Главные вкладки

    Слова обозначающие признаки предмета 3 класс ОНР
    план-конспект по логопедии по теме

    Учить детей находить слова обозначающие признак предмета.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon frontalnoe_zanyatie.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

    Конспект открытого фронтального занятия

    Тема: «Слова обозначающие признаки предмета»

    3 класс ОНР

    Выполнила студентка 4 курса 402 гр.

    Факультет специальной педагогики

    и специальной психологии

    Пустовойт Е.И.

                                                                                          Логопед: Бучинская А.Ю.

                                                                                                            Методист: Садовникова Е.Н.

    Москва 2006

    Цель: учить детей находить слова обозначающие признак предмета.

    Задачи:

    1. Закрепить понятие о словах, обозначающих признак предмета.
    2. Учить образовывать слова-признаки от слов-предметов.
    3. Учить задавать вопросы к словам-признакам, находить их с помощью вопросов.
    4. Обогащение словарного запаса за счёт слов-паронимов через составление словосочетаний.
    5. Обогащение словарного запаса  словами-признаками.
    1. Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
    2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
    1. Совершенствовать психические процессы: восприятие, внимание, мышление.

    Оборудование: карточки с графическим изображением предмета, действия и признака предмета на каждого ребенка 10х10, предметные картинки на которых изображены объекты в действии, карточки с деформированным предложением на каждого ребенка,  тетради, доска, мел.

    Название этапа:

    I. Организационный момент

    II. Объявление темы

    III. Работа со скороговоркой

    IV. Работа со словом

    V. Физминутка

    VI. Составление предложений

    VII. Работа с деформированным предложением

    VIII. Итог

    Ход занятия:

    № этапа

    Содержание занятия

    Ответы детей

    Время

    I

    Сядет тот, кто повторит за мной 4 слова:

    - Шорты, майка, брюки, носки.

    - Футболка, рубашка, блузка, кофта.

    - Шуба, куртка, пальто, пиджак.

    - Юбка, платье, кофта, жилет.

    Назовите всё перечисленное одним словом

    Для чего нам нужна одежда?

    одежда

    чтоб нам было не холодно…

    II

    Из чего состоит наша речь?

    Из чего состоят предложения?

    Сегодня на занятии мы поговорим о том, какая бывает одежда. Будем учиться образовывать слова-признаки от слов-предметов. Задавать вопросы к словам-признакам и находить их с помощью вопросов.

     Из предложений

     Из слов

    III

    Повторите за мной скороговорку:

    У Кондрата куртка коротковата.

    Проговорить:

    -удивлённо, весело, грустно.

    -медленно, быстро.

    Какая одежда упоминалась в скороговорке?

     Повторяют

    Куртка

    IV

    Ребята, сегодня мы с вами оказались в очень интересном месте. Прочитайте название.

    Как называют мастера, который делает одежду?

    а) образование качественных прилагательных.

    Сравните одежду на рисунках? Чем отличается?

    Опишите, какого цвета одежда?

    Одежда разного цвета, это одежда -

    Юбка в клетку –

    Брюки в полоску –

    б) образование относительных прилагательных.

            Жил портной один умелый,

            Знал прекрасно своё дело,

            Шил одежду на заказ,

            Ткани выбирал для вас:

            Драп, парчу, шерсть и атлас.

            Игра «Ателье»

    Что нужно, чтобы сшить одежду?

    Посмотрите у вас образцы тканей, вспомните их название

    Потрогайте образцы, какая ткань на ощупь?

    Скажите, какую одежду сошьют:

    1. из шёлка (какая?)
    2. из бархата (какая?)
    3. из ситца (какая?)

    Какая? шёлковая, какая? ситцевая, какая? бархатная – назовите одним словом эти слова.

    На какой вопрос отвечают?

    На доске карточка  

    слова-признаки

    какой?  

    какая?

    какое?

    какие?

    На какие ещё вопросы отвечают слова-признаки?

    Как мы их подчёркиваем?

    в)  закрепление понятия слова – признаки

    На выбор одежды влияет погода. В разное время года мы носим разную одежду. Какие времена года вы знаете?

    Одежда для зимы –

    Одежда для лета –

    А вот одежда для весны и осени называется межсезонная или демисезонная. Демисезонная – одежда, годная для носки весной и осенью.

    Давайте поможем Незнайке одеться по сезону. Разложите картинки с летней одеждой в конверт с солнышком, зимней – со снежинкой, весенне-осенней – с ландышем и осенним листочком.

     Образуйте от слова зима слова- признаки, чтобы они отвечали на вопросы какой? какая? какое? какие?

    Дети называют, логопед выставляет карточки со словами на доску.

    зимний                          костюм

    зимняя                           шуба

    зимнее                           пальто

    зимние                          брюки

    Похожи эти слова? Чем они отличаются?

    Прочитайте эти слова, выделив голосом окончания.

    Подберите каждому слову- признаку из первого столбика соответствующую картинку-предмет из второго.

    «Ателье»

    Портной, ткач, швея

    Цветом

    Чёрные брюки, жёлтая блузка, розовое платье, голубые шорты.

    разноцветная

    клетчатая

    полосатые

    ткань, материал

    шёлк, бархат, ситец

    гладкая, шершавая,

    плотная, тонкая

    шёлковая

    бархатная

    ситцевая

    Ткань

    Какая

    Какое, какие, какой

    Волнистой линией

    Зима, весна, лето, осень

    зимняя

    летняя

    Дети раскладывают

    Похожи, слова отличаются окончаниями

    читают

    выполняют

    V

    А теперь мы немного отдохнем.  Все встали. И повторяем за мною движения.

    А сейчас все по порядку

    Встанем дружно на зарядку.

    Руки стороны, согнули.

    Вверх подняли, помахали.

    Спрятали за спину их и оглянулись:

    Через левое плечо, через правое еще.

    Дружно присели, пяточки задели,

    На носочки поднялись,

    Опустили руки вниз.

    Хорошо.

    Теперь я  бросаю мяч, задаю вопрос, а вы отвечаете на него словом -

    признаком и возвращаете мяч обратно.

    1.  Для различных занятий тоже может понадобиться специальная одежда:
    1. Костюм для спорта –
    2. Блузка для праздника –
    3. Платье для школы –
    4. Пижама для ночи –
    1. Для людей разного возраста нужна разная одежда:
    1. Одежда для детей –
    2. Одежда для женщин –
    3. Одежда для мужчин –
    4. Одежда для взрослых –

    Молодцы.

    спортивный

    праздничная

    школьное

    ночная

    детская

    женская

    мужская

    взрослая

    VI

    Игра «Кто во что одет?»

    Люди разных профессий носят разную одежду, которая называется форменная. Посмотрите из слова – предмета образовалось слово-признак.

    Подпишите, какая одежда нужна людям разных профессий.

    У милиционера одежда (какая?)_______________________________

    У моряка одежда (какая?)________________________________

    У солдата одежда (какая?)________________________________

    У учеников одежда (какая?)________________________________

    Прочитайте получившиеся предложения.

    Спортивная, милицейская, военная, морская, школьная - назовите одним словом.

    На какой вопрос отвечают?

    зачитывают

    форма

    Какая?

    VII

    В наше ателье зашёл человек Рассеянный с улицы Бассейной. Он всегда спешит и всё путает. Он купил одежду для всей семьи, но

    что-то напутал.

    Найдите и исправьте ошибки (каждому раздаётся текст с ошибками)

    В шкафу лежит новое чёрное костюм.

    На вешалке висит детские драповые пальто.

     На полке лежит красивая бархатная платье.

    На диване приготовлена нарядный цветной блузка и т.д.

    Как подчёркиваем слова-признаки? Подчеркните простым карандашом эти слова.

    VIII

    О чём сегодня говорили на занятии?

    С какими словами работали?

    На какие вопросы отвечают слова-признаки? Как подчёркиваем слова-признаки?

    Из чего состоят предложения?

    Занятие окончено.

    О одежде

    Со словами-признаками

    Какой? Какая? Какие?

    Волнистой линией

    Из слов



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Сравнение признаков предмета"

    Дети знакомяться с признаком мягкое твёрдое,учатся выделять главный признак....

    Слова, обозначающие действия предметов.

    Научить находить слова-действия, задавать к ним вопросы, выделять в предложении....

    Конспект занятия по теме "Признаки предметов. Геометрические формы и цвета" (подг. гр.)

    Занятие проводилось в подготовительной группе в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"....

    Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Слова, обозначающие предметы"

    Занятие составлено для подготовительной логогруппы в рамках программы по коррекции ОНР....

    «Слова, называющие признаки предмета»

    Цель: дать понятие о словах, называющих признаки предмета;Задачи:·        расширить и уточнить словарь признаков предмета;·...

    Конспект занятий по развитию речи в 1 младшей группе ________________________________________ «В гости к Зайке» Задачи: 1. Расширять знания об окружающем мире. 2. Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назнач

    Конспект занятий по развитию речи в 1 младшей группе «В гости к Зайке»Задачи:Расширять знания об окружающем мире.Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающ...

    Признаки предметов. Классификация предметов по существенным признакам

    Открытое занятие по развитию элементарных математических представлений...