Главные вкладки

    ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ЗДОРОВЬСБЕРЕЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА.
    статья по логопедии на тему

    Ялышева Галина Ивановна

    В статье представлена программа "Маленькими шагами к большим успехам", разработанная авторским коллективом ГБОУ н/ш-д/с № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_gbou_662.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ЗДОРОВЬСБЕРЕЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА.

    В настоящее время становится все более актуальным  вопрос о системном подходе к сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения,  внедрению образовательных и здоровьесберегающих  технологий в образовательный процесс, построению здоровьесозидающей образовательной среды. Особенно это важно для детей с проблемами развития, которые не получили от природы тех возможностей здоровья, которыми обладают их сверстники.

    По данным  медицинской статистики растет количество детей с проблемами опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие и плоско-вальгусная деформация  стопы. Нарушения строения и функций стопы приводят к развитию различных заболеваний. У детей дошкольного возраста плоскостопие встречается довольно часто: в 20-40% случаев, а у учащихся начальных классов – еще чаще.

    Исходя из актуальности данной проблемы, проанализировав показатели здоровья наших воспитанников и учащихся, творческая группа специалистов различного профиля ОУ разработала инновационную образовательную  программу «Маленькими шагами к большим успехам», которая была представлена на конкурсе ОУ Санкт-Петербурга, внедряющих инновационные образовательные программы. В настоящее время программа дополняется, корректируется и внедряется в образовательный процесс.

    О влиянии движений пальцев и кистей рук на развитие мозга человека было известно еще во II в. до н.э., в Китае. О взаимозависимости двигательных и речевых центров коры головного мозга, о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи ребенка написано много работ (М.М.Кольцова, Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова, Л.А.Данилова, Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина и др.). Чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление и речь.

    Но мало кто знает, что нога - это распределительный щит всего организма и ноги имеют многочисленные связи со всеми внутренними органами. Рефлексологи считают, что на подошве ноги существуют отчетливо выраженные зоны, связанные с определенными органами и системами организма, и сконцентрирована масса рецепторов (до 72 тысяч нервных окончаний). Стопа ноги,  как и кисть руки, имеет большое количество биологически активных точек, которые  связаны с речедвигательными  центрами коры головного мозга, от развития которых зависит психическое, интеллектуальное, физическое развитие ребенка.

    Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно  важные функции, благодаря которым осуществляется все многообразие движений в процессе жизнедеятельности человека. Китайская мудрость гласит: «Корень силы – в ступнях, развитие ее – в ногах, средоточие – в пояснице и выявление – в пальцах рук». Во многих культурах мира считается, что стопы отвечают за «заземление» человека, являются источником интуиции, своего рода «насосом» энергии, поддерживающей физическое тело. Стопы, наряду с кистями рук и головным мозгом относились нашими  предками-славянами   к  частям организма, связанным с интеллектом. Только если раньше люди больше ходили босиком, носили более природосообразную обувь, то сегодня стопы не получают необходимой стимуляции, и эффективный канал воздействия на организм человека не работает в полной мере.

    Идея одновременного здоровьесозидания и интеллектуального развития на наш взгляд является инновационной, т.к. в психолого-педагогической литературе нет программ и технологий, практических рекомендаций, освещающих возможности влияния специально подобранных игр и упражнений на стопы ног для одновременного оздоровления и интеллектуального развития.

    Большую часть времени дошкольник и младший школьник  проводят в ОУ, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды зависит сохранение и укрепление их здоровья. Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении личности, мы учитывали, что среда должна быть целесообразной, удобной, информационной,  настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, и самое главное – способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, работать на развитие их самостоятельной деятельности. Здоровьесберегающая среда - это не только соблюдение требований СанПиН,  но и создание условий для поиска оптимальных форм, методов и интенсивности воспитательной работы с использованием творческой активности ребенка. Для этого мы создали в ОУ комплекс специальных условий в виде зоны сенсомоторной деятельности.

    Отличительной особенностью образовательной программы является то, что в ней гармонично сочетаются и использованы традиционные и нетрадиционные подходы к образовательной деятельности и здоровьесозиданию, которые осуществляются в процессе организации различных видов деятельности и соответствуют основным направлениям развития дошкольника, предъявляемыми ФГТ и младшего школьника, определяемыми ФГОС. Дети дошкольного  и младшего школьного возраста – исследователи, для них характерна любознательность и пытливость. А если можно познавать окружающее необычным способом,  то для ребенка это становится еще более интересным, занимательным, увлекательным. Кроме того, программа помогает хотя бы частично компенсировать недостаток двигательной активности детей.

    Наша программа позволяет комплексно решать задачи оздоровительной, коррекционно-развивающей, воспитательной направленности и способствует обеспечению успешной социализации детей с ОВЗ в среде здоровых  сверстников (инклюзивное образование).

    В рамках программы образовательная деятельность носит интегрированный характер, осуществляется в процессе организации различных видов деятельности детей, продолжительность которой для дошкольников 15-20 минут и до 45 - у младших школьников. Она определяется тематикой и видом непосредственно образовательной деятельности и зависит от возраста, индивидуально-личностных особенностей, возможностей, творческих способностей  и состояния здоровья ребенка. Доминирующими формами работы являются фронтальное и индивидуальное общение педагога с ребенком. При реализации целей и задач программы успешно применяются современные технологии развивающего обучения, направленные на коррекцию отклонений в психическом и физическом развитии ребенка (ТРИЗ, моделирование, мнемотехника, развивающие, обучающие игры). Игры, задания, упражнения, комплексы гимнастики, направленные на стимуляцию  биологически активных точек стопы ребенка, помогают добиться двойного эффекта: оздоровления и развития в условиях занимательного обучения. Они включаются как  часть в организованную  образовательную деятельность, в  режимные моменты, в досуги.

    При работе с учащимися с ОВЗ в начальных классах  можно использовать данную программу как часть программ коррекционной работы, отдельных учебных предметов, курсов, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

    Реализуя ФГТ, нами разработано содержание разделов инновационной образовательной программы ко всем образовательным областям. Темы и направления деятельности: математика для ног, грамматика для ног, арттерапия для ног, коммуникативные игры для ног, театр на ногах, логоритмика, гимнастика и самомассаж стоп, осязание ногами, ходьба по сенсорным и тактильным тропам.

    Проанализировав материально-техническую базу  ОУ,  нами осуществлен подбор оборудования, пособий и атрибутов, которые адаптированы для осуществления оздоровительных и коррекционно-развивающих занятий (массажеры, умные коврики, коврики с разными наполнителями, канатные улитки, лабиринты, дорожки со следами и знаками, «бобовый» и «природный» бассейн и др.).

    Взаимодействие с семьей - важная составляющая работы любого ОУ. Родители - огромная сила, которая в результате грамотных действий педагогов помогает реализовать инновационные идеи. Консультации «Веселая гимнастика для «умных» стоп и пальцев ног», «Массаж и самомассаж  в  профилактике плоскостопия дошкольника» помогли привлечь внимание родителей к оздоровлению детей и стать нашими единомышленниками.

    В процессе работы по программе у выпускника дошкольного образовательного учреждения или начальной школы реализуются интегративные качества: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, имеющий представления об окружающем мире, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности и универсальными учебными действиями в объеме, определяемом ФГТ и ФГОС, овладевший необходимыми умениями и навыками.

    Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить задачи  образовательного учреждения.

    Надеемся на то, что идея инновационной программы и представленный опыт педагогов нашего ОУ заинтересуют работников дошкольного образования и специалистов начального образования и  будет поддержана нашими единомышленниками в других образовательных учреждениях  регионов России, т.к. направлена на решение задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».  

    Литература:

    «Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида» Сборник материалов. С-Пб, Детство-пресс, 2011 г.

    «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения» сост. Н.И.Крылова, Волгоград, «Учитель», 2009г.

    Л.В.Гаврючина  Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., ТЦ «Сфера», 2007 г.

    Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Сост.Еременко Н.И., Волгоград, ИТД «Корифей», 2009 г

    Г.Г.Колос. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. М, Аркти, 2008 г.

    Сенсорная тропа-тропа здоровья. Под ред Л.Б.Баряевой, С-Пб, РГПУ им А.И.Герцена, 2008 г.

    Рефлексология. Габриэла Аль-Шамали, М, Контэнт, 2008 г.

    Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия, М, 1972 г.

    Фопель К. Привет, ножки! М, Генезис, 2005 г.

    Пальчиковая гимнастика. Учебное пособие для педагогов и родителей. Сост. Иванов А.А., Рудашевская О.В.,  С-Пб, 2004 г.

    БелаяА.Е, Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. М, ООО «Издательство АСТ», 2000 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новые подходы к оздоровительной работе в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

    В ГБДОУ №13 базовой является программа " От рождения до школы". Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловк...

    СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

    Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему усло­виями жизни и воспи...

    Выступление-презентация на методическом объединении учителя-логопеда Ярошевич Т.Я. «Построение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»

     В работе представлен комплексный подход к организации  образовательно-воспитательного процесса в дошкольном  образовательном учреждении компенсирующего вида....

    Статья "Инновационная программа здоровьесбережения и развития в образовательном учреждении компенсирующего вида"

    Идея одновременного здоровьесозидания и интеллектуального развития является инновационной, т.к. в психолого-педагогической литературе нет программ и технологий, практических рекомендаций, освещающих в...

    «Театрализованная игра как средство всестороннего развития детей с ОНР в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида»

    В статье раскрывается сущность использования театрализованной деятельности как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями....

    Комплексная программа с использованием инновационных технологий в ходе интегрирования педагогических областей на занятиях по физической культуре, плаванию для детей 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида

    Этот возраст является важнейшим в развитии человека, так как он наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлен...

    Рабочая программа педагога-психолога Государственного бюджетного муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детский сад №44 Колпинского района Санкт-Петербурга Коваль Аллы Владимировны

    Пояснительная запискаОдной из приоритетных задач современного дошкольного образования является охрана и укрепление психического здоровья детей.Работа педагога-психолога в ДОУ в первую очередь до...