ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ – ЛОГОПАТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА.
методическая разработка (логопедия, старшая группа) на тему

Мануилова Татьяна Александровна

 

 

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад   общеразвивающего вида № 20

Муниципального образования Каневской район Краснодарского края

 

 

 

Районный семинар по теме:

 

 

 

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦТОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

ПРИ  ВЗАИМОДЕЙСТВИИ  С РОДИТЕЛЯМИ

ДЕТЕЙ – ЛОГОПАТОВ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА»

 

 

 

 

 

                                                  Учитель – логопед:

                                     Мануилова

                               Татьяна

                                           Александровна

 

 

 

 

2013 г.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ  С РОДИТЕЛЯМИ  ДЕТЕЙ – ЛОГОПАТОВ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА.

 

В последние годы  отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

                   Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализи-рованных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно – развивающего  обучения весьма эффективны. Еще  К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

        Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

 По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более50% того, что он видит и слышит одновременно.

   Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

  Таким образом,  презентация:

·       Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами

·       Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

·       Усиливает воздействие выступления

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ учителя – логопеда в работе с родителями по использованию ИКТ:

- нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;

- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями;

- самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим  размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения; 

- консультирование родителей, используя возможности Интернета, повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации); улучшение речевого продуцирования;

- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов; повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала); повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук; формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности; реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения); возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни); подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

       Поэтому важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Целью работы с родителями является достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.

Современным и наиболее эффективным взаимодействием является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями. Компьютер позволяет:

·        расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями речи;

·        реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;

·        применить индивидуальный подход к ребенку;

·        сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями;

·        повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.

 На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Применение ИКТ в работе с родителями помогает найти  контакт практически со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

С помощью ИКТ родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основные направления работы с ребенком по заключению медико-педагогического консилиума ДОУ и результатам обследования речи ребёнка.

Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:

 • развитие мотивационной основы речевой деятельности;

• коррекция неправильного звукопроизношения;

 • развитие диалогической и монологической форм речи.

Информационно-коммуникационные технологии помогают на каждом из этих этапов одновременно решить целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных.

Основные задачи:

 1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата; фонематического слуха.

2. Коррекция звукопроизношения.

3. Формирование навыков фонематического восприятия.

4. Развитие речевого дыхания, голоса; общей и мелкой моторики; слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления.

5. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков и практических умений и навыков пользования правильной речью.

 Сроки же преодоления речевых нарушений зависят:  от степени сложности нарушения; от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;  от регулярности проведения занятий; от участия родителей в коррекционном процессе.

 Каждый из родителей понимает о необходимости систематической, длительной работы с ребенком. Следовательно, сотрудничество логопеда с родителями включает в себя разнообразные формы: проводятся консультации, беседы, открытая непосредственно – образовательная деятельность, праздники, тематические встречи в родительском клубе, круглые столы, презентации, наглядная информация в родительских уголках, выпуск газеты и др.

Безусловно, участие ИКТ во всех этих разнообразных формах работы логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.

Это могут быть различные логопедические странички, статьи-консультации, советы, рекомендации, подсказки родителям, размещенные на персональном сайте учителя - логопеда, разработка домашних заданий и др. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей детей – логопатов, только  зачисленных на логопункт  активно использую ИКТ при подготовке мультимедийных  презентаций для родительских собраний с фото- и видео-материалами.

Для более подробного изучения направлений коррекционной работы и системы работы в разных формах взаимодействия с родителями детей – логопатов, с использованием ИКТ предлагаю рассмотреть  следующую таблицу.

 

Таблица 1.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И

СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ИНДИВИДУАЛЬНО – ПОДГРУППОВЫХ ФОРМАХ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.

 

Направления коррекционной работы учителя – логопеда

 в индивидуально – подгрупповых формах

 

 

Индивидуальные формы работы

(материал для родителей на диске)

Подгрупповые формы работы

 

Компьютерные презентации:

Работа над звукопроизношением

Картотека компьютерных и мультимедийных презентаций по темам:

Артикуляционная гимнастика закрепляет правильное выполнение артикуляционных упражнений.

·        «Сказка о Веселом Язычке».

·        «Лягушка – зелёное брюшко».

·        Компьютерные презентации «В городе Красивой Речи».

·        «Автоматизация звуков».    

Коррекционно-оздоровительное направление

·        Самомассаж «Как умелые ручки язычку помогли», с использованием «сухого бассейна» из гороха и фасоли.

·         Игры на развитие общей, мелкой моторики рук «Страна пальчиковых игр».

·        Дыхательная гимнастика «Волшебный ветерок».

Формирование зрительно-пространственных отношений

·        Презентация «Где спит мышка?»

·        Игры со счетными палочками

         Развитие связной речи:

·        составление рассказа-описания с опорой на картинки-символы по заданной теме;

·        пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок;

·        презентации рассказов с продолжением.

Игры по автоматизации различных звуков. «Как говорит ваш ребёнок». «Игры для тигры», «Букварик – Смешарик», «Баба Яга учится читать», «Почитай – ка», Гарфилд малышам «Учим буквы и слова»

Подготовка к обучению грамоте

«Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006).  Компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.      

Формирование навыков фонематического анализа. Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению.

·        «Послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)».

·         «Распредели картинки по наличию звука».

·        «Посчитай слоги».

·        «Звуки, буквы и слова».

·         «Человечки-звуки».

·        «Веселый поезд».

·        «Поиграем».

·        «Играйте с ребёнком в слова».

·        «Загадки с грядки».

·        Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы взрослей, говорим мы правильно».

 

На  персональном сайте

·        Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике. Ребусы, изографы, анаграммы,  кроссворды.

·        DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука»  Маршака, «Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.);

·        Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

игры, презентации на сайтах www.logozavr.ruviki.rdf.ru, («Доктор Айболит»).

·         «Как говорит ваш ребёнок».

·        Специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

·        Электронные консультации на интернет –сайте.

·        Информационные статьи «Логопедические подсказки для заботливых родителей».

·        Статьи коррекционно-развивающей направленности.

·        Рекомендации по организации домашних логопедических заданий; по выполнению артикуляционной гимнастики.

·        Разработка домашних заданий.

·        Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

·        Фоторепортаж «Мы учимся красиво и правильно говорить».

·        Фотопрезентации, фотогаллереи  «Наши успехи».

·        Создание электронной библиотеки для родителей «Книжная полка», электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.); где предлагается  раздел: коррекционно-развивающая литература .

В проведении мероприятий МДОУ:

·        Просмотр на родительских собраниях мультимедийных презентаций индивидуальной и  подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности.

·        Презентации во время Дня открытых дверей.

 

Для формирования речевой деятельности использую метод наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей старшего дошкольного возраста служит связующим звеном между образным и логическим мышлением, учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы.

Поэтому в мультимедийных презентациях, предложенных родителям по подготовке к обучению грамоте, используются модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия.

Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. При помощи пособия – тренажёра  «Домик Веселого Язычка» (логопедическая ширма и компьютерная презентация) закрепляется правильное выполнение артикуляционных упражнений.

Нельзя не отметить о необходимости обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов, своеобразной

«Памятки для родителей»:

      – использование новых моделей компьютера;

      – работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

      – до начала занятия и после проводить гимнастику для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

 Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать следующие выводы:

      – компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;     

  •       – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедической непосредственно – образовательной деятельности, способствует повышению речевой и познавательной активности;
  • произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.
  • способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);
  • повышает компетентность родителей в коррекционной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.          

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.             Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Список литературы.

1.М.И.Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3;

2.Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся.

3. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
4.  Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.
5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

 6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
8. Варченко В. И. КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

9. Варченко В.И. «Радуга в компьютере. Компьютерные игры в начальной школе». //«Начальная школа», №10. М.:, 1997

10. Игры для тигры info@logopunkt.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование информационных компьютерных технологий в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний....

Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».

Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...

Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста

Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Способность компьютера воспроизводить информацию од...

Интерактивное родительское собрание в группе компенсирующей направленности 2 года обучения на тему: «Использование информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей»

Цель: Создание условий для использования информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей.  Задачи: познакомить родителей с необходимостью соблюдать требования и правила...

План- программа факультатива «Азы компьютерной грамотности для детей старшего дошкольного возраста » с использованием информационно - компьютерных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию ...