Речевые игры
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Тетёркина Татьяна Наркисовна

 

Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry.doc29.5 КБ
Файл domashnyaya_igroteka.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

        Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.

        Игра «Чёрный ящик»

        Ребёнок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определённых свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать?» И так далее.

        Игра «Продолжи предложение»

        «Учись читать книги, потому что …», «Слова надо говорить громко, потому что …», «Если бы я был волшебником, я бы …»

        Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»

        Ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно:

        - Скучен день до вечера, коли делать нечего.

        - Аккуратность человека красит.

        - Маленькое дело лучше всякого безделья.

        - За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

        Игра «Цепочка слов»

        Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак – кот – танк – корова – аист …

        Игра «Ответь за одну минуту»

                     1 вариант                                                        2 вариант

- Назови «самолёт» Хоттабыча.                      – Как зовут жену аиста.

- Что всё время теряет бабушка?                    - В какой сказке герой сделан из муки?

- Как зовут жену селезня?                                 - Как называется наш детский сад?

- На какой улице ты живёшь?                          - Берёза – это плодовое дерево?

- Назови детёныша овцы.                                – Назови «самолёт» Бабы Яги.

- Как зовут твою маму?                                  - Какое сейчас время года?

        Игра «Кто самый сообразительный?»

        Вопросы на активизацию логического мышления:

        - Как зовут взрослого Олега, если его отца зовут Иван?

        - Андрей – сын Владимира. Кто Владимир Андрею?

        - Маша – дочка Ларисы. Кто Лариса Маше?

        - Катя – сестра Ромы. Кто Рома Кате?

        - Юра веселее Саши. Кто грустнее Юры?

        Задание «Составь предложение с союзом «а»

        Взрослый называет пары предметов:

        - газета и кастрюля          - расчёска и галстук           - вилка и ложка

        - лопата и ведро                - собака и кот                      - карандаш и ручка

Например: «Газету читают, а в кастрюле варят суп».



Предварительный просмотр:

Домашняя игротека

  1. Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребёнком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

  1. Не выбрасывайте скорлупу варёных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребёнок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте её любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

  1. Увлекательными могут быть игры с солёным тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (её можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – всё смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

  1. Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер…  Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

  1. Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т.д.

  1. Предложите ребёнку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).

  1. Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

  1. Вместе с ребёнком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук [с]: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки! И если ребёнок скажет «селёдка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твёрдого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

  1. Предложите ребёнку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [л] – ложки, вилки, салатник и т.д.

  1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [р]. Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

- Кар-р-тофель или капусту?

- Ар-р-буз или дыню?

- Пер-р-сики или бананы?

- Лук или огур-р-цы?

- Помидор-р-ры или баклажаны?

  1. Буквы из всего. Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома: пусть ребёнок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счётных палочек, обрезков бумаги и материала, горошин, пуговиц.

Во дворе:

- рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;

- придумайте вместе с ребёнком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;

- выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

В лесу:

- ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это [л], а если её вот так соединить – получится [о];

- узнавайте «буквы» в ягодах и грибах: подосиновик похож на [т], а эта черничка – на [о].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...