Мероприятия духовно-нравственного воспитания в становлении социально-компетентной личности маленького гражданина России
проект

Коровина Ольга Владимировна

У детей следует формировать гуманные отношения к людям, детскому саду, сверстникам, родному городу, природе, Отечеству. Необходимо учить детей правильно распоряжаться своим здоровьем, пользоваться этическими нормами и правилами, владеть общей культурой, не разменивать по пустякам, а сохранять и приумножать, воплотив её в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, творческом созидании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс эффективных мероприятий духовно-нравственного воспитания в становлении социально-компетентной личности маленького гражданина России

( из опыта работы)

Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества (культуролог Ю.М. Лотман).

Актуальность темы: Россия переживает один из непростых исторических периодов. Большая опасность, подстерегающая общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Кризис человечности захватил все слои населения взрослых и детей за которыми скрываются причины:

  • материальные ценности доминируют над духовно-нравственными;
  • упущение в своевременном духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей взрослыми;
  • педагогическая неграмотность родителей об исторических событиях и фактах родной страны, традициях русского народа – отсутствие передачи информации детям;
  • дефицит времени родителей на совместные с детьми посещения культурных и спортивных центров – отсутствие привлечения и заинтересованности детей к общей культуре;
  • несоответствующий общепринятым нормам и правилам личностный пример образа жизни семьи

У современных детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая, нравственная, духовная незрелость.

Проблема: утрата духовно-нравственных ценностей и отсутствие социального опыта жизни ребёнка в Отечестве.

Основы культуры закладываются с самого раннего детства. Поэтому, духовно-нравственное воспитание детей следует начинать с первой младшей группы. Патриотическое воспитание рекомендуется начинать со второй младшей группы и продолжать на последующих этапах взросления. Так как, становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека.

У детей следует формировать гуманные отношения к своим родителям и близким родственникам, соседям, детскому саду, сверстникам, родному городу и природе родного края, Отечеству. Необходимо учить детей правильно распоряжаться здоровьем, этическим нормам и правилам, владеть общей культурой, не разменивать по пустякам, а сохранять и приумножать, воплотив её в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Наиболее сенситивным периодом для освоения духовного опыта, который выработан человечеством, является дошкольный и младший школьный возраст. Именно в этом возрасте дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное. У детей особо развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость. Они быстро входят в предлагаемые роли, у них развита потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес к окружающему миру. На это указывали в своих работах психологи: Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.А. Флёрина.

Сегодня, на новом этапе развития РФ, важнейшей стратегической целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Поэтому, государство привлекает внимание общества к вопросам развития и сохранения культуры и культурно-исторического наследия. «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции – это основа основ и внимание к ним государства, общества, должно быть, и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ», - отметил В.В. Путин.

В своё время гуманизацией жизни народа и соответствующей переориентацией образования, как определяющее общественное развитие занимались учёный: М.В. Ломоносов, педагоги К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Д.М. Лихачёв, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания детей

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определено: «Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом».

На основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, считаю: духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Цель: вовлечение семьи в совместный комплекс мероприятий духовно-нравственного воспитания, в развитии и становлении любознательной, гуманной, справедливой, доброжелательной к людям и миру личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами.

Согласно, ФГОС ДО направленного на развитие дошкольного образования в РФ определила задачи, объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

  • создать условия для воспитания духовно-нравственных качеств;
  • воспитывать уважение к нравственным нормам морали;
  • учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро;
  • предупреждать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка;
  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)

Формирование общей культуры личности детей: ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка. Формирование предпосылок к учебной деятельности:

  • формировать чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
  • развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
  • развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке;
  • осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости;
  • прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности

Основная задача детского сада по ФГОС, - создавать условия, при которых дети развиваются, а в итоге ребёнок полноценно проживает дошкольный возраст, развитым и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Основные компоненты, принципы, направления и условия организации работы

В деятельности с воспитанниками рассматривались следующие образовательные компоненты духовно-нравственного воспитания:

  • социальное воспитание – развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • патриотическое воспитание – воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, родному краю;
  • поликультурное воспитание – воспитание диалогичности с другими культурами, терпимости к ценностям других народов (цивилизаций), а также к культурам некоторых отдельных групп народов

Традиционными источниками нравственности определяю и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм – любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и культура – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Основные принципы работы:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей

Деятельность духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:

  • духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поручения);
  • воспитательно-оздоровительное (спортивные праздники, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пешеходные прогулки, экскурсии, туристические походы);
  • культурно-досуговые (развлечения, досуги, концерты, праздники государственные, тематические, фольклорные);
  • нравственно-трудовые (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность)

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях невозможно без социально-педагогического партнёрства и родителей. Налажены связи с общественными организациями и традиционными религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности России осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагогов и родителей;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания

Обязательными в развитии и воспитании полноценной гармоничной личности являются условия:

  • учёт возрастных особенностей дошкольного возраста и индивидуальных способностей и возможностей ребёнка;
  • регуляция детской деятельности на основе эмоциональной и чувственной сферы;
  • благоприятная среда воспитания и развития ребёнка в семье, детском саду, на природе, в городе;
  • тесное взаимодействие с семьёй по вопросам воспитания

Содержание духовно-нравственного образования имеет место в таких образовательных областях как: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие и предусматривает их интеграцию.

Интеграция образовательных областей деятельности:

  • «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – интегрируется с направлениями социально-коммуникативной области.
  • «Социально-коммуникативное развитие» имеет направление коммуникации, труд, безопасность интегрируется с познавательным и речевым развитием.
  • «Познавательное развитие» включает в себя ФЭМП и окружающий мир;
  • «Речевое развитие» объединяет развитие детской речи с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
  • «Художественно-эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, ИЗО деятельность, художественное творчество объединяется со всеми областями развития и их направлениями

Мероприятий духовно-нравственного воспитания: изучение и использование парциальных программ «Приобщение детей к русской народной культуре» О.Л. Князева, М.Д. Маханёва; «Наследие» Е.В. Соловьёва, Л.И. Царенко. Консультации с родителями, круглые столы, пешеходные прогулки, экскурсии, туристические походы, беседы, игры, праздники, досуги, развлечения, совместные с родителями и детьми акции и субботники, патронаж ветеранов ВОВ, флеш-моб  и пр.


        


        бок, флакон), способо



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние духовно-нравственного развития педагога на становление личности ребёнка»

В духовно-нравственном воспитании дошкольников первостепенное значение имеет духовная атмосфера образовательного учреждения, а не обилие правил и требований. Бездуховный педаг...

Круглый стол для родителей средних групп "Маленький гражданин России"

Круглый стол посвящен важной и актуальной проблеме, связанной с защитой прав и достоинств маленького гражданина, а также правам и обязанностям родителей по отношению ребенку....

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников как основа патриотического самосознания личности

Духовно-нравственное воспитание детей рассматривается, как одна из важнейших сторон  общего развития дошкольников. А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание ...

Педагогический проект "Формирование личности маленького гражданина в социокультурном аспекте"

Цель: формирование личности маленького гражданина в социокультурном аспекте.Задачи:Формировать представления детей дошкольного возраста о стране, городе, геральдике.Развивать представления детей о гра...

Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  все...

Консультация для родителей "Воспитание маленького гражданина России"

Как хочется из маленького человечка, маленькой крохи воспитать гражданина России. Целеустремленного в светлое будущее, сильным духом, твёрдым характером, который сможет противостоять разным негативным...

Формирование личности маленького гражданина посредством рабочей тетради «Я - гражданин Югры»

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству, чувство патриотизма…Основополага...