Диагностический инструментарий детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Скотникова Елена Сергеевна

В данном материале представлены диагностические методики для обследования детей 5-6 лет с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instrumentariy_obsledovaniya_detey_s_onr.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОНР - III УРОВЕНЬ, 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5 ЛЕТ)

Инструментарий обследования моторных функций детей с ОНР

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование движений рук и плечевого пояса.


а) Подними руки вверх (покажи, какой ты большой);

б) Покажи, как летают птицы, машут крыльями.

 

 3 б - правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза.

2б - выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе.

1б – неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются.

0б - не способен выполнить движение





2. Исследование движений туловища.


а) Покачайся, как маятник часов (тик-так);

б) Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать).

3. Исследование движений ног и сохранение равновесия.


а) Покажи, каким ты был маленьким (приседание);

б) Покажи, как петушок стоит на одной ноге;

в) Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира);

г) Перешагивай через «лужи» или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен).

4. Исследование статической координации движений.


а) Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд.

5. Исследование динамической координации движений.


а) Шагай, как солдат (маршировка);

б) Выполни подряд 3 приседания.

6. Исследование пространственной ориентации по подражанию.


а) Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки;

б) Пройди по кругу и встань в центр;

в) Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование кинестетической основы движений.

а) Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе;

б) Покажи «ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе;

в) Покажи колечко (поочередно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой);

г) Покажи «очки» (одновременно двумя руками).

3б – выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе;

2б – заторможенность и нескоординированность движений при выполнении;

1б – наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений;

0б - отказывается от выполнения задания.

2. Исследование кинетической основы движений.

а) Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки «Сорока-сорока»);

б) Пальчики «здороваются» (поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук);

в) « Игра на пианино »;

г) Кулак - ребро - ладонь.

ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование двигательной функции губ

Удерживать позы под счёт до 5.

а) сомкнуть губы;

б) округлить губы – звук «О»;

в) «трубочка» - звук «У»;

г) «хоботок»;

д) улыбка;

е) поднять верхнюю губу;

ё) опустить нижнюю губу;

ж) одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю;

з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

3б – правильно выполняет движения;

2б – выполняет замедленно и напряженно;

1б – выполняет с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0б - не выполняет движений.

2. Исследование двигательных функций языка.

а) «лопаточка», под счёт до 5;

б) обнять верхнюю губу, под счёт до 5;

в) «часики»;

г) «лопатка» - «иголка»;

д) «спрячь конфетку»;

е) «качели»;

ё) выдвинуть широкий язык вперёд, а затем занести назад в рот;

ж) стоя вытянуть руки вперёд, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза.

3. Обследование мимической мускулатуры.

а) нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб;

б) сомкнуть веки (легко, плотно), закрыть правый, затем левый глаз, подмигнуть;

в) надуть левую, затем правую, затем обе щеки, втянуть щёки в рот;

г) выразить: удивление, радость, испуг, грусть, злость;

д) свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье.

4. Исследование продолжительности и силы выдоха.

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке;

б) подуть на ватку, листок и т. п.

3б – выдох длительный;

2б – выдох укороченный.

Инструментарий обследования речевого развития

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование звукопроизношения

(таблица в приложении)

Ребёнку предлагается назвать картинку с исследуемым звуком, затем повторить слово за логопедом.

3б – безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях;

2б – изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению;

1б – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован;

0б - в любой позиции звук искажается или заменяется

2. Состояние просодики.

а) ребёнку предлагается произнести потешку быстро, медленно, громко, тихо;

б) произнести медленно, чётко скороговорку.

3б – ребёнок говорит отчётливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2б – недостаточно чётко произносит;

1б – не владеет умением замедлять, убыстрять темп;

0б – не выполнил задание.

3. Обследование звуко-слоговой структуры слова и предложения.

Повторить за логопедом слова: скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр.

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Птичка вылетела из гнезда.

3б – правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления;

2б – замедленное послоговое воспроизведение;

1б – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0б – не воспроизводит.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Повторение слогового ряда.

ба - ба - па                  па - ба - па                                                                                                                                                                                                                                                        та - да - та                   да - та - да                                                                                                                                                                                                              га - ка - га                   ка - га - ка                                                                                                                                                                                                          

      ба - бя - ба                  бя - ба - бя                                                                                                                                                                                                    

      са - ша - са                     ша - са - ша

      жа - за - жа                     за - жа - за

      ча - ша - ча                     ша - ча - ша

     ла - ра – ла                       ра - ла - ра

3б – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;

2б – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому;

1б – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0б - не воспроизводит.

2. Состояние фонематического анализа и синтеза.

Назвать первый звук в словах: аист, Аня, Ира, осы, ухо.

3б – правильно отвечает с первой попытки;

2б – правильно отвечает со второй попытки;

1б – правильно отвечает с третьей попытки;

0б - отвечает неправильно.

6. Различение слов-паронимов.

Назвать картинки и определить отличия в названиях.

3б – называет и объясняет чем отличаются;

2б – называет, но не объясняет;

1б -  допускает ошибки;

0б – не справился с заданием.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование понимания лексики

1.1. Исследование понимания обобщающих слов по темам.

Покажи, где:

- птицы                      - транспорт

- дикие животные        - обувь

3б – правильно выполняет задания;

2б – выполняет после нескольких повторений;

1б – с трудом понимает обращенную к нему речь;

0б - не выполняет

1.2. Исследование дифференциации пред ложно-падежных конструкций

Покажи, где:

- мальчик входит в дом, выходит из дома;

- девочка ставит чайник на стол, берет чайник со стола;
- заяц сидит под кустом, выскакивает из-под куста.

2. Исследование дифференциации форм словообразования

2.1. Исследование понимания существительных с суффиксом -инк-.

Покажи:

- бусы - бусинку        

  1. машину – машинку

     - виноград - виноградинку 

2.2. Исследование понимания глаголов с различными приставками.

Покажи, где:

- выходит, заходит, подходит

     - заезжает, выезжает, подъезжает 

3. Исследование понимания словосочетаний и простых предложений

3.1. Исследование понимания словосочетаний.

Покажи:

-    ключом карандаш

  1. ключ карандашом
  2. положи карандаш на платок

-    накрой платком карандаш

3.2. Исследование понимания простых распространенных предложений.

Покажи картинку, где:

- девочка рвет цветы

- девочка играет в мяч

3.3. Исследование понимания вопросительных предложений.

Покажи:

  1. Кого ловит девочка?
  2. Чем девочка ловит бабочку?

-     Кто ловит бабочку?

3.4. Исследование понимания слов с противоположным значением.

Покажи, где:

- узкая - широкая (лента)

- что кислое - что сладкое

- толстая - тонкая (книга)

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование активного словаря

1.1. Исследование предметного словаря.

Я покажу, а ты назови части тела; пальцы,                                                                                                                                                                                                                                                                  живот, спина,  брови, грудь, ноги.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

3б -  дает правильный ответ;

2б – дает правильный ответ после небольшой помощи;

1б – форму образует неверно;

0б – задание не выполняет.

1.2. Исследование существительных, обозначающих части предметов.

Посмотри на картинки. Какие предметы на них изображены? Из каких частей состоят эти предметы?

  1. одежда (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс);
  2. детали машины (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор)

1.3. Исследование глагольного словаря.

Ответь на вопросы:

 - кто как передвигается? (птица, рыба, змея, заяц)

 - кто как голос подает? кто как ест? (кошка, воробей, мышь, корова, гусь)

 - что ты делаешь в течение дня? (подобрать семь слов-действий)

 - что делают люди этих профессий? (врач, повар, воспитатель, продавец, парикмахер - подобрать по два-три слова-действия по предъявляемым картинкам)

 - что делают девочки? (по предъявленным картинкам: шьет, вяжет, подметает, поливает, гладит)

1.4. Исследование словаря прилагательных (определений).

Назови слова-признаки:

 - цвет (оттенки: оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой)

 - качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый)

 - форму (овальный, четырехугольный)

2. Исследование словообразования

2.1. Употребление существительных

с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Я скажу про большой предмет, а ты - про маленький, ласково: шкаф, ваза, береза, миска, ухо                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                           

2.2. Образование названий детенышей

Скажи, как называют детенышей: зайца,                                                                                                                                                                                                                          волка, белки, собаки, медведя                                                                                                                                                                                                                    

3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

3.1. Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе

Я назову один предмет, а ты назови много:

 - ухо - уши                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    - дерево - деревья

- лист - листья                                                                                                                                                                                                                                                                                 - воробей - воробьи

3б - образует правильно практически все слова;

2б - образует правильно половину слов;

1б - образует правильно 1—2 слова, словосочетания;

0б - не образует слов, словосочетаний.



3.2. Исследование употребления существительных

в форме единственного числа творительного падежа.

Скажи, чем ты рисуешь:

- карандашом                                                                                                                                                                                                                           -  мелом

- ручкой                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  - кистью

3.3. Исследование употребления

предложно-падежных конструкций.

- где стоит машина (около дома)

- где летает бабочка (над цветком)

- от кого убегает мышка (от кошки)

3.4. Исследование употребления прилагательных

и существительных в единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода.

Посмотри на картинки. Скажи, что на них изображено и какого цвета изображенные предметы:

-  красные ягоды                                                                                                                                                                                                                                                        -  синее одеяло

-  желтые листья                                                                                                                                                                                                                                                       -  голубые глаза

3.5. Исследование употребления существительных с числительными.

Посчитай предметы: один карандаш, два карандаша,…, пять карандашей (тетрадь, ведро, яблоко, гриб)

4. Исследование связной речи

.

а) составление рассказа по картинке;

б) составление рассказа по серии картин.

Оценка смысловой целостности

3б - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2б - ребенок незначительно искажает ситуацию, не-

правильно воспроизводит причинно-следственные связи;

1б - выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения;

0б - отсутствие рассказа

Оценка лексико-грамматического оформления

3б -  рассказ оформлен грамматически правильно;                                                                                                                                                                                            

2б – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов;                                                                                                                                                                                    

1б - наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов                                                                                                                                                                                                                                          

0б -  рассказ не оформлен.

Оценка самостоятельности выполнения задания

3б -  самостоятельно подбирает и располагает картинки;

2б -  картинки располагает с помощью;

1б – раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам;

0б -  задание недоступно даже при наличии помощи.

Пересказ сказки, рассказа.

Оценка смысловой целостности

3б - воспроизводит все смысловые звенья;                                                                                                                                                                                                                    

2б - воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями;                                                                                                                                                                                    

1б - пересказ не полный, имеются значительные сокращения;                                                                                                                                                                                                                                          

0б - не выполняет задания.                                                                                                                                                                                                

Оценка лексико-грамматического оформления

3б -  рассказ составлен без нарушений лексических и

грамматических норм;                                                                                                                                                                                            

2б - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания                                                                                                                                                                                    

1б - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены                                                                                                                                                                                                                                            

0б -  пересказ недоступен                                                                                                                                                                                                

Оценка самостоятельности выполнения задания

3б -  самостоятельный пересказ                                                                                                                                                                                              

2б -  пересказ после минимальной помощи (1—2 вопроса)                                                                                                                                                                                    

1б - пересказ по вопросам                                                                                                                                                                                                                                            

0б -  пересказ недоступен                                                                                                                                                                                                

ОНР - III УРОВЕНЬ, 2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6 ЛЕТ)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб

а) руки вперёд, вверх, в стороны, на пояс;

б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения.

 3 б - правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза.

2б - выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе.

1б – неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются.

0б - не способен выполнить движение

 

2. Исследование статической координации движений

а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперёд. Задание выполняется в течение 5 секунд по 2 раза для каждой ноги;

б) стоять с закрытыми глазами, руки вытянуты вперёд, пальцы расставлены, рот широко открыт. Время выполнения задания – 5 секунд.

3. Исследование динамической координации движений.

а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;

б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование статической координации движений пальцев рук.

а) распрямить ладонь правой руки (пальцы вместе) и удерживать в этом положении, считая от 1 до 15;

б) то же выполнить левой рукой;

в) то же обеими руками одновременно;

г) те же упражнения проделать с ладонью с разведенными пальцами;

д) показать второй третий пальцы на обеих руках одновременно (5-8 раз);

е) выставить второй и пятый пальцы на обеих руках одновременно (5-8 раз);

ж) сложить первый и второй пальцы в кольцо на обеих руках одновременно (5-8 раз);

з) положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8 раз);

и) положить третьи пальцы на вторые на обеих руках (5-8 раз).

3б – выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе;

2б – заторможенность и нескоординированность движений при выполнении;

1б – синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений;

0б - отказывается от выполнения задания.

2. Исследование динамической координации движений

а) под счёт сжимать – разжимать кулак (5-8 раз);

б) держа ладони на поверхности стола, разъединять – соединять пальцы (5-8 раз);

в) распрямляя одну ладонь, сжимать в кулак другую (5-8 раз);

г) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8 раз);
д) поочерёдно соединять все пальцы руки с большим пальцем (упражнение сначала выполняется правой рукой, затем левой, затем обеими руками одновременно).

3. Пальцевый гнозис.

Ребенку предлагается не глядя на свою руку, вслед за логопедом воспроизвести различные позы пальцев:

а) все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

б) 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

в) указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

г) зайчик;

д) коза.

4. Действие с предметами.

а) выложить узор мозаики;

б) самостоятельно застегнуть пуговицы;

в) выложить из палочек фигуру по образцу;

г) нанизывать на нитку бусинки;

д) укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 палочек.

ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции.

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Исследование двигательной функции губ

Удерживать позы под счёт до 5.

а) сомкнуть губы;

б) округлить губы – звук «О»;

в) «трубочка» - звук «У»;

г) «хоботок»;

д) улыбка;

е) поднять верхнюю губу;

ё) опустить нижнюю губу;

ж) одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю;

з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

3б – правильно выполняет движения;

2б – выполняет замедленно и напряженно;

1б – выполняет с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0б - не выполняет движений.

2. Исследование двигательных функций языка.

а) «лопаточка», под счёт до 5;

б) обнять верхнюю губу, под счёт до 5;

в) «часики»;

г) «лопатка» - «иголка»;

д) «спрячь конфетку»;

е) «качели»;

ё) выдвинуть широкий язык вперёд, а затем занести назад в рот;

ж) стоя вытянуть руки вперёд, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза.

3. Обследование мимической мускулатуры.

а)нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб;

б) сомкнуть веки (легко, плотно), закрыть правый, затем левый глаз, подмигнуть;

в) надуть левую, затем правую, затем обе щеки, втянуть щёки в рот;

г) выразить: удивление, радость, испуг, грусть, злость;

д) свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье.

4. Исследование продолжительности и силы выдоха.

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке;

б) подуть на ватку, листок и т. п.

3б – выдох длительный;

2б – выдох укороченный.

Инструментарий обследования речевого развития

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование звукопроизношения

(таблица в приложении)

Ребёнку предлагается назвать картинку с исследуемым звуком, затем повторить слово за логопедом.

3б – безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях;

2б – изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению;

1б – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован;

0б - в любой позиции звук искажается или заменяется

2. Состояние просодики.

а) ребёнку предлагается произнести потешку быстро, медленно, громко, тихо;

б) произнести медленно, чётко скороговорку.

3б – ребёнок говорит отчётливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2б – недостаточно чётко произносит;

1б – не владеет умением замедлять, убыстрять темп;

0б – не выполнил задание.

3. Обследование звуко-слоговой структуры слова и предложения.

Повторить за логопедом слова: скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Саше понравился пластмассовый кораблик.

У девочки Дины котенок Тима.

3б – правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления;

2б – замедленное послоговое воспроизведение;

1б – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0б – не воспроизводит.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Опознание фонем.

а) поднять руку, если услышит звук А среди других гласных: А, У, Ы, О, А, У, Э, Ы, И;

б) хлопни в ладоши, если услышишь звук К среди других согласных: П, Н, М, К, Т, Р.

3б – опознаёт фонему;

2б – допускает ошибки, сам исправляет;

1б  - допускает ошибки исправляет с помощью;

0б – не опознаёт.

2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

а) звонких и глухих (п-б, т-д, к-г, ж-ш, с-з, в-ф);

б) шипящих и свистящих (с, з, щ, ш, ч);

в) соноров (р, л, м, н).

3б – различает фонемы;

2б – допускает ошибки;

1б – не различает фонемы одной из групп;

0б - не различает фонемы.

3. Повторение слогового ряда.

ба - ба - па                  па - ба - па                                                                                                                                                                                                                                                        та - да - та                   да - та - да                                                                                                                                                                                                              га - ка - га                   ка - га - ка                                                                                                                                                                                                          

      ба - бя - ба                  бя - ба - бя                                                                                                                                                                                                    

      са - ша - са                     ша - са - ша

      жа - за - жа                     за - жа - за

      ча - ша - ча                     ша - ча - ша

     ла - ра – ла                       ра - ла - ра

3б – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;

2б – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому;

1б – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0б - не воспроизводит.

4. Выделение исследуемого звука среди слогов.

Подними руку, если услышишь слог со звуком «С» (ла, ка, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си).

3б – выделяет звук;

2б – допускает ошибки, сам исправляет;

1б  - допускает ошибки исправляет с помощью;

0б – не выделяет.

5. Выделение исследуемого звука среди слов.

а) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Ж» (лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы);

б) придумай слова со звуком «З»;

в) определить наличие звука «Ш» в названии картинок (колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда).

6. Различение слов-паронимов.

Назвать картинки и определить отличия в названиях.

3б – называет и объясняет чем отличаются;

2б – называет, но не объясняет;

1б -  допускает ошибки;

0б – не справился с заданием.

7. Определение места звука в слове.

Определить место звука «Ч» в словах (начало, середина, конец).

3б – определяет в любом месте;

2б – выделяет в начале, середине или конце слова;

1б – выделяет только в начале или конце;

0б – не выделяет.

8. Раскладывание картинок.

Разложить картинки в 2 ряда: в первый со звуком «С», во второй со звуком «Ш».

3б – раскладывает верно;

2б – допускает ошибки, сам исправляет;

1б - допускает ошибки, исправляет с помощью;

0б – с заданием не справляется.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование понимания номинативной стороны речи.

а) показать называемые логопедом предметы;

б) узнавание предметов по описанию: «Покажи чем чистят зубы» по картинкам;

в) предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребёнка просят показать картинку с изображением вороны среди 2 картинок (ворона и ворота);

г) понимание действий, изображённых на картинках. Ребёнок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед;

д) понимание слов, обозначающих признаки: покажи, где круглый стол, а где прямоугольный, треугольный и прямоугольный флажок;

е) понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т. д.; повернись вправо, влево и т. д.

3б – правильно выполняет задания;

2б – выполняет после нескольких повторений;

1б – с трудом понимает обращенную к нему речь;

0б - не выполняет

2. Обследование понимания предложений.

а) выполнение действий: «Закрой, пожалуйста, дверь садись за стол», «Возьми из стаканчика карандаш, положи его на стол и садись»;

б) определить, что сделано раньше: «Я умылся после того, как сделал зарядку»;

в) ответить на вопрос: «кто приехал?» - «Петю встретил Митя»;

г) подобрать наиболее подходящее слово: «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьёв»;

д) исправить предложение: «Коза принесла корм девочке»;

е) какое из двух предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона»;

ё) выбрать правильное предложение: «Взошло солнце, потому что стало тепло», «Стало тепло, потому что взошло солнце»;

ж) закончить предложение: «Перелётные птицы улетели в тёплые края, потому что…».

3. Обследование понимания грамматических форм.

а) понимание логико-грамматических отношений. Показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла;

б) понимание отношений, выраженных предлогами: В ящике бочонок. Ящик за бочонком. На бочонке ящик. Бочонок перед ящиком.

в) понимание падежных конструкций: показать линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой;

г) понимание форм единственного и множественного числа: показать, де шар (шары);

д) понимание числа прилагательных: показать, о какой картинке говорят зелёный – (что?), зелёные - ?

4. Исследование понимания связной речи.

Послушай рассказ Л.Н. Толстого «Катя и Маша». Ответь на вопросы.

Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку.

Вопросы к тексту:

- Скажи, кто пошел в лес?

- Кого Катя взяла с собой?

- Что повстречали дети на своем пути? - Кого Катя посадила себе на спину?

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование словарного запаса.

а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках;

б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: стол, стул, шкаф…;

в) нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка – (что?), сапоги – обувь, а шуба – (что?);

г)называние детёнышей домашних и диких животных;

д) называние обобщённых слов по группе однородных предметов;

е) называние предмета по его описанию: как называется предмет в который наливают суп? Кто косой, слабый, трусливый? Что свети, сияет, греет?

 ё) называние признаков предмета: слова-антонимы (высокий-низкий..);

ж) подбор признаков к предметам;

з) называние действий: что делает? Как передвигается? Как кричит? Обиходные действия (шел – за-,вы-, у-)

и) название времён года, их последовательность, признаки;

й) подбор синонимов.

3б -  правильно называет слова;

2б – допускает ошибки, сам исправляется или после стимулирующей помощи;

1б – затрудняется выполнить задание.

2. Исследование словообразовательных процессов.

а) преобразование единственного числа в множественное;

б) образование уменьшительно-ласкательных форм существительного;

в) образование относительных прилагательных: варенье из вишни - …;

г) образование качественных прилагательных: если днём мороз, то день (какой?) - …;

д) образование притяжательных прилагательных: у волка лапа (чья?) - …;

е) согласование существительных с числительными;

ё)употребление предлогов.

3б – правильная форма;

2б – допускает ошибки, сам исправляется или после стимулирующей помощи;

1б – неправильная форма или отказ.

3. Исследование сформированности грамматического строя речи.

 а) составление предложений по картинкам;

3б – правильное выполнение;

2б – неправильный порядок слов; пропуск одного члена предложения; негрубые аграмматизмы; упрощение структуры предложения;

1б – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок; 0б - не составляет.

Составление предложений из слов в начальной форме:

Доктор, лечить, дети.

Сидеть, синичка, на, ветке.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Миша, собака, бросить, косточка.

3б – правильное выполнение;

2б -  неправильный порядок слов; пропуск одного члена предложения; негрубые аграмматизмы; упрощение структуры предложения;

1б – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок; 0б - не составляет.

Верификация предложений:

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была большая яма.

3б – правильное выполнение;

2б – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;

1б – ошибка не выявлена.

Дополнение предложений предлогами:

Лена наливает чай…чашки.

Птенец выпал…гнезда.

Щенок спрятался…крыльцом.

Деревья шумят…ветра.

Пёс сидит…конуры.

3б – правильное выполнение;

2б – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1б – неправильное выполнение или отказ.

4. Исследование связной речи

а) составление рассказа по картинке;

б) составление рассказа по серии картин.

Оценка смысловой целостности

3б - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2б - ребенок незначительно искажает ситуацию, не-

правильно воспроизводит причинно-следственные связи;

1б - выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения;

0б - отсутствие рассказа

Оценка лексико-грамматического оформления

3б -  рассказ оформлен грамматически правильно;                                                                                                                                                                                            

2б – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов;                                                                                                                                                                                    

1б - наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов                                                                                                                                                                                                                                          

0б -  рассказ не оформлен.

Оценка самостоятельности выполнения задания

3б -  самостоятельно подбирает и располагает картинки;

2б -  картинки располагает с помощью;

1б – раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам;

0б -  задание недоступно даже при наличии помощи.

Пересказ сказки, рассказа.

Оценка смысловой целостности

3б - воспроизводит все смысловые звенья;                                                                                                                                                                                                                    

2б - воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями;                                                                                                                                                                                    

1б - пересказ не полный, имеются значительные сокращения;                                                                                                                                                                                                                                          

0б - не выполняет задания.                                                                                                                                                                                                

Оценка лексико-грамматического оформления

3б -  рассказ составлен без нарушений лексических и

грамматических норм;                                                                                                                                                                                            

2б - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания                                                                                                                                                                                    

1б - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены                                                                                                                                                                                                                                            

0б -  пересказ недоступен                                                                                                                                                                                                

Оценка самостоятельности выполнения задания

3б -  самостоятельный пересказ                                                                                                                                                                                              

2б -  пересказ после минимальной помощи (1—2 вопроса)                                                                                                                                                                                    

1б - пересказ по вопросам                                                                                                                                                                                                                                            

0б -  пересказ недоступен                                                                                                                                                                                                

Инструментарий обследования ЗУН по обучению грамоте

ПРИЁМ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ

ОЦЕНКА В БАЛЛАХ

1. Обследование усвоения букв.

а) назвать указанную букву;

б) найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам): п, б, с, з, ш, ж, р, л, ц, к, г;

в) назвать буквы, написанные разными шрифтами;

г) указать правильно написанную букву рядом с зеркальным её изображением;

д) назвать букву, перечёркнутую дополнительными штрихами;

е) найти среди сходных по начертанию букв нужную.

3б – все задания выполнил верно;

2б – допускает ошибки, сам исправляется;

1б – все задания выполняет с помощью;

 0б -  не выполняет.

2. Обследование чтения слогов.

а) прочитать прямые слоги;

б) прочитать обратные слоги;

в) прочитать слоги со стечением согласных;

г) прочитать слоги с твёрдыми и мягкими согласными.

3. Обследование чтения и понимания слов.


















а) прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи): рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, шалаш, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички;

б) прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?»;

в) прочитать слово, найти его изображение по картинке и положить соответствующую надпись;

г) прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам: зуб – суп, жук – сук, папа – баба, коза – коса, уточка – удочка, шкаф – шарф, стол – ствол;

д) прочитать слова с пропущенными буквами: руч…а, …апочки и т. п.

3б – все задания выполняет;

2б – допускает ошибки при чтении, исправляет с незначительной помощью;

1б - побуквенное чтение; не понимает прочитанное;

0б - задание не выполняет.

4. Обследование анализа предложения.

а) определить количество слов в предложении;

б) назвать второе (третье…) слово в предложении;

в) составить графическую схему предложения;

г) придумать предложение к заданной схеме.

3б – выполняет все задания верно;

2б - допускает ошибки, сам исправляется или после незначительной помощи;

1б – затрудняется выполнить задание даже после стимулирующей помощи;

0б -  отказ.

5. Обследование звукового анализа слов.

1. Назвать первый ударный гласный звук: Оля, Аня, уши, осы.

2. Назвать ударный гласный звук в конце слова: ведро, гриб, чулки.

3. Выделить согласный звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай.

4. Определить последний согласный звук в словах: кот, сыр, стакан, щенок, стол.

5. Определить количество звуков в словах: ус, дом, коса.

6. Выделить последовательно каждый звук в слове: мак, сок, дым, стол, сито.

7. Собрать слово из заданных звуков: р, а, к; д, ы, м; р, у, к, и.

8. Придумать слова, состоящие из 3-4-х звуков.

9. Назвать слова с одним-двумя слогами.

10. Звуковой анализ слова. Составить схему: сом, сова.

  1. Определить сколько в слове    

гласных, согласных звуков, слогов.

  1. Придумать слово к заданной схеме.
  2. Придумать слово с заданным звуком (слогом) в начале (середине, конце).

3б – называет все звуки;

2б – допускает ошибки, сам исправляет или с незначительной помощью;

1б – с заданием не справляется даже после стимулирующей помощи;

0б – не выполняет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.

Настоящая собственная методическая  разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста по Правилам дорожного движения представляет собой результат опыта практической работы автора с детьм...

Диагностический материал детей старшего дошкольного возраста по разделу "Формирование элементарных математических представлений"

Карты педагогической диагностики для старшей и подготовительной группы по разделу ФЭМП...

Диагностический инструментарий для старшего дошкольного возраста

Диагностический инструментарий для старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста....