Звук [ С ]
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Смалий Наталья Викторовна

Конспект занятия по произношеию и развитию речи длоя детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_s.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия 

по произношению и развитию речи

(подготовительная группа)

        Выполнила

учитель – логопед

I категории МБДОУ № 3

Макарова  Наталья Викторовна

Тема: Звук [С].

Цель: 

1.Учить правильному произ ношению звука [С] изолированно, в слогах, словах,    

   предложениях; определять наличие звука в слове.

2. Развивать речь, фоне матический слух, внимание, память.

3. Воспитывать интерес к обучению.

Предварительная работа:

       Специальная артикуляционная гимнастика по постановке и автоматизации звука [C]; характеристика звука [C], чтение чистоговорок со слогами СО, СА, СУ, СЫ, СЭ; упражнение на определение звука  в различных позициях; упражнения на развития умения правильно, согласованно составлять предложения;

Оборудование:

  1. Изображение звука [С].
  2. Артикуляционный профиль звука [С].
  3. Индивидуальные зеркала.
  4. Мягкая игрушка собака Сойка.
  5. Автобус.
  6. Спущенное колесо.
  7. Картинка к пальчиковой гимнастике.
  8. Карточки с символическим изображением мальчика.
  9. Игрушки к дидактической игре «Магазин» (собака, слон, лиса, самолет, стакан, лошадка, мышка, свисток, свинья).
  10. Буква Н, А,С, О, С к слову НАСОС.
  11. Мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент. – 1 мин.
  2. Сообщение цели занятия. - 1 мин.

    Сегодня мы будем работать  звуком — [С]. Мы будем продолжать учиться правильно, произносить этот звук, определять место звука [С] в слове, а потом играть с этим звуком четко произнося его. Нам будет помогать в этом нелегком труде вот эта собака. По знакомьтесь, ее зовут Сойка.

  1. Уточнение правильного произноше ния изолированного звука. – 3 – 4 мин.

    Сойка живет в городе, кото рый называется Свистунов. В этом горо де все умеют свистеть вот так: «С-С-С». Послушайте еще раз: «С-С-С ».

Дети хором и индивидуально произ носят звук [С] глядя в индивидуальные зеркала.        

 Какое движение выполняют губы, когда мы произносим звук [С]? Губы растянуты в улыбку – как называется это артикуляционное упражнение? (Лягушка)

-  А язык? (Он опускается вниз, за нижние зубы.) – рассматривание артикуляционного профиля.

- Какая струя воздуха выходит изо рта? Подуйте на ладошку (холодная).

- Сегодня, Сойка всех приглашает посетить магазин, который находится в городе Свистунов.

- Дорога туда дальняя, трудная и пешком нам с вами не дойти.

- Что же нам делать?

- Ребята, подумайте, нас много на чем мы можем все  вместе туда поехать?

- Нам нужна машина большая. Может автобус?

- Ребята,  посмотрите именно на этом автобусе мы с вами сегодня и будем путешествовать.

 4. Произношение звука [С] в слогах. – 2 мин.

     А сейчас мы с вами вспомним задание, которое было задано на дом (учитель – логопед читает чистоговорку, а дети показывают соответствующую картинку)

СА – СА – СА  - у норы сидит лиса.

СО – СО – СО – покатилось колесо.

СУ – СУ – СУ – серый волк живет в лесу.

СЫ – СЫ – СЫ – прилетели две осы.

СЭ -  СЭ – СЭ – шел автобус по шоссе.

5. Пальчиковая гимнастика - 1 мин.

«Птичка крылышками замахала

И тихонько прошептала

СССССССССССССССС»

6. Определение наличия звука в слове. – 2 мин.

     Вот мы с вами и попали в город Свистунов. В этом городе имена всех жителей начинаются со звука [С].

    Сейчас, я буду произносить различ ные имена (Саня, Коля, Соня, Света, Мила, Оксана, Катя, Слава), а вы будете поднимать карточку с символическим изображением мальчика только в том случае если услышите звук [С].

  1. Дидактическая игра «Магазин». – 3 мин.

      А сейчас мы с вами зайдем в магазин, который называется «Свисток» в нем продаются только те предметы, в названиях кото рых есть звук [С]. Но продавец запутался и положил на прилавок много лишних игрушек. Давайте мы поможем продавцу этого магазина отобрать игрушки, в назва ниях которых мы услышим звук [С]: стол, мяч, стул, слон, кот, сани, вилка, полка, весы, лиса, бусы, книга, самокат, соба ка, альбом, автобус, коса, насос (определение место звука в слове – индивидуальная работа).

8. Игра «Доскажи словечко». – 3 мин

      А теперь Сойка предлагает нам поиграть с мячом. Сойка называет детям первый слог и бросает ребенку мяч, а второй добавляют дети, поймав при этом мяч:

Слог СА: ли-са, о-са, ко-са, плак-са;

Слог СЫ: ли-сы, о-сы, ко-сы, плак-сы;

Слог СУ: ли-су, о-су, ко-су, плак-су.

9. Произношение предложений со сло вами, в которых есть звук [С]. – 4 мин.

        Ребята, у нашей собаки есть хозяин, а зовут его Саня. Он  расскажет вам о своей любимой собаке Сойке. Вы должны внимательно слушать Саню и если будут ошибки, исправлять  их.

У Сани любимый собака Сойка.

-  Кто заметил ошибку? Послу шайте, как заканчиваются слова: «любим ый собака». Разве окончания этих слов подходят друг другу? Как мы скажем о собаке «любимый собака » или «любим ая собака »?

Давайте повторим все пред ложение целиком. Кто повторит?

Аналогично разбираются следующие предложения:

Сойка большой собака.

У Сойки серый ухо.

У Сойки черная нос.

10.  Упражнение на развитие внимания (соотнесение буквы и цифры) - 2 мин.

       Молодцы  ребята вот и подошла к концу наша экскурсия в город Свистунов и нам пора возвращаться домой. Но посмотрите у нашего автобуса спущено колесо, мы прокололи его, когда ехали сюда. Как вы думаете, что мы должны сделать? Правильно мы должны накачать колесо. А вот как правильно называется предмет, которым мы будем качать колесо, мы узнаем, выполнив еще одно задание. Перед вами на столах лежат буквы мы сейчас вместе поставим их по порядку и прочитаем слово, которое у нас получится.

Н А С О С

Так как же качает насос? Какой звук мы слышим?

С – С – С – С – С – С – С – С – С – С

Давайте все вместе произнесем его – С – С – С – С – С - С

 11.  Домашнее задание. - 1 мин.

 - Сегодня вечером с воспита телем каждый из вас подберет картинку,  в названии которой есть звук [С] и определит место звука в слове.

12. Подведение итогов занятия. – 1 мин.

 Ребята, какой звук мы сегод ня учились произносить и различать?

 Какие слова с этим звуком вы запомнили?

 С каким новым для вас, словом познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...