Актуальное значение воспитания социальных компетентностей в ДОУ
методическая разработка (логопедия) по теме

Васильева Людмила Ивановна

Теоретические аспекты работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальное значение воспитания социальных компетентностей в дошкольном образовательном учреждении.

Учитель-логопед Л.И. Васильева

Ориентация педагогического сообщества

на совершенствование системы  образования на компетентностной основе находит свое отражение в  образовательной политике государства. Качество образования определяется не только сформированными у обучающихся знаниями, умениями и навыками, но и ключевыми компетенциями, обуславливающими способность адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Актуальность данного подхода обусловлена потребностью общества в подрастающем поколении, умеющем мобилизовать свой личностный потенциал для решения социально и личностно значимых проблем и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности, а также  осознанием необходимости переориентации системы образования с репродуктивного характера на становление и развитие ключевых образовательных компетенций дошкольников и школьников.

           Одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения: способствовать успешной социализации личности ребенка, организация социально – педагогической деятельности по её реализации.

          И.А.Зимняя выделила   компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

–      компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

–      компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

           Совершенно уникальную возможность решения задачи формирования социальных компетенций как основы процесса социализации детей дает организация в структуре дошкольных образовательных учреждений групп для детей с особыми образовательными потребностями либо интеграция данной категории детей в массовые группы, с обязательной организацией деятельности с ними профильных специалистов.

             Большое внимание уделяется взаимодействию с  нормально развивающимися сверстниками через организацию различных совместных занятий, мероприятий, посещений на дому. Это дает импульс к организации конструктивных межличностных отношений между детьми, к умению проявлять организаторские  качества личности, влияет на успешность  освоения  новых видов деятельности, на умение адаптироваться  в социальной среде и учебной обстановке, корректировать программу действий в изменяющихся условиях, находить и использовать необходимую информацию и  точно формулировать свои мысли.

               От взрослого требуется творческое применение знаний возрастной психологии, особенностей психофизиологического статуса детей с разными темпами и особенностями развития. Воспитанники получают не только опыт общения с детьми различного уровня развития, но и выполняют различные социальные роли. Задача взрослых – быть тем нравственным камертоном, который задает тональность межличностного общения.

Результатом работы по успешному формированию социальных компетенций выпускника дошкольного образовательного учреждения являются:

  1. стремление активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач т.к. ему присуще доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру;
  2. способность адекватно, в том числе критически, оценивать конкретные результаты собственных действий  и действий другого;
  3. стремление отстаивать свою точку зрения, обладать чувством собственного достоинства;
  4. умение формулировать свои желания и мнения, договариваться и обсуждать общие дела, адекватно относиться к замечаниям окружающих, учитывать их желания и мнения, согласовывать свои действия с действиями партнеров;
  5. доброжелательность, отзывчивость к переживаниям другого человека;
  6. умение выбирать или придумывать игровые сюжеты, принимать на себя роли персонажей и последовательно разворачивать их, строить взаимоотношения с партнерами;
  7. возможность отказаться от своего непосредственного ситуативного желания перед лицом необходимости, подчинить свое “хочу” своему “надо”;
  8. способность выслушивать и следовать инструкции педагога, проявлять усидчивость и быть внимательным в течение занятия.

           Таким образом, основным направлением деятельности в вопросе социализации детей дошкольного возраста с различным уровнем образовательных потребностей является создание воспитательно-образовательной среды жизнетворчества, стимулирующей потребность к творческому познанию и преобразованию как себя, так и окружающей действительности; обеспечивающей успешную социализацию личности в условиях сегодняшнего дня и в будущем, обеспечивающей достижения выпускниками ключевых возрастных компетенций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Воспитание социальной компетентности"

Семья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации, учится жить по законам общества....

Социальная компетентность детей дошкольного возраста в изменившихся социальных условиях

Данная статья предназначена для пользования воспитателями,работающими с детьми старших групп детских садов.В этом возрасте у детей происходит формирование социальных навыков,усвоение объективно заданн...

Знакомство с семьёй как средство воспитания социальной компетентности старших дошкольников

В статье раскрывается опыт работы воспитателя в рамках реализации проекта "Моя сеья" для детей подготовительной к школе группы....

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Технологии «СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ» для развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста с РАС

В презентации предоставлен опыт работы по составлению социальных историй для детей с РАС...

Мероприятия духовно-нравственного воспитания в становлении социально-компетентной личности маленького гражданина России

У детей следует формировать гуманные отношения к людям, детскому саду, сверстникам, родному городу, природе, Отечеству. Необходимо учить детей правильно распоряжаться своим здоровьем, пользоваться эти...

"Социальный интеллект и социальная компетентность у детей с ОВЗ"

Одним из механизмов развития социального интеллекта является социальная адаптация, которая позволяет обучающимся с интеллектуальными нарушениями  активно включаться в разные структурные элем...