Логопедический проект "Полезный зонтик" (инновационная разработка)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Проектно-исследовательский метод в дошкольном учреждении стал одним из основных компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. логопедический проект в первую очередь должен носить коррекционную направленность, т.е. участвуя в нем дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые умения и навыки. Цель проекта - научить осмысленному пересказу литературного текста с использованием исследовательской и продуктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический проект

«Полезный зонтик»

"Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

 дай попробовать

- и я пойму"

(китайская пословица)

       Проектно-исследовательский метод в дошкольном учреждении в последнее время стал одним из основных компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Одним из важных достоинств этого метода является самостоятельная "добыча" знаний детьми. Только  методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания, а вмести с ними опыт.

        В  первую очередь логопедический проект должен носить коррекционную направленность, т.е. участвуя в нем дети должны упражнять свои речевые возможности,  тренировать языковые навыки и умения.

        Русский язык - очень сложный по своим парадигматическим отношениям. Наша лексика включает в себя исторические, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать несколько синонимов. Ребенку - дошколенку трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом - "дружили", и тем более пересказать прослушанное произведение либо придумать собственный рассказ.  Особенно трудно это делать дошкольникам с нарушениями речи. Трудная  задача стоит также для педагога - организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным.    

        Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависят успехи обучения в школе, а также общение со сверстниками и взрослыми. Но даже взрослые не всегда могут интересно пересказать содержание книг и кинофильмов. Следовательно, этому умению нужно обучать с детства.

         Сказки, небольшие рассказы – хороший материал для пересказывания, поэтому мы решили использовать в нашем проекте небольшой текст доступный для ребенка и считать его фундаментом дальнейшей деятельности. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют легкому запоминанию и точному воспроизведению текста.

         Перед нами стояла проблема развития связной речи (навыка пересказа) дошкольника посредством использования исследовательской и продуктивной деятельности.  

Цель проекта: научить осмысленному пересказу литературного текста с использованием исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи:  

  1. развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь по выбранной теме;
  2. на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке;
  3.  познакомить детей с некоторыми синонимами, паронимами;
  4. развивать навыки грамматически правильной речи;
  5. приучить ребенка слушать, анализировать, осмысливать литературный текст;
  6. автоматизировать произношение трудных звуков русского языка (л, р); развивать произвольное внимание, память и воображение.

           Гипотеза: мы предположили, что если перед основной работой с текстом уточнить и расширить представления ребенка о назначении данного предмета, его составляющих; расширить словарь, познакомив со словами-близняшками (паронимами), словами-друзьями (синонимами); дать представления о многообразии и разнообразии зонтов по различным параметрам (цвет, форма, размер и т.д.); использовать продуктивную деятельность и элементы исследовательской (в изготовлении поделок и макета зонта); а после беседы по содержанию сказки и инсценировать ее, то пересказ текста будет более осмысленным, последовательным и выразительным.

            Наш экспериментальный проект осуществлялся в несколько этапов.

Этапы проекта:  

1. Знакомство с историей зонтика, с последующим изготовлением макета (аналога) древнего зонта.

2. Изучение строения зонтика.

3.Знакомство со словами-близняшками (паронимами), словами-друзьями     (синонимами). Знакомство с разнообразием зонтов по назначению, цвету, форме, размеру.

4. Игра «Дождик, дождик, не дожди…»

5.Продуктивная деятельность «Зонтик» (аппликация и поделки, изготавливаемые вместе с родителями дома).

6. Работа  с текстом «Полезный зонтик» (чтение, беседа по вопросам).

7. Инсценировка сказки «Полезный зонтик».

8.Продолжение сказки (использование элементов сочинительства на материале изобразительной деятельности).

        Предполагаемые результаты проекта:  правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; осмысленный пересказ текста; создание совместно с ребенком и родителями предметов  сказки; вовлечение родителей в продуктивную деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку.

 Участники проекта: дошкольник старшей группы, родители,

                                    учитель-логопед.

Тип проекта: исследовательско-творческий, краткосрочный.

I этап

А) Закомство с историей зонтика.

Цель: познакомить с историей зонтика, обогатив и расширив тем самым словарный запас дошкольников.

Родиной зонтика исторически возможно считать Китай или Египет, где он был символом богатства и власти. Зонтом могли пользоваться цари, короли  и вельмож. Изначально он применялся только для защиты от солнца. Зонты украшались бриллиантами,  золотом, поэтомуи весили они более 2 килограмма (!), а длина ручки была около 1,5 метра. Зонты носили специальные слуги и придворные. Но постепенно зонты стали более легкими, уменьшились в размерах, стали доступны многим. Зонтом начинают чаще пользоваться как защитой от дождя. Зонт и по сегодняшний день защищает нас от непогоды.

Б) Изготовление макета древнего зонтика.

Цель: учить коллективной исследовательской деятельности, а также умению делать вывод на основе этой деятельности.

Для изготовление предшественника нашего сегодняшнего зонтика  нам понадобилось: обычный зонтик, швабра, скотч, ножницы, весы (чтоб взвесить нашу будущую конструкцию), пол-литровая бутылка воды (для веса), пакет, в который можно сложить все необходимые части и взвесить будущую конструкцию. Для начала мы сложили все составляющие части в пакет и взвесили. Стрелка весов показала 2 кг. (приблизительно столько весил зонт в древности). Затем к швабре с помощью скотча мы прикрепили обычный зонтик и бутылку с водой. И вот такую конструкцию дети пробовали удержать самостоятельно. Дошкольники пришли к выводу, что такие зонты были тяжелыми и неудобными и поэтому их носили специальные слуги.

II этап

Изучение строения зонтика.

Цель: познакомить со строением зонтика и научить детей делать вывод после небольшой исследовательской деятельности.

Данный этап включал в себя знакомство с составными частями зонтика. Дети узнали , что зонт состоит из:

- ткани (полотнища);

- спиц;

- трости (стержня) с ручкой.

Мы решили узнать – возможно ли создать зонтик без спиц. Для этого мы взяли ткань (полотнище) от зонтика и стержень с ручкой и соединили их между собой. Дети пришли к выводу, что зонтик без спиц не может существовать, так как спицы удерживают ткань и придают ей куполообразную форму.

III этап

Знакомство со словами-близняшками (паронимами), словами-друзьями     (синонимами). Знакомство с разнообразием зонтов по назначению, цвету, форме, размеру.

Цель: расширение и обогащение словаря многообразием слов русского языка.

Дети под руководством учителя-логопеда знакомятся с разнообразием слов русского языка (паронимами, синонимами, различными прилагательными).

«Слова – близняшки» звучат одинаково, но обозначают разные предметы. Это следующие слова: ручка (зонта, двери, ребенка, канцелярская ручка и т.д.); спицы (зонта, для вязания); зонтик (как предмет защиты от непогоды, соцветие растения).

Для более наглядного примера слов –близняшек детям предлагается заучить небольшие четверостишия, сопровождаемые показом данного предмета.

  1. Подарил мне ручку Стас.

Мы пошли с ним в первый класс.

Пишем палки, закорючки.

Нам нужны тетрадки, ручки

  1. Можно дверь легко открыть,

Если ручку прикрепить.

Открываем дверь свободно,

А без ручки неудобно.

  1. Трудно старшим братом быть,

Научу сестру ходить.

По манежу повожу

И за ручку подержу.

«Слова-друзья» звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Например, у слова «крепкий» есть слова-друзья – надежный, прочный, неломающийся.

Цветной – разноцветный, многоцветный.  

С детьми было рассмотрено большое многообразие зонтов по цвету (одноцветные, однотонные, двухцветные, разноцветные, прозрачные, с рисунками), форме (куполообразные, вытянутые, уплощенные, оборочками, кружевами, бантиками), размеру (большие, маленькие), по принадлежности (детские, взрослые, женские, мужские), назначению неформальному назначению (для украшения свадебных нарядов, для декорирования цветочных клумб на улицах города).

IVэтап

Игра «Дождик, дождик, не дожди…»

Цель: научить раскрывать зонт во время дождя и аккуратно сворачивать,

         если дождя нет.

Инструкция: « Если услышишь два хлопка, значит на улице идет дождя. Нужно раскрыть зонт, спокойным шагом дойти до зверей, взять одного зверя и провести его до своего места (места заранее оговариваются). Если же услышишь один хлопок, значит дождя на улице нет. Зонтик нужно аккуратно свернуть, взять с собой на всякий случай и спокойно взять зверюшку и проводить его на свое место».

V этап

Продуктивная деятельность «Зонтик» (аппликация и поделки, изготавливаемые вместе с родителями дома).

Цель: научить последовательно излагать свои действия в речевом плане  после изготовления поделок.

Детям и их родителям дается домашнее задание – изготовить аппликацию или уменьшенную модель зонтика. Всё выполняемые действия проговаривать с ребенком, чтобы он смог рассказать как он с родителями изготавливал данную поделку, что для этого использовал (какой материал, инструменты), смог в речевом плане воспроизвести последовательность производимых действий.

VI этап

Работа  с текстом «Полезный зонтик» (чтение, беседа по вопросам).

Цель: научить отвечать на вопросы по прослушанному тексту.

После проделанной предварительной работы по обогащению словаря с использованием продуктов детской деятельности переходим к работе с текстом «Полезный зонтик». Текст прочитывается дважды и осуществляется беседа по тексту с использованием вопросов, на которые дети отвечают,  опираясь на прослушанный текст.

VII этап

Инсценировка сказки «Полезный зонтик».

Цель: научить в соответствии с ролью оречевлять каждого конкретного персонажа, используя средства интонационной-выразительности и его действия.

На данном этапе дети инсценировали сказку «Полезный зонтик» с помощью объемных фигурок бумажного театра и создания композиции лесной поляны. Дети учились воплощаться в роль каждого героя сказки, и в соответствии с ролью воспроизводить речь героя, используя средства интонационной выразительности и действия, производимые каждым персонажем.

VIII этап

Продолжение сказки (использование элементов сочинительства на материале изобразительной деятельности).

Цель: развивать умение детей сочинять продолжение истории в    сотрудничестве с родителями.

После инсценировки сказки детям было дано задание: дома придумать продолжение сказки и отразить ее в рисунке. Данный этап также как и 5 этап предусматривает совместную деятельность родителей и ребенка. И направлен на то, чтобы придя домой ребенок рассказал родителям сюжет сказки и используя помощь взрослого (если в этом есть необходимость) придумал ее продолжение. А после этого запечатлел свое продолжение сказки на бумаге в виде рисунка, также прибегая к  помощи взрослого.

         Наша гипотеза подтвердилась, так как после предварительной разносторонней работы по обогащению словарного запаса дошкольников с использованием продуктивной деятельности и элементами исследовательской,  пересказ текста стал  осмысленным, последовательным и выразительным.

           Таким образом, проектно-исследовательский метод в работе учителя-логопеда благоприятно сказывается на развитии связной речи дошкольников, раскрепощает их речевую активность, приучает делать необходимые выводы на основе проводимых исследований и последовательно,  осознанно оречевлять производимые ими действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики Н.А. Зайцева) "Коробка с карандашами"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики П.А. Зайцева)...

Методическая разработка логопедического занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте

Методическая разработка логопедического занятия посовершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте...

Конспект занятия в логопедической группе. Мои авторские разработки. Часть I

Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей; расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по...

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  ле...

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...