Таблица "Нарушения письма у детей"
статья по логопедии по теме

Данная таблица представляет собой краткую классификацию нарушений письменной речи по видам нарушений (кроме нарушений, обусловленных афазией).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikaciya_narusheniy_pisma_u_detey.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица «Классификация нарушений письма у детей»

Виды нарушений письма

Проявления

Методы обследования

Приемы коррекции

Нарушения письма вследствие акустической агнозии и дефектов фонематического слуха

  1. Буква не воспринимается как графема
  2. Буква не связывается с соответствующим ей звуком и наоборот
  3. Буквы не соединяются в слова или записываются в беспорядке
  4. Нарушения звуко-буквенного и словесного анализа и синтеза
  5. Чрезвычайное замедление скорости письма
  1. Диктант слов или фраз с последующим пересказом и сочинением. Составление слов из букв разрезной азбуки. Списывание.
  2. Чтение.
  3. Проверяется устная речь с обязательным повторением  трудных и новых слов, слогов с оппозиционными звуками.
  4. Исследуется состояние звукового анализа (предварительно следует помочь ребенку понять задание).
  1. Исправление произношения преимущественно путем развития фонематического анализа.
  2. Работа по дифференциации артикуляций.

Нарушения письма вследствие нарушений устной речи

Ошибки на письме, аналогичные дефектам в устной речи (отсутствующий звук в устной речи ведет к пропуску обозначаемой им буквы на письме, замены букв, обусловленные заменами звуков в устной речи и др.)

  1. Обследование устной речи
  2. Письмо под слуховую и зрительную диктовку
  3. Нахождение под слуховую и зрительную диктовку букв, слогов и слов в специальных таблицах
  4. Самостоятельное письмо по специально подобранным картинкам
  5. Списывание с печатного и рукописного шрифта
  6. Составление слов из букв разрезной азбуки
  1. Коррекция нарушений устной речи
  2. На начальных стадиях обучения широко используются «обходные пути»(опора на зрительный, двигательный образ слов).

Дисграфии при ускоренной речи

Пропуск и перестановка не только букв и логов, но и целых слов, фраз, недописывание слов и фраз

  1. Медленное списывание с доски вслед за логопедом
  2. Самостоятельное письмо под медленную диктовку
  3. Списывание по слогам и словам под такт, задаваемый логопедом
  4. Произнесение перед зеркалом слов, коротких фраз с последующим их записыванием

Дисграфии на почве нарушений произносительного ритма

Пропуск гласных букв, целых слогов, недописывание окончаний слов, буква и может заменяться на букву й

  1. Работа над четким ритмическим произношением слов
  2. Зрительный диктант слов

Оптическая аграфия и дисграфия:

а)литеральная

б)вербальная

Смешение букв вследствие нечеткого представления различий между ними

  1. Детальное указание на различия между сходными буквами
  2. К смешиваемой букве (слову) подбираются сходные по начертанию буквы (слова)

Дисграфии на почве зеркального письма

Элементы букв и слов часто пишутся справа налево

  1. Логопед медленно передвигает руку ученика слева направо
  2. Ребенок обводит наклеенные, вырезанные или четко написанные буквы

 своей рукой

  1. Сравнивается зеркальная буква с ее правильным написанием
  2. Медленное списывание под непосредственным наблюдением педагога

Другие случаи нарушений письменной речи

Смешение букв

Различение артикуляции и произношения гоморганных звуков. При обучении широко используется зеркало. В дальнейшем произношение завершается записыванием.

Перестановка, пропуск, недописывание  букв и  слогов

  1. Многократное произнесение слова вслух перед его звуковым анализом, за которым следует его прочтение с отбиванием слогового ритма, запись слова.
  2. Запись слова с проговариванием
  3. Складывание слогов и слов из букв разрезной азбуки

Упорные нарушения связи буквы со звуком

При письме возникает ошибочный образ буквы либо не возникает вовсе

Выделение соответствующего звука из речи и укрепление его связи с буквой всевозможными способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Веселые прописи"(подготовка руки к письму) для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка, задачи, этапа обучения, календарно - тематическое  планирование, приложения, список использованой литературы....

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статья раскрывает актуальную проблему  формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей с ОНР. Конспекты фронтальных логопедических занятий для детей подготовительного к школе возраста с ОНР.Темы: "Ударный слог";"Уд...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями   заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...

Из опыта работы: «Письма-рисунки дети детям".

Во время самоизоляции, детям не хватало общения друг с другом и они стали посылать письма-рисунки. И в этом им помогали родители и я. Родители пересылалимне рисунки и писали о том, что ребенок хо...