Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

  1.Реализация цели данной программы  предполагает решение ряда задач.

  1. Разработка содержания, обеспечивающего   воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
  2. развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
  3. развитие эмоциональной сферы;
  4. цельность детского мировоззрения.
  5. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
  6. Формирование опыта самопознания.

     Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

    Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать  со  взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

       Программа  является  комплексной  и предполагает  реализацию  в  условиях   полного  пребывания  в  детском  саду.

         Данная  образовательная  система включает  в  себя  ряд  учебно - методических  пособий:

  1. «Программа дошкольного  курса  развития  речи  и  подготовки  к  обучению  грамоте»  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева,Т.Р. Кислова,   цель  которой -

предупреждение   ошибок  в  чтении  и  письме.

  1. Методические  рекомендации  к  пособию «Раз – ступенька, два – ступенька..» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина,   цель  которой ознакомление  детей   с  количеством  и  счётом, изменением  и  сравнением  величин, пространственными  и  временными  ориентировками.

      Нужно  отметить,  что у  детей  с  различными   речевыми  нарушениями в процессе формирования правильного произношения звуков  мы  большое внимание уделяем:

 1. Развитию внимания к звучащему слову, дифференциации звуков, анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять  первый  и  последний  звук  в  слове;  определять  позицию  звука   в  слове:  в  начале, в середине,  в конце  слова;  придумывать  слова  с  заданным  звуком;  выделять  гласные  звуки, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие; проводить звуковой  анализ  слогов  и  слов — все это создает предпосылки к успешному овладению грамотой (Игра «Подари картинку Буратино, Мальвине,  Артемону», «Катины подарки», «Назови первый и последний звук», «Подари  картинку»).  

  1. Лексическую  работу  по рДля  развитию,  уточнению и   обогащению  словаря  проводим  в тематических  беседах,  где знакомим  детей  с  предметным, глагольным  словарём,  словами-признаками,  многозначными  словами,  а  так же  словами  с  противоположным  значением.   (Игра «Наоборот», «Подбирай –запоминай» и др.)  
  2. Большое  внимание  обращаем  на  развитие  грамматического  строя  речи:
  1. Учим  детей  образовывать  слова   с  приставочным  и  суффиксальным  способами  по  определённым  моделям,  упражняем   в  образовании  слов  по  образцу: «Назови  ласково» ; «Большой – маленький -огромный».
  2. Формируем  навык  образования  и  употребления  форм  слов,  согласования  прилагательных  с  существительными  в  роде,  числе  падеже, согласование  числительных  с  существительными, местоимений  с  существительными. С этой  целью  мы  проводим  игры: «Жадина», «Весёлый  счёт»  «Считай и называй», «Один – много», «Чего  не  стало».
  3. Знакомим детей  однокоренными  словами,  учим подбирать  однокоренные слова, выделять  их  из  группы  слов.
  4.  Знакомим  с  предложением.  Учим составлять предложения с заданным словом, к определённой схеме, а так же графически  его  изображать.
  5. Знакомим дошкольников  с  предлогами; развиваем  умения  выделять  предлоги  из  предложения,  подбирать   предлоги  к  словам,  исправлять ошибки.  
  1. На  занятиях  по  развитию  связной  устной  речи  учим  детей:
  1. Отвечать  на  вопросы,  уметь  вести  диалог;
  2. Составлять  предложения,  распространять  предложения,  добавлять  недостающие  слова; работать с деформированным  предложением;
  3. Обучаем подробному  пересказу текста (по цепочке; по частям)
  4. Составлению  устной  загадки  описания  о предмете,  рассказа – описания  по  сюжетной  картинке, по  серии  картинок,  по  опорным  словам.

На таких занятиях мы используем  таблицы- схемы( так называемый план ответа),а так же   мнемотаблицы,  где на каждое слово или  маленькое словосочетание рисуется картинка и таким образом весь рассказ  зарисовывается схематично, что позволяет ребенку  по памяти, используя графическое изображение, воспроизводить  рассказ  целиком.

      На  занятиях  по  формированию  элементарных  математических  представлений  знакомство  с  новым  материалом  проходит  на  основе  деятельного  подхода,  когда  новое   знание  не  даётся  в  готовом  виде,  а  постигается  детьми  путём  самостоятельного  анализа,  сравнения,  выявления  существенных  признаков,  направляя    поисковые  действия дошкольников. Так, например, изучая  тему «Измерение», мы предлагаем детям измерить расстояние шагами от стола до аквариума  и запомнить количество шагов, затем педагог сам измеряет расстояние. Дети узнают, что число шагов  получатся  разное.  Педагог спрашивает: «Почему же так получается,   ведь расстояние одинаковое?»  - Потому что шаги у всех разные. В результате исследований дети  сами  делают  вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше их получается  и  наоборот, чем меньше  шаги,  тем  больше  их  получается, формируя при этом   представления об  измерении длины с помощью у словных мерок. Аналогично  проводим  работу  по  измерению  объёма  при  помощи  условных  мерок,  закрепляя это в игре  «В  гости  к Мишке  и  мышке», где  дети  получают  практические  знания  об  измерении объёма  при  помощи  условных  мерок, делая  соответствующие  выводы,   а  так же  учатся  сравнивать  числа.

    При  планировании  занятий   учитываем  межпредметные  связи.  Так  закрепление  количественного  счёта  проходит  на  логопедических  занятиях  в  играх  «Посчитай до 5» ( в старшей группе),  «Весёлый счет»», «Считай и называй»  ( в подг.гр);  закрепление  пространственно- временных   представлений  , отношение и сравнение величин  - на занятиях по  ознакомлению  с  окружающей  действительностью  в  играх «Большой- маленький-огромный», « Что около»  и,  наоборот,  на  занятиях ФЭМП  закрепляя пространственные  представления  учим  детей  правильно называть  предлоги.   На  занятиях  по  ИЗО  для  декоративного  рисования  вводим поиск  закономерности (порядка),  понятие  ритма  в  узоре, составление   узора  из  геометрических  фигур т.д.

    Все  лексические  темы,  пройденные  на  логопедических  занятиях,  прослеживаются  в разных  видах  деятельности: лепке, аппликации, рисовании,  конструировании, ручного  труда,  а  так  же  во  внеурочное  время  в  сюжетных  играх,  на  прогулке  (наблюдения, беседы).

    Учитывая  ведущую  деятельность  дошкольного  возраста, мы    все  занятия  строим  в  занимательной  игровой  форме  с  использованием  речевых  игр. Это  позволяет  детям  успешно  овладевать  необходимыми  знаниями. Учебный  материал подаётся  в   сопоставлении  и  побуждает  детей  постоянно  рассуждать,  анализировать,  делать  собственные  выводы,  учиться  их  обосновывать,  выбирать  правильное  решение  среди  различных  вариантов  ответов. Таким,  образом,  формируется  и  развивается  главная  ценность, основа  всей  учебной  деятельности – творческое мышление  ребёнка.

 Также большая работа проводится и с родителями при подготовке детей к школе. Разрабатываются конспекты совместных досугов, занятий, проводятся практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в  предшкольной  и школьной жизни ребенка». В результате обогащается  опыт родителей  по подготовке  к школе.

Проводимая   работа  способствует   повышению  внимания  родителей  к переживаниям  ребенка  в  предшкольный  период  жизни. Родители  знакомятся  с требованиями,  которые  предъявляет  школа  к  ученикам,  получают  рекомендации по развитию речи, им  предлагаются  игры  и  игровые  упражнения  по  развитию умственных  способностей  детей,  игры  с  буквами  и  цифрами.

   В  заключении  хочется  надеяться,  что  преемственность в работе МДОУ

детский  сад  комбинированного  вида№50   и  МОУ  гимназией №24  в  подготовке  детей  к  школе  по  программе «Школа 2100»,  во-первых,  поможет  нашим  выпускникам  войти в  школьный  мир  безболезненно  и  легко,  а,  во- вторых,  даст  возможность  получить  качественное  образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой

  Преемственность между детским садом и  школой – проблемы, мнения, фактыПоступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему п...

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...

Выступление на РМО по преемственности на тему: «Проблемы преемственности между детским садом и школой».

Вопрос  преемственности детский сад –школа возник с 1938 года с момента разработки  программы детского сада, которая была оформлена в виде «Руководства для воспитателей детского сада» и акту...

«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"

Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  Понятие преемственности трактуется шир...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»

На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилас...

Доклад на пед час: "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"

краткий доклад на тему "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"...

Доклад на тему "Система работы по осуществлению преемственности между ГКУ ЦССВ «Сколковский» и Психоневрологическим интернатом №5"

Преемственность - это  связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность носит объективный и всеобщий характер, прояв...