Звук и буква "С", "Сь"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Формировать умение дифференцировать звуки С и Сь на слух и в произношении

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА «Звуки (С), (С*)»

Задачи:

1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающиеся от других своей слоговой структурой.

2. Научить правильно произносить звуки (С) и (С*), дифференцировать их на слух и в произношении.

3. Учить заменять звук в словах на звук (С) в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.

4. Познакомить с предлогами С (СО), упражнять в их употреблении.

5. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, замки, Тим и Том, мяч, книга, схемы предлогов С, СО, карточки слов, буквы С, А, О,У.

Этапы

Ход занятия

Приме-чания

1. Орг. момент

- назовите детенышей животных, тот пойдет на место.

Арт.гимнастика. «Михайло» - «Мишутка», «обезьянки», «шла корова», «шарик» - «рыбка»; «лягушка» - «дудочка», «бегемотик» - «слоник», «часики», «качели», «чищу зубы», «лопата», «чашка», «лошадка», «грибок».

- Внимательно послушайте ряд слов и скажите какое слово здесь лишнее:

СОВОК – ГНОМ ВЕНОК - КАТОК, ПЯТКА – ВАТКА – КОТ – КАДКА, ВЕТКА – КОРОВА – КЛЕТКА – СЕТКА, КАТОК – ДОМ – МОТОК – ПОТОК.

2. Осн. часть



















Физ. мин-ка










































Итог занятия

- Послушайте скороговорку (звук С - утрированно). Какой звук часто слышится в ней?

Везет Санька Соньку на санках.

Санки – скок, Саньку – с ног,

Сонька – бух в сугроб!

- губки в улыбке;

- зубки сближены;

- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

- холодный воздух идет по центру язычка;

- горлышко «молчит».

Характеристика звука: согласный, твердый, глухой. Синий кружок.

Игра с буквами: дети выходят по два, держат по букве, сначала отдельно, потом встают вместе – произносят слог.

Игра «Кто это?»

Несколько детей участвуют в игре. Логопед предлагает одному ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей произносит «АУ».

Чистоговорки.

СА-СА–СА – ВОТ ЛЕТИТ ОСА.

СУ-СУ-СУ – НЕ БОЮСЬ ОСУ.

СЫ-СЫ-СЫ – НЕТ ОСЫ.

СО-СО-СО – У СОНИ КОЛЕСО.

АС-АС-АС - Я ПЬЮ  КВАС.

ОС-ОС-ОС – У СОБАКИ НОС.

ИС-ИС-ИС – Я ЕМ РИС. УС-УС-УС – Я ЕМ МУС.

АСКА-АСКА – У СОНИ МАСКА.

ОСКА-ОСКА – У СОНИ СОСКА.

ИСКА-ИСКА – У СОНИ МИСКА.

УСКА-УСКА – У СОНИ БЛУЗКА.

Игра «измени слово».

Заменить первый звук в слове на звук (С):

Мало – сало, Клава - …, Тоня - …, бок - …, дом - …, лук - …, мода - …  

Знакомство с предлогами с, со.

Взрослый предлагает ребёнку выполнить задания: поднять мяч с пола, взять книгу со стола, и задаёт ребёнку вопросы: «Откуда ты взял книгу? Откуда ты поднял мяч?». Ребёнок отвечает. Взрослый обращает внимание ребёнка на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и графическое изображение.

Назвать предлог в предложениях:

Катя встала со скамейки. Маша пьёт чай с печеньем.

Вставить нужный предлог в предложениях (с, со):

Я взял … стола чашку. Мальчик несёт сумку … книгами.

- С каким звуком вы сегодня познакомились? Как его зовут? С какими предлогами составляли предложения?


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...


 

Комментарии

ТЕМА «Звуки (С), (С*)»
Задачи:
1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающиеся от других своей слоговой структурой.
2. Научить правильно произносить звуки (С) и (С*), дифференцировать их на слух и в произношении.
3. Учить заменять звук в словах на звук (С) в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
4. Познакомить с предлогами С (СО), упражнять в их употреблении.
5. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов.

Физ. мин-ка

Итог занятия - Послушайте скороговорку (звук С - утрированно). Какой звук часто слышится в ней?
Везет Санька Соньку на санках.
Санки – скок, Саньку – с ног,
Сонька – бух в сугроб!
- губки в улыбке;
- зубки сближены;
- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
- холодный воздух идет по центру язычка;
- горлышко «молчит».
Характеристика звука: согласный, твердый, глухой. Синий кружок.
Игра с буквами: дети выходят по два, держат по букве, сначала отдельно, потом встают вместе – произносят слог.
Игра «Кто это?»
Несколько детей участвуют в игре. Логопед предлагает одному ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей произносит «АУ».
Чистоговорки.
СА-СА–СА – ВОТ ЛЕТИТ ОСА.
СУ-СУ-СУ – НЕ БОЮСЬ ОСУ.
СЫ-СЫ-СЫ – НЕТ ОСЫ.
СО-СО-СО – У СОНИ КОЛЕСО.
АС-АС-АС - Я ПЬЮ КВАС.
ОС-ОС-ОС – У СОБАКИ НОС.
ИС-ИС-ИС – Я ЕМ РИС. УС-УС-УС – Я ЕМ МУС.
АСКА-АСКА – У СОНИ МАСКА.
ОСКА-ОСКА – У СОНИ СОСКА.
ИСКА-ИСКА – У СОНИ МИСКА.
УСКА-УСКА – У СОНИ БЛУЗКА.
Игра «измени слово».
Заменить первый звук в слове на звук (С):
Мало – сало, Клава - …, Тоня - …, бок - …, дом - …, лук - …, мода - …
Знакомство с предлогами с, со.
Взрослый предлагает ребёнку выполнить задания: поднять мяч с пола, взять книгу со стола, и задаёт ребёнку вопросы: «Откуда ты взял книгу? Откуда ты поднял мяч?». Ребёнок отвечает. Взрослый обращает внимание ребёнка на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и графическое изображение.
Назвать предлог в предложениях: