Главные вкладки

    Тема : « ГРИБЫ.ЯГОДЫ »
    календарно-тематическое планирование (логопедия, подготовительная группа) по теме

                                     

     

    Задачи

    Непосредственно

    образовательная деятельность

    Совместная деятельность воспитателя с детьми

    Самостоятельная деятельность

    Взаимодействие с родителями

     

    Познание

    Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе.

    Закрепить обобщающее понятие «ГРИБЫ», «ЯГОДЫ» ; названия различных грибов и ягод ; место их произрастания ; существенные признаки . Развивать воображение, творческое мышление. Активизировать внимание и память детей. Учить сравнивать , анализировать , устанавливать простейшие причинно – следственные связи , делать обобщение.

     

    ·         Формирование целостной картины мира

     Тема :  «Царство растений – грибы»

    Цели : Образовательные:

    Познакомить с разнообразием грибов , выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных , служат домом некоторым насекомым. Рассказать о строении грибов , объяснить , как правильно собирать грибы.

    Развивающие:

    Развивать воображение и творческое мышление .

    Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов : боровик, подберезовик, подосиновик, маслёнок, сыроежка и т.д.

     Обучать составлению  рассказа из личного опыта , пересказывать литературный текст.

    Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к природе , которая щедро одаривает нас своими богатствами.

     

    ·         Беседы :

    - «Грибы . Какие они?»

    ·         Рассказ воспитателя

    - «О разнообразии грибов»

    - «Съедобные – несъедобные грибы»

    - «Правила поведения в лесу»

    ·         Рассматривание иллюстраций, картин с изображением  ягод и  грибов , муляжей

    ·         «Грибная  и ягодная страна» ( сказочное путешествие)

    ·         Поисково – исследовательская деятельность :

    - «Как не заблудиться в лесу»

    - «Как отличить двойника гриба»

    - «Что нужно грибам для роста»

    - «Изучаем строение гриба»

    - «Ядовитые ягоды Помнить и знать»

    Экспериментирование

    - «Хватает ли света?»

    Дидактические игры :

    - «Ягоды : лесные и садовые»

    - «Угадай по вопросам и ответам»

           Рассматривание

    - фотоиллюстраций с изображением  грибов и ягод

    - муляжей  грибов

    ·         Настольно – печатные игры

    - «Лото»

    - «Домино»

    - «В лес за грибами и за ягодами»

    - «Грибы - ягоды»

    - «Запасём для белочки грибов»

    - «Дары леса»

    - «Что где растёт?»

    ·         Создание папки – передвижки

    - «Осторожно! Ядовитые грибы и ягоды»

    - Совместная работа с использованием природного и бросового материала «Осенние подарки»

    Рекомендации

    - наблюдения в естественной среде в лесу

    - поход в лес за грибами и за ягодами- знакомство с правилами сбора грибов и ягод

    -обследование объекта

    Приготовление ягодных соков, приготовление варенья, заготовка грибов : сушка, соление, маринование.

     

     

     

    ·         Формирование элементарных математических представлений

    Тема :»В лес за грибами и ягодами»

    Цели :

    - развивать навыки ориентации на листе бумаги;

    - развивать умение находить оптимальное решение путем сравнения двух чисел , выстраивания последовательности чисел по возрастанию или убыванию;

    - формировать классифицирующую деятельность – формировать навыки классификации по форме , величине, цвету;

    - развивать навыки решения простейших арифметических задач и «записи» решения задачи с помощью карточек с числами из арифметического набора;

    - развивать логическое мышление;

    - закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10

    - развитие общей и мелкой моторики.

     

    ·         Конструирование из природных материалов (коллективная работа)

    Тема : «В грибном и ягодном лесу»

    Цели :

    Учить использовать особенности природного материала и его формы в целях создания целостной и гармоничной композиции. Развивать навыки коллективной работы , распределять работу , согласовывать свои действия. Учить видеть в природном материале вторую сущность , учить видеть в привычных вещах аналогию , сходство с другими объектами. Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление; развивать общую и мелкую моторику рук.

            

             И/У – «Опиши, я угадаю»

    Р/И – «Что лишнее?»

     

    - Разгадывание кроссвордов

     - ребусов

    - головоломок

    - чтение скороговорок

    - Экологические сказки

    - Заучивание пословиц и поговорок

    - Составление описательных загадок о грибах и ягодах

     

    ·         Игры на развитие памяти

    - «Послушай, запомни, повтори»

    - «Что пропало?»

     

     

    ·         ФЭМП :

     

    - И/У «От меньшего к большему» ( выкладывание по размеру»

    - И/У «Раньше – позже» ( выявление временных  представлений)

    - с грибами «Порядковый счёт» ,

    - «В поисках земляничной полянки» - ориентация на листе бумаги , с использованием заданных маршрутов

    - решение арифметических задач «Грибной и ягодный урожай», «Будь внимателен», «Нарисуй по клеточкам»

     

    ·         Работа с энциклопедией

    «Большая энциклопедия для дошкольника» ( изд-во   ОЛМА – ПРЕСС)

    ·         «Когда созревает ягодка?» ( выбор варианта ответа)

    - Работа в тетрадях по графическому письму «Продолжи узор из грибов, ягод», «Нарисуй такой же»

     

     

     

    - Самостоятельная работа с природным материалом и пластилином

     

     

     

    Коммуникация

     

    Закрепить названия  грибов и ягод.

    Закрепить типы словообразования.

    Учить подбирать яркие эпитеты – прилагательные для описания грибов и ягод.

    Развивать навыки составления описательного рассказа с помощью схемы – алгоритма по теме «Грибы» и «Ягоды».

    Учить понимать образный смысл загадок , составлять и отгадывать их.

     

    ·         Развитие речи

    Тема : «Загадки о грибах и ягодах»

    Цели :

    Связная речь : продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос , строя предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа из опыта детей.

    Развитие словаря :  активизировать названия  грибов и ягод.Закрепить обобщающее понятие «грибы», «ягоды».Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.. Учить понимать образный смысл загадок. Формирование грамматического строя речи. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

    Звуковая культура речи :

    - Закреплять правильное произношение звука «Р»; учить выделять звук «Р» в начале , середине и конце слова. Уметь выкладывать схему слова. Составлять с заданным словом предложение и схему к нему.

    ·         Беседы

    - с использованием личного опыта детей ( «Как мы собирали с родителями грибы и ягоды»)

     

    ·         Свободное общение

    - «Что такое грибы?»

    - «Ягоды. Какие они?»

    - «Какая польза от  ягод?»

    - «Как заготавливают грибы и ягоды  на зиму?»

     

    ·         Рассматривание картины «В лес за грибами и ягодами» ( дидактический материал «Лето.Осень», «Ягоды – съедобные и ядовитые»

    ·         Упражнение «Если бы я был грибом…» (эмпатия)

    ·         Творческие задания :

    - «Что будет, если…»

    - «Хорошо , плохо»

    - «Грибы – это…»

    - «Ягоды – это …»

    Свободное общение : «Где растут грибы и ягоды?» , «Какие грибы ты знаешь?» , «Зачем в лесу грибы?»

     

    Совместное изготовление макета осеннего леса «Грибная полянка» , «Ягоды – лесные и садовые»

    Социализация

     

    Воспитывать заботливое  и бережное отношение к  лесным дарам : грибам и ягодам.

    Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

     

    ·         Создание предметно – развивающей среды и совместно изготовление атрибутов для с/р игр :

    - «Семья. Прогулка в лес»»

    - «Повар. Заготовка грибов и ягод на зиму.»

    - Составление алгоритмов к сюжетно – ролевым играм с помощью моделей

    - Оформление коллекции «Грибы – съедобные и не съедобные» из иллюстративного материала

    ·         Сюжетно – ролевые игры :

    - «Семья. Семейный обед из грибных блюд»

     

     

     

    ·         Лепка атрибутов для с/р игр из солёного теста

     

     

     

    Художественное творчество

     

    Учить видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета. Развивать творческую фантазию , умение видеть

    ·         Рисование

    Тема : «Грибной ёжик»

    Цели : Учить рисовать ежа – туловище с заостренной мордочкой  маленькие лапки , торчащие иглы  , на которых изображены опавшие листья, грибы , трава.

    - Упражнять в рисовании восковыми мелками.

    - Развивать чувство композиции.

    - Развивать общую и мелкую моторику.

    ·         Рисование

    Тема :»Гриб – трутовик»

    Цели : учить использовать особенности природного материала и его формы в целях создания живописной композиции. Учить использовать  в работе ранее полученные навыки и умения. Развивать аккуратность, чувство гармонии. Развивать общую и тонкую моторику.

    ·         Аппликация

    Тема : «Натюрморт» ( «Ягоды и грибы на тарелке»)

    Цели : -  Уточнять представления детей о форме ягод и грибов , их характерных особенностях : углубления , вытянутость , форма шляпки и ножки. Учить это передавать в аппликации , добиваясь большего сходства изображения с натуральными объектами.

    - Развивать общую и мелкую моторику.

    ·         Лепка  ( на пластине)

    Тема  :    «Гриб боровичок»

    Цели : - Развивать навыки создания рельефного изображения из пластилина на пластине. Совершенствовать навыки разминания и размазывания пластилина . Учить пользоваться стекой для придания изображению выразительности.

    Развивать общую и мелкую моторику.

     

            ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :

    ·         Ручной труд :

    - вышивание на картоне «Грибы» «Ягоды»

     

    ·         Коллективная аппликация

    - «Лесная полянка»

    ·         Аппликация

    -«Грибы в корзине»

    ·         Лепка

    - «Собираем  грибы»

    ·         Игровые ситуации : «Если ты оказался один в лесу» , «Вот они грибы»

    ·         - Оформление альбома «Грибы и ягоды»

    ·         - оформление фотовыставки «Как мы ходили в лес за грибами и ягодами»

    ·         - Набгр карточек из серии «Первые уроки» - «Грибы и ягоды»

    ·         Продуктивная деятельность :

    - рисование, лепка, аппликация с использованием шишек, листьев, плодов деревьев , бросового материала.

    - рисование, лепка, аппликация грибов и ягод  с использованием нетрадиционных техник.

     

     - Рисование по желанию с использованием трафаретов грибов , ягод , раскраски  по теме.

     

    - Рассматривание иллюстраций , дидактического материала из альбома «Лето. Осень»

     

    Изготовление шапочек – масок для детей

     

    Музыка

     Приобщать детей к искусству. Учить слушать музыкальные произведения , воспевающие природу. Воспитывать художетсвенно – эстетический вкус.

    Планирование занятий по плану музыкального руководителя

     

    ·         Слушание музыкальных произведений

    - ( П.И.Чайковский  «Времена года. Осень.»)

    - Л.Абелян «По грибы»

    - Раухвергер «Грибок»

     

    ·         Пение  

    -«Грибы - грибочки» (Т.Бокова)

    - «По малину в сад пойдём»

    ·         Танец «Ягодка лесная»

    -  М/И  «По грибы»

     

     

    - Обыгрывание сказки «Под грибом»В.Сутеева для малышей

     

     

    - Музыкально – игровое творчество

     

    Осенний утренник «Осень золотая в гости к нам пришла!»

     

     

     

    Изготовление костюмов для драматизации сказки «Под грибом» В.Сутеева

     

    Здоровье

    Формировать представления детей о пользе ягод и грибов для человека   и как очень вкусных продуктов питания, о лечебных свойствах ягод.

     

    ·         Беседы :

    - «О пользе  ягод и грибов  для человека»

    - «Культура приёма пищи»

     

     

     

    - Рассматривание плаката «Витамины»

     

    Информационно – наглядная агитация в приёмной : папки – передвижки, статьи в родительском уголке и т.д.

     

    Безопасность

    Формировать представление о  ядовитых грибах и ягодах ; о правилах их сбора. Повторить правила поведения в лесу.

     

     

    ·         Беседы и ситуативные разговоры с детьми :

    - «Почему нельзя употреблять в пищу незнакомые ягоды и грибы»

    - О правилах безопасного поведения в  лесу»

     

    - С участием старшей медсестры :

    - «Что мы знаем о съедобных и ложных грибах»

     

    - Рассматривание книг, видео, презентаций

     

    - Д/И «Хорошо – плохо»

     

     

    - Рассматривание иллюстраций , связанных с правильным употреблением в пищу грибов и ягод, способах их сбора и  приготовления в пищу.

    - оформление стенгазеты «Осторожно ! Ядовитые грибы и ягоды»

    Труд

    Воспитывать желание ухаживать за садовыми ягодными кустами ( крыжовник, смородина, малина).  Оказывать помощь взрослым при посадке саженцев.

    Учить пользоваться выносным оборудованием для трудовой деятельности  ( веники, грабли, вёдра, носилки, лопаты, рыхлители, лейки)

     

    - Уход за   кустами ( полив, рыхление , внесение удобрений , подвязывание сломанных веток, уборка опавшей листвы , прополка)

    - приведение в порядок земельной площади огорода после сбора урожая (выдёргивание сорняков , перекапывание земли)

     

     

    ·         Ручной труд :

    - Лепка атрибутов для сюжетно – ролевых игр

    - Папье – маше « Ягоды, грибы»

    - изготовление книжечек «Грибы» , «Ягоды»

    - карточки для штриховки по теме

    - пазлы «Грибы» «Ягоды»

     

    - Знакомство с профессиями садовода.

    ·         Поручения :

    - сбор  урожая ягод

    - утепление многолетних культур  листьями и травой

     

    ·         Игра:

    - « У медведя во бору»

     

     

    Чтение художественной литературы

    Развивать художественное восприятие и эстетический вкус , развивать литературную речь

    ·         Чтение сказки «Под грибом» В.Сутеева

    Цели : - - Учить понимать смысл сказки , заключённую в ней мораль

    - Учить домысливать, понимать «написанное между строк».

    - Развивать пантомимические навыки : учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

     

    ·         Чтение

    - В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

    - З.Александрова «В грибном царстве»

    - П.Потёмкин «Мухомор»

    - Т.А.Шорыгина «Туесок брусники»

    - «Голубая ягодка»

    - «В лес за земляникой»

    - «Клубника румянится»

    - «Подосиновик»

    - Загадки об овощах и фруктах

    ·         Работа  в книжном уголке рассматривание иллюстраций, фотографий , муляжей ,дидактических альбомов, наборов открыток по теме.

     

    - Создание условий для чтения стихов и скороговорок , загадывания загадок , пословиц  и поговорок об  ягодах и грибах

     

    - Чтение художественной и познавательной литературы по теме

    Физическая культура

    Развивать выносливость , силу, ловкость, совершенствовать навыки различных видов ходьбы, бега, прыжков  в ходе прогулок ,  походов в лес

     

    ·         Пальчиковая гимнастика :

    - «Ягоды»

    - «Мухомор»
    - «мы маслята»

    - « По грибы»

    - «мы грибочки собираем»

     

    ·         Подвижные   игры :

    - «Охотники и грибы»

    - «У медведя во бору»

    - «Сад»

    - «Сортируем  ягоды»

     

    ·          Малоподвижная игра

    -«Найди и промолчи» ( муляж грибов или ягод  по выбору детей)

     

    - И/У «В лесу»

     

    ·         Физкультурный досуг

    - « В лес за грибами и за ягодами»

    ·         Эстафета

    - «Сбор  грибов»

    ·         Спортивная игра

    - «Путешествие  в лес»

     

    Самостоятельные подвижные игры детей (  по желанию)

    Физкультурный досуг «В лес за грибам и за ягадами»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексно-тематическое планирование по теме "Грибы, ягоды"

    Представленое комплексно- тематическое планирование по теме "Грибы, ягоды" содержит задачи, работу с детьми, взаимодействие с родетелями....

    Методические рекомендации для родителей по темам: "Грибы", "Ягоды".

    Методические рекомендации родителям по закреплению лексических тем: "Грибы", "Ягоды"....

    Игровой сеанс Тема: "Грибы-ягоды"

    В материале представлен фотоотчет игрового сеанса в СРП по лексической теме "Грибы-ягоды"...

    Педагогический проект на тему: «Грибы, ягоды» для старшего дошкольного возраста.

    Целеполагание.Ягода – это небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарников и травянистых растений, которые растут в лесах и садах. В зависимости от места произрастания ягоды называются лесными и ...

    Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"

    Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...

    Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"

    Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...