Аналитический отчёт логопедической работы.
материал (логопедия) на тему

Дорошова Елена Викторовна

Аналитический отчёт логопедической работы.

Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.   

 Перед собой ставила следующие задачи:

1. Выявить особенности  и трудности  в речевом развитии.

2. Определить структуру  речевого  дефекта.

3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

4. Поставить заключительный речевой диагноз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchyot_lazarevo.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Целью моей деятельности за 2011-2012 учебный год являлось, совершенствование фонематического  восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

I. Диагностика.

Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.   

 Перед собой ставила следующие задачи:

1. Выявить особенности  и трудности  в речевом развитии.

2. Определить структуру  речевого  дефекта.

3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

4. Поставить заключительный речевой диагноз.

Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.

      При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.

Перечень методик логопедического обследования

В работе использовались схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР

Г.А. Волковой,

- «Альбомы по развитию речи» Т.В.Володиной.

 - «Альбом для логопедов» О.Б.Иншаковой.

- логопедические тесты  Е.Косинова.

- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова.

- Методическое пособие Н.В.Микляева  Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста.

- Методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина  Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов и т.д.

- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко.

- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова. и т.д.

В ходе диагностики у детей дошкольного возраста были выявлены следующие нарушения речи

Всего 25 человек из них:

Дислалия- 1чел. (4 %)

ФФН -24 чел. (96 %)

Результаты обследования показали необходимость проведения коррекционной работы с детьми.

С результатами диагностики были ознакомлены администрация МОУ, воспитатели, родители.

На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.

 

II. Консультирование.

В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:

- оказание помощи родителям и воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;

- своевременное оказание логопедической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей;

- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.

В течение 2008-2009 уч.года было проведено 143 консультаций.

Было проконсультировано: - родителей: 25 чел.

                                                - педагогов: 11 чел.

Консультации проводились в индивидуальном режиме. Родители обращались по различным интересующим их проблемам.

Темы консультаций:

- Артикуляционная гимнастика.

- Развитие мелкой моторики.

- Выполнение домашнего задания.

- Развитие мышления.

- Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.

- Проявление заикания у детей.

- Речевые игры дома.

-Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях и т.д.

В ходе консультирования родителям предлагались результаты логопедических обследований их ребёнка, обозначались проблемы речевого развития и семейного воспитания, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности родителей и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

III. Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.

Коррекционно-развивающая работа была организована с сентября 2011 года по май 2012 года. В связи с проведённой диагностикой, в течение года с детьми старшей и подготовительной группе проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

- развивать фонематическое восприятие и слух;

- развивать органы артикуляционного аппарата;

- развивать дыхание;

- развивать связную речь;

- обогащать словарь;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- вызвать звук;

- автоматизировать звук;

- дифференцировать звук;

- развить психические функции;

- развить мелкую моторику;

- учить детей понимать обращённую к ним речь.

Подгрупповые занятия проводились 2 раза в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий 20-25 мин. В течение года прошло 260 занятий. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин. В течение года прошло 1475 занятия.

Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: пальчиковая  гимнастика, артикуляционная гимнастика, развивающие упражнения, динамическая пауза,  развивающие упражнения, итог занятия.

На индивидуальных занятиях проводились:

- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

- упражнение по развитию дыхания;

- игры на развитие психических процессов;

- работа над связной речи;

- упражнения по развитию фонематических процессов;

- работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении.

Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностическом исследование. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице № 1- 2

Обследование речевого развития детей на начало 2011 – 2012 уч.г.

Таблица №1

Обобщающие результаты проведённых исследований.

Уровни развития

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Лексика

Грамматический строй речи

Связная речь

Мелкая моторика

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий

32%

75%

68%

60%

60%

80%

Средний

40%

56%

4%

16%

28%

20%

3%

28%

3%

28%

3%

8%

Низкий

80%

12%

96%

9%

72%

12%

88%

12%

88%

12%

88%

12%

Для большей достоверности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагностики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет.

 Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика.

Состояние  фонематических процессов дошкольников в конце учебного года после завершения  обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития фонематических процессов было 96 %, в конце года число детей с низким уровнем снизилось до 9 %. Состояние  связной речи дошкольников в конце учебного года после завершения  обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития связной речи было 88 %, в конце года число детей с низким уровнем составило 12%. За период с 2008 –2009 год из общего числа детей  (26 чел.), показали высокий уровень речевого развития (6 чел) – 23,07 %. Результаты коррекционно – развивающей работы следующие: (21 чел) – 63,6 % положительная динамика, (9 чел) – 34,61 % продление курса, (3 чел) – 9 % выбыли по различным причинам.

Эффективность коррекционной работы за 2008 – 2009 уч.г. наглядно показано в диаграмме № 1 – 2.

Диаграмма № 1

Диаграмма речевого развития детей на начало 2011-2012 уч.г.

Диаграмма № 2

Диаграмма речевого развития детей на конец 2011-2012 уч.г.

IV. Просветительско-профилактическая деятельность

В просветительско-профилактической деятельности ставились и решались следующие задачи:

- обеспечение логопедической готовности к школе воспитанников старшей и подготовительной групп;

- формирование у родителей, педагогов дошкольного и школьного образовательного учреждения логопедической компетентности, а так же потребности в логопедических занятиях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.

В 2011-2012 уч.году сложилась определённая система просветительско - профилактической работы в МДОУ «Лазаревский детский сад №49», включающая в себя следующие аспекты:

- проведение открытых занятий для воспитателей и педагогов. В октябре 2011 г. проводилось открытое логопедическое занятие в старшей группе с подгруппой детей из 6 – х чел. на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]». Цель: распространение опыта по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.  В апреле 2011г. провела открытое логопедическое занятие в подготовительной группе с подгруппой детей из 6-х чел. на  тему «Почта». Цель: Развитие диалогической речи, речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.

- организация индивидуальных и групповых просветительских консультаций для воспитателей (25) в сентябре тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии правильного звукопроизношения», в декабре тема: «Виды речевых нарушений и их причины» и т.д. - организация индивидуальных и групповых просветительских консультаций для родителей (27) в сентябре тема: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи», в ноябре «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях» и т.д.

- выступления на родительских собраниях (2) в сентябре «Речевые нарушения и причины их возникновения», в декабре  «Речевая подготовка детей к школе в семье»

- оформление информационных стендов для педагогов и родителей тема: «ЗРР - задержка речевого развития», «Основные этапы нормального речевого развития ребёнка», «Если ребёнок не говорит» и т.д.

- выпуск информации под рубрикой «Советы логопеда» для родителей, воспитателей, учителей и педагогов ( игры и упражнения по развитию речи, графические упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук и т.д.)

V.  Повышение квалификации и самообразование.

В  2007г. прошла аттестацию на II квалификационную категорию.

В  2008г. повышала свою квалификацию в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области по образовательной программе «Повышение квалификации учителей - логопедов»

- изготовила серию игр направленных на коррекцию звукопроизношение «Волшебная коробочка» и т. д., развитие мелкой моторики «Штанишки» и т.д.

- обновила демонстрационный и диагностический материал, материал для занятий.

- изучила следующую литературу:

1. «Коррекция нарушений речи у дошкольников » Часть I  Л.С.Сековец.

2. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно»

3. «Психолого – педагогическая диагностика» И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная

VI. Вывод

Запланированная работа на  2011 -2012 учебный год  в полном объеме выполнена.

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.

Особенно удачными считаю следующие мероприятия:

1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей и педагогов через использование новых форм работы.

Отрицательные моменты считаю:

1. Консультации педагогов т.к. не желание педагога идти на контакт.

2. Болезнь детей.

3. Недостаточное обеспечение кабинета учителя-логопеда методической литературой.

4. Низкая потребность родителей в применении логопедических знаний в воспитании и развитии своих детей.

    В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей с ФФН, содержать в себе все вышеперечисленные требования.

Планирую изучать новые источники, методики и т.д.

Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.

Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов и родителей, используя новые современные формы работы.

Организовывать коррекционно-развивающую работу, направленную на подготовку детей к обучению в школе.

VI. Перспектива.

Приобретение логопедических пособий.

Оформление кабинета.

Развитие интереса родителей к логопедической работе.

Продолжить изучение проблем речевого развития у дошкольников.

 Активно приобщать родителей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.

Расширять рамки консультаций и просветительско- профилактической работы с родителями и педагогами через интерактивные формы деятельности:

- дискуссионные клубы,

- родительскую школу,

- совместные занятия учителя-логопеда с педагогами.

Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и коррекционных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт о работе за 2013-2014 учебный год

Аналитический отчёт о работе за 2013-2014 учебный годСостав средней группы № 6 «Почемучки»:Всего человек: 22           Возраст детей 4-5 летМальчиков:...

Аналитический отчёт о работе в подготовительной группе №…. за 2014-2015 уч. год

В  подготовительной группе  всего … человек, из них  1….  мальчиков и 1…  девочек.Возраст детей от 6 до 7 лет. Большая часть детей нашей группы находятся в едином коллективе...

Аналитический отчёт о работе в подготовительной к школе группе «Подсолнухи» за 2014-2015 учебный год

Аналитический  отчёт  о  работе  в   подготовительной к школе группе  «Подсолнухи»...

Аналитический отчёт о работе за 2015__-2016__ учебный год в логопедической группе "Солнышко"

Общая характеристика группы. Оособненности осуществления образовательного процесса.Условия осуществления образовательного процесса.Результаты образовательной деятельности.Распространение педагоги...

Аналитический отчёт о работе педагога-психолога Мельниковой Ирины Сергеевны МБДОУ «Детский сад №85» за 2015-2016 год

Основными проблемами, с которыми в течение года обращались родители воспитанников являлись: адаптация к ДОУ, агрессивное поведение ребёнка, развитие познавательных процессов, подготовка детей к ...