Рисуночные методы в работе педагога-психолога
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Новикова Наталья Васильевна

В данной работе представлены программы, которые обеспечивают совместную деятельность педагога - психолога и логопеда, направленную на развитие психологической базы речи ( восприятие, псмять , мышление и др.). Представлены системы коррекционно - развивающих занятий, позволяющие решить следующие цели и задачи, такие как:

- формирование умения внимательно слушать и точно воспроизводить инструкцию взрослого,

- развитие произвольного внимания,

- развитие логического мышления,

- развитие умения осуществлчть последовательные умственные действия и др.

Ценность и актуальность данного материала в том, что он отработан на практике, позволяет получить качественный результат в работе с детьми при подготовке к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми проблемами в условиях дошкольного образовательного учреждения

Основная цель: обеспечить совместно с логопедом коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление).

Для реализации поставленной цели использую в своей работе системы коррекционно – развивающих занятий:

  1. Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет» (психолог – дефектолог). Практикум для психологов и логопедов. В арсенале:

- дыхательно – координационные упражнения;

- упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти и мышления;

- развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук;

- профилактика нарушений зрения.

2. Данилов И.В. «Системы упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов». Достигается развитие достаточно продолжительной умственной работоспособности;

        -умения обобщать и дифференцировать предметы и понятия наглядно-образного и логического мышления;

        -совершенствование графических навыков и развитие мелкой моторики руки.

3. Самостоятельно разработанные и составленные упражнения по развитию мелкой моторики руки.

4. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Игры и упражнения для подготовки детей к школе» (игры, задачи, основы письма и рисования).

5. Катаева Л.И. «Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе». Конспекты занятий. В основе занятий – игры и игровые задания, направленные на развитие познавательных процессов и эмоционально – личностной сферы, а также релаксационные упражнения.

        Игры и игровые упражнения направлены на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно - волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения).

        Задания и игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. Включены упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.

        Занятия состоят из 4-5 частей. Количество частей в зависимости от состояния детей может уменьшаться. Продолжительность занятий 35 мин. Соответствуют психологическим и физическим возможностям детей.

        В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятий порядок игр и упражнений можно менять  Цикл занятий 7 месяцев. Одно занятие или два в неделю. Данные системы коррекционно – развивающих занятий позволяют охватить большее количество детей нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении, с одной стороны и требуют большей активности от психолога в плане подготовки к занятиям, материально- технического обеспечения, большое количество демонстрационного материала.

         В связи с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в развитии мелкой моторики, так как движения пальцев тесно связаны с речевой функцией. Поэтому подобрали блок упражнений, направленных на развитие координации тонких движений кисти и пальцев рук и пространственной ориентации. Очень нравятся детям и старших, и средних, и подготовительных групп пальчиковые игротренинги, напевность слов с одной стороны, речетатив с другой, да еще в игровой форме, можно улыбнуться вместе со всеми, отдохнуть, расслабиться, а обучающий, корректирующий компонент присутствует и развивает, минимум затрат и максимум пользы. Пальчиковые тренинги особенно интересные детям это «Машенька», «Утречко», «Мы пошли в лесок гулять», «НА полянку мы пойдем», «Мы охотимся на льва», «Золотая слива» и т.д. (координация слова и движения).

        Вот уже в течение долгих лет работы использую чудесные упражнения И.В.Данилова для развития у детей произвольных познавательных процессов. Система коррекционно – развивающих занятий содержит упражнения по развитию графических навыков. Вниманию, оперативной памяти, наглядных логических операций. Пособие построено на известных методических приемах диагностики и тренировки базовых умений и навыков: мелкой моторики («Графический диктант»), внимания («Корректурная проба»), логического мышления (по модели тестов Айзенка и Равенна). Это обеспечивает соответствие методического инструментария тренируемым навыкам. Ценность использования данного инструментария еще и в том, что можно охватить большее количество детей именно с речевыми проблемами при подготовке к школе. Данная программа состоит из 60 уроков и рассчитана на 8 месяцев занятий с детьми в режиме 2-3 раза в неделю.

        Каждое занятие состоит из 6 заданий, методические рекомендации и инструкции к каждому заданию достаточно просты и не меняются на протяжении всего курса, тем самым у детей вырабатывается определенный алгоритм работы, происходит постепенное усложнение содержания с расчетом на ближайшую зону развития ребенка, то есть дается возможность справиться самостоятельно. После нескольких первых занятий ребенок начинает сам, практически без вмешательства взрослого, свободно ориентироваться в заданиях. Требуется только контроль за выполнением и при необходимости исправление ошибок, а так же стимуляция и поощрение его работы.

  1. Задание - «Графический диктант». Направлено на формирование умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, ориентироваться на плоскости, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
  2. Задание – «Корректурная проба» - направлено на тренировку объема, концентрацию и устойчивость произвольного внимания, скорости и качества формирования простого навыка. Используются три вида символов: буквы, цифры и геометрические фигуры.
  3. Задание «Продолжить ряд изображений» направлены на развитие у детей умения осуществлять последовательные умственные действия: сравнивать. Выделять главное и второстепенное, обобщать по признаку. Целенаправленно думать.
  4. Задание «Вставить пропущенную фигуру» - по содержанию и методике использования идентичны третьим заданиям.
  5. Задание – «Четвертый лишний» - направлены на развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать по признаку (форме, величине, расположению на плоскости, направлению штриховки).
  6. Задания – «Матрицы» направлены на развитие логического мышления, смекалки, сообразительности.

Также использую при подготовке к школе детей с речевыми проблемами элементы кинезиологии (наука о развитии головного мозга через движение). Автор Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников». Происходит формирование динамического и кинестетического праксиса, коррекция мышечного тонуса. Важное примечание – детям с эпиготовностью и астматическим компонентом дыхательные упражнения противопоказаны.

Цель программы:

  1. Развитие межполушарной специализации.
  2. Развитие межполушарного взаимодействия.
  3. Синхронизация работы полушарий.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Развитие способностей
  6. Развитие памяти, внимания , речи.
  7. Развитие мышления.                                                                        Для получения качественного и стойкого результата продолжительность занятий ежедневно 10-15 минут. Время проведения ограничено – утро, день

Вот один из комплексов этой программы:

КОМПЛЕКС №1.

  1. Колечко.
  2. Кулак – ребро – ладонь.
  3. Лезгинка.
  4. Зеркальное рисование.
  5. Ухо – нос.
  6. Змейка.
  7. Горизонтальная восьмерка.

1 КОЛЕЧКО. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно. Затем вместе.

  1. КУЛАК – РЕБРО – ЛАДОНЬ. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с психологом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой , потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении психолог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
  2. ЛЕЗГИНКА. Левую руку сложите в кулак. Большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Прикоснитесь к мизинцу левой. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
  3. ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
  4. УХО – НОС. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши. Поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
  5. ЗМЕЙКА. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните пальцы к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
  6. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА.

1,2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3,4,5,6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда – обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7,8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутыми изо рта языком.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог- психолог Новикова Н.В. МБДОУ № 41. 27.02.2017

Слайд 3

Материалы: лист ватмана, краски, кисти, стаканчики с водой, цветные карандаши. Цель: профилактика синдрома эмоционального сгорания у педагогов. Задачи: возможности осознования и изменения эмоциональных состояний педагогов, включенных в изобразительную деятельность; Налаживание взаимодействия между участниками;

Слайд 4

Психолог предлагает каждому участнику представить себя в виде блюда на обеде и расположить- нарисовать его на столе-ватмане. Во время выполнения задания налагается запрет на разговоры между участниками. После выполнения задания участники садятся в круг и обсуждают продукт своей творческой деятельности по следующим вопросам: какое блюдо нарисовано, какими характеристиками его можно наделить, можно ли провести соответствие между характеристиками блюда и гранями личности рисовавшего, пространственное расположение блюд, оформление стола и т.д. Важно, чтобы возможность высказаться получил каждый участник.

Слайд 5

Психолог предлагает обсудить тему значения еды в жизни человека: какие функции выполняет еда в жизни человека; детские воспоминания о процессе приема пищи в семье, детском саду, школе; обязательные блюда, полезность –не полезность продуктов; этикет за столом; индивидуальные особенности приема пищи; культурные традиции, связанные с едой; национальные особенности кухни; «пищевые» метафоры, используемые в сфере человеческих отношений. В завершении участники делятся своими впечатлениями. Формулируются основные положения оптимизации процесса приема пищи в образовательном учреждении.

Слайд 7

Какие блюда нарисованы? Ответы : кусок торта на блюдечке с голубой каемочкой; Курица с зелеными листьями салата на блюде с розовой каемочкой; кофе черный с молоком; конфета; конфеты в вазочке; яблочный пирог; мороженное в вафельном стаканчике и т.д. Какими характеристиками их можно наделить: вкусный, аппетитный, сладкий, мягкий, горячий, сочный, роскошный, привлекательный, диетическая, полезная, вкусная, тонизирующая, стимулирующая к работе и т.д. Можно ли провести соответствия между характеристиками блюда и гранями личности рисовавшего? Мягкий, горячий, мягкая и нежная; крепкая и бодрящая и т.д.

Слайд 8

Оформление: Скатерть стола, рюшечка коричневого цвета. Функция еды в жизни человека. Питание, поддержка человека в действующем состоянии; повышение настроения; согревает, успокаивает, еда , как атрибут общения, угощение, как ритуал, как лечебное меню, похудение, привычка, снятие стресса, удовольствие, всегда доступна, средство для фантазии в процессе приготовления, молчаливое бессловесное самовыражение, состояние души, обеспечение человека полезными веществами, ассимиляция.

Слайд 9

Опять есть, а аппетита нет. Очень любила бабушкины пироги с вишней, с черной смородиной, с малиной, с клубникой, «пироги- посыпушки » с вареньем. Хлеб с салом. Консервированный компот из вишни и черники зимой. Цыпленок - табака с чесноком, картофельное пюре, сосиски, вареное яйцо, какао, манная каша, блины или оладушки на завтрак.

Слайд 10

Индивидуальные особенности приема пищи: в компании, с радио, с музыкальным сопровождением. Просмотр новостей или кинофильма, вместе с семьей за обеденным столом. В тишине и одиночестве (мечта мамы замученной детьми). По разному. Национальные особенности кухни: калорийная, жирная. В русской традиции на 1-е суп, на 2-е картошка с мясом, котлеты; каша перловая с отварной или жареной рыбой; салаты или винегрет, любые овощи. Чай, кофе, компот. В узбекской много специй. «Пищевые» метафоры, используемые в сфере человеческих отношений: муж, объелся груш. Хлеб – всему голова. Скатерть-самобранка. Молочные реки, кисельные берега.

Слайд 11

Вкусно Полезно Совместно, коллективно В определенное время В соответствии с особенностями национальной кухни Красивая и эстетическая сервировка стола В спокойной обстановке и размеренно.

Слайд 12

Эффективно работает в работе с дошкольниками. При переживании сложных чувств легче выразить чувства в рисунках. I этап: свободная активность перед собственно творческим процессом-непосредственное переживание (может быть короткое или длительное) II этап: процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление

Слайд 17

На начальной стадии(от одного до четырех занятий) рисунки: 1) отображают внутренний мир ребенка, образы отражают причину проблем ребенка; 2) отражают потерю внутреннего контроля и существование чувств отчаяния и безысходности; 3) дают возможность установить контакт с психологом (часто изображают психолога в виде доброго гиганта, летчика вертолета, нянечки.

Слайд 19

1) выражение эмоции в чистом виде; 2) борьбу противоположностей (добро со злом); 3)углубление взаимоотношений между ребенком и помощником. Рисунок как мостик для перехода к непосредственному обсуждению болезненного вопроса или для раскрытия тайны.

Слайд 20

1) образы, которые отражают смысл мастерства, самоконтроля и достоинства; 2) сцены отражающие положительные образы; 3) автопортрет или различные мандалы ; 4) забавные сцены; 5) картинки, отражающие независимость.

Слайд 22

Темы серий «Путешествие в детство». 1. Когда я был маленьким 2. Моя любимая игрушка 3. Моя первая ложь 4. Я в детстве.

Слайд 23

Серийное рисование Варианты: по проблематике в течение нескольких встреч. В одну встречу - с ерия из 6 рисунков. Зависит от времени и от возраста. Может быть несколько тем на одном листе ( раскадровка ). Может быть круг разделенный на сектора. Проблема, вопрос, что нужно прояснить. Это –травмирующая ситуация, работа со страхами, с агрессией, с болезнью. Увидеть ситуацию, найти ресурс

Слайд 25

Материалы: листы бумаги разного размера, разной фактуры, скотч, ножницы, кисти, акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, ластик, стаканчики с водой, салфетки и др. Схема проведения методики: подготовить материалы, место для проведения. Установить контакт с ребенком и озвучить инструкцию к выполнению задания. Анализ: обсуждение замысла, стратегия взаимодействия с партнером по рисованию

Слайд 26

Что помогало. Что мешало в выполнении задания. Какие воспитательные стратегии можно наблюдать в процессе детско-родительского взаимодействия. Какие методы побуждения применял родитель. Как реагировал ребенок на воздействия родителя. Заполнить протокол.

Слайд 27

Бланк протокола. Ф.И родителя. Возраст. Пол. Образование. Дата проведения. Время выполнения рисунка: начало, окончание. Ф.И. ребенка. Возраст. Пол. Образование. Дата проведения. Время выполнения рисунка: начало, окончание. И таблица к протоколу.

Слайд 28

Действия родителя Действия ребенка Особенности выполнения рисунка Комментарии во время рисования Беседа после рисования. Психолог_________________________________________________ Рекомендуемая литература: Мельникова М.Л. Рисунок мать и дитя в диагностике привязанности. –Ижевск, 2007. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2005. Зинкевич -Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии . – СПб., 2004.

Слайд 29

Методика лепка (радость). Агрессия и злость.

Слайд 30

Подстройка

Слайд 31

Данные методики используются как групповые. Может быть работа на взаимодействие, детско-родительские отношения. Динамика группы… Скульптура – это то, что можно легко изменять. Упражнение. Необходимо сделать скульптуру чувства. М.б . абстрактная фигура, м.б . реальная. Договоритесь между собой какое чувство вы будете лепить. После того как скульптура готова, каждый может внести что-то свое, изменяя, согласовав с партнерами, если он не против. Когда сделали скульптуру, придумываем метафору и готовим презентацию. Н-р, агрессия : страшное животное, выходит изнутри. Презентация – синквейн : взрывает, рушит. Злобная, неудержимая, огненная. Сжигает мосты и возводит бастионы.

Слайд 32

Материалы: пастель, краски гуашевые и акварельные, кисти, стаканчики с водой, бумага А4, салфетки. Настроение Метафорический автопортрет

Слайд 33

Инструкция: «Нарисуйте свое состояние, настроение на данный момент». Эти методики используем для прояснения состояния автора, отслеживание динамики своих состояний, отслеживания групповых процессов, настройки на предстоящую деятельность, поддержки диалога между участниками. Мы получаем информацию : настроение в начале занятия, динамика изменений (в начале и в конце процесса).

Слайд 34

Показатели: цвет, характер изображений, расположение на листе бумаги. Пустой лист – некоторое сообщение. Обсуждение того, что испытываешь, глядя на чистый лист. Прочтение сообщения автора. Большое количество геометрических фигур – структурирование опыта, запрос на конструктивную работу. Архитипические символы: спираль – развитие, радуга – переход, круги, мандалы – чувство защищенности (когда группа прошла стадию бури и натиска). После изменения рисунка еще раз его рассматриваем.

Слайд 35

Портрет. Автопортрет. Материалы: пастель, краски гуашевые и акварельные, кисти, стаканчики с водой, бумага А4, салфетки. Организация: участники разбираются по парам. Инструкция: «Побеседуйте 5 минут, познакомьтесь, узнайте что-то о человеке, что он хочет о себе рассказать». Затем обмен ролями в паре и продолжение беседы. Участники расходятся в разные стороны. Необходимо нарисовать портрет того человека с которым происходила беседа. Это может быть образ, метафора. Проводить можно с 7 лет. Когда развивается абстрактно-символическая функция сознания.

Слайд 36

Анализ: обращаем внимание на ряды из рисунков. Там где много рисунков, обсуждаем что общего между этими рисунками. Какие чувства вызывает каждый из рисунков. Проявлять «любопытство психолога» – Что это? Какие чувства вызывает рисунок? Работаем не с автором, а с образом. Позитивная переформулировка : не труслив, а осторожен, не агрессивный, а смелый… Давать эту технику если есть запас времени. М-ка «Метафорический автопортрет». Животные, растения , посуда. К. Юнг – символика, психоанализ.

Слайд 37

Каракули

Слайд 38

Методика «каракули». Методика «каракули» рисуется с закрытыми глазами, выбрать цвет, облокотиться на спинку стула, расслабиться. Можно включить музыку, глаза лучше завязать, рисовать как идет рука. Данная методика дается в стрессовых, травмирующих ситуациях. Снимает напряжение. Можно рисовать не ведущей рукой, чтобы снять контроль сознания.

Слайд 39

Методика «Взаимодействие»

Слайд 40

Материалы : листы бумаги А3, пастель Инструкция: необходимо договариться между собой и разбиться на первый-второй. По моему хлопку участник под номером один начинает вести линию, по второму моему хлопку вступает второй участник и дублирует эту линию на расстоянии 0,5 см, первый при этом продолжает свое действие. Важно не отрывать мелок от бумаги. Останавливаемся по сигналу стоп.

Слайд 41

Следующая серия – обмен ролями. Тот, кто был первым становится вторым и наоборот. Анализ: обсуждаем стратегии взаимодействия. Что было важно во взаимодействии первому участнику, второму участнику. Что было важно после обмена ролями, был ли учтен опыт предыдущего взаимодействия. Обсуждаются субъективные чувства, возникшие в ходе взаимодействия. Что было ресурсного в позиции сотрудничества. Что можно взять из этого упражнения для своей деятельности.

Слайд 42

Инструкция: а теперь вы соперники. Ваша задача состоит в том, чтобы ваших точек на листе было больше. По моему сигналу вы начнете ставить точки.

Слайд 43

Анализ: Оценивается количество точек участников: больше, меньше, поровну, чьих точек на листе больше. Обсуждаются стратегии поведения каждого участника: спокойствие. Экспансия, желание отомстить, обхождение с границами (своими и соперника). Обсуждаются субъективные чувства, возникшие в ходе взаимодействия. Что было ресурсного в позиции или в сотрудничестве. Что можно взять из этого упражнения для своей деятельности. Что узнали о себе как участнике взаимодействия. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение SANDPLAY методов в работе педагога-психолога»

«Применение SANDPLAY методов в работе педагога-психолога»...

Рисуночные методики в работе педагога-психолога ДОУ

Презаентация Рисуночные   методики  в работе педагога-психолога...

Сказкотерапия – действенный метод в работе педагога-психолога детского сада

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.  Т...

Консультация -практикум «Психомоторная коррекция, как нейропсихологический метод в работе педагога-психолога дошкольного возраста с детьми ОВЗ».

Методика психомоторной коррекции представляет собой трёхуровневую систему, основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспек...