Программа занятий по формированию графических умений у детей с ФФНР.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Буланова Марина Николаевна

Программа представляет собой развивающую систему обучения первоначальному письму и формированию графического навыка и фонематического восприятия. Программа может быть использована дефектологами, логопедами для работы с детьми в коррекционно - развивающих группах 6-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа занятий по формированию графических умений у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

№п/п

Тема

Содержание коррекционной работы

1 ученик

Содержание

коррекционной работы

2 ученик

1.

Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

Игровые упражнения «Хлопки», «Кто летит» - развитие слухового внимания. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Игровые упражнения «Кто хлопал?», «Тихо-громко», - развитие внимания. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

2.

Предложение.

Задание. Придумай предложение со словами: девочка, платье, утюг и т.д. – формирование структуры предложения, умение графически изобразить предложение.

Задание. Сделай эти предложения на одно слово больше, меньше: Вот стоит дом; Саша пил сладкий чай. - развитие навыков словоизменения и словообразования; закрепление умения изображать предложения графически.

3.

Предмет и слово.

Задание. Игра «Измени слово». Самостоятельное конструирование словоформы (с использованием исходной формы слова) – развитие слуха.

«Повтори за мной» - развитие умения, используя шаблоны, писать элементы букв.

Задание. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов – самостоятельное конструирование словоформы (с использованием картинок) – развитие памяти.

«Пиши как я» - научиться различать основные элементы по форме.

4.

Устная речь.

Составь рассказ по картинке – развитие связной речи. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Повтори стихотворение «Шмель», автоматизация звука (ж)

Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

5.

Письменная речь.

Слог, ударение.

Упражнение.

Составь слоги из букв разрезной азбуки, например: ма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом, тра, - формирование слогового анализа и синтеза.

Назови ударный (самый громкий ) слог слова – развитие умения использовать правила орфографии.

Составь графическую схему слогового состава слова, отметь ударение.

Подобрать слова к схемам – закрепление умения выделять гласный звук, развивать память в составлении графической схемы слова.

6.

Слово, слог, ударение.

Закрепление знаний.

Назвать гласные звуки слова.

По данному образцу сформировать в памяти элементы букв.

7.

Слог, ударение.

Определить количество слогов в названных словах.

Автоматизация звука (ш) в словах.

8.

Деление слова на слоги.

Составь графическую схему слогового состава слова, отметь ударение –

развитие слогового анализа и синтеза.

Записать слова по слогам, подчеркнуть ударный слог – развитие умения использовать изучаемые правила орфографии.

9.

10.

Гласные и согласные звуки.

«Назови слово»

Учить умению различать звуки речи, анализировать состав слов.

Чистоговорки.

Закрепить правильную артикуляцию звуков, развитие памяти.

11.

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков

Выделить гласный звук, согласный звук,- фонематические дифференцировки. Обведение контуров предметных изображений – развитие ручной моторики.

По картинкам придумать предложения, в которых есть слова со звуками «с» и «ш», - дифференциация звуков «с» и «ш» в предложения.

12.

13.

14.

15.

16.

Гласные буквы А, а, обозначение гласного звука (а).

Гласные буквы О, о;

Обозначение гласного звука (о).

Гласные буквы И, и; обозначение звука (и).

Гласная буква Ы, обозначение звука (ы).

Гласные буквы У, у; обозначение звука (у).

«Кто хлопал?», «Найди картинку» - развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

«Пальчики в лесу» - развитие мелкой моторики рук.

Задание.

  1. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным).- формирование буквенного гнозиса.
  2. Буквенный диктант – обучение первоначальному письму букв и их соединений.

Потешки, скороговорки, считалки – развитие памяти.

Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами – развитие ручной моторики.

Задание.

Конструирование печатных и рукописных букв из элементов – формирование зрительно-двигательных образов письменных графических навыков.

17.

Согласные буквы Н, н; обозначение, согласные звуки (Н), (н )

Задание. Допиши букву. Например: Н, Л - развитие зрительной памяти.

Придумай слова на букву Н. – развитие фонемного воображения.

Задание. Сосчитай сколько звуков «Н» ты услышишь: М-Н-Н; А-Н; АНН; НН, Н – развитие количественного анализа, фонематического слуха.

18.

Буквы С, с; обозначение, согласные звуки (С), (с ).

Задание. Слого-звуковой анализ слова «лес», «лось»- развитие фонематического анализа.

Подбери слова, где заданный звук был бы на первом ….. месте – формирование действия фонематического анализа.

19.

Буквы К, к; обозначение, согласные звуки (К), (к ).

Составление графической схемы предложения и слова: ______ предложение; _____ _____ слова; __ __ __ __ слоги; звуки – закрепление умения составлять графические схемы.

Запомнить как можно больше слов из ряда лес, дом, стул, нос, кот – развитие фонематической памяти.

20.

Буквы Т, т; обозначение, согласные звуки (Т), (т ).

Слоговой диктант: познакомить с конфигурацией письменных букв и их соединений.

Слоговой диктант – развитие умения воспроизводить буквы на память.

21.

Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т, т (продолжение)

Сократи предложение до основы: «Красивая солистка поет русскую народную песню» (убирать по одному слову: «красивая», «народную», «русскую», «песню») – развитие анализа структуры предложения..

Составление, анализ и запись предложения:

«У Антона ноты»,

«Ноты у Антона» - развитие анализа структуры предложения.

Развитие мелкой моторики – игра «Дети бегут».

22.

Буквы Л, л, обозначающие согласные сонорные звуки (Л), (л ).

Звуковой анализ слова «лиса», «лук»:

Ли-са, Лук.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Измените звуки (л) (л ) на (р), ( р ):

«Желтый лис» - «Варит рис»; «Я из ложи» - «Корчу рожи». – развитие фонематического восприятия.

23.

Чтение слов, предложений с буквами Л, л.

Обозначим орфограммы:

У окна стоит столик.

У Аллы салат.

Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры.

Слого-звуковой анализ слов: со – лил

  1. слог - со
  2. слог - лил,

звуки по порядку (с), (а); слабая позиция буквы «О». Проверяем словом «соль»

24.

Буквы Р, р, обозна-чающие согласные звуки (Р), (р ).

Добавить слог со звуком р, чтобы получилось слово. Например: го.(ра), ко.(ра), вед(ро), ша(ры), топо(ры), забо(ры), кома.(ры). – развивать умение выделять звук р на фоне слова.

Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист. – развивать умение вычленения первого ударного гласного из слова.

25.

Буквы В, в, обозна-чающие согласные звуки (В), (в ).

Впиши пропущенную букву В в словах: …аленки, кро...ать, оду…анчик, поли...ает, за…од, о...ощи. – формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Деление слова «ворота» на слоги: во – ро – та. – формировать умение определять слоговой состав слова.

26.

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки (Й Э).

Слого-звуковой анализ.

(Й Эл) (Й Э – л и)

Где спряталась ель?

П мени, м ница,

Р сы, др , с дерей.

Составит предложение из слов, данных в беспорядке

( например, даются слова: грядке, на, огурцы, растут).

27.

Буква Е – показатель мягкости согласного звука.

«Найди картинку» - развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале. Развитие мелкой моторики.

Записать слова по слогам, подчеркнуть ударный слог – развивать умение использовать изучаемые правила орфографии.

28.

Буквы П, п, обозна-чающие согласные звуки (П), (п ).

Придумать предложения, в которых есть слова со звуками «п» - развитие фонематического воображения.

Игра «Что изменилось?»: пил-ка, пал-ка, пол-ка, пап-ка, шап-ка, лап-ка. – развивать фонематическое восприятие.

29.

Чтение текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании имен, отчеств, фамилий.

Потешки, скороговорки, считалки – развитие памяти.

Буквенный диктант.

Написание большой буквы в именах, кличках, фамилиях; знакомство с элементами фонетики, графики.

Дополни предложения словами на букву «П»:

В саду распустились красивые (пионы, петунии).

Полина сняла (пальто).

Мальчик отправил (письмо, посылку). – составление, анализ предложения.

30.

Буквы М, м, обозна-чающие согласные звуки (М), (м ).

Добавить слог с твердым или мягким звуком М. Определить, какой звук: твердый или мягкий?

До…, …ха, …локо, …чик, …шина, …тя, …ша, …газин, …нута. – формирование фонематического восприятия.

Заменить в предлагаемых на слух словах твердый согласный М на мягкий согласный М: мыло – Мила, мал – мял, мыл – мил, мать – мять, мышка – мишка, - формирование фонематического восприятия.

31.

Чтение текстов и слов с буквами М, м

Договаривание пропущенного слова по схемам: Ма-ма ----- Ма-шу

Мама встретила Машу.

Маша ----- маму.

Маша встретила маму. – формирование сложных форм фонематического анализа.

Написание большой буквы в именах людей (Маша).

Анализ, составление из разрезной азбуки слогов ма, му и слов Маша.

Диктант букв: а, у, м, ш.

Формирование буквенного гнозиса.

Развитие мелкой моторики.

32.

Буквы З, з, обозна-чающие согласные звуки (З), (з ).

Различение на слух глухих и звонких согласных; обозначение звуков карточками – сигналами (З) и (С):

коза, собака, ослик, козлик, звонок, искали, звали, – закреплять умение проводить слоговой и звуко-буквенный анализ.

Звук З – звонкий согласный (сравнить коза – коса, З-С). Познакомить с элементами фонетики, графики.

Списывание с проговариванием: Зина, Захар, зима. Ух и мороз!

У Зины и Лизы санки. Хорошо зимой!

33.

Чтение слов, текстов с буквами З, з.

Подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками (зуб, суп, дом, рак, мак), с четырьмя звуками (заяц, зима, коза), с пятью звуками (арбуз, земля, забор и т.д.) Закреплять функции фонематического анализа.

Преобразование слов:

а) добавляя звук в начале слова. Примерные слова:

рот – крот, мех – смех,

челка – пчелка, Оля – Коля.

б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, вол – волк, пар – парк, пол – полк. Закреплять функции фонематического анализа.

34.

Буквы Б, б, обозна-чающие согласные звуки (б), (б ).

Списывание с печатного текста: Мой брат - рыбак. Он ловит рыбу. Развитие графических навыков письма.

Списывание с доски: Борис, Барсик, Бобик.

У Бори барабан.

Борис бил в барабан. –

обучение первоначальному письму.

35.

Буквы Б, б, обозна-чающие согласные звуки (б), (б ). Различие понятий: форма слова, родственные слова.

Различие: формы слова – родственные слова:

Форма родственные

слова слова  дуб, дубок

два дуба дубрава

у дуба дубовый

под дубом дубинка

в дубе

Пословицы, поговорки, потешки, считалки – развитие памяти.

36.

Буквы Д, д, обозна-чающие согласные звуки (Д), (д ).

Добавление пропущенных букв в предложения:

…аю…я заби…ает г…оз…и. Папа принес холо…ную …о…у в …е…ре.

Придумывание имен, которые пишутся с буквы Д, а затем с буквы В.

Замените звук В звуком Д (сода). Подчеркните буквы В и Д. Вал – дал; ветка – детка; ваша – Даша.

37.

Чтение слов с буквами Д, д.

Закрепление изученного.

Придумывание предложений, используя слова: дым, дорога, деревня, ворона, воробей, трава, гнездо. Закрепление дифференциации букв В – Д, анализа структуры предложения по словам.

Закрепление дифференциации букв В-Д на письме, развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

38.

Буквы Я, я, обозначающие звуки (Й А).

Письмо под диктовку: Маня, Яна, Яков, Витя, Соня, Катя. Подчеркни слог с буквой Я.

Списывание с доски с печатного текста: Яша – жадный мальчик и т.д.

39.

Буква Я – показатель мягкости согласных звуков.

Слоговой анализ слов: Зо-я, Ра-я, Я-ша, мой, моя, май – закрепление сложных форм фонематического анализа и синтеза.

Списывание: Надя, Аня, тетя, дядя, няня. Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные.

40.

Чтение текстов. Повторение изученного.

Большая буква в именах и фамилиях. Составление схемы предложения: А Яша не отходил от своих игрушек. – развивать умение работать с предложением, текстом.

Большая буква в начале предложения, точка – в конце.

Слоговой диктант. – развитие умения воспроизводить буквы на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное занятие в подготовительной группе для детей с ФФНР "В гостях у сказки"

Открытое фронтальное занятие в подготовительной группе с ФФНР, проведённое в рамках аттестации. Занятие построено на сюжете русской народной сказки "Гуси-лебеди"....

Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».

Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год.  Программа предназначена  для зан...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ФФНР Тема «Звуки м - м’»

Тема «Звуки м - м’»Тема открытого занятия «Звуки м - м’» Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м\' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в...

Открытое занятие в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого занятия в подготовительной группе для детей с ФФНРЛексическая тема «Зима». Звуки [ф], [ф/],[в], [в/]. Буква В , в...

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей с ФФНР в подготовительной группе

Перспективный план по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе на занятиях...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету» Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету». Автоматизация звука [Р] в словах и пр...