Конспект занятия по проведению сопряженной гимнастики языка, пальцев и кистей рук на тему: «Прогулка в осеннем лесу».
план-конспект по логопедии по теме

Галимова (Захарова) Марина Сергеевна

 

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук) на музыкальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_progulka_v_osennem_lesu.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР – д/с «Детство»

Конспект занятия

по проведению сопряженной гимнастики

языка, пальцев и кистей рук

на тему:

«Прогулка в осеннем лесу».

                                                         Подготовили и провели:

                                                     логопед Захарова М.С.,

                                                                музыкальный руководитель

                                      Зотова Л.Л.

г. Котельники, 29 октября 2009г.

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук).

Тема занятия: Прогулка в осеннем лесу.

Цель: развивать артикуляционную и мелкую моторику, дыхание, голос, чувство ритма; формировать правильную артикуляцию и ясное произношение слов при исполнении распевок; развивать умение правильно выполнять движения в соответствии с текстом; закреплять знание детей о признаках осени.

Оборудование: костюмы зайца, медведя, белки, ежа; муляжи осенних листьев, деревьев, грибов, фигурки ежей, зеркало.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

        Дети  друг за другом заходят в зал под музыку («Времена года» муз. Вивальди) и становятся в линию. Эта же музыка звучит фоном в течение занятия.

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку по осеннему лесу. И все, что мы там увидим, будем показывать пальчиками и язычками.

В лес осенний на прогулку                                По дорожкам, по тропинкам,

Приглашаю вас пойти.                                       По лесу гулять пойдем.

Интересней приключенья                                  Много интересного

Нам, ребята, не найти.                                        Мы обязательно найдем.

II. Основная часть.

Дети идут за логопедом змейкой по залу под музыку.

Логопед: Ребята, посмотрите, мы пришли на лесную поляну. Располагайтесь на ней! (Дети свободно расходятся по залу и останавливаются.)

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.        

        Поляна ровная — ровная (кисти рук прижаты друг к другу,
ладони повернуты вверх, язык свободно лежит на нижней губе).

Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки (руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык тянуть к носу).

2. Динамическое упражнение «Яблоки».

        Дети проговаривают с движениями стихотворение:

Веточки на яблоньке повисли от печали (поднять руки вверх, кисти опущены).

Яблоки на веточках висели и скучали (покачать опущенными кистями).

Девочки и мальчики ветки раскачали (покачать поднятыми вверх руками).

Яблочки о землю громко застучали (стучать кулачками по полу).

3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Яблоки соберем в корзины (пальцы рук переплести "корзинкой". Язык загнуть "чашечкой").

Яблоки кислые! (махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык)

Дома сварим из яблок варенье (большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу).

А еще испечем пирог.

4. Динамическое и дыхательное упражнение.

Мы поставим в печь пирог (по одной руке в стороны ладонями наверх),

Очень ароматный (вдох - выдох).

Из трубы идет дымок (вращать кистями, поднимать руки наверх),

Он такой приятный! (вдох - выдох)

Там за лесом (домик над головой), у реки (волнообразные движения рукой)

Пекарь Булочка живет (показать руками большой живот).

По утрам печет пирог он (переворачивать ладони вверх-вниз),

В гости всех к себе зовет (манящие движения руками к себе).

5. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Под яблоней растут грибы (языком сделать упражнение «грибок»).

У одних грибов ножки толстые (щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот).

У других грибов ножки тонкие (указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять).

Соберем грибы в корзины (пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык — "чашечкой").

6. Упражнение на развитие речевого аппарата, координации слова с движением («Логопедические распевки» Л.Б.Гавришевой, Н.В.Нищевой).

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на поляну.

Выходят по очереди дети в костюмах зайца, медведя, белки, ежа. Все дети повторяют за ними слова распевок и движения.

Заяц: Зайка в травке скок-скок (4 прыжка, руки соединить перед грудью),

          Зайка прыг за кусток (присесть).

            Смелый зайка не боится (4 прыжка),

            Не поймать его лисице (отрицательный жест указательным пальцем).

Логопед: Слышите, как трещат ветки деревьев? Кто это пробирается к нам сквозь заросли?

Медведь: Мишка любит сладкий мед (круговые движения рукой по животу),

                 Мишка мед у пчел берет (движения руками к себе).

                    Тем еще он знаменит (движение указательным пальцем),

                     Что зимою крепко спит (наклонить голову на сложенные вместе ладони).

Логопед: А кто это скачет по веткам и топает по дорожкам?

Белка: Белка прыгает по веткам (прыгают, сложив руки перед грудью).

             Гриб несет бельчатам-деткам.

Еж:Без тропинок, без дорожек (двигаются вокруг себя в полуприседе, сделав круглые спинки)

          Катится колючий ежик.

7. Динамическое упражнение.

Логопед: Вот, ребята, вы и познакомились с лесными жителями. Посмотрите, как красиво вокруг в осеннем лесу! Давайте с помощью рук и пальчиков расскажем осеннюю сказку.

Дети повторяют за логопедом движения под музыку («Менуэт» муз. П.Мориа). Логопед рассказывает сказку: «Лучики осеннего солнца освещают лесную поляну, скользят по веточкам деревьев, по разноцветным листьям (руки поднять наверх, пальцы правой, левой руки поочередно сжимать и выпрямлять). Подул прохладный осенний ветер, ветки деревьев закачались, зашумели своей листвой (качать руками наверху вправо-влево). Ветер усилился, стал холоднее, деревья закачались сильнее, листья зашумели громче (наклоны туловищем, качать руками наверху вправо-влево). Вот небо нахмурилось, и заморосил осенний дождь. Капли стекают по веткам, листьям деревьев и падают на землю (руки согнуты в локтях, пальцы рук сжимать и выпрямлять). И вот первый листок оторвался от ветки и, кружась в танце, скользнул по земле (руки подняты вверх, одну руку опускать в сторону и вниз, вращая кистью). Следом за ним в воздухе закружился второй (другую руку опускать в сторону и вниз, вращая кистью). И все листья опали (присесть, руки внизу, выпрямить ладони параллельно полу) ».

-Наша прогулка в осеннем лесу заканчивается, пойдемте по тропинке к реке.

Дети выстраиваются в линию.

8. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Через лес вышли к реке. Переплести пальцы рук, делать плавные волнообразные движения руками перед собой.

         Увидели лодку, сели в нее и поплыли домой. Сложить ладони "лодочкой". Руками двигать вперед-назад. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

Приплыли к берегу, вышли из лодки.

9. Ритмическое упражнение «Капли».

Начался дождь (похлопывание пальцами (одним, двумя…) одной руки по ладони другой руки). Дети повторяют движения и слова за логопедом:

                   Капля – раз! Капля - два!

                 Капли медленно сперва.

                   А потом, потом, потом

                   Все бегом, бегом, бегом.

                   До свиданья, лес густой!

                   Побежим скорей домой!

Логопед: Дождь становится тише, еще тише. И вот последняя капля упала, и дождь закончился.

Вот и мы оказались в наших теплых и уютных домах (соединить кончики пальцев "домиком" над головой).

III. Заключительная часть.

Логопед: И наше занятие подошло к концу. Всем спасибо! Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе раннего возраста «В осеннем лесу»

Конспект проведения открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе раннего возраста                             ...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме: «Прогулка весной».

Представлен конспект прогулки во второй младшей группе. Присутствует художественное слово, индивидуальная работа, подвижная игра, наблюдение и самостоятельная деятельность....

Конспект занятия по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Программное содержание:Образователные задачи:1.Познакомить детей с гласными  звуками А, О, У, показать их артикуляцию. Учить произносить звуки  изолированно, в слогах, в слова...

Конспект НОД по познавательному развитию в группе раннего возраста Тема: «Прогулка по осеннему лесу»

Конспект НОД по познавательному развитию в группе раннего возрастаТема: «Прогулка по осеннему лесу»...

Конспект занятия по развития речи в старшей группе на тему: "Прогулка по осеннему лесу"

ЦельФормирование грамматического строя речи. ЗадачиЗакреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».Упражнять: в согласовании существительных ...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе на тему: «Прогулка летом».

Конспект проведения прогулки во второй младшей группена тему: «Прогулка летом»....

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе на тему: «Прогулка весной».

Конспектпроведения прогулки во второй младшей группе на тему:«Прогулка весной».Воспитатель Батманова О.А.Цель: закреплять у детей конкретные представления о сезонных изменениях в природе. ...