пособия по автоматизации звуков
материал по логопедии по теме

Веселова Екатерина Сергеевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobiya_dlya_avtomatizacii_zvukov.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

Пособия для автоматизации звуков

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. /Ян Коменский/

На сегодняшний день многие дети находятся на этапе автоматизации звука в слогах, словах и самостоятельной речи. Поэтому возникла необходимость порекомендовать вам игры, которые позволят не только создать коррекционно-развивающую среду в группе, но и добиться успешного закрепления звуков в речи детей, ведь ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи - это огромный труд для ребенка. И поэтому задача взрослых - так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.

Очень интересны и любимы детьми игры - бродилки. Цель этой игры может быть разной, благодаря чему у таких игр множество вариантов. Так, например, игра – бродилка «Путешествие Даши» по одноименному мультфильму. На игровом поле расположены буквы, по которым следует передвигаться фишками, бросая кубик и определяя количество «шагов». Останавливаясь на букве ребенку необходимо придумать слово, начинающееся на данную букву. Если ребенок затрудняется, то ход пропускает. Финал игры – кто первый дойдет до финиша. Один из вариантов такой игры может быть придумывание предложения с заданной картинкой, которая находится рядом с буквой, или подбор прилагательных к этому предмету.

Следующая игра – это «Звуковые дорожки». Она направлена на автоматизацию изолированного звука. Ребенком пальчиком проводит по дорожке, произнося соответствующий звук. Звуковыми дорожками могут служить различные лабиринты, путаницы и даже простые изображения предметов, которые необходимо обвести пальчиком по контуру. Для наибольшего интереса такие звуковые дорожки помещают в мультифору и ребенок может фломастером рисовать по этим дорожкам. А после завершения игры фломастер легко удаляется тряпочкой.

Одна из игр, которая не только закрепляет звук в словах, но и развивает мелкую моторику – называется «Калейдоскоп». На коробку приклеиваются горлышки от пластиковых бутылок, а под каждую крышку помещается картинка. Ребенок откручивает крышки и называет какая картинка у него под крышкой. Одним из вариантов этой игры может быть составление звуковых схем, если крышки подобрать соответствующего цвета (красные - гласные, синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные)

Для развития мелкой моторики и мышления у детей с нарушениями речи было придумано такое пособие: на кусок фанеры (размером 1030 см) прикреплено четыре верхние части от пол-литровых пластиковых бутылок разного цвета (розового, синего, зеленого и желтого) с такими же пробками. Внутри каждой бутылки лежит такой же платочек. На первом занятии задача ребенка состоит в том, чтобы открыть крышки, вытащить платочки, закрутить крышки, потом опять открутить, сложить платочки в соответствующие бутылки и закрутить соответствующей крышкой. На следующем занятии задача усложняется: нужно навести порядок с платочками и крышками, не видя начального варианта. Затем перед ребенком выкладывается схема, на которой большим кругом обозначается цвет бутылки, квадратом - цвет платочка, а маленьким кругом - цвет крышки. Требуется собрать бутылки в соответствии со схемой. Например: в синюю бутылку вложить красный платочек и закрутить зеленой крышкой, в желтую бутылку - синий платочек, закрутить красной крышкой и т.д. На каждом занятии ребенку предлагается новая схема. Для самостоятельной игры детям можно предложить самим составить схему и самим скомпоновать бутылки по заданию товарища.

При работе над постановкой речевого дыхания с большим успехом используется приспособление «Волшебный ободок». Это обыкновенный девичий ободок, к которому прикручена толстая проволока на расстоянии 15-20 см. К концу проволоки привязано несколько ниточек новогоднего дождика. Надевая ободок на ребенка, логопед предлагает отправиться в полет. Самое замечательное в этом приспособлении то, что ни заставлять, ни поправлять ребенка не нужно, он сам занимает верное положение при дыхании. Поскольку, если наклонить или поднять голову неправильно, дождик располагается либо слишком близко, либо слишком далеко от губ и тогда «запустить самолет или ракету в полет» невозможно.

Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, а также для дифференциации звуков в словах предлагается такая игра. Из картона вырезается лестница в виде буквы Л и радуга. На разноцветные прищепки двусторонним скотчем приклеиваются картинки, в названиях которых есть данные звуки. Задача ребенка сконструировать радугу с помощью прищепок где картинки в названиях которых звук Р и лесенку с картинками на звук Л.

«Звуковые нелепицы» Эта игра представляет собой 2 пластинки, которые надеваются на штырьки и могут свободно вращаться. Сверху закрывается коробкой на которой располагается стрелка. На одну из пластинок накладываются бумажные диски, которые содержат картинки на определенный звук. На другую пластинку накладывается бумажный диск, который изображает какое-либо действие, или предметы, которые можно связать с первым диском. Задача ребенка раскрутить диски, назвать «выпавшую» картинку и придумать предложение. Например: «Кошка живет в болоте».

Таким образом, целенаправленная работа по коррекции речи у детей стимулируется при использовании этого небольшого перечня игр и способствует более быстрому и успешному исправлению этих недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по автоматизации звуков "Стрелки"

Пособие помогает повысить эффективность  работы по автоматизации звуков в отдельных словах. Инновационный характер разработки заключается в целесообразном слиянии наглядности, действий и речи. Де...

Пособие по автоматизации звуков "Сказочные истории разноцветных гномов"

В пособие входят игры, упражнения  по формированию правильной речи, совершенствованию работы артикуляционного аппарата, движений пальцев рук детей дошкольного возраста. ...

Использование игровых наглядных пособий при автоматизации звуков у дошкольников

          В последнее время значительно возросло количество детей с нарушениями речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах компенсирующего назначения, ...

Учебно-методическое пособие по автоматизации звуков

Учебно-методическое пособие по автоматизации звуков...

Дидактические пособие для автоматизации звуков.

ИГРЫ-ХОДИЛКИ. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для автоматизации звуков [С], [Сь], [Ш], [Ж], [Л], [Р], [Рь]. Пособие многофункционально. Кроме соревнования с использованием кубика и фишек можно просто назыв...

Пособие для автоматизации звуков "Лиса и Колобок"

Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, при помощи которого можно автоматизировать изолированные звуки, звуки в составе слогов и слов,развивать навыки общего и речев...

Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»

В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...