"Дифференциация звуков [С] и [Сь]"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Савостина Светлана Борисовна

Конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР.Подготовительная группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия

на тему «Дифференциация звуков [С] – [СЬ]

(подготовительная к школе группа для детей с ОНР)

Цели занятия.

  1. Закрепление правильного произношения и различения звуков [С] и [СЬ].
  2. Выделение звуков [С] и  [СЬ] из слогов и слов.
  3. Согласование имен  прилагательных с именами существительными мужского и женского родов.
  4. Развитие фонематического слуха.
  5. Закрепление дифференциации звуков [С] и [СЬ]  фразах при произнесении их на одном выдохе.
  6. Воспитывать умение говорить интонационно-выразительно, в умеренном темпе.

Оборудование: предметные картинки: сито, собака, сумка, гусята,

                         васильки, песок, самокат, сено, спутник, письмо,

                         стакан, апельсин, судак, фигурки гусыни и гусят,

                         фланелеграф, слоговые таблицы, овощи и фрукты для

                         игры «Угадай на вкус», кубики и губки.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

  Логопед: – Назовите себя ласково, как вас называет мама.

Введение в тему.

Логопед: - Я буду называть слова, а вы произносите их так, чтобы они звучали ласково.

Нос- … (носик)        лиса - …(лисичка)         усы - …(усики)

Пес - …(песик)        коса - …(косичка)         колесо - …(колесико)

Логопед: - Как звучит  звук (С) в слове пес и песик?

              - Сегодня мы будем учиться различать звуки (С) и (СЬ).

  1. Основная часть.

Актуализация имеющихся знаний у детей.

*Характеристика звуков (С) и (СЬ)

Звук (С) – глухой, твердый; звук (СЬ) – глухой, мягкий.

Логопед: - Посмотрите, у меня в руках кубик и губка. Если я говорю слог

                с твердым согласным, то поднимите кубик, а если с мягким –

                губку.

Игра «Кто самый внимательный»

АС – АСЬ      ОС – ОСЬ      УС – УСЬ      ИС – ИСЬ

СЯ – СА        СЕ – СО         СЮ – СУ       СИ – СЫ

  1. Логопед предлагает детям из ряда предметных картинок выбрать такие, в названиях которых есть мягкий звук (СЬ).

Дети проговаривают названия оставшихся картинок. Устанавливается, что в их названиях есть твердый звук (С).

  1. Закрепление произношения звуков (С) и (СЬ) в рифмованных текстах.

СА-СА-СА                        СУ-СУ-СУ                              СА-СЯ-СА

СЯ-СЯ-СЯ                        СЮ-СЮ-СЮ                           СО-СЕ-СО

СО-СО-СО                       СЫ-СЫ-СЫ                             СЮ-СУ-СЮ

СЕ-СЕ-СЕ                         СИ-СИ-СИ                               СЫ-СИ-СЫ

СО-СО-СО – У Вовы колесо.

Са-СА-СА -  На столе сидит оса.

СЫ-Сы-Сы  -  У осы усы, усы.

СУ-СУ-СУ – Гоните осу.  

АС-АС-АС -  Гости у нас.

УСЬ-УСЬ-УСЬ – Далеко пасется гусь.

Ос-ОС-ОС- На поляне много ос.

У осы не усы, а усики. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Весна да осень – на дню погод восемь.

  1. Игра «Сосчитай гусят».

    Логопед: - А теперь решим задачу про гусыню и гусят.

                    За гусыней гуськом шли восемь гусят (прикрепляются на

                   фланелеграфе). Один гусенок отстал, два отстали, а 3 гусенка

                   спрятались в кустах. Сколько осталось гусят?

                  - Одного гусенка утащила лиса. Сколько осталось гусят?

  1. Физминутка.

        Самолеты загудели, самолеты полетели.

        На полянку тихо сели да и снова полетели.

  1. Игра «Раз, два, три».

Упражнения в согласовании имен прилагательных с именами существительными. Каждый ребенок получает по одной картинке. На счет «три» - поднимает те картинки, про которые можно сказать «синий». Произносят словосочетания (синий платок). Затем проверяются те картинки, которые остались – про них можно сказать – «синяя».

  1. Чтение рассказа с договариванием слов.

Рассказ «Собака Симка» (из книги «Учитесь правильно говорить»).

Кто найдет в тексте больше слов со звуками (С) и (СЬ).

  1. Заучивание стихотворения «Сова»

                              В лесу темно,

                              Все спят давно.

                              Одна сова не спит,

                              На суку сидит,

                              Во все стороны глядит.

  1. Чтение слоговых таблиц. (Са, су, сы, си….)

  1. Игра «Угадай на вкус».

Дети с закрытыми глазами пробуют на вкус овощи и фрукты и описывают их вкус: кислый, сладкий, соленый.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Логопед: - Какие звуки мы сегодня учились различать?

                Какая игра вам больше всего понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...