Конспекты НОД
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Рассказова Елена Геннадиевна

Развитие представления детей о пространственном расположении частей своего тела

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка» города Губкина Белгородской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности в номинации

«Коррекционно-развивающая работа в ДОУ»

на тему:

«Части тела. Какие мы? Ориентировка в схеме собственного тела»

 в старшей группе для детей с нарушением зрения

Учитель - дефектолог

Рассказова Е.Г.

2012

Аннотация

Автор: Рассказова Елена Геннадиевна, учитель-дефектолог.

Конспект НОД разработан на основе ФГТ с учётом интеграции образовательных областей и детских видов деятельности.

Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения вызывает трудности и является одной из основных задач в системе коррекционной работы.

Конспект НОД разработан на тему: «Части тела. Ориентировка в схеме собственного тела», направлен на формирование пространственных представлений.

Конспект НОД могут использовать воспитатели, дефектологи, логопеды на подгрупповой и индивидуальной НОД.

Части тела. Какие мы?

Ориентировка в схеме собственного тела

Цель занятия:

Коррекционно-образователъная:

- учить различать и называть правую и левую стороны тела.

Коррекционно-развивающие:

- развивать представления детей о пространственном расположении частей своего тела;

- развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения и сохранных анализаторов;

- совершенствовать зрительно-моторную координацию;

- Формировать грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитателъная:

- воспитывать уважительное отношение к себе и друг к другу.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка».

Оборудование: схема тела человека, зеркало, шкатулка, браслетики; раздаточный материал — карточки по теме, индивидуальные фланелеграфы, толстые нитки, проектор (мультимедийная презентация).

Ход занятия

I. Организационный момент   

- Дети к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними.

- Здравствуйте!

- А мы с вами можем здороваться ещё и по другому. Давайте покажем гостям, как мы умеем это делать.

1. Игра – приветствие «Ты шагай, не зевай!» (Дети выполняют движения под музыку)

1. Ты шагай, ты шагай

Своей дорогой не зевай! (шагать в любом направлении)

Ты шагай, ты шагай,

Себе пару выбирай (найти партнера и встать к нему лицом.)

Поздоровайся ладошкой (хлопнуть в ладоши партнера),

Поздоровайся и ножкой (коснуться ног партнера),

Плечиком и локотком (коснуться плечами и локтями друг друга)

И, конечно, язычком:

-Здравствуй!

2. Ты шагай, ты шагай

Своей дорогой не зевай! (шагать в любом направлении)

Ты шагай, ты шагай,

Другую пару выбирай (найти другого партнера),

Поздоровайся головкой (кивать головой),

Как ты делаешь все ловко (показать поднятый вверх большой палец)

Пальчиками, кулачком (коснуться пальцев и кулачков партнера),

И, конечно, язычком:

-Доброе утро!

3. Ты шагай, ты шагай

Своей дорогой не зевай! (шагать в любом направлении)

Ты шагай, ты шагай,

Другую пару выбирай (найти нового партнера)

Поздоровайся макушкой (коснуться макушки партнера),

И своим красивым ушком, (коснуться уха партнера),

Спинкой, тепленьким бочком (коснуться спины и бока партнера)

И, конечно, язычком:

-Привет!

II Объявление темы занятия

Педагог обращает внимание детей на экран.

Педагог: Внимание! Пришло послание с планеты Шелезяка!

Робот: Внимание! Внимание! Помогите! Мы роботы с планеты Шелезяка! Мы сломались. У нас вирус! Совсем запутался, не могу вспомнить где руки, ноги, голова, туловище? Где лево? Где право? Помогите дети!

Громозека (космический путешественник): Дети, вы сможете помочь роботам если сами научитесь различать части своего тела и определять правую и левую стороны. Посылаю вам шкатулку с волшебными браслетами. Они вам помогут.

1. Педагог: Дети посмотрите, какая красивая шкатулка. Открываем... Здесь лежат браслетики и записка. Послушайте, что написано: «Надеть браслетики на левую руку. Это поможет вам на занятии».

- Подойдите к шкатулке.

- Возьмите правой рукой браслетик и наденьте его на левую руку.

- Поднимите левую руку.

- Запомните, левая сторона тела та, где левая рука.

- Что находится на левой стороне тела? (левый глаз, левая бровь,  левое ухо, левая щека, левая нога, левое колено, левая стопа, левый локоть, левое плечо, левая кисть, ладошка).

- Поднимите правую руку.

- Запомните, правая сторона тела та, где правая рука.

- Что находится на правой стороне тела? (правый глаз, правая бровь, правое ухо, правая щека, правая нога, правое колено, правая стопа, правый локоть, правое плечо, правая кисть, ладошка).

2. Игра «Два, две»

 - А как можно сказать по другому?

- Что у человека бывает по паре?

- Назовите эти части тела используя слова два, две. (два глаза, две брови, два уха, две щеки, две ноги, два колена, два локтя, два плеча, две ладошки)

- Погладьте правую сторону лица и тела правой рукой

 -А теперь погладьте левую сторону лица и тела  левой рукой.

- Дети запомните, справа от вас находятся предметы, которые вы видите со стороны правой руки,  а слева от вас предметы которые вы видите со стороны левой руки .

3.  «Найди пару ладошек» (закрепление понятий «справа», «слева»)

- Найдите левую ладошку и положите ее слева от себя.

- Найдите правую ладошку и положите ее справа от себя.

Выполни движения по тексту.

Вышли пальчики гулять,          (Ритмичные движения больших пальцев)

А вторые - догонять,                (Ритмичные движения указательных пальцев)

Третьи пальчики - бегом.        (Движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвёртые - пешком.            (Медленное движение безымянных пальцев)

Пятый пальчик поскакал,        (Ритмичные касания мизинцами)

Поскользнулся и упал.            (Удар кистями рук).

- Молодцы!

- Сложите ладошки друг на друга и положите на край стола.

4. Изучение собственного тела

Упражнение  «Рассмотри себя в зеркале».

- Дети, что я  делаю? (Хлопаете в ладоши)

- Похлопайте и вы.

- А сейчас, что я делаю? (Топаете ногами)

- Потопайте  и вы.

- Как вы думаете, мы с вами одинаковые или разные?

- Почему вы смогли похлопать и потопать, как я.

- Да потому, что у меня есть руки и у вас есть руки.

- У меня есть ноги и  у вас есть ноги.

- Потому, что мы люди.

- Как вы думаете, мы чем то отличаемся друг от друга?

- Мы с вами отличаемся цветом волос и глаз, возрастом, тембром голоса и т. д..

- А, что у нас, у людей есть ещё общее?

- Давайте подойдём к зеркалу и рассмотрим себя.

Дети становятся перед зеркалом. С помощью движения, прощупывания (на уровне тактильных ощущений) находят части тела.

- У всех есть голова, шея.

- Что находится ниже шеи? (Плечи.)

- От плеч — две руки, правая (показать) и левая. Детям предлагается рассмотреть руки.

- Нижняя часть (показать) называется кистью руки.

- С внутренней стороны кисти — ладонь.

- Каждый палец имеет своё название (назвать пальцы).

Выполни движения по тексту.

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями)

- Покажите, где туловище.

- Что находится на туловище впереди? (Грудь, живот.)

- А сзади? (Спина.)

- В самом низу — ноги.

- Нижняя часть ноги (показать) называется ступней. Почему? (От слова «ступать».)

5. Игра «Назови часть тела, до которой я дотронусь»

- А вы с сможете закрытыми глазами назвать часть тела до которой я дотронусь.

- Закройте глаза, назовите часть тела, до которой я дотронусь.

- Отвечайте быстро.

- Будьте внимательны!

- Напоминаю, браслет у вас на левой руке.

6. Физкультминутка. Дети выполняют движения головой, руками, ногами по словесной инструкции педагога:

Зарядка

                                А сейчас все по порядку:

                                Встанем дружно на зарядку,

                                Руки в стороны, согнули,

                                Вверх подняли, помахали,

                                Спрятали за спину их, оглянулись:

                                Через правое плечо,

                                Через левое плечо,

                                Дружно присели,

                                Пяточки задели,

                                На носочки поднялись,

                                Опустили руки вниз.

7. «Четвертый лишний» (выделение и обобщение частей тела по карточкам с предметными картинками).

- Подойдите к столу. Перед вами лежат карточки.

- Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний»

- Внимательно посмотри и назови то, что здесь изображено. Что здесь лишнее и почему?

УХО-САПОГИ-ГОЛОВА-РОТ

НОС-РУКА-ГЛАЗ-КЕПКА

РОТ-НОС-ШОРТЫ-ГЛАЗА

НОГА-ЮБКА-ПАЛЬЦЫ-ШЕЯ

(Дети называют лишнее слово и объясняют почему)

8. Игровое упражнение «Отгадай, что это?» (упражняться в подборе предметов к действиям)

- Следующая игра «Отгадай, что это?»

ДЫШИТ, НЮХАЕТ-… (НОС)

РАБОТАЮТ, ШЬЮТ, ПИШУТ, РИСУЮТ-… (РУКИ)

ХОДЯТ, СТОЯТ, БЕГАЮТ, ПРЫГАЮТ-… (НОГИ)

СЛУШАЮТ, СЛЫШАТ-… (УШИ)

        Дети, послушайте сказку о том, какой спор затеяли между собой язык, глаза, нос и уши.

—Поспорили как-то между собой язык, глаза, нос, уши, кто из них самый главный. Каждый кричал: «Я!» И такой шум поднялся! Что делать?

- А вы дети, как думаете, кто из них самый главный?

- Давайте поиграем и выясним кто из них прав.

9. Дидактическая игра «Угадай с закрытыми глазами, где звенит».

- Игра называется «Угадай с закрытыми глазами, где звенит?». Вы должны по очереди закрыть глаза и определить, где звенит колокольчик.

Дети по очереди с закрытыми глазами угадывают, где звенит колокольчик: справа или слева, вверху или внизу.

—        Кто помог нам услышать колокольчик? (...уши)

10. Дидактическая игра «Кто, где стоит?» (справа, слева, впереди)

- Следующая игра называется «Кто, где стоит?». Правила игры: Водящий ребенок стоит в центре обруча. Трое других детей (под музыку) двигаются вокруг водящего и по окончанию музыки останавливаются. По команде педагога водящий ребенок определяет сначала рукой, а потом обозначают в речи местоположение других детей  - перед ним, справа или слева от него. (Аня стоит справа от меня, Настя стоит слева от меня, Кирилл стоит впереди меня).

- Сейчас ко мне подойдет Аня и встанет на место водящего.

Трое детей под музыку двигаются вокруг водящего и по окончанию музыки останавливаются.

- Аня будь внимательна, не забудь, что браслетик у тебя на левой руке.

- Аня покажи рукой, где стоит Настя, Кирилл, Ярослав.

- А теперь скажи, с какой стороны от тебя стоит Настя, Кирилл, Ярослав.

- Ребята кто в этой игре помог вам определить местоположение детей? (…глаза).

11. Дидактическая игра «Узнай продукт по вкусу и запаху».

- А теперь присаживайтесь на свои места.

- Мы сейчас поиграем в игру «Узнай продукт по вкусу и запаху»

Дети с закрытыми глазами определяют по запаху и вкусу овощи и фрукты.

- У меня на тарелке лежат продукты. Определите по запаху и вкусу название этого продукта.

 - Закройте глазки я по очереди каждому из вас дам понюхать овощи или фрукты. Постарайтесь определить, что это. Только не подсматривать!

 -Теперь по очереди дам вам попробовать фрукты. Определите, что это.

  1. Кто помог вам узнать по запаху продукты? (Нос.)
  2. С помощью чего вы узнали вкус продукта? (Языка.)
  3. Ну вот дети мы с вами и определили, что уши – слышат, глаза – видят, нос и язык чувствуют запах и вкус.

- Кто же из них самый главный?

  1. Что произошло бы, если бы у нас не было ушей, носа, рта? Вместе убеждаются в том, что все органы нам нужны.

12. Игра «Выложи свой портрет из ниток на фланелеграфе».

Педагог предлагает детям послать роботам по космической почте свои портреты. Дети смотрятся в зеркало, обращают внимание на свое лицо — глаза, брови, нос, волосы и отвечают на вопросы.

- Дети, давайте еще раз посмотрим на себя в зеркало.

- Что находится у нас с вами на самом верху? (Голова.)

- Что мы видим на ней впереди? (Лицо.)

- Что находится сзади головы? (Затылок.)

- Справа (слева)? (Уши.)

- Что у нас в верхней части лица? (Лоб.)

- Ниже лба? (Брови.)

- Что находится под бровями? (Глаза.)

- Между глазами? (Переносица, нос.)

- Нос находится ниже, чем рот, или выше, чем рот?

- Что находится под носом? (Рот.)

- Ниже рта? (Подбородок.)

Задание. Выложи на фланелеграфе свой портрет из ниток: большой овал — лицо, глаза — две коротких  ниточки, над глазами — брови, нос — короткая прямая ниточка в центре лица, рот — изогнутая ниточка внизу. На голове — волосы.

Дети по космической почте посылают свои портреты роботам. Громозека присылает в знак благодарности раскраски с своим изображением.

III Итог занятия. Оценка работы детей.

- Дети, как помогли вам браслетики?

- Что вам понравилось? Какие игры вам запомнились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....