Главные вкладки

    Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями
    методическая разработка (логопедия, средняя группа) по теме

    Деревицкая Татьяна Владимировна

    Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями.

    Предназначена для детей средней группы.

    Работа распланирована на учебный год, задания выполнены в последовательности по разделам речи.

    Включает в себя развитие: речевого дыхания, мелкой моторики, артикуляционного аппарата, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи, словарного запаса, высших психических функций, общей моторики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_po_razvitiyu_rechi_srednyaya_gruppa.docx45.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями

    (средняя группа)

    Работа распланирована на учебный год, задания выполнены в последовательности по разделам речи.

     Включает в себя развитие:

    -  речевого дыхания,

    - артикуляционного аппарата,

    - мелкой моторики,

    - фонематического слуха,

    - словарного запаса,

    - связной речи,

    - высших психических функций.

    Работа по развитию речи включает в себя следующие разделы:

    Развитие речевого дыхания, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

    Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.  Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох.  

    Развитие артикуляционного аппарата.

     Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

    Развитие мелкой моторики.

    Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.

    Формирование фонематического слуха.

    Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

    Развитие словарного запаса - качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

    Развитие связной речи.

     Развитие высших психических функций – память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление.

    Они тесно взаимосвязаны с речью. На занятиях игры направлены именно на активное развитие этих функций.

    Развитие общей моторики

                                        СЕНТЯБРЬ

    Речевое дыхание

    Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:

    -  пропевание  гласных звуков - А, О, У, И, Э;

      - произнесение слогов на одном выдохе;

     - произнесение слов на одном выдохе;

     - произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

     - чтение стихотворений;

     - пение песенок;

    Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные  игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

    В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

    Игры для развития речевого дыхания

    «Пой со мной!»

     Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

    Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".

    - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.

     - Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

    Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

     - Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

    Артикуляционная гимнастика

    «Рожицы» 

    Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот. -----  Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.  -Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.

     Гимнастика для языка:  Движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.

    Мелкая моторика

    Пальцы ловкими хотят

    Быть у всех наших ребят,

    Пальцам мы сейчас поможем,

    Упражнения предложим:

     «Барашки»

    Пальцы тянутся вперед,

    Кто из них сильней нажмет?

    А потом они согнулись,

    Как барашки лбом столкнулись.

    Фонематический слух

     "Путаница".

    Послушай внимательно стихотворение.

    Кто на дереве сидит?

     Кит.

     В океане кто плывет?

     Кот.

     В огороде что растет?

     Рак.

     Под водою кто живет?

     Мак.

     Перепутались слова!

     Я командую "раз-два"

     И приказываю вам

     Всех расставить по местам".                

    Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

    Словарный запас, связная речь, мышление, память, внимание

    "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы.

    Общая моторика

    Мы к лесной полянке вышли,

    Поднимая ноги выше,

    Через кустики и кочки,

    Через ветви и пенечки.

    Очень долго мы шагали,

    Наши ноженьки устали.

    Сейчас сядем, отдохнем,

    А потом гулять пойдем.

                                 

                                        ОКТЯБРЬ

    Речевое дыхание, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

    «Звуки вокруг нас»

    Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

     Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.

     - В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

     Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

    Артикуляционная гимнастика

     "Отбойный молоток".

    Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.

     Ход игры:

    Ведущий говорит: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.

     Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.

    "Часики"

    Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.

     Ход игры:

     Ведущий говорит: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро.

     Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот".

     Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее". Необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

    Мелкая моторика

     «Венок»

    Пальцы, как венок, сплетем,

    Руки вытянем потом,

    Пальцы выгнутся чуть-чуть,

    Их расслабить не забудь.

    Фонематический слух

    Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

    Словарный запас, связная речь,  мышление, внимание, память

    Упражнение "Кто без чего не обойдётся"

    Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки.  Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

    Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

    Примерные задания:

    Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

    Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

     Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

     Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

     Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

     Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

     Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

     Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?

     Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

    Общая моторика

    Раз, два – выше голова (маршировать)

    Три, четыре – руки шире (руки в стороны)

    Пять, шесть – тихо сесть.

                                               НОЯБРЬ

    Речевое дыхание, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

    «Девочки поют»

     Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных - АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.

     Оборудование: картинки с изображением поющих девочек - четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.

     Ход игры: подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие - артикуляция должна быть четко прорисована.

     В игре могут участвовать 2-4 ребенка. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

     После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет взрослый.

     - Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.

     Следующий этап игры - пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:

     - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"

    Постепенно количество и варианты "песенок" можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки - ИА - и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.

    Артикуляционная гимнастика

    Статические упражнения для языка:

    «Показать язык»

    Язык наш нужно показать,

    Сначала зубкам волю дать.

    Та-Та-Та

    (покусать кончить языка)

    Заморились уже зубы,

    Пусть язык покажут губы.

    Пя-Пя-Пя

    (пошлепать кончик языка).

    «Лопатка»

    Пусть язык наш отдыхает,

    Пусть немножко подремает.

    (счет до 10, язык расслаблен)

    Мелкая моторика

     «Друзья»

    Пальчик к пальчику приходит,

    Друга он себе находит,

    Будут пальчики дружить,

    В гости часто приходить.

    Фонематический слух

    Слушай, пробуй, как звучит. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

    Словарный запас, связная речь, мышление, внимание, память

    «Живое – неживое».

    Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".

     Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

     Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

     Что растет? Кто растет?

    Кто летает? Что летает?

    Кто плавает? Что плавает?

    Кто самый большой? Что самое большое?

    Общая моторика

    Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

    Топ, топ, топ, топ

    Под кроватью черный кот

    (присесть в такт словам)

    Он залез под кровать

    (поочередное движение руками вперед и к груди)

    И мешает детям спать

    (ритмичное помахивание указательным пальцем)

                                               ДЕКАБРЬ

    Речевое дыхание

    «Сдуй шарик»

     Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

     Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.

     - Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

     Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательные упражнения:

     «Футбол»

    Кончилось уже безделье,

    Будет языку веселье,

    Будем с ним сейчас играть,

    Мяч в ворота забивать.

    Носик глубоко вдыхает,

    Язык на губке притихает,

    Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,

    Мяч в ворота забиваем.

    Статические  упражнения для языка:

    «Показать язык»

    Язык наш нужно показать,

    Сначала зубкам волю дать.

    Та-Та-Та

    (покусать кончить языка)

    Заморились уже зубы,

    Пусть язык покажут губы.

    Пя-Пя-Пя

    (пошлепать кончик языка).

    «Лопатка»

    Пусть язык наш отдыхает,

    Пусть немножко подремает.

    (счет до 10, язык расслаблен)

    Мелкая моторика

     «Драконы»

    Два дракона прилетели,

    Пять голов они имели,

    Только сели эти братцы,

    Сразу начали бодаться.

    Фонематический слух

    Подбери картинку или игрушку. Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

    Словарный запас, связная речь, мышление, внимание, память

    Что снаружи, что внутри?

    Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

     Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

    Общая моторика

    «Котята»

    Все котятки мыли лапки:

    Вот так, вот так!

    Мыли ушки, мыли брюшки:

    Вот так, вот так!

    А потом они устали,

    Сладко, сладко засыпали:

    Вот так, вот так!

                                       

                                    ЯНВАРЬ

    Развитие речевого дыхания

    «Насос»

    Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

     Ход игры: предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

     - Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!

     Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

    Артикуляционная гимнастика

    Статические  упражнения для языка

    «Ковшик»

    Широко рот открываем,

    Краешки приподнимаем,

    Язычок – баловничок,

    Спинку низко опускает.

    Очень он на ковш похож,

    В него воду вылить можно,

    Держи воду, не спеши,

    Ковшик всем свой покажи.

    Динамические упражнения для языка

    «Часики»

    Отдохнул и потянулся,

    Влево, вправо повернулся,

    Вот так: тик-так, тик-так.

    Мелкая моторика

     «Мыло»

    Чище чтоб ладошки были,

    Нужно их побольше мылить,

    Три, ладошечки, давай,

    Их от грязи оттирай.

    Фонематический слух

    «Громко-тихо».

    Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

    Словарный запас, связная речь, мышление, внимание, память

    «Кто это?» знакомимся с профессиями. Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов. Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед?  Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

    Общая моторика       Тик-так, тик-так

                                                 Ходят часики вот так,

                                                 Шаг налево, шаг направо,

                                                 Шаг вперед и шаг назад

                                         ФЕВРАЛЬ

    Речевое дыхание

    «Весёлое путешествие»

    Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ.

     Ход игры: предложите малышам подвижную игру.

     - Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"

     Покажите, как едет машинка, - походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

     Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

    Артикуляционная гимнастика

    Динамические упражнения для языка

    «Часики»

    Отдохнул и потянулся,

    Влево, вправо повернулся,

    Вот так: тик-так, тик-так.

    «Почистим зубы»

    Рот откройте, улыбнитесь,

    Свои зубки покажите,

    Чистим верхние и нижние,

    Ведь они у нас не лишние.

    «Гармошка»

    На гармошке чтоб сыграть,

    Нужно челюсть опускать,

    Язычок не отрываем,

    Очень здорово играем.

    Мелкая моторика

    «Варежка»

     Маша варежку надела:

     (сжать пальцы в кулак)

     "Ой, куда я пальчик дела?

     Нету пальчика, пропал,

     В свой домишко не попал".

     (все пальцы разжать, кроме большого)

     Маша варежку сняла:

    "Поглядите-ка, нашла!

    разогнуть оставшийся согнутым палец)

     Ищешь, ищешь - и найдешь,

     Здравствуй, пальчик, как живешь?"

    (сжать пальцы в кулачок)

    Фонематический слух

    Отрабатываем ритмические структуры.

     Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.  

    Варианты игры:- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу).

    Словарный запас, связная речь, мышление, внимание, память

    «Кто это?» знакомимся с профессиями

    Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

    Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

    Общая моторика

     «Птички и ветер»

    Маленькие птички,

    Птички-невелички,

    По лесу летают,

    Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

    Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

    Птичек унести хотел.

    Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

    Там не тронет их никто.

                                              ФЕВРАЛЬ

    Речевое дыхание

    «Снег идёт!»

    Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: кусочки ваты.

    Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

     - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

     Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

    Артикуляционная гимнастика

    Статические  упражнения для языка

    «Ковшик»

    Широко рот открываем,

    Краешки приподнимаем,

    Язычок – баловничок,

    Спинку низко опускает.

    Очень он на ковш похож,

    В него воду вылить можно,

    Держи воду, не спеши,

    Ковшик всем свой покажи.

    «Показать язык»

    Язык наш нужно показать,

    Сначала зубкам волю дать.

    Та-Та-Та

    (покусать кончить языка)

    Заморились уже зубы,

    Пусть язык покажут губы.

    Пя-Пя-Пя

    (пошлепать кончик языка).

    «Лопатка»

    Пусть язык наш отдыхает,

    Пусть немножко подремает.

    (счет до 10, язык расслаблен)

    Мелкая моторика

    Мы к лесной полянке вышли,

    Поднимая ноги выше,

    Через кустики и кочки,

    Через ветви и пенечки.

    Очень долго мы шагали,

    Наши ноженьки устали.

    Сейчас сядем, отдохнем,

    А потом гулять пойдем.

    Фонематический слух

    Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

    Вариант игры:

    - ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами.

    Словарный запас, связная речь, мышление, внимание, память

    Распространение предложений.

    Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

    Общая моторика

    Выпал беленький снежок

    Собрались мы все в кружок

    Мы потопаем, мы похлопаем.

    Будем весело плясать, будем руки согревать.

    Мы потопаем, мы похлопаем,

    Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.


    «Пингвины»

    Идут себе вразвалочку,

    Ступают вперевалочку

    Пингвин-папа,

    Пингвин-мама

    И сынишка пингвинишка

    В черном фраке и манишке.

    (имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

                                                МАРТ

    Речевое дыхание

    «Птицы разговаривают»

     Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов - КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.

     Ход игры: предложите малышам поиграть в птичек.

     - Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.

     Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

    Артикуляционная гимнастика

    Дыхательные упражнения:

     «Футбол»

    Кончилось уже безделье,

    Будет языку веселье,

    Будем с ним сейчас играть,

    Мяч в ворота забивать.

    Носик глубоко вдыхает,

    Язык на губке притихает,

    Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,

    Мяч в ворота забиваем.

            Динамические упражнения для языка

    «Часики»

    Отдохнул и потянулся,

    Влево, вправо повернулся,

    Вот так: тик-так, тик-так.

    «Почистим зубы»

    Рот откройте, улыбнитесь,

    Свои зубки покажите,

    Чистим верхние и нижние,

    Ведь они у нас не лишние.

    «Гармошка»

    На гармошке чтоб сыграть,

    Нужно челюсть опускать,

    Язычок не отрываем,

    Очень здорово играем.

    Мелкая моторика

    «Ладушки»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем в ладушки играть,

    А теперь, давай-ка, бей,

    С каждым разом все быстрей.

    Фонематический слух

    Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

    Словарный запас, связная речь, мышление, внимание, память

    Дополнить предложение.

    Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что..." "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что... " и т. д.

    Общая моторика

    Чоки – чоки, руки в боки,

    А теперь начнем подскоки.

    Прыгнем вместе: раз, два, три

    Сядь на место и замри.

    Правую руку вверх – ах!

    Левую руку вверх – ух!

    Ах-ух! ах – ух!

    Пляшут руки во весь дух!    

    «Птички и ветер»

    Маленькие птички,

    Птички-невелички,

    По лесу летают,

    Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

    Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

    Птичек унести хотел.

    Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

    Там не тронет их никто.

                                                АПРЕЛЬ

    Речевое дыхание

    «Весёлая песенка»

     Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ.

     Оборудование: кукла или матрешка.

     Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.

     - Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!

     Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

    Артикуляционная гимнастика

    Упражнения для развития мышц губ:

    «Жабка»

    Тянет губы до ушей,

    Хоть завязочки пришей,

    У нее смешнючий вид,

    Всех лягушка веселит.

    «Дудочка»

    На дудочку губы положим,

    И даже сыграть на ней сможем.

    Ду-Ду-Ду.

    Мелкая моторика

     «Подушки»

    По ладошке коготками,

    Нужно нам похлопать с вами,

    И погладить, как игрушки,

    Наших пальчиков подушки.

    Фонематический слух

    «Что как звучит». Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

    Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

    Словарный запас, связная речь, мышление, внимание, память

    Кто это?» знакомимся с профессиями

    Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

     «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

    Общая моторика

    Быстро вертится крыло

    (руки в стороны , вращательное движение назад, вперед)

    Мелет мельница зерно

    А из смолотой муки испекли мы пирожки (руками показываем, как стряпать пирожок)  

    Пирожок поели, заниматься сели)

                                               МАЙ

    Речевое дыхание

    «Змейка»

    Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

     Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

     - Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"

     Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

    Артикуляционная гимнастика

    Динамические упражнения для языка:

    «Побелим потолок»

    Будем наводить порядок,

    Маляров возьмем бригаду,

    Язычок вверх поднимаем,

    И побелке помогаем.

    «Вкусное варенье»

    Нашей Маше очень смело,

    На губу варенье село,

    Нужно ей язык поднять,

    Чтобы капельку слизать.

    «Лошадка»

    Будто в цирке выступает,

    Конь подковами играет,

    Ты не бойся и смелей,

    Запрягай его скорей.

    Мелкая моторика

    «Комнатные растения»

    На окне цветок колючий

    Показать прямоугольник перед собой)

    Смотрит за околицу

    (Сделать «бинокль»из ладошек)

    Вы его не троньте лучше

    (Погрозить пальчиком)

    Очень больно колется.

    (Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

    Не подушка для иголок,

    (сложенные ладошки под щёчку)

    И не ёжик, и не ёлка,

    (сложить ладошки. растопырить пальцы , «нарисовать» ёлку перед собой)

    Но не  даст себя в обиду,

    (Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)

    Потому что весь в иголках.

    (Уколоть пальчиком ладошку)

    Фонематический слух

    Слушай, пробуй, как звучит. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

    Словарный запас, связная речь, мышление, внимание, память

    «Придумываем рассказ»

    Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

     Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

    Общая моторика

    «Индюк»

    Ходит по двору индюк (шаги на месте)

    Среди уток и подруг.

    Вдруг увидел он грача (остановиться, удивленно посмотреть вниз)

    Рассердился сгоряча.

    Сгоряча затопал (потопать ногами)

    Крыльями захлопал (руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

    Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)

    Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)

    Затряс бородою (помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

    Понесся стрелою. Бег на месте


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.

    Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы составлена на основе разработок О.И.Крупенчук. Данная форма заполнения опробирована, очень удобна в работе и по...

    Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями

    Данный материал систематизирован по изучаемым лексическим темам, ориентирован для детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР....

    Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя во 2-ой младшей группе для детей с ТНР

    В данной работе предлагается понедельное тематическое планирование, которое поможет воспитателю совместно с логопедом организовать и провести эффективную коррекционную работу во 2-ой младшей группе дл...

    Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя - старшая группа

    Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитаеля содержит игры и упражнения для развития дыхания, общей, мелкой и  артикуляционной моторики, лексико-грамматической стороны речи и связной речи...

    Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя - подготовительная группа

    В тетради собраны игры и упражнения для развития дыхания, общей, мелкой и артикуляционной моторики; для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей подготовительной к...

    Тетрадь взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя средняя группа

    подбор групповых и индивидуальных заданий в рамках лексической темы...

    Тетрадь взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя старшая группа

    подбор групповых и индивидуальных заданий по лексической теме...